Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 11:18, доклад
После распада Римской империи в 395 г. на Западную и Восточную (Византийскую) Византия на протяжении тысячелетия являлась своеобразной наследницей эллинско-римской культуры. А в силу своего географического положения она была связующим звеном между Востоком и Западом. В развитии культуры и просвещения Византии выделяют несколько этапов.
С 7 до 12 лет ребенка называли чадо, а подростка 12—15 лет — отрок. Ребенку в древнерусской литературе места не находилось. Проблема возрастных особенностей детей и методов их воспитания сводилась лишь к кратким высказываниям. Отсутствовали и специальные педагогические наставления по воспитанию детей.
У восточных славян была распространена такая форма воспитания, как ремесленное ученичество, когда ученик жил в семье мастера, помимо ремесла вводившего мальчика в круг моральных ценностей и религиозных представлений, принятых в этой среде.
В соответствии со сложившимися у славян обычаями, дети знати отдавались до 7 —8 лет на воспитание в другую семью (традиция воспитательства, «кормильства» или «кумовства»).
Большую роль в рассматриваемый период имела военная подготовка подростков, а также профессиональное овладение военным искусством будущих дружинников, которая осуществлялась в специальных домах — гридницах. Таким образом, воспитание у восточных славян все более приобретало семейно-сословный характер.
Новые
основания в древнерусское
Важно,
что христианство не выделяет педагогику
в особую сферу
своего влияния, поскольку оно само направлено
именно на вос-
питание человека, являет собой некую
морально-религиозную
школу человечества. Объект воспитания
— человек — в соответ-
ствии с христианскими воззрениями состоит
из двух ипостасей —
души и плоти. И если душа по определению
отцов церкви — су-
щество бессмертное, живое и разумное,
то плоть является слу-
жанкой души. Только через душу возможен
контакт с Богом. Цель
восщшат^^ —
спасение души.
Отсюда и за-
Дача"наставника, педагога — направить человека на путь спасения, научить преодолевать свою греховную сущность. Все педагогические усилия сконцентрированы на работе над человеческой душой. Именно она становится не только объектом педагогического воздействия, но и его целью.
Особую_роль играла доступная для широких кругов населения церковно-учительская литература, которая охватывала широкий круг морально-нравственных проблем и разъясняла основы православия в краткой и образной форме. Существовало немало житий и поучений, они служили для христианина своеобразным компасом и опорой в повседневной жизни, учили людей жить в соответствии с нормами христианской этики, предостерегали от их нарушения.
Среди наиболее распространенных поучений можно назвать •Изборник» 1076 г., — собрание текстов воспитательной, а не познавательной, как «Изборник» 1073 г., направленности. Тематика слов и поучений «Изборника» 1076 г. носит преимущественно морально-нравственное содержание и адресована детям.
Ценные сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси содержатся в «Поучении детям» Владимира Мономаха (1096). Одним из важнейших средств воспитания детей Мономах считал образование: «...чего не умеете, тому учитесь». Большое внимание и «Поучении детям» уделено идее деятельности, развитию у детей инициативы и самодеятельности, приучению их к преодолению трудностей. Труд вменялся в обязанность всем. Дети должны были все делать сами, помогать в доме. Участие в труде, поучает Мономах, предупреждает от такого нравственного порока, как лень. Он предостерегает от лжи и блуда, говорит о необходимости вырабатывать у детей прилежание и учтивость.
Владимир Мономах в «Поучении детям» особо отмечает необходимость военно-физического воспитания, основу которого должны составлять тренировки и охота. Именно они обеспечивают развитие силы, выносливости, быстроты, смелости, отваги, бесстрашия. Большое место в «Поучении детям» отведено значению воспитательного воздействия на детей личного примера старших, приучению их к соблюдению общечеловеческих норм морали: повиноваться старшим, уважать равных себе и младших, не позволять сильным обижать слабых, сочувствовать горю других, творить добро и т. п.
Выдвинутые Мономахом идеи оказали большое влияние на развитие педагогической мысли в Древней Руси.
Ключевым понятием в христианском воспитании является «Страх Господень». В Священном Писании неоднократно утверждается, что «Страх Божий есть начало добродетели». Страх Божий — это страх за спасение своей бессмертной души, который побуждает к совершению богоугодных деяний, вызывает трепет и раскаяние за неблаговидные поступки. Он очищает и преображает человека, помогает отрешиться от страстей и порочных желаний.
Христианская педагогика, чтобы наставить человека в жизни, применяла такие методы воздействия, как убеждение и наказание. В наказаниях проявлялось отношение к греховной плоти, укрощение и истязание которой приводит к исцелению души.
Однако телесные наказание не были главным методом воспитания. Важным средством воздействия на формирование личности служила исповедь, к которой, по некоторым данным, приводили мальчиков с 10, а девочек с 8 лет. Значение исповеди было в том, что она приучала к анализу своих поступков. Ребенок должен был знать: всякий поступок известен Богу, а исповедь давала возможность раскаяния и получения прощения.
Значительной по своему воздействию на ребенка была молитва. Без нее не начиналось и не заканчивалось на Руси никакое дело. Молитва произносилась как перед началом учения, так и после его окончания.
Важное значение в формировании человека имели посты, к которым приучались с детского возраста. Вместе с наказанием, исповедью, молитвой пост способствовал смирению своих плотских желаний.
Важным
средством педагогического
С крещением Руси князем Владимиром связано появление школ. Великий князь и его окружение были заинтересованы в распространении христианства. Именно поэтому первая школа была открыта при дворе князя Владимира. В X—XIII вв. школы возникли и ТТ других городах Киевской Руси: в Новгороде, Переяславле, Оуздале, Чернигове, Полоцке, Галиче, Ростове и т.д. Важно, что в училищах не только обучали чтению, письму, пению, но и уделяли большое внимание нравственному воспитанию. Этому способствовала учебная литература и другие памятники древнерусской культуры, дошедшие до наших дней. Они свидетельствуют о силе любви к Отечеству, которую несла эта литература, о высоких идеалах воспитания.
Тем не менее в Древней Руси отсутствовала какая-либо упорядоченная система школьного образования. Главными очагами воспитания и обучения были семья и церковь. В процессе семейного воспитания ребенок с участием домашнего учителя-священника обучался праведному житию. Важно подчеркнуть, что в Киевской Руси родители были обязаны готовить своих детей к трудовой и семейной жизни. Об этом говорится в основном своде документов того времени — «Русской правде».
Важно и то, что после крещения ребенок обретал ангела-хранителя, а также крестных отца и мать, которые вместе с родителями помогали его духовному воспитанию. Имелся также и духовный отец, которым, как правило, был священник, крестивший ребенка. Ему исповедовались, у него спрашивали совета, к нему обращались за разъяснениями. Именно он считался главным учителем.
В целом христианская педагогика оказывала сильное влияние на формирование духовного мира человека, создавала мощный заряд душевной силы и мудрости, служила опорой в умственной и практической деятельности и в отношениях с людьми.
Однако процесс социализации ребенка определялся не только церковным влиянием. Он дополнялся народной системой воспитания, направленной на повседневную жизнь человека. В этом про-цессё~участвовала семья и ближайшее сословное окружение.
Народная педагогика была обращена на воспитание, основой которого являлось умственное развитие детей, формирование нравственных качеств, подготовка к трудовой деятельности. Особое место здесь занимали пословицы, в которых педагогическая мысль отражалась в форме наставлений, пожеланий, советов, предупреждений. Конкретность и образность пословиц способствовали быстрому запоминанию их детьми. В Древней Руси использовались и другие средства народной педагогики: сказки, загадки, былины, песни, притчи и т.д. Нашествие монголо-татар приостановило развитие экономики и культуры древнерусского государства. Необходимым компонентом социализации подрастающего поколения стало приобщение детей к православию и народной культуре.
В XIV—XVI вв. педагогическая мысль была направлена на важнейшие проблемы воспитания. Крупнейшие русские просветители развивали мысль об изначальном равенстве всех людей (И. Пе-ресветов, И.Федоров, П.Мстиславец). Отсюда делался вывод о недопустимости угнетения человека человеком, о том, что только свободный человек может быть защитником Отечества. Подобные идеи способствовали воспитанию свободолюбия.
Актуальными в данный период оставались вопросы трудового воспитания, морали и нравственного поведения. Об этом говорит, например, содержание популярной на Руси книги для домашнего нравственно-наставительного чтения «Пчела», в которой в сжатой форме изречений выражалась суть педагогических заповедей и понятий.
Педагогическая мысль в это время развивалась в монастырях среди монашества. Нил Сорскийв своих руководствах по духовному совершенствованию человека — «Предание» и «Устав о скитской жизни» (XV в.) — обобщил опыт монастырского воспитания и обучения и предложил использовать в воспитании методы, средства и приемы духовного самосовершенствования. Среди них можно выделить чтение и осмысление книг Священного Писания, чтение и переписывание наставлений отцов церкви, переплетное, плотницкое и кузнецкое дело, пение, использование христианских заповедей, молитвы, подражание житиям святых и т.д. Целью воспитания он считал достижение духовного совершенствования в процессе активной умственной деятельности воспитанников.
К распространенным жанрам книг того времени относятся «жития святых» («Житие Стефана Премудрого», «Житие Сергия Радонежского» и др.).
Значительным письменным памятником культуры XVI в. является «Домострой». Некоторые его главы (15, 16, 17-я) непосред-
ственно посвящены воспитанию. В «Домострое» содержатся призывы «страхом спасти» детей от неразумных поступков. В нем перечислены запреты, которые обязаны соблюдать дети: не красть, не лгать, не обижать чужого, не помнить зла и т.д. «Домострой» требует повиноваться наставникам и старшим, любить детей и заботиться о них, воспитывать мужество, трудолюбие, бережливость и др. Содержание этого документа пронизано особой ответственностью родителей за правильное религиозно-нравственное воспитание своих детей, причем с учетом их возраста и особенностей.
В качестве методов педагогического воздействия рекомендуется наказание («вОспитати во всяком наказании»), включая и физическое («ино плетью постегатй по вине смотря»).
За период с XIII — до ССредины XV в. Киевская Русь выдержала более 160 войн с монголо-татарами, литовцами, немецкими рыцарями, шведами, поляками, венграми, болгарами. В этой многовековой упорном борьбе особое значение придавалось традиции патриотического воспитания. Об этом свидетельствует содержание таких фольклорных и литературных произведений, как «Задон-щина», «Сказание о Мамаевом побоище». Их содержание воспи-тывало у молодежи горячую любовь к родине. Повлияли на характер воспитания и объединение русских земель вокруг Москвы, и становление Московского государства.
Немалый £к^1М_в_гзазвитие воспитания педагогической мыеди внесли выдающиеся деятели русской культуры И.Федоров, Ф. Ртищев, В. Бурцов, С. Полоцкий, Е. Славинецкйй, С. Медведев, К. Истомин и дрт-Одяако к к61т13У'ХУ^^бразование бьГло достоянием только знати и духовенствяГа~т^ж£-зажято
Основная масса населения по-прежнему оставалась неграмотной.
Во второй половине XVII в. в русском обществе сложилось несколько подходов к воспитанию и обучению. С. Полоцкий, С. Мед-вед^ С.Яворский выступали за развитие в России западноевропейского просвещения. Обучение, по их мнению, должно было проводиться на латинском, греческом и родном языках.
Сторонниками фекофильского образования, ориентированного на византийско-русскую традицию, выступали Е. Славинецкйй, Ф.Ртищев, К.Истомин и др. Епифаний Славинецкйй считается переводчиком на русский язык сочинения известного западноевропейского гуманиста Эразма Роттердамского «Гражданство обычаев детских». Текст этой книги разделен на вопросы и ответы: 4 — 68 посвящены значению мимики лица, жестикуляции, осанке ребенка; 69 — 78 — относились ко всему, связанному с одеждой; 79—81 — рекомендуй детям, как вести себя в церкви; 82—125 — о поведении за стодом и во время еды; 126-142 - учат, как здороваться и вести себя при встрече с родителями, учителем, сверстниками, незнакомым человеком и т.д.; 143-145 - о правилах поведения в «училище» и при возвращении домой; 146 —
Информация о работе Воспитание и педагогическая мысль в Византии