Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 10:54, реферат
Система коррекционной помощи детям с нарушением слуха постоянно совершенствуется. Эта проблема привлекает внимание мировой общественности. Организована Всемирная Федерация глухих. В резолюции Конгресса данной Федерации(1988) говорится: « Глухие относятся к детям с особым языком общения, своей субкультурой, обычаями и пр. Нарушение прав на свой язык следует расценивать как нарушение прав человека».
Понятия глухоты и тугоухости как формы дефицитарного развития личности.
Этиология развития.
Классификации нарушений слуха.
Характеристика особенностей развития детей с нарушением слуха.
Диагностика нарушений слуха.
Коррекционная помощь детям дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Средняя потеря слуха определяется в области частот 500, 1000, 2000 Гц.
1-я степень тугоухости – снижение слуха не превышает 40 дБ.
2-я степень тугоухости – снижение слуха от 40 до 55 дБ.
3-я степень тугоухости – снижение слуха от 55 до 70 дБ.
4-я степень тугоухости – снижение слуха от 70 до 90 дБ.
Снижение слуха более чем на 90 дБ определяется как глухота.
Существует также классификация глухих детей со сложным дефектом, т.е. аномалии слухового анализатора сочетаются с различными видами дизонтогений.
Глухие и слабослышащие дети с нарушением зрения.
У
более чем 50 % обследованных детей
выявлено нарушение зрения. У данной
группы детей это является единственной
причиной школьной неуспеваемости. Поэтому
каждый ребенок с патологией слуха
должен находиться под динамическим
наблюдением врача –
Глухие и слабослышащие дети с нарушениями мышечной системы
К этой группе детей относят глухих детей с детским церебральным параличом. Данные нарушения препятствуют успешной учебе в школе, снижают возможность социальной реабилитации и адаптации, даже когда у ребенка нет умственной отсталости.
Синдромальные формы глухоты
В
настоящее время описано около
500 синдромальных форм глухоты. Продолжая
исследования, ученые выявляют и дополняют
к описанным признакам новые
синдромы. Ранняя клиническая диагностика,
организация адекватного
Многие
дети, поступившие в школу с
диагнозом «задержка
Глухие и слабослышащие дети с умственной отсталостью
У
глухих детей может быть различная
форма умственной отсталости – как
олигофрения, так и деменция. Глухие
дети с неосложненной формой олигофрении
имеют благоприятный прогноз,
они очень часто вполне социально
реабилитированы. У глухих детей
с прогредиентными
Характеристика особенностей развития детей с нарушением слуха
Исследования
глухих и слабослышащих детей
отечественной и зарубежной наукой
показали, что повреждение анализаторов
существенно осложняет развитие
детей. Большинство из них отстают
в физическом и, при отсутствии специальных
занятий, в интеллектуальном развитии.
Возникает потребность в
В плане физического отставания, по наблюдениям Н. А. Рау, у глухих и слабослышащих детей отмечаются шаткая походка, шарканье ногами, неловкость движений. Расстройства вестибулярного аппарата нередко приводят к снижению устойчивости и потере равновесия.
Глухота или тугоухость являются причиной несформированности речи, что в свою очередь приводит к торможению развития познавательной деятельности и словесно-логического мышления. Поэтому педагоги огромное внимание уделяют особому обучению и воспитанию глухих и слабослышащих дошкольников. Чем раньше начинается коррекционная работа, тем более она эффективна.
Развитие интеллекта у детей с нарушениями слуха
У
детей дошкольного возраста наблюдается
усиленное развитие всех психических
процессов, в частности, мышления, памяти,
восприятия и т. д.. В силу дефекта
дети с нарушениями слуха
Ребенок, принимая живое участие в повседневной жизни, общаясь со взрослыми и сверстниками, активно развивается. У него формируется речь, складываются представления об окружающем мире. Проводимые в детском саду занятия для глухих и слабослышащих дошкольников помогают им получить знания и умения, соответствующие возрасту, подготовиться к школе, а также развивают интеллектуальную деятельность на основе развития полноценного восприятия (объем, полнота, осмысленность, апперцепция, константность).
Проблемой воспитания ребенка с нарушениями слуха занимались многие исследователи-педагоги. На основании работ Н. А. Рау, Б. Д. Корсунской, А. А. Катаевой, Н. Г. Морозовой, Т. И. Обуховой можно сделать определенные выводы. Таким детям требуется специальное обучение в специализированных детских садах, хотя общие направления развития детей с дефектами слуха и здорового ребенка в целом совпадают. Глухие и слабослышащие дети обладают рядом особенностей. У них наблюдается:
-недоразвитее
в плане зрительного
-
замедленное формирование
- отсутствие речи и дефицит доречевого общения.
Этот дефицит приводит к задержке развития познавательной деятельности и словесно-логического мышления. Именно поэтому следует уделять повышенное внимание умственному воспитанию детей с нарушениями слуха.
При
нарушении слуха уровень
С целю ранней диагностики проводится аудиологический скрининг новорожденных, детей первого года жизни в родильных домах и детских поликлиниках по месту жительства, специальный скрининг по методике с использованием звукореактотеста (ЗРТ), позволяющие констатировать нарушение слуха у детей. В сурдологических кабинетах проводится комплексное медико – психолого – педагогическое обследование детей уже с определением диагноза и выработкой рекомендаций по дальнейшей коррекционной работе.
Также
необходимым компонентом
Е.А. Стребелева наряду со скрининговыми исследованиями и медицинским обследованием описывает процедуру педагогического исследования дефектологом в (сурдопедагогом) в сурдологическом кабинете поведенческих реакций ребенка на звучание игрушек с разным диапазоном частоты звуков, а также обследования речи. Врач - сурдолог и педагог – сурдолог проводят работу с родителями, учат их общаться с ребенком и правильно воспитывать ребенка в семье, нацеливают на организацию коррекционной работы с младенческого и раннего дошкольного возраста.
Проводится
комплексное психологическое
Таким образом, чем раньше будет организовано специальное обучение, коррекционная работа, тем полноценнее будет развитие ребенка.
Коррекционная помощь детям дошкольного возраста
с нарушениями слуха
Как
отмечалось выше, чем раньше были предприняты
специальные как медицинские, так
и педагогические меры по устранению
последствий снижения слуха, тем
более успешно будет
Система
корреционно – развивающей
Организация
работы с детьми с проблемами слуха
разнообразна. В соответствии с выделенными
категориями детей в
В некоторых случаях, если глухота осложнена другими проблемами развития, здоровья ребенка, осуществляется обучение по индивидуальной программе на дому. Альтернативная форма обучения на дому с участием дефектолога помогает рано начать коррекционную работу.
В
сурдологических кабинетах
В России и за рубежом имеется богатый опыт интегрированного образования.
Н.Д. Шматько дает характеристику моделям интегрированного обучения.
Временная интеграция является подготовкой к более совершенной форме интегрированного обучения. Почти не говорящие дети с проблемами слуха поступают в дошкольные учреждения и для них формируются специальные группы, в которых проводится коррекционная работа с учетом уровня развития слуха и речи.
Следующей ступенькой является комбинированная интеграция. По направлению медико – психолого – педагогической комиссии дети с незначительными ограничениями слуха и речи, позднооглохшие дети или дети из временных групп посещают группу, где воспитываются нормально слышащие дети. С ними проводятся индивидуальные занятия с участием сурдопедагога или дефектолога, помогая овладеть программой общеобразовательного типа. В массовой группе рекомендовано иметь не более двух детей с отклонениями в развитии, в том числе детей с проблемами слуха.
Н.Д. Шматько отмечает, что, как правило, специальные группы работают круглосуточно, а массовые – только днем. Если ребенок с проблемами слуха общается с нормально слышащими детьми и себе подобными, то это положительно влияет на развитие ребенка, расширяя его диапазон общения с различным кругом людей.
Наиболее совершенной является третья ступень полной интеграции. Эта модель популярна за рубежом и к ней мы постепенно переходим в России. Полная интеграция рекомендована глухим и слабослышащим детям с высоким уровнем психофизического развития. Индивидуально проводятся занятия по коррекции нарушенной слуховой и речевой функций под руководством дефектолога в специальном сурдологическом кабинете.
В
настоящее время появились
Многие ученые полагают, что интегрированное образование способствует социализации и интенсификации развития детей с отклонениями в развитии. Кроме того, нормально развивающиеся дети оказывают помощь детям с проблемами, проявляя чуткость и заботу, что играет большую роль в их нравственном развитии. Совершенствование системы дошкольного образования детей с отклонениями в развитии предусматривает параллельное развитие специального и интегрированного образования как взаимодополняющих форм коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
Информация о работе Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями слуха