Ошибки,
допускаемые ребенком в словесной
речи, обязательно исправляются взрослыми,
причем в форме дактильной речи.
Это помогает детям с нарушением
слуха проанализировать свою речь.
Исследования показали, что наиболее
эффективно устная речь у детей
с нарушением слуха развивается
во время сюжетно-ролевых игр.
С этой целью на занятиях
по развитию речи проводятся
инсценировки известных детям
сказок, сюжетно-ролевые игры, где
дети действуют и общаются
друг с другом в соответствии
со своей ролью. Большое внимание
здесь уделяется формированию
естественного темпа, ритмической
структуры слова, интонации. Именно
поэтому речь воспитателей и
педагогов должна быть естественной,
обычного тембра и интонации.
Некоторые взрослые начинают
общаться с детьми с нарушением
слуха, медленно проговаривая
каждый слог. В результате и
ребенок усваивает подобный стиль
общения. Речь становится неестественной
и непонятной для окружающих.
Работа
по развитию речи на занятиях осуществляется
в трех направлениях:
- усвоение
и закрепление речевого материала,
разбитого по темам;
- формирование
различных видов речевой деятельности
(устная речь, чтение, письмо, слухо-зрительное
восприятие, дактилирование, слушание);
- специальные
языковые наблюдения в целях
усвоения значения слов, звукобуквенный
анализ слова или отработка
грамматических форм слова в
структуре целых предложений.
Последнее время в связи с
внедрением информационных технологий
в практику образования особое
внимание уделяется компьютерным
играм в детском саду, чтобы
дети с нарушением слуха овладели
компьютерными технологиями и
могли использовать свои знания
в профессиональной деятельности.
ИНТЕРНЕТ способствует расширению
контактов молодого человека с людьми
всех стран и континентов, что повышает
адаптацию его к жизни, труду, социуму,
помогает решать проблемы профессионального
самоопределения.
Таким образом, система коррекционной
работы с проблемными детьми
постоянно совершенствуется, учитывая
достижения научно – технического
прогресса, различных наук, связанных
со специальной пихологией и
педагогикой, учитывая потребности
и возможности ребенка с особыми
образовательными потребностями.
Список
литературы
- Белова, Н.И.
Специальная дошкольная сурдопедагогика./
Н.И. Белова. - М.,1985.
- Боскис, Р.М.
Глухие и слабослышащие дети./ Р.М. Боскис.
- М., 1963.
- Боскис, Р.М.
Дифференцированное обучение детей с
нарушением слуха в специальных школах.
Учителю о детях с нарушением слуха. / Р.М.
Боскис. - М.,1988.
- Выгодская,
Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно
– ролевым играм. / Г.Л. Выгодская. - М., 1972.
- Дети с ограниченными
возможностями: проблемы и инновационные
тенденции в обучении и воспитании: хрестоматия
по курсу «Коррекционная педагогика и
специальная психология»/ Сост. Н.Д. Соколова,
Л.В. Калиникова.- М., 2005.
- Дефектологический
словарь / под ред. А.И. Дьячкова. - М., 1970.
- Корсунская,
Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников
речи./ Б.Д. Корсунская. – М.,1969.
- Нейман, Л.В.
Анатомия и физиология органов слуха и
речи./ Л.В. Нейман. – М., 1965.
- Никитина,
М.И. Соотношение дифференцированного
и интегрированного обучения./ М.И. Никитина.
// Интегрированное обучение: проблемы
и перспективы. – СПб., 1996.
- Педагогическая
помощь детям с нарушенным слухом в сурдологических
кабинетах: Инструктивно методическое
письмо.- М., 1990.
- Программы
для специальных дошкольных учреждений.
Воспитание и обучение глухих детей дошкольного
возраста. - М., 1991.
- Программы
для специальных дошкольных учреждений.
Воспитание и обучение слабослышащих
детей дошкольного возраста. – М., 1991.
- Рау, Ф.Ф.
Формирование устной речи у глухих детей./
Ф.Ф. Рау. – М., 1981.
- Рау, Н.А.
Дошкольное воспитание глухонемых./ Н.А.
Рау. - М., 1947.
- Сурдопедагогика
/под ред. М.И. Никитиной. – М., 1989.
- Трофимова,
Г.В. Развитие движений у дошкольников
с нарушениями слуха./ Г.В. Трофимова.- М.,
1979.
- Шматько,
Н.Д. Интегрированный подход к обучению
детей с нарушениями слуха в России./ Н.
Д. Шматько. // Интегрированное обучение:
проблемы и перспективы. – СПб., 1996.