Воспитание как состовляющая образазовательного процесса за рубежом и в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Теоретические эпицентры воспитания в мире - США, Западная Европа, Япония и Россия. Сильна необходимость модернизации воспитания как потребности социального прогресса. Повышенное внимание к воспитательной проблематике показательно для российского общества. Оно появилось на волне острейшего социального кризиса, который влияет на сознание, чувства, характер каждого отдельного человека. Результатом такого влияния оказались потери высоких нравственных идеалов, асоциальное поведение молодежи, что свидетельствует о низкой эффективности её воспитания в современной России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………
ГЛАВА 1 ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ
1.1 Спор о путях воспитания…….…………..………………….
1.2 Приоритеты и проблемы……………………………………
Выводы по первой главе…………………………………………
ГЛАВА 2 ПРАКТИКА ШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
2.1 Самоуправление учащихся………………………………….
2.2 Гражданское воспитание…………………………………….
2.3 Воспитание в Турции…………………………………………
Выводы по второй главе ………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по ТимВоспитанию.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по первой главе

По данной главе можно сделать следующие выводы:

    1. теоретические эпицентры воспитания в мире - США, Западная Европа, Япония и Россия;
    2. теоретическая база воспитания постоянно обновляется и корректируется;
    3. существует множество национальных центров, занимающихся теорией воспитания;
    4. в каждой стране проблемы воспитания рассматриваются с учётом собственных задач и приоритетов;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ПРАКТИКА ШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

 

Главное в воспитании — духовное, нравственное становление  личности. При этом, с одной стороны, сохраняются традиции авторитарного воспитания, с другой — воспитание направляется на поощрение самостоятельности, эвристического мышления, коммуникативности, высокой культуры и гуманности.

    Педагог - роль и подготовка: В столкновении старых и новых веяний неоднозначно оценивается место наставника как одной из центральных фигур педагогического процесса. Играет роль традиция разделения функций воспитания и обучения. В США, например, в учебных заведениях, есть особая структура (деканофис), глава которой специально занимается вопросами воспитания. По-прежнему сильны традиции, при которых педагог обладает неким правом "вето", когда его суждения должны быть для ребенка "словом священным". Но такой подход выглядит всё более несостоятельным. Попытки сохранить его не дают желаемого результата. Даже в Японии, например, где учащиеся, особенно в начальной школе, подчиняются учителю беспрекословно, его культ не столь безоговорочен, как прежде. Послушанию, основанному на авторитаризме педагога, противостоят иные критерии педагогического труда: любовь к детям, инициативность, терпимость, открытость, умение сотрудничать с коллегами, учениками и их родителями. Подобные критерии сказываются на подготовке учителей. В педагогических колледжах США, например, предусмотрены курсы педагогического искусства и мастерства. На этих курсах уделяется особое внимание шлифовке речи, предлагаются позитивные модели общения. Например, рекомендуют обращаться к школьнику с просьбами в следующих формулировках: "Попробуй, это интересно и должно тебе понравиться", "Тебе это пригодится", "Если ты это сделаешь, будешь чувствовать себя хорошо" и пр. Одновременно предостерегают от слов, которые могут вызвать негативную реакцию ребёнка: угроза наказания, ссылка на собственный авторитет, апелляция к долгу, ответственности перед сверстниками и пр.

С подобными установками  перекликаются рекомендации французского педагога С. Френе. В своей книге "Педагогические инварианты" он предлагает тесты, ориентирующие на создание в  классе гуманных и демократических отношений. К тестам приложен код: зеленый цвет — рекомендации к применению, красный — отказ от использования, желтый — рекомендация эффективна в отдельных случаях. Вот один из таких тестов: "Ребенок не любит, чтобы его наказывали". Ответ — зеленый цвет.

Учитель играет особенно важную роль в воспитании и обучении. Он вовлекает своих питомцев в круг разнообразных проблем, показывает главные способы их решения. От его деятельности, в конечном счете, во многом зависит судьба человечества. Учителя — одна из наиболее массовых профессиональных групп интеллигенции. Учитель должен быть профессионально компетентным, политически лояльным, высоконравственным человеком. В США и Франции, например, претендент на пост учителя не должен иметь в прошлом судимостей, быть замешанным в аморальных проступках. В США, Западной Европе и Японии состав преподавательского корпуса разных ступеней образования имеет определенные отличия: в начальных школах больше женщин-преподавателей, в средних школах — мужчин. В России педагогические коллективы на всех ступенях общего образования прочно феминизированы.

Согласно некоторым  статистическим данным, учителя не испытывают особых перегрузок. Так, в  США в среднем на одного учителя  приходится около 17 учеников, в Западной Европе — 20, в Японии — 24, в России — 15. Однако в этих среднестатистических данных не учитывается то, что в районах, где сосредоточены основные массы учащихся, школы перегружены. Например, в Японии обычная наполняемость класса не менее 40 учащихся. В России из-за переполненности школ учителя вынуждены заниматься со значительной частью учеников во вторую и третью смены. Требование разгрузить переполненные классы — одно из постоянных в выступлениях французских лицеистов 1990-х гг. Учитель работает много и интенсивно. Так, во Франции обязательная недельная нагрузка учителя начальной школы составляет 27 ч., преподавателя средней школы — 12-18 ч. Недельная учебная нагрузка немецкого учителя в среднем 20 ч.

Предпринимаются специальные  меры, чтобы привлечь к профессии  учителя. В США, например, стремясь, возвести на почетный пьедестал учителя-интеллектуала, ежегодно устраивают национальный конкурс "Учитель года". Участники конкурса должны обладать глубокими профессиональными знаниями, успешно работать в школе, любить своих учеников и быть любимыми ими. Победителю торжественно вручается приз — хрустальное яблоко. Аналогичный конкурс организуется в России. Его победитель становится обладателем денежной премии и приза — хрустального пеликана. Иная ситуация в Японии. Традиция почитать наставника, учителя в крови у японцев. "Отступи на три шага, но на тень учителя не наступай", — гласит древняя мудрость. Если хотят подчеркнуть уважение к человеку независимо от профессии, его называют учителем.

  Оригинальная модель подготовки учителя предложена российским ученым В.А. Сластениным. Она построена на основе подхода, который позволяет формировать целостную личность учителя. Подобная модель предполагает, что современный педагог должен обладать началами экономического образования, умениями организационной и воспитательной работы, компьютерной грамотностью, высокой культурой, хорошим знанием иностранного языка, быть инициативным и ответственным человеком, иметь потребность в постоянном обогащении и обновлении знаний, способным к инновациям. Будущий учитель должен быть открыт для экспериментов и одновременно оставаться толерантным в отношении сложившейся организации обучения. Идеальный учитель должен обладать высокими моральными качествами, любить своих учеников. Личностные качества идеального учителя должны находиться в гармонии с профессиональными знаниями и способностями. У будущего учителя необходимо воспитывать культуру мышления. Он должен уметь самостоятельно приобретать информацию.

 

    Подготовка учителей в разных странах имеет общие и особенные черты.

 

Во Франции существуют две системы педагогического  образования: учителей начальных школ и преподавателей средних учебных  заведений. Учителей и преподавателей преимущественно готовят государственные  учебные заведения. Базовое педагогическое образование учителя начальной школы имеет двухзвенную структуру: 2 года в университете и затем 2 года в специальном педагогическом заведении обычной школы. Каждое из звеньев автономно, но между ними существуют органические связи. Так, при изучении курса "Введение в профессию учителя" студенты слушают лекции университетских профессоров и проходят педагогическую практику под руководством преподавателей школы. Будущий учитель начальной школы должен пройти первый двухлетний цикл университетского образования, во время которого изучаются обще академические дисциплины, и специальный педагогический курс. Далее, обучаясь в нормальной школе, он осваивает учебный план, состоящий из четырех блоков: 1) общепедагогическое обучение; 2) предметная подготовка и ознакомление с педагогическими технологиями; 3) подготовка к административно-воспитательной деятельности; 4) курсы по выбору. На педагогическую школьную практику в университете отводится 3 недели, во время пребывания в нормальной школе — 20 недель. В последнюю входит самостоятельная работа в базовом начальном учебном заведении в течение выпускного семестра. Первые специальные высшие учебные заведения для преподавателей средней школы появились в начале 1990-х гг. Однако большинство преподавателей коллежа и лицея продолжают готовить в два этапа: 1) получение университетского образования; 2) обучение после университета. В университете будущий преподаватель средней школы фактически не соприкасается с педагогическим образованием. Это происходит в региональных центрах подготовки преподавателей. Здесь слушатели специализируются в преподавании 2-3 школьных дисциплин, осваивают педагогические науки, стажируются в коллежах и лицеях.

  В России учителей начальной школы готовят педагогические училища и педагогические колледжи (1-3 года), а также специализированные 4-5-летние факультеты в педагогических институтах и педагогических университетах. Учителей средних школ готовят педагогические институты, педагогические университеты и университеты (5 лет). Программа подготовки учителя средней школы состоит из двух блоков. В первый входят предметы, соответствующие профилю факультета (исторический, математический, биолого-химический, физический, географический, филологический, иностранных языков и др.). Во второй блок — комплекс психолого-педагогических дисциплин (теория педагогики, педагогическая антропология, психология, методики обучения, история педагогики, сравнительная педагогика и др.) и педагогическая практика. Педагогическая подготовка включает общее, особенное и единичное. Общее — это нормативные педагогические дисциплины, обеспечивающие формирование фундаментальных знаний в области педагогики, основы педагогических умений и навыков, необходимых каждому учителю. Особенное — это дополнительные элективные дисциплины по выбору, факультативы (с учётом специфики факультетов). Единичное — это индивидуальные занятия (работа по индивидуальному плану, самостоятельная работа), направленные на развитие творческих способностей студентов, приобретение ими опыта творческой деятельности и индивидуального стиля работы. Педагогическое образование в педагогических институтах, педагогических университетах и университетах имеет определенные различия. В университетах психолого-педагогическая подготовка менее насыщена. В педагогических университетах программы предусматривают значительно больший спектр специализации, чем в педагогических институтах. В стране действует система государственных учреждений по повышению квалификации и переподготовке учителей. Основную роль играют республиканские, краевые, областные и городские институты усовершенствования учителей (ИУУ), которые организуют курсы повышения квалификации (до 3 месяцев), открытые уроки, семинары, методические объединения, совещания учителей, педагогические чтения. Стандартными программами курсов повышения квалификации предусматривается изучение психолого-педагогических проблем, научно-методическая подготовка. Около 65% учебного времени отведено на лекции, остальные часы — на практические и семинарские занятия. ИУУ могут самостоятельно корректировать программы курсов повышения квалификации. Переподготовкой и повышением квалификации учителей занимаются также районные и городские педагогические методические кабинеты. Они организуют конференции, семинары. Их участники заслушивают и обсуждают доклады, знакомятся с опытом работы учебных заведений, осваивают новые методы обучения, технические средства обучения. Состав преподавателей ИУУ и педагогических методических кабинетов формируется из квалифицированных учителей, ученых, преподавателей педагогических вузов. В повышении квалификации учителей принимают участие педагогические институты и педагогические университеты. При них организуются семинары, конференции, школы для учителей. Федеральной программой развития образования предусмотрено модернизировать систему учреждений по повышению квалификации учителей.

2.1 Самоуправление  учащихся 

Важное значение для  школьного воспитания имеет самоуправление учащихся.

В США к началу 1930-х  гг. им было охвачено до 1/3 старшеклассников; в Западной Европе повсеместное распространение  ученического самоуправления началось в 1960-х гг.; в Японии оно появилось позже — в 1980-х гг.; в России к началу 1990-х гг. ученические комитеты имелись практически во всех школах. Традиционный вид ученического самоуправления — система "префектов" или "капитанов" (Великобритания, США). В этом случае ученики-префекты или капитаны помогают учителям поддерживать дисциплину. Иногда они обладают правом налагать на своих товарищей взыскания. Префекты и капитаны избираются по классам и всей школой учащимися либо назначаются администрацией. Ими могут быть лишь старшеклассники. Они составляют совет во главе с общешкольным префектом, который сотрудничает с администрацией. Совет координирует внеклассную работу (спорт, кружки, клубы и т. д.). В крупных учебных заведениях в результате ротации в роли префектов и капитанов оказываются все старшеклассники. Ученические советы нередко копируют государственные должности и структуры: парламент, президент, вице-президент, председатели комитетов по финансам, печати, спорту и пр.

    Традиционное ученическое самоуправление на Западе не оправдало возлагавшихся на него надежд резко улучшить результаты воспитания. Надежды сменились скептицизмом и разочарованием. Ученические советы в школах Запада оказались несостоятельными под прессингом школьной администрации. Аналогичное положение сложилось и с ученическими комитетами в российской школе. В этих условиях продолжился поиск иных форм ученического самоуправления. В 1970-1990-х гг. учреждаются школьные советы в составе учеников, преподавателей, администрации, родителей, представителей общественности. Преимущественными направлениями их деятельности являются вовлечение учащихся в текущую жизнь школы, обеспечение возможности высказывать собственные взгляды и требования, воспитание культуры общения.

В Великобритании школьные советы решают основные вопросы на регулярных заседаниях ежемесячно или еженедельно. Внеочередное заседание может состояться по просьбе нескольких членов совета. Ученики участвуют в составлении плана работы. Решения совета обязательны для учебного заведения.

В Германии школьные советы именуются конференциями. На них  делегируют своих представителей классные ученические советы. Школьники-делегаты вправе высказываться относительно планирования учебных занятий, содержания и организации внеклассной воспитательной работы (вечера отдыха, экскурсии, издание газеты, кружки и клубы, благотворительность, дискуссии).

Информация о работе Воспитание как состовляющая образазовательного процесса за рубежом и в России