Воспитание и педагогическая мысль в Византии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 11:18, доклад

Описание работы

После распада Римской империи в 395 г. на Западную и Восточную (Византийскую) Византия на протяжении тысячелетия являлась своеобразной наследницей эллинско-римской культуры. А в силу своего географического положения она была связующим звеном между Востоком и Западом. В развитии культуры и просвещения Византии выделяют несколько этапов.

Работа содержит 1 файл

ВОСПИТАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ВИЗАНТИИ.docx

— 109.48 Кб (Скачать)

158 посвящены играм; 159— 164 о поведении и гигиене 
Оенка. Книга и по содержанию, и по форме изложения была гА 
считана на детей. Следует отметить также, что в начале книги | е Ре
норится о необходимости в первую очередь {эелигиозно-нравещ ^ Рас
пого воспитания. Таким образом, в ней впервые было опреде/!^ го
содержание воспитания детей: овладение нормами христианс^\^
е^~ 
морали; обучение свободным мудростям и овладение нормами к^\^
/1енои 
турного поведения. \скои i

  «Гражданство  обычаев детских» не только первый западн^ Улъ-\ ропейский памятник педагогического характера, но и первьЛ русскои культуре памятник, посвященный светскому воспитац „ детей. Важно отметить его значение для процесса социализа^ в детей того времени. ^НИЮ

  Решительными  противниками всех новшеств в воспитана  Ции обучении выступали в этот период старообрядцы во главе с топопом Аввакумом. и

В целом  в конце рассматриваемого периода  в противоречу

условиях складывались предпосылки развития просветитель^ i

реформ  в России. *Вых 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОЦИАЛЬНОЕ  ВОСПИТАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В СТРАНАХ  ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XIX в.

  На  протяжении всего XIX в. в странах Западной Европы происходил процесс закрепления государственного руководства образованием. Это проявилось в том, что во многих развитых странах были приняты законы об обязательном начальном образовании.

  большое влияние на развитие педагогической мысли оказал //. Г. Песталоцци. Кроме широко известного его педагогического опыта в приютах для бедных детей в историю востгитания И. Г. 11с-■ ылоцциТюшел й~как"автор педщогического романа «Лингард и I <'|ггруда»7 принесшего ему громкую славу и высокое звание почетного гражданина Франции. Очень важно, что И. Г. Песталоцци понимал воспитание как социальный процесс, утверждая, что обстоятельства формируют человека, как, впрочем, и он сам формирует обстоятельства.

  В своей книге «Лебединая песня» (1826) Песталоцци наряду с другими важными  педагогическими проблемами осмысливает  при-родосообразность воспитания, оценивая его как важную цель всей человеческой культуры.

  Система социального воспитания применительно  к одной, но самой большой социальной, группе — беднякам — получило у  него достаточно полную и законченную  разработку. Педагогические идеи 11. Г. Песталоцци долгое время служили определенным ориентиром идя развития науки об общественном воспитании в Европе.

  Ф. Фребель в известном педагогическом труде «Воспитание че-•ювека» (1826) подчеркивал: внутренний мир человека диалектически превращается во внешний. Воспитание и обучение он пред-пагал организовать в виде единой системы педагогических учреждений для всех возрастов.

  Видный  немецкий философ, психолог и педагог  И. Ф. Гербарт представил педагогику как самостоятельную науку. Среди многих его известных трудов можно отметить «Общую педагогику, вылеченную из целей воспитания» (1806) и «Очерк лекций по педагогике» (1835). Гербарт первый из педагогов попытался дать фило-софско-психологическое обоснование целей и средств воспитания, которое представлялось им как взаимодействие воспитателя и воспитуемого для непосредственного воздействия на душу с целью образовать ее. Основными путями достижения такой цели он считал управление, обучение и нравственное воспитание. Причем последнее как часть триединого педагогического процесса должно было формировать волю и характер будущего члена общества. Нравственное развитие должно было привести к свободному движению воспитанника по направлению к добродетели. Важную роль в этом он отводил религии.

  Последователем  педагогических идей Руссо и Песталоцци, а также представителей немецкого  просвещения и классической философии  являлся видный педагог Ф.А. В.Дистервег. Важнейшими принципами воспитания он считал природосообразность, куль-туросообразность, самодеятельность. Культуросообразность, например, означала необходимость учитывать в содержании воспитания уровень культуры и воспитательный идеал общества. Это являлось признанием социальной обусловленности воспитания. Дистервег исходил из того, что каждый отдельный человек живет в определенное время и в определенном пространстве. Поэтому воспитание должно учитывать внешние условия, время, место, дух эпохи, всю современную культуру. Это была идея общечеловеческого воспитания в соответствии с социально-историческими условиями своего времени. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  НАТОРП

  К XIX й. относится оформление социальной педагогики как науки. Считается, что термин «социальная педагогика» был введен Дистервегом, хотя многие исследователи считают одним из создателей социальной педагогики немецкого философа и педагога П. Наторпа (1854—1924). Известно, что Наторп получил университетское образование, был домашним учителем, преподавал в гимназии. Затем увлекся философией и в возрасте 28 лет (1882) стал приват-доцентом Марбургского университета, имея ученую степень доктора философии (1881). Вскоре он становится профессором и всю свою жизнь посвящает научной и преподавательской деятельности в этом университете.

  По  своим научным позициям Наторп был последователем критического идеализма. Вместе со своим учителем и старшим другом Г. Коганом он основал Марбургскую философскую школу неокантианства; изучал древнюю философию, писал учебники по философии.

  Однако  П. Наторп был не только «чистым» философом. Он занимался вопросами математики и естествознания, религии, психологии и педагогики. Именно на такой широкой философской и общественной основе базируется педагогическая система П. Наторпа. Первым его педагогическим сочинением стала работа" «К школьному вопросу» (1893). Воспитание здесь рассматривается как пробуждение духовной самостоятельности воспитанника во взаимопересечении волевых устремлений его и воспитателя. Важно и то, что воздействие воспитания, по Наторпу, должно иметь характер духовной помощи, а не авторитарного влияния.

  Основной  педагогический труд П. Наторпа «Социальная педагогика» был издан в 1898 г. Первые две части этой книги представляют собой философские рассуждения с неокантианских позиций и характеризуют мировоззренческую позицию автора, исходя из которой он обосновывает социальную педагогику. По сути дела, первые две части сочинения — это система этики, которую можно рассматривать одновременно и как социальную философию, поскольку Наторп касается таких проблем, как законы сщЯ циального развития, взаимоотношения техники, хозяйства и права, общественного идеала и др.

  В третьей части П. Наторп в общих чертах изложил теорию домашнего воспитания, теорию школы и теорию «свободного самовоспитания». Он утверждал: человек и общество в целом развиваются по одним и тем же законам, что подчеркивало общественное содержание воспитания. Именно поэтому одно из определений понятия «социальная педагогика» у П. Наторпа заключается в том, что она исследует проблему интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа. В другом определении данного понятия акцент П. Наторпом делается на социальные условия образования и образовательные условия социальной жизни. Причем основными компонентами социальной жизни он считал организацию труда, политико-правовую организацию и организацию образования.

  Главным фактором прогресса, по Наторпу, является «прогресс сознания» отдельных людей и всей «общности» в целом. Таким образом, он придавал социальному_воспитанию очень большое значение. П. Наторп полагал, что основной целью человеческого существования является достижение высшего идеала некой абсолютной идеи, которая объединяет в себе все начала. Поскольку человеческое сознание стремится к гармонии и совершенству, то выразителем такого стремления Наторп считал волю и «педагогику воли» — в частности. Воспитание воли, по мнению Наторпа, и должно стать основной задачей педагога.

  Наторп выделял несколько стадий развития воли у человека (развитие влечения, развитие воли в обычном значении этого термина, развитие разумной воли), а исходя из этого — три типа социального воспитания, соответствующие этим стадиям: домашнее воспитание, школьное воспитание, свободное самовоспитание.

  Таким образом, семейное воспитание он считал первой ступенью воспитания общественного. Что касается второй ступени (школьного воспитания), то он определял необходимым существование на этой стадии направленной организации воспитания, когда происходит воздействие на волю человека, осуществляется ее регулировка (сдерживание негативных и развитие позитивных волевых устремлений индивида). Школьные порядки Наторп сравнивал с юридическими нормами жизни общества, которым должны подчиняться все. Школа, считал он, должна быть многоступенчатой и доступной для всех учеников.

  В конце XIX в. в рамках реформаторской педагогики возникло педагогическое течение «новое воспитание». Оно было отражением потребности общества в подготовке людей, способных к активной деятельности в разных сферах жизни общества. На основе этих принципов создавались «новые школы», первая из которых была открыта в 1889 г. в Англии (Абботсхольм) С.Редди. Затем подобные учебные заведения появляются и во Франции (школа Р.Демолена, 1899 г.), и в Германии.

  В целом важно подчеркнуть: педагоги XIX в. отмечали возросшую социальную функцию школы и воспитания, выступали за создание государственной системы школьного образования. Они отстаивали право на образование всех общественных классов.

  К концу века сформировалась и социальная педагогика как отрасль педагогики, изучающая социальное воспитание всех возрастных и социальных категорий людей.


Информация о работе Воспитание и педагогическая мысль в Византии