Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:06, курсовая работа
Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание устойчивого развития ребенка. Частью такого потенциала является и экологическое воспитание.
На современном этапе развития общества выделяется глобальная проблема экологического воспитания и образования.
Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Общая характеристика внеклассной работы по «Окружающему миру» в начальной школе…………………………..8
1. 1 Роль внеклассных занятий в формировании экологических
знаний……………………………………………………………………….8
1.2 Определение и значение внеклассной работы
по «Окружающему миру» ……………………………………………….10
1.3. Организационные формы, содержание и методы проведения
внеклассной работы по «Окружающему миру» ………………………...15
Выводы по 1 главе…………………………………………………………25
Глава II. Внеклассная работа по «Окружающему миру» в практике начальной школы…………………………………………………………26
2.1 Условия эффективного проведения внеклассной работы
по «Окружающему миру» …………………………………………………26
2.2. Анализ передового педагогического опыта по исследуемой
теме…………………………………………………………………………..29
2.3 Содержание и результаты экспериментальной работы……………...35
Выводы по 2 главе……………………………………………………….….36
Заключение ………………………………………………………………….38
Список литературы……………………………………………………….....40
В сложном и многогранном процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит органическому единству и тесному взаимодействию учебной и внеклассной работы.
Среди организационных форм обучения естествознанию особое место занимает внеклассная работа. Она является необязательной для всех учащихся и объединяет тех, кто интересуется предметом, хочет глубже и больше знать о природе, участвовать в разных мероприятиях, связанных с ее изучением.
Внеклассная работа
- форма разнообразной
работы учащихся вне урока под руководством
учителя для возникновения и
проявления их познавательный интересов
и творческой самодеятельности.
Внеклассная работа по природоведению
открывает большие возможности для познавательной
деятельности младших школьников. Она
позволяет углублять и применять на практике
знания, предусмотренные программой, воспитывать
у школьников трудолюбие, настойчивость,
формировать бережное отношение к природе.
Внеклассное изучение природы способствует
выявлению простейших закономерностей
ее жизнедеятельности, что способствует
развитию учащихся.
Внеклассная работа организуется в школе и проводится под непосредственным руководством педагога. Она тесно увязана с учебной работой и осуществляется с учетом основной задачи школы - всестороннего развития учащихся.
Организация этой работы и ее конкретное выражение всегда должны отвечать потребностям и интересам непосредственных участников этой работы. Прямая задача внеклассной работы - развитие творческих способностей каждого ребенка и детского коллектива.
Практика работы школ убеждает,
что наилучших результатов
Внеклассная работа - один из
важных путей проведения содержательной
и интересной работы с учащимися.
Строгие рамки урока и
Необходимость проведения внеклассной работы обуславливается не только тем, что дети хотят больше узнать о природе. Цели внеклассной работы по естествознанию шире, они должны направляться на всестороннее развитие личности школьника, способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала на уроках, развивать интерес к предмету, умение и желание самостоятельно приобретать знания и применять их на практике [7].
Анализ педагогической и
методической литературы, практика работы
школ позволяют отметить большое
образовательное и
Внеклассная работа расширяет
и углубляет знания учащихся по предмету,
активизирует учебную деятельность,
способствует успешному изучению программного
материала. Подготовка и проведение
внеклассных мероприятий
Внеклассные занятия по естествознанию выступают в качестве дополнительной формы учебно-воспитательной работы с детьми. Работа эта предусматривает те же цели, что и школьные занятия. Но в отличие от систематических уроков внеклассная работа по естествознанию не имеет обязательной программы, а строится на основе интересов, возникающих у детей при изучении природы.
Внеклассные занятия открывают широкий простор для проявления их активности, самодеятельности и творчества. Правильно организованная внеклассная работа не подменяет школьной работы, а дополняет её и тем самым способствует её улучшению. Она облегчает труд учителя: при сборе и подготовке материала для занятий в школе, при организации дополнительных наблюдений над животными и растениями в уголке живой природы и на пришкольном участке и прочее. Внеклассные занятия дисциплинируют учащихся, способствуют развитию чувства ответственности, интереса к изучению наук о природе. В отличие от внеурочной формы работы, которая связана непосредственно с программой и обязательна для выполнения учащимися, внеклассная форма занятий строится на интересе, инициативе и добровольности. Содержание её может выходить за пределы программы, изменяться и корректироваться учителем по ходу проведения занятий. Кроме того, сами учащиеся могут предлагать тематику работы, что открывает большие возможности для деятельности детей и позволяет удовлетворить разнообразие их интересов [12].
Прежде всего, необходимо чётко разграничить внеклассную работу от внеурочной. Внеурочная работа связана непосредственно с программой и является обязательной для учащихся, (например, систематические наблюдения учащихся за природой и трудом людей, работа в уголке живой природы, на пришкольном участке и так далее). Внеклассная работа является необязательной для всех учащихся. Она основывается на добровольности, инициативе и активности младших школьников. Содержание её может выходить за пределы учебной программы. Часто внеклассная работа является непосредственным продолжением внеурочной, способствуя углублению и расширению получаемых учащимися сведений. Например, по заданию учителя дети ведут программные наблюдения в уголке живой природы - это внеурочная работа. Во внеклассной работе они могут продолжать эти наблюдения, но уже по специальной программе, значительно расширяющей и углубляющей знания, приобретённые ими в ходе учебного процесса. При определении содержания внеклассных занятий в школе учитель обязан принимать во внимание возрастные особенности детей. Необходимо учитывать то обстоятельство, что у учащихся ещё не накопилось достаточного количества данных для того, чтобы они могли разобраться в собственных запросах [16].
В настоящее время в
школе применяются самые
Внеклассная работа по естествознанию открывает большие возможности для многообразной познавательной деятельности детей. Она позволяет удовлетворить разнообразные интересы и запросы учащихся в познании окружающей среды, сформировать мировоззрение детей, пробудить любовь к родной природе и тем самым содействовать воспитанию патриотизма. В процессе общения в этой работе у школьников воспитываются настойчивость и чувство ответственности за порученное дело. Применяя свои знания на практике, дети принимают самое активное участие в общественно полезной работе (уборка территории школьного участка, озеленение района, изготовление и развешивание скворечников, борьба с вредителями леса, сада и так далее) [1].
Внеклассная работа позволяет
продлить организованное и целенаправленное
воздействие учителя и
1.3 Организационные формы, содержание и методы проведения внеклассной работы по «Окружающему миру»
Как уже отмечалось, в настоящее время в школе применяются самые разнообразные формы внеклассной работы: индивидуальная, групповая, массовая. Все эти формы тесно связаны между собой и дополняют друг друга. В основе каждой из них лежит преимущественно практическая работа детей под руководством учителя, поэтому при выборе той или иной формы необходимо учитывать степень подготовки учащихся, уровень их развития, индивидуальные особенности и интересы [9].
Интерес к внеклассной работе зарождается у учащихся непосредственно на уроке и во время проведения различных форм внеурочных занятий. Немаловажную роль в развитии этого интереса играет личность самого учителя. От того, как учитель организует наблюдения учащихся за растениями и животными, работу с «Дневником наблюдений», зависит зарождение этого интереса. Развитие интереса — это сложный процесс, включающий различные стороны человеческой личности: интеллектуальную, эмоциональную и волевую. Интерес может быть стойким и нестойким, длительным и кратковременным. Задача учителя - развить в процессе преподавания природоведения стойкий, длительный интерес к предмету, результатом чего может появиться склонность у некоторых учащихся к познанию окружающей природы.
Индивидуальная форма — это работа с отдельными учащимися, интересующимися изучением и познанием природы. Учителя осуществляют ее в процессе консультаций, советов. Отдельным учащимся рекомендуют литературу, привлекают к проведению наблюдений, постановке опытов, помогают оформлять первые записи и т. д. Сначала учитель дает индивидуальные задания наиболее заинтересованным ребятам, проявляющим особый интерес к природоведению. Это могут быть задания по уходу за растениями в классе и на пришкольном участке, животными в уголке живой природы и дома.
Выполнение индивидуальных
внеклассных заданий
Немаловажную роль в появлении и развитии этого интереса играет личность самого учителя, его интересы и увлечения. От того, как он организует наблюдение за природой в первом классе, сумеет ли он увлечь и заинтересовать учащихся, показать необходимость и важность этой работы, как будет преподавать природоведение в последующих классах, зависит не только качество знаний, но и появление желания у учащихся заниматься природоведческими вопросами во внеклассное время.
Выполнение индивидуальных
заданий стимулирует детей на
самостоятельный поиск
Содержание индивидуальных заданий определяется с обязательным учетом запросов и интересов детей. Если ученика интересуют комнатные растения, уход за ними или увлекает коллекционирование марок с изображением животных или растений, составление гербария, постановка опытов или наблюдений в природе, он должен получить одобрение, поддержку и помощь учителя. Поэтому темы индивидуальных заданий могут быть самыми разнообразными с предоставлением учащимся полной свободы их выбора. Содержание индивидуальных заданий, организация и методика выполнения тщательно продумывается. Намечаются объекты изучения, место наблюдений или работ, определяется цель [2].
В настоящее время
выпускают большое количество цветных
фотографий, марок и этикеток спичечных
коробок с изображениями
Используя стихийный
интерес, проявляющийся у многих
учащихся, учитель проводит работу
по его дальнейшему развитию, постепенно
вовлекая детей во внеклассные занятия.
Важным шагом на пути к этому является
приучение их к внеклассному чтению
специальной литературы. Книгой учащийся
должен руководствоваться при
Таким образом, в
индивидуальной работе с учащимися
учитель начальных классов
Групповая форма — это работа с постоянной группой учащихся (кружки, клубы), интересующихся природоведением в течение определенного отрезка времени (год-два).
Среди групповых
форм внеклассной работы основной организационной
формой является кружок. В практике
работы учителей чаще всего встречается
кружок юных любителей природы (или
юных натуралистов). Основная цель кружка
юных любителей природы — углубление
и расширение природоведческих знаний
и умений, выработка элементарных
навыков исследовательской
При составлении плана работы руководитель кружка продумывает, какие объекты выбрать для наблюдений, какие поставить опыты, какие и как подготовить и провести массовые мероприятия. Работу лучше всего планировать на полугодие или год, чтобы члены кружка знали, над чем кружок работает и когда он проводит те или иные мероприятия.
Состав кружка не должен превышать 15—20 человек, иначе он становится трудноуправляемым. Учитель помогает учащимся, учитывая их интересы, выбрать темы индивидуальных работ. Хорошо, когда в кружке сочетают индивидуальную самостоятельную работу учащихся с объяснениями руководителя и выступлениями всех его участников [3].
Для того, чтобы вызвать интерес, укрепить желание заниматься в кружке, очень важным является первое занятие, которое лучше всего организовать непосредственно в природе. Следует провести экскурсию, на которой можно воздействовать на эмоциональные чувства ребенка, на непосредственное его восприятие природы. Это позволит заинтересовать учащихся, укрепить желание как можно больше узнать о замечательной книге — природе. Во время экскурсии учитель может поставить вопросы, на которые не все учащиеся смогут ответить, но они еще больше разожгут их интерес, например: почему орешник цветет весной, а липа—летом? Почему птицы «купаются» в муравейнике? Почему у зайца и бобра каждый день растут зубы? Почему ландыш называют «майским»? Почему говорят: «Дрожит как осиновый лист»? и т. д. Постановка подобных вопросов поможет понять детям, что многое из того, что они видят, им трудно объяснить. Отсюда естественным будет стремление узнать как можно больше. После этого руководитель дает непосредственные задания для наблюдения за животными и растениями. С этой целью он разъясняет, что, где и как наблюдать, помогает членам кружка наметить последовательные этапы работы. Члены кружка должны знать, что они будут делать систематически, а что — эпизодически, отмечая результаты своих наблюдений в дневнике.
Информация о работе Внеклассная работа по "Окружающему миру" с младшими дошкольниками