Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 10:54, реферат
Система коррекционной помощи детям с нарушением слуха постоянно совершенствуется. Эта проблема привлекает внимание мировой общественности. Организована Всемирная Федерация глухих. В резолюции Конгресса данной Федерации(1988) говорится: « Глухие относятся к детям с особым языком общения, своей субкультурой, обычаями и пр. Нарушение прав на свой язык следует расценивать как нарушение прав человека».
Понятия глухоты и тугоухости как формы дефицитарного развития личности.
Этиология развития.
Классификации нарушений слуха.
Характеристика особенностей развития детей с нарушением слуха.
Диагностика нарушений слуха.
Коррекционная помощь детям дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Дети с нарушениями слуха
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста
с нарушениями слуха
План
Проблемами оказания коррекционной помощи глухим и тугоухим детям занимается сурдопсихология и сурдопедагогика.
Система
коррекционной помощи детям с
нарушением слуха постоянно
К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение слуха (слух восстановить нельзя), двустороннее (на оба уха) нарушение слуховой функции, при котором общение с окружающими затруднено (тугоухость) или невозможно глухота).По состоянию выраженности дефекта различают глухих и тугоухих.
Глухота – полное отсутствие слуха или форма его понижения, при которой разговорная речь воспринимается лишь частично, с помощью слуховых аппаратов.
Тугоухость – снижение слуха на оба уха, при котором возникают затруднения в восприятии речи, однако при усилении голоса это восприятие становится возможным.
Существуют различные взгляды на определение причин нарушений слуха. Наиболее часто выделяют 3 группы причин и факторов, которые вызывают патологию слуха (Д. И. Тарасов и др.).
К первой группе причин относятся наследственные факторы. Данные причины приводят к нарушениям в структуре слухового анализатора и развитию наследственной тугоухости.
На долю наследственных факторов детской глухоты приходится от 30 до 50% всех случаев. Наследственная глухота или тугоухость могут сочетаться с другими аномалиями органов и систем организма (заболевания органов зрения, патология костно – мышечной системы, нервной, эндокринной и т. д.).
Генетики, которые занимаются вопросами наследования глухоты, отмечают, что в геноме человека может быть до 50 различных генов, влияющих на остроту слуха. Вероятность рождения глухого или слабослышащего ребенка резко возрастает, если один из родителей страдает наследственной формой глухоты. Если наследственная форма глухоты обнаруживается у обоих родителей, то вероятность рождения ребенка с полноценным слухом превышает 50%.
Ко
второй группе причин относят факторы
эндогенного и экзогенного
Большое значение имеют болезни матери в период беременности. К подобным заболеваниям относят краснуху, грипп, паротит. Оказывает влияние также прием во время беременности определенных лекарств, резус-несовместимость плода и будущей матери.
На
появление патологии развития слуха
у ребенка влияет прием беременной
женщиной алкоголя, наркотиков, а также
работа на предприятиях с повышенной
запыленностью и другими
Факторы третьей группы воздействуют на орган слуха здорового ребенка на различных стадиях его развития и приводят к возникновению приобретенной тугоухости.
Наиболее
часто причиной появления приобретенной
тугоухости являются последствия перенесенного
острого среднего отита. Степень
снижения слуха при заболеваниях
среднего уха различная. Но чаще всего
встречаются легкая и средняя
степень снижения слуха. Возникают
они вследствие перехода воспалительного
процесса на внутреннее ухо. Одной из
причин возникновения тугоухости является
воспаление ствола слухового нерва.
Роль инфекционных заболеваний в
этиологии нарушений слуха
Поражается слух под воздействием антибиотиков (канамицин, стрептомицин, неомицин и др.). Около 50% случаев приобретенной тугоухости у детей наблюдаются после приема таких антибиотиков (Д. И. Тарасов). Возникает риск при лечении этими препаратами – развиваются глухота, недоношенность, общая соматическая ослабленность ребенка.
К
причинам, приводящим к нарушениям
слуха, относят родовые травмы, наложение
щипцов на головку плода при
Порой
бывает сложно выявить первопричину
возникновения слухового
Классификации глухих и слабослышащих детей
Существует несколько классификаций детей с нарушением слуха.
Педагогическая классификация детей с нарушениями слуха Р. М. Боскис
Эта
классификация построена на психологическом
изучении взаимодействия слуха и
речи. Теоретической основой
Педагогическая
классификация детей с
- степень снижения слуха;
- время возникновения поражения слуха;
-
наличие дополнительных
-
условия развития ребенка
Классификация нарушений слуха по времени возникновения дефекта:
-
врожденные нарушения слуха
-
приобретенные нарушения
-
приобретенные нарушения
Р.М. Боскис по степени выраженности дефекта предложила детей делить на следующие группы:
1) глухие без речи (ранооглохшие);
2) глухие, сохранившие речь (позднооглохшие);
3) слабослышащие дети, обладающие развитой речью с небольшими ее недостатками;
4) слабослышащие дети с глубоким речевым недоразвитием.
На основе этой классификации создается сеть образовательных учреждений для детей с недостатками развития слуха.
Одной из распространенных классификаций глухих детей является классификация, разработанная Л.В. Нейманом.
Для
выяснения степени поражения
слуховой функции, Л. В. Нейманом проводились
исследования слуха глухих и слабослышащих
детей методом тональной
Классификация глухих и слабослышащих детей по степени поражений слуховой функции Л.В. Неймана.
Л. В. Нейман выделяет 4 группы глухих в зависимости от объема воспринимаемых частот:
1-я группа – глухие дети, воспринимающие самые низкие частоты (125-150 Гц).
Эти дети не различают каких-либо звуков речи и реагируют либо на очень громкий голос у самого уха, либо на интенсивные звуки на близком расстоянии (крик и т. д.).
2-я группа – глухие дети, воспринимающие частоты 150-500 Гц. Дети этой группы реагируют на громкий голос у уха, различают гласные «о», «у», способны воспринять другие очень громкие звуки на небольшом расстоянии.
3-я группа – дети, воспринимающие звуки в диапазоне низких и средних частот, от 125 до 1000 Гц.
4-я группа – дети, воспринимающие частоты от 125 до 2000 Гц.
Дети, относящиеся к 3-й и 4-й группе, различают менее интенсивные и разнообразные по частоте звуки на близком расстоянии (звуки музыкальных инструментов, бытовые звуки – звонок в дверь, звонок телефона и т. д.).
Дети 4-й группы различают почти все гласные, отдельные фразы и слова, звучащие возле уха и на небольшом расстоянии.
Все глухие дети имеют большие или меньшие остатки слуха. Остаточный слух в процессе специальной работы по развитию слухового восприятия играет важную роль в формировании устной речи.
Тугоухость выражается тоже в различной степени. Л. В. Нейман выделяет 3 группы слабослышащих детей по степени понижения слуха в области речевого диапазона частот (от 500 до 4000 Гц).
В зависимости от потери слуха выделяют 3 степени тугоухости:
1-я
степень – снижение слуха в
речевом диапазоне не
2-я
степень – снижен слух в
речевом диапазоне до 70 дБ. Речевое
общение затруднено. Разговорная
речь воспринимается на
3-я
степень – снижен слух в
речевом диапазоне до 70 дБ. Речь
разговорной громкости
Самостоятельно овладеть речью с трудом могут дети, обладающие снижением слуха на 15-20 дБ. Л. В. Нейман предлагает принять эту степень потери слуха в качестве условной границы между нормальным слухом и тугоухостью. По классификации Л. В. Неймана, условная граница между тугоухостью и глухотой находится на уровне 85 дБ.
В медицине в настоящее время при оценке состояния слуха детей используется Международная классификация нарушений слуха:
Информация о работе Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями слуха