Воспитание как состовляющая образазовательного процесса за рубежом и в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Теоретические эпицентры воспитания в мире - США, Западная Европа, Япония и Россия. Сильна необходимость модернизации воспитания как потребности социального прогресса. Повышенное внимание к воспитательной проблематике показательно для российского общества. Оно появилось на волне острейшего социального кризиса, который влияет на сознание, чувства, характер каждого отдельного человека. Результатом такого влияния оказались потери высоких нравственных идеалов, асоциальное поведение молодежи, что свидетельствует о низкой эффективности её воспитания в современной России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………
ГЛАВА 1 ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ
1.1 Спор о путях воспитания…….…………..………………….
1.2 Приоритеты и проблемы……………………………………
Выводы по первой главе…………………………………………
ГЛАВА 2 ПРАКТИКА ШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
2.1 Самоуправление учащихся………………………………….
2.2 Гражданское воспитание…………………………………….
2.3 Воспитание в Турции…………………………………………
Выводы по второй главе ………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по ТимВоспитанию.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Уральский  государственный университет физической культуры»

кафедра педагогики

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теории  и Методике воспитания»

ВОСПИТАНИЕ КАК СОСТОВЛЯЮЩАЯ ОБРАЗАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ

 

 

 

 

                                                         Выполнила: студентка 2 курса

                                                            группы № 222Пип Багапова Л.Д

                                                                    Проверила: к.н.п, доцент Керер О. П.

 

 

 

 

Челябинск 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………

 
 

ГЛАВА 1 ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ

 
 

1.1 Спор о путях воспитания…….…………..………………….

 
 

1.2 Приоритеты и проблемы……………………………………

 
 

Выводы по первой главе…………………………………………

 
 

ГЛАВА 2 ПРАКТИКА ШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

 
 

2.1 Самоуправление учащихся………………………………….

 
 

2.2 Гражданское воспитание…………………………………….

 
 

2.3 Воспитание в Турции…………………………………………

 
 

Выводы по второй главе ………………………………………

 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………

 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Теоретические эпицентры  воспитания в мире - США, Западная Европа, Япония и Россия. Сильна необходимость  модернизации воспитания как потребности социального прогресса. Повышенное внимание к воспитательной проблематике показательно для российского общества. Оно появилось на волне острейшего социального кризиса, который влияет на сознание, чувства, характер каждого отдельного человека. Результатом такого влияния оказались потери высоких нравственных идеалов, асоциальное поведение молодежи, что свидетельствует о низкой эффективности её воспитания в современной России.

В современном мире поликультурное воспитание и образование — непременные составляющие надмоноэтнических цивилизационно-культурных сообществ. В условиях современных цивилизаций возможны две взаимоисключающие судьбы отдельных народов. Первая предполагает, что ведущие этносы, раздавят самобытную культуру и образованность малых этносов. Вторая подразумевает конструктивный межэтнический диалог, в котором заметную роль играет воспитание и образование.

Теоретическая база воспитания постоянно обновляется и корректируется. Этому процессу способствуют многие важные факторы: всевозрастающий объём знаний, умений, навыков, необходимых школьникам, результаты исследований природы детства, опыт работы учебных заведений. Воспитание нуждается в определенных, часто весьма серьёзных переменах. Таким образом, обновление теоретической базы школьного воспитания определяет актуальность данной темы.

Целью данной работы является проведение теоретического анализа процесса воспитания в России и за рубежом.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть теоретическую основу процесса воспитания образовательной системе.
  2. Рассмотреть применение её в России и за рубежом.
  3. Рассмотреть существующие проблемы в сфере образования.

Объектом исследования является процесс воспитания.

Предметом исследования является особенности воспитания в России и за рубежом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ

    1. Спор о путях воспитания

Теоретическая база воспитания постоянно обновляется и корректируется. Этому процессу способствуют многие важные факторы: объём знаний, умений, навыков, необходимых школьникам, результаты исследований природы детства, опыт работы учебных заведений.

Мировое сообщество по-новому определяет содержание воспитания, которое  сталкивается с его чрезмерной стандартизацией, рождающими иллюзию, что можно воспитать  личность в строго логическом порядке, путем тех или иных технологий. Часто недооценивается необходимость посредством воспитания поощрять здравый смысл, любознательность, стремление экспериментировать. Воспитанность — одна из решающих жизненных ценностей. Она означает не только тягу к извлечению материальных благ, но и осознание необходимости широкой культуры.

Чтобы осмыслить значение и цель воспитания в разных странах, необходимо учитывать национальные традиции. В Англии воспитание расценивают, прежде всего, в соответствии с будущим  социальным положением. В Германии и Франции заметна особая приверженность к интеллектуальному воспитанию. В США к воспитанию зачастую относятся полезным практическим результатам. В Японии культ воспитанности традиционно сочетается с неприятием философии вещизма. В России живы традиции высокой духовности, которой пропитана отечественная культура. В условиях нарастающей интернационализации (адаптацией к языковым и культурным особенностям региона (регионов))  и интеграции (взаимодействие) современного мира меняются цели и задачи воспитания.

Существует множество  национальных центров, занимающихся теорией  воспитания. Прежде всего, это педагогические университеты, университетские кафедры  и департаменты. Кроме того, имеются  специальные научные педагогические исследовательские центры: Национальная академия образования (США), Национальный педагогический институт и Центр педагогической документации (Франция), Национальный институт педагогических исследований (Япония), Академия образования (Россия) и т. д. При разработке теории воспитания педагоги разных стран объединяют свои усилия. Координирующие функции выполняют научные центры: Интернациональное бюро воспитания (Швейцария), Международный институт педагогических исследований (Германия), Международный педагогический центр (Франция), Международный институт образования (США) и др. Активно действуют Европейское общество сравнительной педагогики и Всемирный совет по сравнительной педагогике.

    1. Приоритеты и проблемы

Воспитание — главное  направление деятельности школы. Перед  мировым сообществом стоит глобальная цель — определить иерархию задач и приоритетов воспитания, исходя из общечеловеческих, фундаментальных ценностей. В. Миттер предлагает фокусировать такую иерархию вокруг проблемных блоков:

  1. воспитание толерантного отношения к иным людям, расам, религиям, социальным устройствам, идеалам воспитания;
  2. воспитание персональных нравственно высоких качеств;
  3. воспитание навыков сосуществования с людьми — представителями иной расы, языка, религии, этноса и пр.;
  4. воспитание чувств сострадания и готовности помочь другим людям;

воспитание во имя  мира.

    В каждой стране проблемы воспитания рассматриваются с учётом собственных задач и приоритетов. В США документ "Америка — 2000: стратегия развития образования" (1991) предусматривает использовать школу как центр, способный перестраивать развитие цивилизованного общества. Программу нравственного воспитания предлагается базировать на библейских ценностях и принципах. Например, в одной из программ нравственного воспитания, появившейся в 1972 г. предлагается система универсальных ценностей в цитатах из Библии. На первый план выдвигаются честность, цельность, прямота, прилежание, личная ответственность. Описаны шестьдесят главных черт характера, которые следует формировать у детей (отвага, постоянство, решительность, настойчивость, сострадание, терпимость и пр.).

В докладе Национальной комиссии по образованию Великобритании (1993) указано, что школа должна передавать подрастающему поколению такие  ценности, как правдивость, уважение к другим, чувство долга по отношению к обществу, забота о людях, а также культурное наследие. Также подчеркнута важность того, чтобы дети росли гражданами демократического общества, знали, как оно функционирует, свои права и обязанности, были воспитаны в духе терпимости и свободы. В докладе отмечается, что образование — это не только передача знаний, но и наделение моральной, нравственной, духовной силой.

В инструкциях Министерства образования Франции (1985) предусматривается, что в процессе обучения необходимо воспитывать личность цивилизованного и демократического общества, устремленную к истине, с верой в человеческий разум, с чувствами ответственности, собственного достоинства, уважения к другим людям, солидарности, неприятия расизма, понимания универсальности различных культур, любви к Франции, неразрывной с любовью к Свободе, Равенству, Братству.

В Японии закон об образовании (1947) провозглашает, что на школу  возложена миссия формирования нации, следующей идеалам мира и человечности. В этом документе определены основные цели школьного воспитания: полноценно развивать личность; воспитывать строителей миролюбивого государства и общества, людей, которые любят истину и справедливость, личную свободу, труд, обладают ответственностью и духом независимости; воспитывать школьников в духе сотрудничества, взаимопонимания и независимости; развивать понимание традиционного и современного, готовность к международному сотрудничеству; формировать навыки повседневной жизни; укреплять дух и тело как основы счастливой, гармоничной личной жизни.

Обновленная программа школьного воспитания представлена в официальных документах Министерства образования России 1990-х гг. Перед школой поставлена цель содействовать духовному обновлению общества. Отказавшись от авторитарного воспитания, школа должна обеспечить персональное внимание к учащимся. Сформулирована необходимость посредством воспитания изменять психологию нации, формировать у нее новые ценности, соответствующие идеалам демократии, самоуправления, прав и свобод человека, открытости, плюрализма. Школа ориентируется на воспитание высоких нравственных стандартов, гражданской ответственности и самостоятельности. Новой задачей является подготовка к возможной деятельности за пределами России.

 

Интернациональное воспитание

 

    На фоне ослабления планетарного идеологического и политического противостояния на первый план выходят проблемы, связанные с ростом национализма в отдельных регионах и странах. В эпоху интенсивной международной интеграции, информационного, культурного, экономического, технического обмена и сотрудничества по-новому актуально интернациональное воспитание. В его основе лежат не идеологические приоритеты, а потребность в изучении и освоении научных, культурных достижений других народов. В 1989 г. В Москве состоялась международная конференция "Новое мышление и педагогика мира". Её участники подчеркивали необходимость воспитания в духе дружбы и взаимопонимания людей планеты.

    В педагогических кругах утверждается концепция воспитания жителей Земли — общего дома человечества. По мнению японского ученого Судзуки Синьичи, воспитание миротворческой направленности содействует единению народов, помогает избежать общих для человечества опасностей. Движение за воспитание в духе общечеловеческих ценностей объединяет представителей различных общественных и педагогических сил, кредо которых — приоритет общественного блага. Показательна в этом отношении деятельность Римского клуба, где объединены авторитетные ученые, политики, общественные деятели многих стран. Участники клуба предлагают сосредоточиться в воспитании на вопросах, которые волнуют всё человечество: экологический кризис, неизлечимые болезни, религиозно-этнические конфликты, войны, стихийные бедствия и пр.

 

Изменение социальной среды  и воспитание

 

Школьник находится  в непрестанно меняющейся социокультурной среде, где отношения человека с человеком всё чаще заменяются отношением человека с вещью. Избыточное материальное потребление в ведущих странах Запада и Японии гипертрофирует детский эгоизм. Сегодняшнее общество атакует присущие детям доброту и чувства сострадания к ближним. Высокотехнологические условия жизни нередко превращают в ненужные непосредственные детские контакты, что отнимает возможность воспитания душевной отзывчивости. В высокоразвитых странах мир школьников переполнен вещами: многие имеют видеоигры, видео- и аудиотехнику, собственный компьютер и пр. Обилие вещей порождает новые проблемы в воспитании. Дети реже участвуют в конкретной трудовой деятельности, для многих из них труд делается плохо воспринимаемой абстракцией. Меняется повседневная жизнь школьника. Она регламентирована рутиной школьных занятий, которые становятся всё более напряженными и насыщенными. На фоне этого распадаются ребячьи компании, усиливается одиночество ребёнка. Дети несут в себе груз внутренней неустойчивости, замкнуты в себе. Серьёзные проблемы в воспитании породили процессы урбанизации и экологического кризиса. Дети отдаляются от природы как важного условия накопления жизненного опыта, гуманного воспитания.

Мировое сообщество стремится  преодолеть эти недостатки посредством экологического воспитания. На международной конференции в Тбилиси (1977) была принята декларация, где определены принципы воспитания, направленные на формирование новой этики, базирующейся на любви к природе. Тогда же были провозглашены принципы экологического воспитания: непрерывность, реализация в процессе обучения, учёт региональных и национальных особенностей. Международное совещание экологов в США (1970) провозгласило необходимость экологического воспитания с учётом возраста, ступеней школьного образования. Так, в начальной школе предлагалось помочь ученикам осознать единство и разнообразие природы, в средней школе — среду как систему взаимосвязанных природных и социальных компонентов.

Информация о работе Воспитание как состовляющая образазовательного процесса за рубежом и в России