Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 11:18, доклад
После распада Римской империи в 395 г. на Западную и Восточную (Византийскую) Византия на протяжении тысячелетия являлась своеобразной наследницей эллинско-римской культуры. А в силу своего географического положения она была связующим звеном между Востоком и Западом. В развитии культуры и просвещения Византии выделяют несколько этапов.
Определенный опыт сложился в женском воспитании. Девочки воспитывались, как правило, дома. Следовательно, особое внимание уделялось нравственным наставлениям, подготовке к ведению домашнего хозяйства, навыкам прядения и ткачества. Девочки из аристократических семей отдавались в женские монастыри, где познавали начала религии, чтение, письмо, обучались рукоделию и хорошим манерам. Среди женщин высших классов можно было чаще встретить грамотных и образованных, чем среди мужчин. Они владели греческим и латинским языками, писали стихи. Кроме того, знатная дама должна была правильно говорить, петь, играть на музыкальных инструментах, танцевать. Являясь идеалом, она вдохновляла рыцаря на подвиги и любовное служение, в совершенстве владела искусством очаровывать. Видный российский историк педагогики Е. Н. Медынский объяснял особенности женского воспитания в рассматриваемый период стремлением церкви влиять на светских феодалов через мать и жену.
Важно
помнить, что все средневековые
воспитательные системы (рыцарские, монашеские,
ремесленные, семейные и др.) имели общую
христианскую основу. Можно также констатировать,
что в рассматриваемый период сложился
весь комплекс христианских принципов
и методов воспитания: целомудрие, скромность,
вера, труд, молитва, чтение Библии.
§ 4. ИДЕИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
В период позднего европейского Средневековья, хронологически определяемого XV—XVI вв., сложилась переходная (от Средних веков к Новому времени) культура. Она имела в своей основе гуманистическое мировоззрение и была направлена на возрождение античного культурного наследия на новых основаниях.
Именно поэтому этот период называют также эпохой гуманизма. Главной ценность^^ттаземд£_бь1л провозглашен человек. Педантическая традиция того времени включала классическое обра-ювание, интенсивное эстетическое и физическое развитие, а также I ражданское воспитание. Восстанавливалась традиция формирования человека, способного на самостоятельные и полезные для общества действия.
Глубинные процессы, происходившие в эпоху Возрождения, стронувшие не только культуру, но и быт, идеологию, духовное и интеллектуальное развитие, были своеобразной реакцией на прежнее мировосприятие, физический и духовный аскетизм.
Пристальное внимание гуманистов к педагогическим проблемам объясняется тем, что они связывали воспитание человека с социальным прогрессом общества. Гуманисты выступали за то, чтобы в процессе воспитания учитывались психофизическая природа человека, возрастные особенности ребенка. Мир детства представлялся как мир радости, игры, творчества.
Колыбелью европейского Возрождения называют Италию. В своих педагогических трудах П.Верджерио, Л.Альберти, Л.Бру-ни, Л.Валла, В. да Фельтре, Т.Кампанелла отстаивали идеи гражданского воспитания человека, действующего на благо общества. В этом процессе особое значение придавалось семье как основной ячейке общества. На родителей возлагалась ответственность за создание благоприятной нравственной атмосферы, заботы о здоровье детей и их хорошем образовании. В подготовке активного жизнестойкого гражданина подчеркивалась также роль государства.
Воспитание помогало обеспечить гармоническое развитие жителей утопического государства в «Городе Солнца» Т. Кампанеллы. Оно носило общественный характер, подкрепляемый совершенными законами и угрозами жестоких наказаний. Воспитание в «Городе Солнца» было исключительно государственным: дети находились на попечении общества и под его надзором. Социальное воспитание, состоявшее из прямых наставлений в нравственности и добрых примеров старших, продолжалось, по сути дела, почти всю жизнь, поскольку в свободное время люди проводили в нравоучительных беседах и изучении наук.
Представители французского Возрождения Ф. Рабле, М. Монтескье и другие, рассматривая человека как высшую ценность, в своих сочинениях провозглашали идею гуманистического воспитания, предполагавшего духовное и физическое развитие личности.
Роман Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» представляет энциклопедию социальной и культурной жизни Франции эпохи Возрождения. В нем представлена своеобразная программа воспитания «свободного и благонравного человека». 11деиФ^Рабле_оказа-ли заметное влияние на педагогическую мысль позднего Возрож-дения, а'затем й^эпохи Просвещения.
Движение педагогов-гуманистов получило развитие и в других странах Европы — Германии, Испании, Нидерландах и др.ч(Э. Роттердамский, Т. Mop, X. Вивес). Э. Роттердамский в своих педагогических трудах утверждал, что полученные в молодости образование и воспитание определяют всю дальнейшую судьбу человека. Его трактат «О приличии детских нравов» (1530) — первое в Западной Европе сочинение о физическом и нравственном воспитании детей раннего возраста (в России переведен и издан в 60-е гг. XVII в. под названием «Гражданство обычаев детских»).
Одним из виднейших мыслителей эпохи Возрождения, идеи которого получили широкую известность, был Томас Мор. Его «Утопия» создана под непосредственным влиянием сочинения Платона «Государство». Разумные законы, принятые в «Утопии», а также определенная система воспитания позволили создать идеальное государство, в котором царит полная гармония. Воспитание состояло из семейного и общественного. Оно представляло собой не только нравственное совершенствование и подчинение личных интересов общественным (как у Платона), но и подготовку детей к трудовой деятельности, а также свободу в выборе профессии.
Как первостепенную социальную задачу рассматривал Т. Мор воспитание нравственности, построенное на началах религии. По мнению мыслителя, человека следует воспитывать в духе морали, отвечающей интересам общества и каждого человека.
Гуманистическим идеалом эпохи Возрождения был человек образованный, просвещенный, воспитанный в принципах высокой нравственности, физически развитый и душевно стойкий. Педагоги-гуманисты, заботясь о воспитании сильного и гордого человека, настаивали на отказе от физических наказаний и использовании таких методов нравственного воспитания, как поощрение и похвала.
Физическое воспитание считалось важной частью педагогики Возрождения. Гуманисты понимали под ним формирование не только здорового тела, но и здорового духа. Закаливание тела, гимнастика, подвижные игры, танцы, прогулки на воздухе считались важнейшими средствами физического воспитания.
Направленность воспитания и педагогической мысли в рассматриваемый период определялась культурной доминантой Средневековья, проявлявшейся в стремлении человека к идеальному миру, в религиозно-нравственном отношении к внутренней жизни, физическом и духовном аскетизме.
В целом можно отметить, что главными идеями развития педагогической мысли в эпоху Возрождения были идеи гармоничного ^развития ребенка, связь умственного, нравственного и физического воспитания, учет индивидуальных особенностей и природных способностей детей. Педагоги-гуманисты проповедовалитадею
обновления общества через просвещение и пропаганду христиан-■ I.ой нравственности. В качестве главной задачи они выдвигали воспитание нового, более совершенного человека, понимая его как общественное существо, готовое к социальной жизни. Они пыли убеждены, что знание способно сделать человека лучше. Эта социальная цель воспитания соединялась с целями интеллектуального и нравственного развития. Характерными чертами гуманистического идеала являлись социальность и гражданственность гармонично развитого человека!
Сложные
процессы в духовной жизни Европы
Средних веков вызвали
Многие реформаторские принципы отразились в новом представлении о человеке, который, сознательно усваивая нормы еван-I ельской этики, мог сам рационально организовывать свою жизнь.
Итак,
в эпоху Возрождения и
§ 5. РАЗВИТИЕ ВОСПИТАНИЯ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН, В КИЕВСКОЙ РУСИ И В РУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ (ДО КОНЦА XVII в.)
До начала X в. восточные славяне прошли длительный путь своего развития. Современная наука (археология, история, языкознание и др.) располагает немалыми материалами, позволяющими представить процесс передачи жизненного социального опыта от старшего поколения младшему.
Письменные свидетельства византийских путешественников, посетивших славянские племена в VI в., отмечают гостеприимство и доброжелательное отношение к пленникам. Славянам были присущи воинское мастерство и вера в высшее божество. Отмечались также их физическая крепость и закаленность, незлобивый характер, скромность женщин.
В период первобытного общества воспитание осуществлялось путем включения детей в различные виды деятельности. Этот процесс носил общественный характер, поскольку личные интересы подчинялись интересам общины. Однако даже в условиях, когда община являлась своего рода совокупным воспитателем, важнейшие педагогические обязанности выполняли наиболее опытные ближайшие родственники.
Воспитание было равным, хотя имелись различия в воспитании детей, определяемые прежде всего полом. Если мальчиков готовили к охоте, изготовлению орудий труда, то девочек — к собирательству, ведению домашнего хозяйства, уходу за маленькими детьми. Кроме того, достигавшие половой зрелости проходили специальную подготовку, которая дополнительно к навыкам охотиться и изготавливать орудия труда развивала выносливость, дисциплину, приобщала к религиозным тайнам. Большую роль во всем этом играли нормы воспитания, обычаи и обряды, связанные с жизнью древних славян. Скажем, подготовка подростков завершалась обрядом инициации, когда они должны были доказать свою физическую и социальную зрелость. Только тогда подростки становились полноправными членами общины. Инициации закрепляли трудовые знания, умения и навыки, систему ценностей, правил поведения и мировоззренческих представлений того времени.
Обрядами сопровождались начало и конец охоты, земледельческих работ, а также торжества, похороны и т.д. Участие детей в труде и выполнение родовых обычаев и обрядов являлось источпиком накопления у них социального опыта. Таким образом, в первобытной общине у детей воспитывались качества, которые помогали им в трудовой деятельности, а также в борьбе с враждебными силами природы и набегами чужеземных племен.
Кроме того, в традициях, обычаях и обрядах концентрировался опыт прежних поколений, в их нормах поведения были запрограммированы нравственные качества члена первобытной общины (вежливость, гостеприимство, уважение старших, почитание родителей и т. п.). Важные педагогические функции выполняли и такие средства воспитания, как предания, легенды, сказки, колыбельные песни, приговоры и пестушки. Высшим идеалом добра почитались сила, храбрость, самообладание. На это была направлена вся система воспитания первобытных родовых общин.
Постепенно
развитие экономических процессов
приводит к
выделению из родоплеменного коллектива
малой семьи как са-
мостоятельной хозяйственной ячейки.
Имущественное и социаль-
ное неравенство приводит к обособлению
различ!тых^оциальных
слоев. В VI — IX вв. у восточных славян появились
общинники-зем-
ледельцы71зёмеслет1лгик^^
Этот процесс"инпсит заметные изменеТШяГТТпедагогическую практику и превращает воспитание из всеобщего, равного в семейно-сословиое. Оно начинает приобретать свои специфические черты и ориентироваться на свой идеал. 1Дели, содержатттте^фоггмы воспитания для разных социальным групп становились разными. Объединяло их то, что воспитание осуществлялось в соответствии с языческим мировоззрением древних славян.
Высшая цель воспитания воплощалась в образах идеального героя, специфического для каждой социальной группы: одних он ориентировал на подготовку к руководству жизнью общины, других — на овладение священного знания, третьих — на приобщение к трудовой деятельности.
Воспитание детей начиналось прежде всего в семье. С момента появления на свети до 3 —4-летнего возраста ребенок находился на попечении матери, которой помогали и другие члены семьи. Поощрялись игры, развивавшие у детей силу, ловкость, смекалку. Ребенка, вскармливаемого грудью, называли дитя. К молодым относили детей 3 — 6 лет. В Древней Руси младенчество называли безгреховным и неразумным периодом, который длился до 6 — 7 лет. Именно с этого возраста начинали учить, приводить к исповеди, наказывать.
Информация о работе Воспитание и педагогическая мысль в Византии