Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 10:54, реферат

Описание работы

Система коррекционной помощи детям с нарушением слуха постоянно совершенствуется. Эта проблема привлекает внимание мировой общественности. Организована Всемирная Федерация глухих. В резолюции Конгресса данной Федерации(1988) говорится: « Глухие относятся к детям с особым языком общения, своей субкультурой, обычаями и пр. Нарушение прав на свой язык следует расценивать как нарушение прав человека».

Содержание

Понятия глухоты и тугоухости как формы дефицитарного развития личности.
Этиология развития.
Классификации нарушений слуха.
Характеристика особенностей развития детей с нарушением слуха.
Диагностика нарушений слуха.
Коррекционная помощь детям дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 40.78 Кб (Скачать)

    Средняя потеря слуха определяется в области  частот 500, 1000, 2000 Гц.

    1-я  степень тугоухости – снижение  слуха не превышает 40 дБ.

    2-я  степень тугоухости – снижение  слуха от 40 до 55 дБ.

    3-я  степень тугоухости – снижение  слуха от 55 до 70 дБ.

    4-я  степень тугоухости – снижение  слуха от 70 до 90 дБ.

    Снижение  слуха более чем на 90 дБ определяется как глухота.

    Существует  также классификация глухих детей со сложным дефектом, т.е. аномалии слухового анализатора сочетаются с различными видами дизонтогений.

     Глухие  и слабослышащие  дети с нарушением зрения.

     У более чем 50 % обследованных детей  выявлено нарушение зрения. У данной группы детей это является единственной причиной школьной неуспеваемости. Поэтому  каждый ребенок с патологией слуха  должен находиться под динамическим наблюдением врача – офтальмолога.            Нарушение зрения в виде миопии встречается  у 25 % слабослышащих и у 35% глухих. Нарушения зрения приводят к повышенной утомляемости глаз и всего организма  в целом, а также к постоянным головным болям.

     Глухие  и слабослышащие  дети с нарушениями  мышечной системы

     К этой группе детей относят глухих детей с детским церебральным параличом. Данные нарушения препятствуют успешной учебе в школе, снижают возможность социальной реабилитации и адаптации, даже когда у ребенка нет умственной отсталости.

     Синдромальные формы глухоты

     В настоящее время описано около 500 синдромальных форм глухоты. Продолжая  исследования, ученые выявляют и дополняют  к описанным признакам новые  синдромы. Ранняя клиническая диагностика, организация адекватного процесса воспитания и обучения способствуют более полной социальной адаптации  и реабилитации глухих детей. Частота  встречаемости синдромов Маршала, Крузона и др. составляет примерно 1%.

     Многие  дети, поступившие в школу с  диагнозом «задержка психического развития», в результате адекватного  педагогического воздействия в  условиях санаторной школы впоследствии продолжает получать образование по обычной программе в школах для  глухих и слабослышащих детей.

     Глухие  и слабослышащие  дети с умственной отсталостью

     У глухих детей может быть различная  форма умственной отсталости – как  олигофрения, так и деменция. Глухие дети с неосложненной  формой олигофрении  имеют благоприятный прогноз,  они очень часто вполне социально  реабилитированы. У глухих детей  с прогредиентными заболеваниями (шизофрения, эпилепсия и др.), приводящими  к прогрессированию умственной отсталости, прогноз отрицательный как в  отношении социальной адаптации, так  и в жизни в целом.

     Характеристика  особенностей развития детей с нарушением слуха

    Исследования  глухих и слабослышащих детей  отечественной и зарубежной наукой  показали, что  повреждение анализаторов существенно осложняет развитие детей. Большинство из них отстают  в физическом и, при отсутствии специальных  занятий, в интеллектуальном развитии. Возникает потребность в организации  коррекционных занятий еще в  дошкольном возрасте.

    В плане физического отставания, по наблюдениям Н. А. Рау, у глухих и  слабослышащих детей отмечаются шаткая походка, шарканье ногами, неловкость движений. Расстройства вестибулярного аппарата нередко приводят к снижению устойчивости и потере равновесия.

    Глухота или тугоухость являются причиной несформированности речи, что в свою очередь приводит к торможению развития познавательной деятельности и словесно-логического мышления. Поэтому педагоги огромное внимание уделяют особому обучению и воспитанию глухих и слабослышащих дошкольников. Чем раньше начинается коррекционная работа, тем более она эффективна.

    Развитие  интеллекта у детей  с нарушениями  слуха

    У детей дошкольного возраста наблюдается  усиленное развитие всех психических  процессов, в частности, мышления, памяти, восприятия и т. д.. В силу дефекта  дети с нарушениями слуха значительно  отстают от своих сверстников, поэтому  здесь необходимо целенаправленное систематическое обучение и воспитание в детском саду.

    Ребенок, принимая живое участие в повседневной жизни, общаясь со взрослыми и  сверстниками, активно развивается. У него формируется речь, складываются представления об окружающем мире. Проводимые в детском саду занятия  для глухих и слабослышащих дошкольников помогают им получить знания и умения, соответствующие возрасту, подготовиться  к школе, а также развивают  интеллектуальную деятельность на основе развития полноценного восприятия (объем, полнота, осмысленность, апперцепция, константность).

    Проблемой воспитания ребенка с нарушениями  слуха занимались многие исследователи-педагоги. На основании работ Н. А. Рау, Б. Д. Корсунской, А. А. Катаевой, Н. Г. Морозовой, Т. И. Обуховой можно сделать определенные выводы. Таким детям требуется  специальное обучение в специализированных детских садах, хотя общие направления  развития детей с дефектами слуха  и здорового ребенка в целом  совпадают. Глухие и слабослышащие  дети обладают рядом особенностей. У них наблюдается:

    -недоразвитее  в плане зрительного восприятия, в частности, низкая скорость  восприятия и узнавания предметов;

    - замедленное формирование подражания, а также затруднения при выборе  по образцу;

    - отсутствие речи и дефицит  доречевого общения.

    Этот  дефицит приводит к задержке развития познавательной деятельности и словесно-логического  мышления. Именно поэтому следует  уделять повышенное внимание умственному  воспитанию детей с нарушениями  слуха.

       При нарушении слуха уровень развития речи неодинаков и зависит от следующих  факторов: степень нарушения слуха; время возникновения дефекта  слухового анализатора; педагогические условия, в которых находился  ребенок после нарушения функционирования слухового анализатора; индивидуальные особенности самого ребенка. Педагогические условия, в которых находился  ребенок с момента нарушения  слуха, имеют огромное значение для  его психического и речевого развития.

       С целю ранней диагностики проводится аудиологический скрининг новорожденных, детей первого года жизни в родильных домах и детских поликлиниках по месту жительства, специальный скрининг по методике с использованием звукореактотеста (ЗРТ), позволяющие констатировать нарушение слуха у детей. В сурдологических кабинетах проводится комплексное медико – психолого – педагогическое обследование детей уже с определением диагноза и выработкой рекомендаций по дальнейшей коррекционной работе.

       Также необходимым компонентом диагностической  и  коррекционной работы является медицинское обследование отоларингологом  и лечение органов слуха и  носоглотки, чтобы глухота и тугоухость, вызванные заболеваниями этих органов, не прогрессировали.

       Е.А. Стребелева наряду со скрининговыми  исследованиями и медицинским обследованием  описывает процедуру  педагогического  исследования  дефектологом в (сурдопедагогом) в сурдологическом кабинете поведенческих реакций ребенка на звучание игрушек с разным диапазоном частоты звуков, а также обследования речи. Врач - сурдолог и педагог – сурдолог проводят работу с родителями, учат их общаться с ребенком и правильно воспитывать ребенка в семье, нацеливают на организацию коррекционной работы с младенческого и раннего дошкольного возраста.

       Проводится  комплексное психологическое обследование ребенка  для определения уровня его общего развития, наличия различных  форм отклонений наряду с дефицитарным развитием ребенка.

       Таким образом, чем раньше будет организовано специальное обучение, коррекционная  работа, тем полноценнее будет  развитие ребенка.

    Коррекционная помощь детям дошкольного  возраста

    с нарушениями слуха

    Как отмечалось выше, чем раньше были предприняты  специальные как медицинские, так  и педагогические меры по устранению последствий снижения слуха, тем  более успешно будет развиваться  ребенок. Создание речевой среды  в семье, проведение раннего слухопротезирования, организация специальной работы по развитию слухового восприятия и  речи определяет успешное развитие ребенка.

     Система корреционно – развивающей работы осуществляется на основе решения образовательных, развивающих и коррекционных  задач.

     Организация работы с детьми с проблемами слуха  разнообразна. В соответствии с выделенными  категориями детей в педагогической классификации были созданы различные  типы образовательных учреждений. В  нашей стране для дошкольников есть разные специализированные образовательные учреждения: детские сады для глухих, детские сады для слабослышащих и поздно оглохших детей.

      В некоторых случаях, если глухота  осложнена другими проблемами развития, здоровья ребенка, осуществляется обучение по индивидуальной программе на дому. Альтернативная форма обучения на дому с участием дефектолога помогает рано начать коррекционную работу.

    В сурдологических кабинетах системы  здравоохранения по месту жительства, в стационарах при лоротделениях, в группах кратковременного пребывания специальных дошкольных учреждений, при  научных медицинских и  педагогических центрах, на базах вузов  может оказываться систематическая  и квалифицированная помощь детям  младенческого и раннего возраста, детям, воспитывающимся в образовательных  учреждениях общеобразовательного типа, детям, которые имеют другие отклонения в развитии или по состоянию  здоровья не могут посещать дошкольные учреждения, детям с высоким уровнем  психофизического развития по желанию  родителей. Родителей учат общаться с детьми, правильно их воспитывать, оказывать коррекционную помощь. Так решается проблема индивидуализации образования в условиях комфортного  домашнего режима.

     В России и за рубежом имеется  богатый опыт интегрированного образования.

     Н.Д. Шматько дает характеристику моделям  интегрированного обучения.

     Временная интеграция является подготовкой к более совершенной форме интегрированного обучения. Почти не говорящие дети с проблемами слуха поступают в дошкольные учреждения и для них формируются специальные группы, в которых проводится коррекционная работа с учетом уровня развития слуха и речи.

     Следующей ступенькой является комбинированная интеграция. По направлению медико – психолого – педагогической комиссии дети с незначительными ограничениями слуха и речи, позднооглохшие дети или дети из временных групп посещают группу, где воспитываются нормально слышащие дети. С ними проводятся индивидуальные занятия с участием сурдопедагога или дефектолога, помогая овладеть программой  общеобразовательного типа. В массовой группе рекомендовано иметь не более двух детей с отклонениями в развитии, в том числе детей с проблемами слуха.

     Н.Д. Шматько отмечает, что, как правило, специальные группы работают круглосуточно, а массовые – только днем. Если ребенок  с проблемами слуха общается с  нормально слышащими детьми и  себе подобными, то это положительно влияет на развитие ребенка, расширяя его диапазон общения с различным  кругом людей.

     Наиболее  совершенной является третья ступень полной интеграции. Эта модель популярна за рубежом и к ней мы постепенно переходим в России. Полная интеграция рекомендована глухим и слабослышащим детям с высоким уровнем психофизического развития. Индивидуально проводятся занятия по коррекции нарушенной слуховой и речевой функций под руководством дефектолога в специальном сурдологическом кабинете.

     В настоящее время появились смешанные  дошкольные группы, где в два раза больше нормально слышащих детей, чем  детей с нарушениями слуха, количество детей в группе, естественно, небольшое. В такой группе воспитатели работают совместно с дефектологами. Желательно, чтобы дети с проблемами слуха  не имели других отклонений в развитии.

     Многие  ученые полагают, что интегрированное  образование способствует социализации и интенсификации развития детей  с отклонениями в развитии. Кроме  того, нормально развивающиеся дети оказывают помощь детям с проблемами, проявляя чуткость и заботу, что  играет большую роль в их нравственном развитии. Совершенствование системы  дошкольного образования детей  с отклонениями в развитии предусматривает  параллельное развитие специального и  интегрированного образования как  взаимодополняющих форм коррекционной  работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Информация о работе Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями слуха