Воспитание и его роль в формировании личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 10:10, реферат

Описание работы

Основной категорией научного осмысления воспитательного процесса и профессиональной педагогической деятельности по воспитанию детей выступает понятие “воспитание”. От того, как производится трактовка данного понятия, зависит многое в последующем анализе и понимании сущности спрятанного за данным термином явления1.
Содержание данного явления обновляется по мере развития практического опыта, педагогической науки и ее ведущей доктрины. Но в любом случае в качестве предмета воспитания рассматривается человек, испытывающий соответствующее воздействие2.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. ВОСПИТАНИЕ 4
1. Сущность воспитания 4
2. Виды воспитания 5
3. Цели и задачи воспитания 7
4. Средства и методы воспитания 9
II. РОЛЬ ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 46.53 Кб (Скачать)

      Внешние факторы формирования личности, проявляясь через сильное биологическое  начало (имеем в виду и изначальную  духовную субстанцию), обеспечивают развитие, совершенствование. Наверно, не всегда в достаточной степени биологическое в человеке подчиняется внешним факторам развития. Видимо, некоторый генетический атавизм имеет место в биологическом развитии. Педагогическая практика знает немало примеров, когда великолепные условия жизни и воспитания не давали положительных результатов, или, с другой стороны, в тяжелейших семейных, социальных, бытовых условиях, в условиях голода и лишений (годы войн), но при правильной организации воспитательной работы, создании воспитательной среды достигались высокие позитивные результаты развития и формирования личности. Педагогический опыт А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.Ф. Шаталова, Ш.А. Амонашвили показывает, что в первую очередь формирует личность система отношений, складывающаяся у личности со средой и окружающими ее людьми, создаваемая родителями и педагогами, взрослыми.

             Развитие ребенка происходит  в условиях многообразных отношений  положительного и отрицательного  характера. Система педагогически  обоснованных воспитательных отношений  формирует характер личности, ценностные  ориентации, идеалы, представления,  мировоззрение, чувственно-эмоциональную  сферу. Однако не всегда ребенок  удовлетворен правильно организованной  системой отношений. Она для  него не актуализируется в  жизненно необходимую. Формируя многообразие отношений к реальности, она иногда не учитывает внутреннее “Я” индивидуальности, психическое развитие и условия физического развития, скрытую внутреннюю позицию воспитуемого. Высокий результат развития и формирования достигается, если воспитательная система в лице педагога обеспечивает тонкое психолого-педагогическое влияние в контексте единомыслия с ребенком, обеспечивает гармонию складывающихся многообразных отношений, уводит его в мир духовной деятельности и ценностей, инициирует его духовную энергию, обеспечивает развитие мотивов и потребностей.

             Но, в то же время, анализируя  закономерности воспитания как  общепланетарного явления, хотелось бы отметить и то, что осознанное отношение к своему совершенствованию и предназначению на Земле — это, пожалуй, основное объективное условие продолжения и сохранения жизни. И в этом смысле воспитание — явление, взращенное и сохраненное в генетическом коде человечества.

      Важным  фактором в развитии выступает личность самого ученика (или человека вообще) как саморегулирующей, самодвижущей, саморазвивающейся, самовоспитывающейся персоны.

      На  человека оказывает влияние ряд  факторов, обусловливающих его активность. Первым из них выступает его наследственность, определяющая его атомно-физиологическую  и психическую организацию. Вторым фактором выступают средовые условия. И третий фактор — это воспитание в широком смысле слова. Оно может  оказать влияние на развитие физической и психической активности через  систему специально организованного  обучения и собственно воспитания. Для школьников — это воспитание, развитие познавательного интереса к учению, формирование мотивации  учения, развитие мыслительной активности, развитие системы ценностных ориентации, духовных идеалов, духовных и материальных потребностей.

      Функция воспитания в данном случае будет  сводиться к развитию («запуску») в ребенке механизмов саморегуляции, самодвижения, саморазвития. Во многом — человек творец самого себя. Притом, что определенная программа индивидуального развития заложена уже на генетическом уровне (в том числе физическая и психическая предрасположенность), за человеком остается право развивать себя.12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
 

      О воспитанности личности можно судить по многочисленным показателям: по облику, речи, манере поведения в целом  и характерным отдельным поступкам, по ценностным ориентациям, по отношению  к деятельности и стилю общения.

      Каждая  воспитательная система несет на себе отпечаток времени и социально-политического  строя, характера общественных отношений. В течение многих веков в мире развивается и по-разному воплощается идея воспитания личности.

      Главное, чтобы жизнь в обществе была осмысленной для человека, чтобы, находясь в системе социальных отношений, он понимал их содержание, назначение, ценность для всех и для отдельного человека, чтобы этот подрастающий человек становился личностью.

      И эта личность должна уметь самостоятельно строить свою собственную жизнь, неся за нее ответственность, выстраивая стратегию жизни в согласии со своими представлениями о счастливой и доброй жизни. Личность должна уметь  быть автором собственной истории, личной судьбы.

      Организуя взаимодействие ребенка с миром, педагог тем самым определяет основной путь его развития - его  деятельность.

      Педагоги (вместе с родителями) должны озаботиться  развитием способности личности выстраивать жизнь, поведение, деятельность, поступок, действия, при этом отдавая  себе отчет в совершаемом и  происходящем вслед совершаемому.

     Воспитание  растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ
 
 
  1. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. - СПб., 2004.
  2. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2003.
  3. Ковалев С.М. Воспитание и самовоспитание. - М.: Мысль, 1986.
  4. Крысько В. Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. — Мн.: Харвест, 2000.
  5. ПЕДАГОГИКА. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред.   П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998
  6. ПЕДАГОГИКА: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с. [http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/index.php – lfnf  - дата обращения 30.01.2012]
  7. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш. учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
  8. Психология и педагогика. – Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И.- СПб.: Питер, 2007
  9. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч.: В 11 т. - М., 1958.
  10. Педагогика [http://paidagogos.com/?p=25 – дата обращения 30.01.2012]
  11. http://www.psychological.ru/default -Психология онлайн/ педагогика  - [дата обращения 30.01.2012]

Информация о работе Воспитание и его роль в формировании личности