Воспитание и педагогическая мысль в Византии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 11:18, доклад

Описание работы

После распада Римской империи в 395 г. на Западную и Восточную (Византийскую) Византия на протяжении тысячелетия являлась своеобразной наследницей эллинско-римской культуры. А в силу своего географического положения она была связующим звеном между Востоком и Западом. В развитии культуры и просвещения Византии выделяют несколько этапов.

Работа содержит 1 файл

ВОСПИТАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ВИЗАНТИИ.docx

— 109.48 Кб (Скачать)

  Считая, что ребенку присуща склонность к деятельности, чешский педагог  видел цель воспитания в поощрении  этого влечения с учетом их задатков. Такая задача может быть решена при  соблюдении определенной последовательности обучения: вначале посредством развития чувств дети должны ознакомиться с окружающими предметами и явлениями, затем усвоить образы окружающего мира и, наконец, научиться активно действовать с помощью рук и речи, опираясь на приобретенные знания, умения, навыки.

  Принцип природосообразности представлен в дидактике Я.А. Коменского прежде всего идеей подражания природе (так называемый естественный метод образования). Это означает приведение в соответствие педагогических законов с законами природы. В работе "Выход из школьных лабиринтов" ученый рассматривает четыре стадии обучения, основанные на единстве законов природы и воспитания: первая – автопсия (самостоятельное наблюдение); вторая - автопраксия (практическое осуществление); третья – автохресия (применение полученных знаний, умений, навыков в новых обстоятельствах); четвертая – автолексия (самостоятельное изложение результатов своей деятельности).

  Формулируя  правила организации учебного процесса, Коменский ставит цель обеспечить легкое, основательное и прочное обучение. Он отвергает вербализм и предлагает идти в преподавании от реального.

  Призывая  к формированию человека в соответствии с идеалами добра и общественной пользы, Я.А. Коменский особое внимание уделял вопросам нравственного воспитания. Его труды, прежде всего "Великая  дидактика" и "Всеобщий совет", проникнуты глубокой верой в человеческую личность. Расцвет человеческой личности всегда был заветной мечтой выдающегося  чешского педагога. "Человек есть самое высшее, самое совершенное, самое превосходное творение," - читаем мы в первых строках "Великой дидактики".

  Фундаментальной идеей педагогики Я.А. Коменского является пансофизм, т. е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности.

  Великий мыслитель видел корень зла в  невежестве или искажении знаний и мечтал о приобщении человечества к всеобщей мудрости, подлинному знанию - пансофии.

  В своей утопии "Лабиринт света  и рай сердца" (1625) Коменский  изобразил человека путником, проходящим по лабиринту жизни. Чтобы достойно и успешно пройти этот лабиринт, человек должен приобрести приносящее общественную пользу образование. Спустя четверть века в трактате "О развитии природных дарований" Коменский  писал: " Кто мудр, тот повсюду  сумеет быть полезным и будет подготовлен  ко всем случайностям".

  Его педагогика противостояла схоластическому  воспитанию. Бичуя бессистемность обучения, пустословие и грубость, господствовавшие в школе, Я.А. Коменский стремился  к формированию благочестия, самостоятельного, деятельного мышления, способности  к разнообразному труду.

  Я.А. Коменский отстаивал гуманистическую  программу школьного дела. Он отдал  всего себя превращению учебного заведения из места бессмысленной  зубрежки, телесных наказаний в храм разумного, приносящего радость  воспитания и обучения. Чешский педагог  видел школу исполненной красоты, любви и внимания к детям. Идеальная  школа должна была стать "лабораторией" подготовки гуманных людей, обученных  эффективно действовать на "поприще  труда". Разумно организованное обучение, считал ученый, требует от наставника и воспитанника усилий на пределе  их возможностей.

  Я.А. Коменский необычайно современен. И  это видит всякий, кто обращается к его педагогическому наследию. Ему принадлежит заслуга привнесения  в педагогическую мысль кардинально  новых идей, определивших ее развитие на века вперед. Коменский наметил  стройную систему всеобщего образования. Он поставил вопросы об общенациональной школе, о плановости школьного дела, о соответствии ступеней образования  возрасту человека, об обучении на родном языке, о сочетании гуманитарного и научно-технического общего образования, классно-урочной системе.

  Жизнестойкость, современность педагогических идей Я.А. Коменского объясняется прежде всего их высочайшим демократизмом и гуманизмом. Они составили стройную систему, утверждающую великую преобразующую миссию воспитания. В идеях Коменского заложена громадная сила созидания. Его наследие помогает преодолеть косность, догматизм в воспитании, развивать духовных силы ребенка. 

  Творчество  философа и педагога Джона Локка сыграло заметную роль в развитии новых идей воспитания и обучения подрастающего поколения. В его трудах, прежде всего педагогическом трактате "Мысли о воспитании" и философском сочинении "Об управлении разумом", ярко выражены важные передовые педагогические устремления того времени. В этих трудах представлены идеи светского, обращенного к жизни образования.

  Выходец из семьи адвоката, питомец и преподаватель  Оксфорда, Дж. Локк отлично знал работы выдающихся философов и естествоиспытателей своего времени. Так, он с особым интересом изучал взгляды Ф. Бэкона и Р. Декарта. Представления Дж. Локка о воспитании складывались в контексте его философских воззрений и на основе ее собственных наблюдений ученого, которые он сделал в качестве наставника детей в дворянских семьях.

  Дж. Локк по-своему подошел к решению  коренных вопросов педагогики: о факторах развития личности и роли воспитания, о цели, задачах и содержании образования, о методах обучения. Им разработаны  приемы и способы развития мышления человека.

  В отличие от картезианства, отправная  формула которого "я мыслю - следовательно, существую" означала критику чувственного опыта как критерия познания, Локк утверждал, что человеческое знание является следствием прежде всего внешнего чувственного опыта. По теории Локка, у человека нет врожденных представлений и идей. Он появляется на свет, будучи "чистой доской" (tabula rasa), готовым воспринимать окружающий мир посредством своих чувств, через внутренний опыт - рефлексию.

  Конечную  цель воспитания Локк видел в обеспечении  здорового духа в здоровом теле ("вот  краткое, но полное описание счастливого  состояния в этом мире"). Все  составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны. Но при этом есть определенные приоритеты. Так, умственное развитие должно подчиняться формированию характера. Нравственность человека Локк ставил в зависимость от воли и умения сдерживать свои желания. Становление  воли происходит, если ребенка приучают стойко переносить трудности (для этого  необходимо его постоянно закаливать и физически упражнять), поощряют его свободное, естественное развитие, принципиально отвергая унизительные физические наказания (исключения могут  быть лишь в случае дерзкого и систематического неповиновения).

  В набор дисциплин и занятий  Дж. Локк включал латинский и французский языки, арифметику, геометрию, географию, историю, танцы, фехтование. Получавшему такую подготовку юному джентльмену необходимо было преподать также навыки социального поведения - "хорошие манеры и знание света".

  Дж. Локк придавал воспитанию и обучению огромное значение: "Из всех людей, с  которыми мы встречаемся, девять десятых  становятся тем, что они есть –  добрыми или злыми, полезными  или нет - благодаря воспитанию. Оно-то и создает огромную разницу между  людьми".

  Дж. Локк был убежден в целесообразности социальной (сословной) детерминации школьного  образования. Вот почему он оправдывает  и предлагает разные типы обучения: полноценное воспитание джентльменов, т. е. выходцев из верхов, и ограниченное поощрением трудолюбия и религиозности  воспитание неимущих.

  Придерживаясь традиций сословного воспитания, Дж. Локк вместе с тем размышлял и о практической направленности обучения - "для деловых занятий в реальном мире". Но он далек от утилитарного понимания полезности обучения. Обучение, по Локку, это процесс формирования общественных и нравственных устоев личности.

  В когорте деятелей французского Просвещения, безусловно, выделяется фигура Жан-Жака Руссо (1712-1778). Философ, писатель, композитор, Ж.-Ж. Руссо стоит в ряду великих педагогов.

  Судьба  не была снисходительной к Руссо. Сын часовщика из Женевы перепробовал множество профессий: ученика нотариуса, гравера, слуги, секретаря, домашнего  учителя, преподавателя музыки, переписчика  нот. Не получивший систематического образования, но обладавший неуемной страстью к  самосовершенствованию, Ж.-Ж. Руссо  стал одним из наиболее просвещенных людей своей эпохи.

  В 1741 г. Ж.-Ж. Руссо впервые попадает в Париж. За его плечами остались странствия (чаще пешком) по дорогам  Швейцарии, Италии, Франции. Во французской  столице Ж.Ж. Руссо знакомится с  авторами "Энциклопедии" Д. Дидро, Д'Аламбером, Э. Кондильяком, П. Гольбахом, К. Гельвецием. По просьбе Д. Дидро он пишет для "Энциклопедии" статьи, посвященные музыке и политической экономии. В дружбе и вражде с деятелями французского Просвещения и протекала в дальнейшем значительная часть жизни Ж.-Ж. Руссо. Он был среди тех, кто наиболее последовательно и решительно настаивал на демократической педагогической программе Просвещения.

  В основе педагогических идей Ж.-Ж. Руссо  лежит его дуалистическое, сенсуалистское мировоззрение мыслителя. Отвергая вероисповедальные религии, философ предполагал наличие некоей внешней силы - творца всего сущего.

  Ж.-Ж. Руссо выдвинул идею естественной свободы  и равенства людей. Он мечтал устранить  социальную несправедливость путем  искоренения предрассудков и  путем воспитания, отводя тем самым  обучению и воспитанию роль мощного  рычага прогрессивных общественных перемен.

  У Ж.-Ж. Руссо органично связаны  педагогические воззрения и размышления  о справедливом переустройстве общества, где любой найдет свободу и  свое место, что принесет ему счастье. Центральный пункт педагогической программы Ж.-Ж. Руссо -естественное воспитание.

  Проблемы  воспитания интересовали Руссо уже  в начале жизненного пути. В письме отцу (1735) он признается в особом влечении к поприщу воспитателя. Спустя пять лет Ж.-Ж. Руссо служил в Лионе  у местного судьи Мабли домашним учителем 5-летнего Жана Антуана и 6-летнего Сент-Мари. Он изложил Мабли свои взгляды в виде трактата "Проект воспитания де Сент-Мари" (1743-1745).

  "Проект..." свидетельствует о знакомстве  Ж.-Ж. Руссо с педагогической  мыслью Франции. В трактате  нашли отражение идеи Ш. Роллена, К. Флери, Ф. Фенелона, других предшественников и современников Руссо, выступивших за обновление обучения и воспитания. Ж.-Ж. Руссо резко осудил схоластическую школу, дал рекомендации относительно преподавания естественнонаучных предметов. Обратившись к уже известным идеям, он выступил как самостоятельный и оригинальный ученый. Так, он переосмыслил суждения Ф. Фенелона о формах обучения, об авторитете наставника, о сотрудничестве учителя и родителей. Автор "Проекта... " счел нравственное воспитание главнейшей и первоочередной педагогической задачей: "... сформировать сердце, суждение и ум, и именно в том порядке, в каком назвал их".

  Переломным  для Ж.-Ж. Руссо оказался 1749 год. На тему, предложенную Академией Дижона, им был написан трактат "Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению  нравов?" В авторе трактата Франция  и Европа увидели сильного и неординарного  философа и педагога. Руссо страстно обличал старый общественный уклад, противоречивший природе человека, который рожден добрым, счастливым и равноправным. В этом сочинении  Руссо резко выступил против современной  ему культуры, социальной несправедливости, давая понять, что подлинно гуманный человек может быть воспитан лишь в условиях радикальных общественных перемен.

  Еще больший успех имело "Рассуждение  о происхождении и основаниях неравенства между людьми", также  написанное Руссо на соискание премии Дижонской Академии (1774). В трактате доказывалось, что человек создан на началах удивительной гармонии, но общество разрушило эту гармонию и принесло ему несчастье.

  Творческий  взлет Ж.-Ж. Руссо пришелся на 1756-1762 гг. Он жил в предместье Парижа, пользуясь  покровительством крупных аристократов и зарабатывая на жизнь переписыванием нот. В этот период им написаны "Юлия, или Новая Элоиза", "Об общественном договоре", "Эмиль, или О воспитании", "Письма о морали", другие произведения, сделавшие Руссо знаменитым не только во Франции, но и за ее пределами.

  В "Письмах о морали", написанных в 1758 г. и открывающих цикл этих работ, поставлен фундаментальный вопрос о сущности человеческой личности. Руссо-гуманист провозглашает природную  доброту человека, с учетом которой  предлагает воспитывать людей. Он по-своему интерпретировал картезианское  суждение о дуализме человеческой сущности. Человеку дана свобода выбора - следовать  природе или идти наперекор ей. Такая свобода - исходное условие  становления личности - одновременно благо и зло, пишет Руссо.

  В том же 1758 г. Ж.-Ж. Руссо завершает "Юлию, или Новую Элоизу". В романе осуждаются пороки и предрассудки общественного уклада, высказываются интересные соображения относительно воспитания человеческих чувств. По сути, в романе сформулирована программа так называемой сентиментальной педагогики. Герои "Новой Элоизы" среди прочего обсуждают и педагогические проблемы, в результате чего роман превращается в трактат о воспитании на началах гуманизма, бережного отношения к природе человека.

  Важное  место в творчестве Ж.-Ж. Руссо  занимает "Общественный договор" (1760). В нем развиты идеи о происхождении  и сущности государства, суверенитета народа, социальных и природных условий  становления человека. Социально-политические и философские идеи тесно увязаны  с педагогическими. Решая вопрос о достижении человеком гармонии природного (естественного) и социального (гражданского), Ж.-Ж. Руссо утверждает, что если общество безнравственно и противоречит природе человека, оно уродует его. Возможно и иное, когда общественная среда, хотя и несущая всегда известный ущерб естеству индивида, тем не менее может и должна формировать вторую (гражданскую) природу личности.

Информация о работе Воспитание и педагогическая мысль в Византии