Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:06, курсовая работа
Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание устойчивого развития ребенка. Частью такого потенциала является и экологическое воспитание.
На современном этапе развития общества выделяется глобальная проблема экологического воспитания и образования.
Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Общая характеристика внеклассной работы по «Окружающему миру» в начальной школе…………………………..8
1. 1 Роль внеклассных занятий в формировании экологических
знаний……………………………………………………………………….8
1.2 Определение и значение внеклассной работы
по «Окружающему миру» ……………………………………………….10
1.3. Организационные формы, содержание и методы проведения
внеклассной работы по «Окружающему миру» ………………………...15
Выводы по 1 главе…………………………………………………………25
Глава II. Внеклассная работа по «Окружающему миру» в практике начальной школы…………………………………………………………26
2.1 Условия эффективного проведения внеклассной работы
по «Окружающему миру» …………………………………………………26
2.2. Анализ передового педагогического опыта по исследуемой
теме…………………………………………………………………………..29
2.3 Содержание и результаты экспериментальной работы……………...35
Выводы по 2 главе……………………………………………………….….36
Заключение ………………………………………………………………….38
Список литературы……………………………………………………….....40
Содержание внеклассной
работы предполагает при проведении
каждого занятия постановку конкретной
цели, решение определенных воспитательных
и образовательных задач. Реализация
этого принципа требует умелого
подбора учителем содержания, методов
и приемов работы, наличия преемственности
в постановке и решении воспитательно-
Вооружение учащихся в процессе внеклассной работы научными знаниями, отражающими закономерности окружающего мира, свойства и взаимосвязи предметов, явлений, соответствующими характеру современной науки, уровню ее развития предполагает принцип научности.
Практическая реализация принципа научности состоит в том, чтобы отобрать самое существенное и научное содержание внеклассной работы.
Связь с жизнью, трудом осуществляется при вовлечении учащихся в общественно полезную природоохранительную деятельность. Они должны активно приобщаться к охране почв, водоемов, воздуха, растительного и животного мира.
Учащимся доступно выполнение отдельных заданий по охране природы. Они могут участвовать в санитарной очистке леса от сломанных и срубленных веток, в посадке деревьев и кустарников, разведении цветников, вести работу по охране, расселению и учету муравейников, собирать семена дикорастущих растений для питомников и др.
Воспитание учащихся в коллективной деятельности обязывает учителя отобрать такие формы и методы внеклассной работы, в процессе которых организуется совместная деятельность учащихся. Педагогически правильная организация внеклассной работы способствует созданию между детьми коллективистских отношений, воспитывает требовательность, интерес и внимание детей друг к другу, заботу о товарищах [20].
Внеклассная работа по «Окружающему миру» должна быть направлена на умение классифицировать предметы и явления окружающего мира, установление преемственности и перспективности в деятельности учащихся. Систематичность, последовательность и перспективность в работе повышает эффективность внеклассных занятий.
Добровольность, активность и самостоятельность участия школьников во внеклассной работе отличают ее от учебной. Здесь ученики могут избрать такие виды деятельности, которые их интересуют и увлекают. Реализация принципа активности и самостоятельности находится в существенной зависимости от способов побуждения к участию во внеклассной работе, применяемых учителем, от формирования и укрепления познавательных интересов учащихся, от умения найти разумное сочетание педагогического руководства с активностью и самостоятельностью их деятельности.
Построение внеклассной работы на краеведческой основе помогает учащимся постичь тайны природы, узнать свой край, его богатства, особенности сельского хозяйства и труда людей, т. е. ближе познакомиться и узнать то, что непосредственно окружает ребенка.
Для максимального развития творческих способностей и дарований учащихся имеет значение учет их возрастных и индивидуальных особенностей. Содержание, формы и методы работы не могут быть одинаковыми для всех возрастных групп. Из класса в класс дети изменяются, приобретают новые знания, развиваются их мыслительные способности, появляются новые умения и навыки, что нельзя не учитывать во внеклассной работе.
Каждый ребенок в силу специфических для него как внешних, так и внутренних условий развития обладает индивидуальными особенностями. Индивидуальный подход предполагает заботу учителя о развитии способностей каждого ученика. Знание и учет индивидуальных особенностей учащихся поможет включить их в такие виды деятельности, которые дадут наилучший результат, принесут удовлетворение, будут побуждать новые потребности и интересы [24].
Информация о работе Внеклассная работа по "Окружающему миру" с младшими дошкольниками