Воспитание и его роль в формировании личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 10:10, реферат

Описание работы

Основной категорией научного осмысления воспитательного процесса и профессиональной педагогической деятельности по воспитанию детей выступает понятие “воспитание”. От того, как производится трактовка данного понятия, зависит многое в последующем анализе и понимании сущности спрятанного за данным термином явления1.
Содержание данного явления обновляется по мере развития практического опыта, педагогической науки и ее ведущей доктрины. Но в любом случае в качестве предмета воспитания рассматривается человек, испытывающий соответствующее воздействие2.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. ВОСПИТАНИЕ 4
1. Сущность воспитания 4
2. Виды воспитания 5
3. Цели и задачи воспитания 7
4. Средства и методы воспитания 9
II. РОЛЬ ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 46.53 Кб (Скачать)

      Наряду с общей целью возникают и специальные социальные цели воспитания, которые мы в состоянии описать лишь приблизительно. Они соответствуют изменчивым требованиям текущего момента истории данного общества и определяют собой актуальное направление его прогресса. Через некоторое время, когда общество завершит соответствующий этап своего развития и двинется дальше, они могут стать другими. Специальные цели воспитания, отвечающие современным тенденциям общественного прогресса, состоят в том, чтобы вырастить новое поколение инициативными, предприимчивыми людьми, честолюбиво стремящимися к достижению успехов.

      Таким образом, в структуре воспитательного  процесса цель воспитания является исходным элементом, выступающим как система задач:

      1) формирование нравственности (обретение  знаний, моральных норм, правил поведения,  моральных убеждений, формирование  моральных чувств, эмоций, овладение  навыками нравственного поведения);

      2) формирование всесторонни и гармонично  развитой нравственной личности, основным качеством которой стала  бы традиционная российская интеллигентность;

      3) формирование художественного ценностного мира личности;

      4) формирование жизненной позиции  личности, соответствующий традиционно просоциальной российской идеологии, осознание прав и обязанностей в контексте этой идеологии;

      5) развитие социальных потребностей, интересов и ценностей личности  вопреки укореняющемуся индивидуализму;

      6) формирование психологических качеств  (интеллекта воли, эмоций, способностей, характера и др.) в контексте  гармонично и всесторонне развитой личности; 

      7) формирование устойчивой нравственной  позиции в отношении социальных  функций личности: общения, прав  и обязанностей ее, экономической  и политической системы, труда  и вознаграждения за него, будущего  общества и т. п.8

      Различные типы обществ в разные исторические времена по-разному понимали цель и смысл воспитания. В современную  эпоху целью воспитания является формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости и имеет научные  взгляды на окружающий мир. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности становится основной целью (идеалом) современного воспитания.

    4. Средства и методы воспитания

 

      Для решения воспитательных задач можно  выбирать разные сочетания методов, приемов и средств, зависит этот выбор, прежде всего, от специфики поставленных целей и задач.

      Можно выделить ряд взаимодействий, являющихся основой для определения методов: способы влияния на характер отношений  воспитанника к самому себе, к своей  семье; включение его в систему  общения со сверстниками, с сотрудниками по работе; способы корректировки  мировоззрения, изменение ценностных установок и стиля поведения.

      Метод воспитания является одним из институтов не только воздействия на человека, но и взаимодействия9.

      Существуют  общие методы воспитания, с помощью которых формируют большинство или все воспитуемые качества личности, и специальные, направленные на формирование отдельных ее свойств. В реальном процессе воспитания их трудно выделить, потому что применяются они чаще всего комплексно.

      Методы  воспитания разделены на три группы по основной направленности на объект воспитания:

      1) методы воспитания содержания;

      2) методы воспитания деятельности и поведения (общения);

      3) методы стимулирования воспитания.

      Последние методы являются общими. Первые две  группы, в известной мере, можно  назвать специальными, хотя очевидно их универсальное воздействие на испытуемого.

      Средства  воспитания являются “инструментарием” материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач. К ним относятся: знаковые символы, материальные средства, способы коммуникации, мир жизнедеятельности воспитанника, коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания, технические средства и культурные ценности.

      Возможности метода разнообразны. Формы предъявления требования к человеку  подразделяются на прямые (в виде приказа, указания в деловом, решительном тоне, имеющие  инструктивный характер) и косвенные (осуществляемые посредством совета, просьбы, намека с целью вызвать  у воспитанника соответствующее  переживание, интерес, мотив действия или поступка).

      Сочетание развивающих методов и средств  воспитания следует использовать в  период становления личности воспитанника и стимулировать в нем способность  активно реагировать на воспитательное воздействие, т.е. действительно быть субъектом конкретной ситуации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. РОЛЬ  ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
 
 

     С развитием теории управления в педагогическую теорию вошли ее основные понятия - субъект и объект управления. В  авторитарных педагогических системах свойством субъектности однозначно наделялся педагог, а воспитаннику отводилась роль объекта. Однако свойство субъектности присуще всем людям.

     Субъект - это личность, для деятельности которой характерны четыре качественные характеристики: самостоятельная, предметная, совместная и творческая. Формирование личности представляет собой процесс, состоящий из непрерывно сменяющихся  стадий, качественные особенности которых  зависят от конкретных условий и  обстоятельств. Если на первых порах  формирование личности обусловлено  ее связями с окружающей действительностью, широтой ее практической деятельности, ее знаниями и усвоенными нормами  поведения, то дальнейшее развитие личности определяется тем, что она становится не только объектом, но и субъектом  воспитания10.

     Формирование  личности - процесс изменения личности в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появления физических и социально-психологических новообразований  в структуре личности и, в связи  с этим, изменение внешних проявлений (формы) личности, благодаря которой  она существует для других людей. Формирование - как бы отклик на падающие извне протекающие внутри спонтанные процессы, в том числе, отклик на воспитание11.

      Воститание в развитии личности выступает важным фактором наряду с наследственностью и средой. Оно обеспечивает социализацию личности, программирует параметры ее развития с учетом многогранности воздействия различных факторов. Воспитание - это спланированный, долгосрочный процесс специально организованной жизни детей в условиях обучения и воспитания. Ему присущи такие функции:

             - диагностика природных задатков, теоретическая разработка и практическое создание условий их проявления и развития;

             - организация учебно-воспитательной  деятельности детей;

             - использование положительных факторов  в развитии качеств личности;

             - содержания воспитания, средств  и условий социальной среды;

             - воздействие на социальные условия, устранение и преобразование (по возможности) негативных средовых влияний;

             - формирование специальных способностей, обеспечивающих приложение сил  в разных сферах деятельности: научной, профессиональной, творческо-эстетической, конструктивно-технической и т.д.

      ”Целостность  человека, обладающего единой социальной сущностью и наряду с этим наделенного  природными силами живого чувственного существа, основана на диалектике взаимодействия социального и биологического”. Воспитание не может изменить унаследованных физических данных, врожденный тип  нервной деятельности, изменить состояние  географической, социальной, домашней или других сред. Но оно может  оказать формирующее влияние  на развитие путем специальной тренировки и упражнений (спортивные достижения, укрепление здоровья, совершенствование  процессов возбуждения и торможения, т.е. гибкости и подвижности нервных  процессов), внести определяющий корректив  в устойчивость природных наследственных особенностей.

      Только  под влиянием научно обоснованного  воспитания и создании соответствующих  условий, учете особенностей нервной  системы ребенка, обеспечении развития всех его органов, учете его потенциальных  возможностей и включении в соответствующие  виды деятельности индивидуальные природные  задатки могут перерасти в  способности.

      При организации воспитания следует  помнить, что разные виды деятельности оказывают различное влияние  на развитие тех или иных способностей человека в разные его возрастные периоды. Развитие личности находится  в зависимости от ведущего вида деятельности.

      Порождаемые деятельностью новые потребности  и наличные возможности их удовлетворения создают ряд последующих противоречий. Они выступают движущей силой  развития личности. Такие противоречия возникают между возрастными  физическими и духовными возможностями  и старыми формами взаимоотношений, между сознанием и поведением, между новыми потребностями и  прежними возможностями, между имеющимися способностями и потребностями  более высокого уровня развития и  т.д.

      Подлинные достижения человека накапливаются  не только вне его, в тех или  иных порожденных им объектах, но и  в нем самом. Создавая что-нибудь значительное, человек и сам растет; в творческих, добродетельных делах  важнейший источник его роста. “Способности человека - это снаряжение, которое выковывается не без его участия”. Воспитание и деятельность создают основу для проявления и развития природных задатков и способностей. Практикой доказано, что целенаправленное воспитание обеспечивает развитие особых задатков, инициирует духовные и физические силы. Это подтверждают успехи педагогов-новаторов, практика нейролингвистического программирования (НЛП). Неправильное воспитание способно деструктурировать уже развитое в человеке, а отсутствие подобающих условий - совсем остановить развитие даже особо одаренных личностей.

      Организуя воспитание, видимо, следует исходить из идей Л.C. Выготского о двух взаимосвязанных зонах развития: актуального и ближайшего, учитывать их индивидуальные возможности и адекватность требований, развитость мотивационной сферы воспитуемых.

      Важнейшие закономерности и факторы развития и формирования личности можно рассматривать  как внешние и внутренние. К  внешним относятся совокупное влияние вышеназванных сред и воспитания. К внутренним факторам - природные потребности и влечения, потребности в общении, альтруизме, доминировании, агрессивности и специфические социальные потребности - духовные, творческие потребности, нравственно-ценностные, потребности в самосовершенствовании, интересы, убеждения, чувства и переживания и т.д., возникающие под воздействием среды и воспитания. В результате комплексного взаимодействия этих факторов происходит развитие и формирование личности. В процессе развития сложно найти период равномерного влияния всех факторов. Как правило, наблюдается поочередное или групповое их преобладание.

      До  сих пор в педагогике обоснованно  утверждается решающее влияние воспитания на развитие и формирование личности через стимулирование внутренней активности (двигательной, познавательной активности общения) и активности своего совершенствования, саморазвития. Иными словами, это  формирование мотивации.

      С.Л. Рубинштейн отмечал, что все в  развитии личности в определенной степени  внешне обусловлено, но не вытекает прямо  из внешних условий. В этом плане  созвучна и позиция Р.С. Немова: “Человек в своих психологических качествах и формах поведения представляется социальноприродным существом, частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения необходимо, вероятно, принимать в расчет и то и другое.

             До сих пор в своих политических, экономических, психологических и педагогических представлениях о человеке мы по преимуществу учитывали социальное начало, а человек, как показала жизненная практика, даже в относительно спокойные времена истории не переставал быть отчасти животным, т.е. биологическим существом не только в смысле органических потребностей, но и в своем поведении. Основная научная ошибка марксистско-ленинского учения в понимании природы человека состояла, вероятно, в том, что в социальных планах переустройства общества в расчет принималось только высшее, духовное начало в человеке и игнорировалось его животное происхождение”.

Информация о работе Воспитание и его роль в формировании личности