Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 10:54, реферат

Описание работы

Система коррекционной помощи детям с нарушением слуха постоянно совершенствуется. Эта проблема привлекает внимание мировой общественности. Организована Всемирная Федерация глухих. В резолюции Конгресса данной Федерации(1988) говорится: « Глухие относятся к детям с особым языком общения, своей субкультурой, обычаями и пр. Нарушение прав на свой язык следует расценивать как нарушение прав человека».

Содержание

Понятия глухоты и тугоухости как формы дефицитарного развития личности.
Этиология развития.
Классификации нарушений слуха.
Характеристика особенностей развития детей с нарушением слуха.
Диагностика нарушений слуха.
Коррекционная помощь детям дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 40.78 Кб (Скачать)

     Образовательный процесс как в системе интегрированного, так и специального образования  строится с учетом специфики развития этих детей.

     Программа обучения и воспитания детей с нарушением слуха включает 9 разделов. Гармонизированное развитие ребенка предполагает физическое, трудовое воспитание, ознакомление с окружающим миром, игровую деятельность, развитие изобразительной деятельности, работу по развитию речи, формирование элементарных математических представлений, а также обучение чтению.

     1. Первостепенное внимание уделяется  физическому развитию, оздоровительной работе с детьми.

     Двигательная  активность организуется таким образом, чтобы сформировать основные движения, стимулировать деятельность вестибулярного аппарата. Коррекция координации  движений  связана с развитием  ориентировки детей в пространстве. Проводится профилактика нарушения  осанки и плоскостопия, различных  заболеваний.

2. Трудовое воспитание направлено на формирование навыков самообслуживания, хозяйственно – бытовой деятельности и мотивации к трудовой деятельности, формирование культуры труда. Особое внимание уделяется развитию мелкой моторики как предпосылке развития интеллекта.

    Развитие  мелкой моторики осуществляется в процессе подражания детьми движениям рук  преподавателя. Так, к примеру, прежде чем манипулировать с предметами, ребенок имитирует процессы умывания, стирки, забивания гвоздей и т. д. Впоследствии движения усложняются. С ребенком разучивают знаки тактильной азбуки. Умение подражать формируется  у детей при помощи определенных игр: зеркало, мозаика, выкладывание узоров из палочек по образцу и др..

3.  Ознакомление с окружающим миром расширяет представление дошкольников о мире природы, жизни людей, о взаимодействии ребенка со сверстниками и взрослыми. Эта работа важна не только в плане общего развития ребенка, но и в плане коррекции фрагментарности, неполноты представлений об окружающем мире в связи с наличием дефекта. Поэтому используются предметы – заместители, формирующие у детей преставления о звуках, чтобы мир предстал перед ребенком во всей полноте и красоте. Кроме того, звуковые сигналы опасности машин, других объектов, представляющих угрозу жизни и здоровью, учат воспринимать с помощью акцентуации внимания на зрительных и других распознавателях источника опасности.

    Как правило, формирование представлений  об окружающей жизни у детей с  нарушениями слуха начинается с  первых дней пребывания в детском  саду. Двух – трех - летние глухие или  слабослышащие дети еще не владеют  речью. Ознакомление с окружающими  предметами и явлениями происходит в процессе игровой деятельности.

    На  специальных занятиях дети получают представления и сведения о предметах  и явлениях окружающей жизни, строении предметов, об их назначении. Кроме  того, даются первоначальные сведения о жизнедеятельности человека и  животных. Занятия проводятся с широким  использованием наглядных пособий, натуральных предметов. Организовываются экскурсии, просмотры кинофильмов  и диафильмов. Параллельно проводятся занятия по развитию речи, где дошкольники  закрепляют словарь, полученный при манипуляциях с различными предметами.

    Сведения, полученные на первом году обучения, пополняются  новыми данными в дальнейшем. Так, к примеру, при изучении темы «Животные  и растения» в первый год ребята просто наблюдают за животными на улице, в живом уголке при группе, в зоопарке, просматривая фильмы и  телепрограммы. Постепенно дети запоминают названия животных и птиц, названия действий животных и птиц.

       На  втором году обучения происходит значительное пополнение сведений о животных и  растениях. Дошкольники запоминают, где живут  различные животные и птицы, а также их детеныши, чем  питаются, их значение для человека. Постоянные наблюдения и выяснение  привычек животных формируют у ребят  мыслительные операции. Дети анализируют, синтезируют, сравнивают и обобщают полученные в процессе занятий знания. То есть идет активное развитие умственной деятельности ребенка.

       На  третьем и четвертом году  в  процессе обучения  по специальной  программе дети способны выделять домашних и диких животных, животных, обитающих  в южных странах. Различают основные части тела животных, а также основные составляющие растений. Все ранее  полученные сведения обобщаются и систематизируются.

    Если  дети воспитываются со слышащими  детьми, то для них устраиваются актерские или кукольные спектакли, где нормально слышащие дети дают детям в игровой форме сведенья о мире, быте, произведениях творчества, рассчитанные на детскую аудиторию. Дети видят не только зрительные образы, но и артикуляцию поющих детей, танцы  под музыку способствуют усвоению  ритма. Позднее дети с проблемами слуха принимают участие в  этих спектаклях и полнее осваивают  речь, с помощью ритмических движений и песен осваивают новые представления, расширяя диапазон своих возможностей и способностей.

4. Формирование игровой деятельности связано с использованием наряду с игрушками и игровых атрибутов предметов – заместителей, воображаемых предметов и действий, чтобы компенсировать недостатки восприятия информации из окружающего мира детьми с дефектами слуха.

Игра  способствует гармонизированному развитию ребенка, симулирует развитие адаптивных способностей, социализации ребенка.

5. Развитие способностей к изобразительной и конструктивной деятельности,  сенсорной сферы осуществляется на занятиях по обучению рисованию, лепке, аппликации, конструированию. Развитие мануальных навыков, зрительного восприятия не осложнено структурой дефекта, поэтому может использоваться как развитие компенсаторных возможностей, в какой – то мере стать началом подготовки  к профессиональной деятельности детей, у которых ярко выражены  художественно – творческие или конструкторские способности.

    Уже на первых занятиях дети с нарушениями  слуха выполняют специальные  упражнения, направленные на развитие сенсорной сферы. Для этого применяются разнообразные наглядные пособия: яркие игрушки, натуральные предметы. Ребята учатся рассматривать предметы, выявлять свойства тех или иных предметов, сравнивать предметы между собой.

       Большое внимание уделяется работе с бумагой. Дети с нарушениями слуха определяют, какой бывает бумага (цветная –  белая, глянцевая – бархатная  и т. д.), что можно сделать с  бумагой (складывать, резать, рвать  и т. д.). Занятия с применением  бумаги позволяют формировать у  ребенка также и геометрические представления.

6. Формирование речи у глухих детей основывается на компенсаторном использовании сохранных анализаторов в условиях специального обучения. Активно привлекаются зрительное и слуховое восприятие, кинестетические ощущения, тактильно вибрационная чувствительность. Сурдопедагог помогает глухому ребенку овладеть движениями речевого аппарата, развить слуховое восприятие (с обязательным использованием звукоусиливающей аппаратуры).

     Развитие  речи слабослышащих детей проходит на основе остаточного слуха при  условии естественного общения.

     Позднооглохшие  дети имеют сформированную, развитую речь. У них наблюдается разный уровень сохранности речи. Позднооглохшие дети должны приобретать навык зрительного  восприятия устной речи позже самого момента овладения речью. Этим они  отличаются от остальных детей с  нарушением слуха.

     Одним из главным условий проведения работы по развитию речи является организация  слухо – речевой среды, которая  предполагает постоянное речевое общение  с ребенком при условии использования  слуховых аппаратов.

     При работе с ребенком используется слуховой аппарат.     При поступлении  ребенка в школу работа по развитию речи, памяти и мышления в целом  будет продолжена.

     В настоящее время инновационной  является разработанная Институтом коррекционной педагогики РАО модель интегрированного обучения детей с  нарушениями слуха с нормальными  детьми. По мнению Н.Д. Шматько, интеграция будет эффективна, если  глухой или  слабослышащий ребенок с нормальным уровнем психофизического развития, владеющий речью, попадет в речевую  среду слышащих детей, что будет  стимулировать интеллектуально  – творческое и коммуникативное  развитие ребенка, что облегчит его  адаптацию к социуму.

     Р.М. Боскис считает, что овладение навыками дактилологии как своеобразной формой словесной речи уместно в обучении всех детей с проблемами слуха  наряду с овладением  звуковой речью.

       На  первом году обучения детям с нарушениями  слуха положено знать не менее 230 слов. К семи годам словарь должен увеличиться до 2000-2300 слов.

7. На  специальных занятиях для детей с нарушениями слуха, кроме овладения навыками речи дефектолог ставит задачи умственного воспитания, которые также реализуются в процессе всех видов деятельности: формируются полные и яркие представления и понятия об окружающем мире, развиваются  познавательные способности, речь, интеллект и различные психические процессы.

    Сведения, получаемые дошкольником на занятиях, должны обязательно закрепляться в  процессе игр, труда, причем, не только в детском саду, но и дома.

       На  таких занятиях кроме специальной  работы по овладению навыками дактилологии и звуковой речью с детьми с  нарушениями слуха обязательно  проводятся упражнения  на развитие внимания: «Лото», «Найди пару», «Подбери и покажи». Дети учатся внимательно  воспринимать слуховой материал с закрытыми  глазами на определенном расстоянии от источника звука, стоя спиной к  нему. Подобные упражнения требуют  максимальной сосредоточенности  ребенка.

       Расширение  интересов детей, широкое использование  наглядных пособий, а также строгое  соблюдение режима учебной деятельности и отдыха позволяют формировать  у детей с нарушениями слуха  устойчивое произвольное внимание, что  очень важно для интеллектуального  развития. Педагог должен стараться  сознательно направлять внимание дошкольников на изучаемые предметы и явления. Это, в свою очередь, развивает у  детей способность наблюдать.

      Огромное  значение придается сенсорному воспитанию детей с нарушениями слуха, особенно развитию слухового восприятия. Проводятся упражнения на различение речи и неречевых  звуков. В процессе занятий у ребенка  складываются определенные представления  о мире звуков, что благоприятно сказывается на качестве устной речи.

       Сформированность  наглядно-образного и наглядно-действенного мышление постепенно приводят к формированию словесно-логического мышления. Дети с нарушениями слуха сильно отстают  в этом плане от нормально слышащих сверстников. Именно поэтому формирование мыслительной деятельности детей осуществляется в единстве с развитием речи. Весь программный материал разделен по темам  и предполагает ступенчатое (поэтапное) развитие умственных действий.

8. Обучение детей с нарушениями слуха элементарной математике также способствует их интеллектуальному развитию. На первом году обучения ребенок учится по образцу подбирать нужное количество предметов. Еще не зная чисел, не умея считать, он составляет множества из одинаковых предметов, объединяя их по форме, величине, цвету. Постепенно дети учатся соотносить количество предметов с количеством пальцев. Путем сравнения с предыдущим усваивается новое число. Таким образом, ребенок усваивает, что, к примеру, 3 больше, чем 2. Для того чтобы сделать поровну, нужно убрать один мячик или прибавить один грибочек. В процессе занятий наряду с наглядными пособиями должен широко использоваться  раздаточный счетный материал. Практическая деятельность с предметами помогает ребенку лучше усвоить учебный материал.

9. Осуществляется  и подготовка к письму на основе полноценного развития устной речи. Необходимым условием для овладения ребенком с нарушением слуха речью является создание в детском учреждении речевой среды. Необходимый для усвоения ребенком речевой материал должен постоянно использоваться взрослыми в сходных ситуациях, и, как следствие, повторяться детьми.

       Первоначально слова и фразы даются воспитателями  в условиях бытовой деятельности. В дальнейшем те же слова и фразы  употребляются на занятиях.

    Развитие  речи протекает не только в быту, в процессе общения со взрослыми  и сверстниками, а также во время  практической деятельности. Малыши вводятся в речевую среду путем непосредственного  обращения к каждому ребенку  индивидуально. Минимальный набор  слов представлен в виде печатных табличек и карточек. Речевой материал дети с нарушением речи воспринимают слухо - зрительно. На втором году обучения осуществляется устное дактильное проговаривание ребенком слов и фраз, представленных на табличках, с помощью педагога. Дети в процессе общения начинают активно пользоваться  дактильной формой речи.

Информация о работе Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями слуха