Воспитание и его роль в формировании личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 10:10, реферат

Описание работы

Основной категорией научного осмысления воспитательного процесса и профессиональной педагогической деятельности по воспитанию детей выступает понятие “воспитание”. От того, как производится трактовка данного понятия, зависит многое в последующем анализе и понимании сущности спрятанного за данным термином явления1.
Содержание данного явления обновляется по мере развития практического опыта, педагогической науки и ее ведущей доктрины. Но в любом случае в качестве предмета воспитания рассматривается человек, испытывающий соответствующее воздействие2.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. ВОСПИТАНИЕ 4
1. Сущность воспитания 4
2. Виды воспитания 5
3. Цели и задачи воспитания 7
4. Средства и методы воспитания 9
II. РОЛЬ ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 46.53 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ 3

I. ВОСПИТАНИЕ 4

    1. Сущность воспитания 4

      2. Виды воспитания 5

      3. Цели и задачи воспитания 7

      4. Средства и методы воспитания 9

II. РОЛЬ ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 
 

      Основной категорией научного осмысления воспитательного процесса и профессиональной педагогической деятельности по воспитанию детей выступает понятие “воспитание”. От того, как производится трактовка данного понятия, зависит многое в последующем анализе и понимании сущности спрятанного за данным термином явления1.

      Содержание  данного явления обновляется  по мере развития практического опыта, педагогической науки и  ее ведущей доктрины. Но в любом случае в качестве предмета воспитания рассматривается человек, испытывающий соответствующее воздействие2.

      Термин  «воспитание» имеет исторический характер, поскольку появляется с возникновением человеческого общества, опыт воспитания передавался через традиции, обычаи, общественное мнение. Чем более человечество продвигалось в изучении столь простого предмета, как воспитание, тем больше раскрывалась головокружительная глубина и сложность его. Тем самым признавалась высочайшая мера сложности процесса становления и развития личности.

     Различают воспитание в широком и в узком  смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с  социализацией. Воспитание в узком  смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов  и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ВОСПИТАНИЕ
    1. Сущность воспитания
 

      Сущность  воспитания заключается в том, что  воспитатель намеренно стремиться повлиять на воспитуемого. Воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая  деятельность, направленная на изменение  психического состояния, мировоззрения  и  сознания, знания и способа  деятельности, личности и ценностных ориентаций воспитуемого3.

      Воспитание  принадлежит к социальным явлениям и выступает в роли одного из факторов жизни и развития общества. С точки  зрения социальной, воспитание - это  целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные  и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом4.

      а) В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим.

     b) В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

      Воспитание  в педагогическом смысле включает в свое содержание три существенных признака: первый - целенаправленность, наличие какого-то образца, пускай самого общего, как социально-культурного ориентира; второй - соответствие хода процесса социально-культурным ценностям как достижениям исторического развития человечества; третий - присутствие определенной системы организуемых влияний5.

     а) В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

     b) В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

      С философской точки зрения, воспитание - это целенаправленный процесс взаимодействия одного поколения с другим, осуществление передачи эстафеты жизни старшим поколением молодому, и в жизни как смене одного поколения другим воспитание предстает условием такой смены. Видеть в воспитании залог будущего - способность философского ума.

      Психологическое же освещение воспитания имеет свое содержание, ибо психология отмечает в воспитании обращенность к способности  юного человека отражать окружающий мир в сознании, и, с точки зрения психологической, воспитание может  быть проанализировано в качестве процесса целенаправленного развития способности  человека отражать мир и взаимодействовать  с миром.

    2. Виды воспитания

 

      В педагогической литературе принято  классифицировать виды воспитания по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя: умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание.

      Умственное  воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего  мира и себя.

      Оно предполагает:

- развитие  силы воли, памяти и мышления  как основных условий познавательного  и образовательного процессов;

- формирование  культуры учебного и интеллектуального  труда;

- стимулирование  интереса к работе с книгой  и новыми информационными технологиями;

- а также  развитие личностных качеств  — самостоятельности, широты  кругозора, способности к творчеству.

      Этика составляет теоретическую основу нравственного  воспитания.

      Задачи  и содержание нравственного воспитания молодого поколения определяются посредством  этических требований общества. В  письменной традиции человечества основные постулаты нравственного поведения  человека были представлены в Библии и Коране.

      В качестве основных задач этического воспитания выделяют:

- накопление  нравственного опыта и знаний  о правилах общественного поведения  (в семье, на улице, в школе  и других общественных местах);

- разумное  использование свободного времени  и развитие нравственных качеств  личности, таких как внимательного  и заботливого отношения к  людям; честности, терпимости, скромности и деликатности; организованности, дисциплинированности и ответственности, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отношения к национальному достоянию.

     Главными  задачами трудового воспитания являются: развитие и подготовка, добросовестного, ответственного и творческого отношения  к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта  как условия выполнения важнейшей  обязанности человека.   

      Основными задачами физического воспитания являются: правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания  организма, а также воспитание силы воли и характера, направленное на повышение  работоспособности человека6.

        В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание.

      Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения  к действительности.

      Эстетическое  отношение предполагает способность  к эмоциональному восприятию прекрасного. Оно может проявляться не только по отношению к природе или произведению искусства. Например, И. Кант считал, что созерцая художественное произведение, созданное рукою человеческого гения, мы приобщаемся к «прекрасному». Однако лишь бушующий океан или извержение вулкана мы постигаем как «возвышенное», которое человек сотворить не в силах.

      Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответственного отношения  к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству. Гражданин должен добросовестно выполнять не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свой вклад  в процветание страны. В тоже время  он может чувствовать ответственность  за судьбу всей планеты, которой угрожают военные или экологические катастрофы, и становиться гражданином мира.

      Экономическое воспитание — это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах  своей семьи, производства, всей страны. Данный процесс предполагает не только формирование деловых качеств —  бережливости, предприимчивости, расчетливости, но и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности, налогового обложения.

      Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Оно ориентирует человека на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Каждый человек  должен принять посильное участие  в предотвращении экологической  катастрофы.

      Правовое  воспитание предполагает знание своих  прав и обязанностей и ответственность  за их несоблюдение. Оно ориентировано  на воспитание уважительного отношения  к законам и Конституции, правам человека и на критическое отношение  к тем, кто преступает последние.

      По  институциональному признаку выделяют: семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другое воспитание7.

      Целенаправленное  управление процессом развития личности обеспечивает научно-организованное воспитание или специально организованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, учитываются  движущиеся силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей; используются положительные влияния  общественной и природной среды; ослабляются отрицательные и  неблагоприятные воздействия внешней  среды; достигаются единство и согласованность  всех социальных институтов; ребенок  раньше оказывается способным к  самовоспитанию.

    3. Цели и задачи воспитания

 

      Воспитание  начинается с определения его  целей. Главная задача воспитания - формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда, и не являются постоянными в любом обществе. Меняется система общественного устройства и социальные отношения - изменяются и цели воспитания. Всякий раз они задаются в виде требований, которые предъявляют к личности человека новые тенденции развития общества. В более или менее стабильные периоды общественного развития и цели воспитания становятся относительно устойчивыми. Во время значительных социально-экономических преобразований они становятся неопределенными. В настоящее время наше общество еще не является стабильным, поэтому сейчас однозначно и точно, надолго вперед определить цели воспитания не представляется возможным. Но существуют непреходящие ценности, которые не имеют исторических и государственных границ, к ним относятся общечеловеческие нравственные ценности. Они-то в первую очередь и определяют собой цели воспитания на всех этапах социальной истории. Такие цели связаны с понятиями добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе. К ним относятся и такие качества личности как духовность, свободолюбие, ответственность личности за то, что происходит с ней и вокруг нее, порядочность, скромность, человечность, бескорыстность и др.

Информация о работе Воспитание и его роль в формировании личности