Внеклассная работа по "Окружающему миру" с младшими дошкольниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание устойчивого развития ребенка. Частью такого потенциала является и экологическое воспитание.
На современном этапе развития общества выделяется глобальная проблема экологического воспитания и образования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Общая характеристика внеклассной работы по «Окружающему миру» в начальной школе…………………………..8
1. 1 Роль внеклассных занятий в формировании экологических
знаний……………………………………………………………………….8
1.2 Определение и значение внеклассной работы
по «Окружающему миру» ……………………………………………….10
1.3. Организационные формы, содержание и методы проведения
внеклассной работы по «Окружающему миру» ………………………...15
Выводы по 1 главе…………………………………………………………25
Глава II. Внеклассная работа по «Окружающему миру» в практике начальной школы…………………………………………………………26
2.1 Условия эффективного проведения внеклассной работы
по «Окружающему миру» …………………………………………………26
2.2. Анализ передового педагогического опыта по исследуемой
теме…………………………………………………………………………..29
2.3 Содержание и результаты экспериментальной работы……………...35
Выводы по 2 главе……………………………………………………….….36
Заключение ………………………………………………………………….38
Список литературы……………………………………………………….....40

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Полная.docx

— 62.91 Кб (Скачать)

В конце года члены  кружка могут оформить выставку своих  работ: фотомонтажи «Вести из леса», «Лесной бюллетень», тематические альбомы, «Дневники наблюдений», поделки  из природного материала и т. д.

Для работы кружка учащихся II класса можно взять тему «Сезонные изменения в природе», но при этом не нужно дублировать программный материал: отобрать надо те объекты и явления природы, которые рассматриваются недостаточно глубоко. Главная задача — это показать учащимся природу в развитии, раскрыть взаимосвязи различных явлений и влияние их на жизнь растений и животных, уделяя значительное место самостоятельным наблюдениям учащихся по программе, разработанной учителем.

В III классе работу по изучению сезонных изменений в природе продолжают, но ее значительно расширяют за счет знакомства с растениями и животными различных природных зон нашей страны. Знакомство с природой нашей страны позволяет расширить представления членов кружка о богатстве и разнообразии природы в целом. Этот период работы кружка характеризуется тем, что учащиеся значительно больше читают книг, смотрят научно-популярных фильмов о тех природных явлениях, которые они не могут наблюдать в своей местности.

В III классе можно организовать и краеведческий кружок, члены которого основное внимание будут уделять изучению своего края. В краеведческом кружке учащиеся могут разрабатывать такие темы, как «Звери нашей местности», «Птицы наших лесов и полей», «Лекарственные растения», «Фабрики и заводы нашей местности», «Охрана природы» и т. п. Главное, чтобы члены кружка не только словами, но и делами доказывали, что они любят и охраняют природу. Ребята должны взять шефство над зелеными насаждениями своей улицы, двора, активно помогать взрослым в озеленении села, района, города, охранять и подкармливать животных зимой и т. д. [4].

Содержание краеведческой  работы в школьных кружках крупных  городов может быть расширено  за счет знакомства с историей города. Большое значение имеет оформление детьми собранного материала. Продуманно отобранные и хорошо оформленные материалы учитель может использовать в учебном процессе при проведении практических работ и опытов, объяснении нового материала и т. п.

Каждый руководитель кружка должен помнить, что разрабатывать  тематику занятий, составлять план работы необходимо в зависимости от условий  и возможностей школы, состава учащихся, их общего развития, индивидуальных склонностей и интересов каждого [5].

Массовые формы. Особенностью массовых внеклассных мероприятий является то, что в них могут принимать участие все учащиеся. Наибольшее значение имеют массовые формы внеклассной работы, которые позволяют привлечь к участию в мероприятии весь коллектив школьников. Дети могут выполнять самые различные виды работ: рисовать, лепить, клеить, мастерить самодельные приборы, придумывать или подбирать загадки и шарады, готовить песни или стихотворения для тематических вечеров и т. д.

Одна из таких  форм работы — внеклассные природоведческие экскурсии. Живое общение с природой стимулирует интерес учащихся к ее изучению и способствует эстетическому воспитанию школьников. Местом экскурсий могут быть лес, лесопарк, ботанический сад, краеведческий музей, зоопарк, колхозное поле, фабрика, завод и т. п. Цели экскурсий также разнообразны: наблюдение за сезонными изменениями в природе (расширяется количество объектов и глубина их изучения по сравнению с программой), знакомство с лекарственными растениями своей местности, редкими птицами и зверями, знакомство с домашними животными, правилами ухода за ними, практическим использованием их человеком (экскурсия на скотный двор, свиноферму, конюшню и т. п.) [6].

Накоплению природоведческих знаний способствуют туристские походы, которые можно проводить в  любое время года (продолжительностью не более 1—2 дней). Во время походов  можно давать учащимся задания собрать  некоторые минералы и горные породы, определить птиц по голосам, собрать  лекарственные растения и т. п. Руководитель похода заблаговременно распределяет обязанности, знакомит с определением объектов в природной обстановке, проводит краткий инструктаж. Учитель может использовать для этой цели пластинки с записями птичьих голосов, гербарий лекарственных растений, коллекции минералов и горных пород и т. д. В походах руководителю надо обращать внимание детей на красоту пейзажа, обогащая при этом их представления художественными образами («стройная березка», «задумчивая ива», «стремительный ручей», «багровый закат» и т. д.), использование новейшей техники на полях, охрану природы.

Другой вид массовых внеклассных мероприятий – праздники. Учащиеся принимают активное участие во многих праздниках, посвященных природе,— Празднике леса, Празднике цветов, Празднике весны, Празднике урожая, Празднике друзей природы и др. Эти мероприятия, раскрывающие перед детьми красоту и прелесть русской природы, способствуют воспитанию нравственных и эстетических чувств, любви и уважения к людям труда. При подготовке к ним дети широко используют художественную литературу, произведения живописи, музыки, что способствует всестороннему развитию личности ребенка.

Каждый праздник должен преследовать определенную цель. Так, например, празднование Дня птиц не только углубляет и расширяет  знания детей о птицах, но и дает возможность практически осуществить  мероприятия по охране природы (подкормка  птиц, постройка и развешивание скворечников и т. п.). Примерный план проведения такого праздника может быть следующий: сообщения членов кружка о пользе птиц (показ чучел или рисунков птиц, встречающихся в данной местности), о наблюдениях за птицами (окраска, особенности строения, поведение), осмотр выставки «Птицы — друзья человека», чтение отрывков из художественных произведений, проведение викторин, карнавал птичьих костюмов, просмотр кинофильма «Дети — друзья птиц». На выставке «Птицы — друзья человека» можно показать чучела птиц, фотографии, рисунки и «Дневники наблюдений» членов кружка, развесить различные виды гнездовий.

Организаторы праздника  могут написать обращение к школьникам, в котором посоветовать ребятам  помочь птицам в голодную, зимнюю пору. А для этого надо собирать семена арбуза, тыквы, подсолнуха, яблок, косточки винограда, персиков, абрикосов; собирать на полях и огородах оставшиеся там семена сорных трав: лебеды, подорожника, конского щавеля, чернобыльника, головки репейника. Собранные семена хорошо просушить и хранить в полотняных мешочках или бумажных пакетах (в полиэтиленовых пакетах семена быстро портятся). Надо готовить кормовые столики, развешивать их за окнами, на пришкольных участках, в скверах, парках, на опушках лесов. Проведение такой работы спасет многие сады и леса от вредителей [19].

Особое место  во внеклассной работе по природоведению занимает внеклассное чтение. Учителю надо хорошо знать научно-популярную и художественную литературу для учащихся о природе, просматривать краткие рецензии на новые книги в журналах «Юный натуралист», «Вокруг света», «Начальная школа», следить за выпуском книг по еженедельной газете, советоваться с библиотекарем школы.

Учитель должен постепенно вводить своих учеников в мир  большой литературы. Начинать надо с чтения небольших увлекательных  природоведческих рассказов, которые  можно найти у таких писателей, как И. Акимушкин, Г. Ганейзер, Ю. Дмитриев, Н. Надеждина, Г. Снегирев и др. В классе надо повесить список природоведческих книг по внеклассному чтению, который следует систематически пополнять.

Обсуждение книг во внеклассное время является важным средством пропаганды книги, развития у учащихся умения рассказывать и  правильно излагать свои мысли. Обсуждение может проходить в такой последовательности: вступительное слово учителя  о том, почему выбрана та или иная книга; небольшие выступления-учащихся, в которых они рассказывают, что  им понравилось в книге, кратко обсуждают  основные идеи произведения; заключительное слово учителя. Для более успешной организации обсуждения можно использовать наглядные пособия: картины, рисунки, открытки, диафильмы, кинофильмы. Для того, чтобы обсуждение прошло интересно, живо и непосредственно, учитель может ввести различные игровые моменты, один из которых — отгадывание отрывков.

Интересная форма  внеклассной работы — КВН (клуб веселых и находчивых), которая играет большую роль в развитии у школьников сообразительности, памяти, изобретательности, логического мышления, реакции и, наконец, является одной из форм проверки природоведческих знаний, умений и навыков. Большая роль в составлении сценария принадлежит учителю, так как школьникам трудно самостоятельно придумывать различные задания.

Вопросы должны быть занимательными и конкретными, чтобы  на них можно было дать остроумный ответ. В проведении КВН учитель  использует много занимательного материала  и игр, но главным во всех заданиях должно быть выявление фактических  знаний материала учащимися, для  чего в сценарии сочетаются фронтальные  задания с индивидуальными. При формировании команд надо подбирать равные по общему развитию составы учащихся. В определении баллов нужно учитывать постановку вопросов и ответы на них, правильное выполнение заданий. Подведение итогов даст возможность выявить не только подготовку, сообразительность и смекалку ребят, их творчество и активность, но, прежде всего, качество усвоения пройденного материала.

Интересными являются КВН по следующим темам: «Полезные  ископаемые», «Природа нашего края», «Москва — столица России», «Золотая осень», «Весна красна», «Проказы дедушки Мороза», «Лето и отдых» и др.

Описанные формы  внеклассной работы не исчерпывают  их многообразия. Учитель должен постоянно  работать над совершенствованием этой деятельности, используя опыт лучших учителей. Перечисленные формы внеклассной  работы тесно связаны, дополняют  и совершенствуют друг друга.

Интерес к работе часто возникает при выполнении индивидуальной работы по заданию или  рекомендации учителя. Выполнив одно - два задания, учащиеся просят дать им еще работу. И если в классе окажется несколько таких ребят, то они  объединяются в кружки или клубы.

В свою очередь кружки и клубы могут стать организационными центрами массовых внеклассных мероприятий, так как для их успешного проведения необходима разнообразная подготовительная работа, вовлечение большого количества учащихся [10].

Часто бывает так, что  после проведения массовых внеклассных  мероприятий у учащихся появляется желание продолжить начатую работу, подробнее изучить то, что вызвало  интерес, т. е. массовые мероприятия  могут служить толчком для начала групповой или индивидуальной работы. Выбор конкретной формы внеклассной работы зависит от особенностей класса, общего развития детей, интересов учителя и местных условий.

Внеклассная работа разнообразна не только по организационным  формам, но и по содержанию, методам  проведения. Это, прежде всего, связано  с тем, что содержание внеклассной  работы не является постоянным из года в год, так как нет обязательных единых программ занятий, и может  меняться в зависимости от класса, интересов и запросов учащихся, природного окружения школы, условий сезона, наличия помещения и оборудования [11].

Содержание внеклассной  природоведческой работы реализуется  посредством различных методов  и приемов, которые использует учитель, вовлекая учащихся в разнообразные  виды деятельности.

Успех внеклассной  работы, ее результативность будет  зависеть от подбора материала к  каждому занятию, плана его построения и методики проведения, активного  участия учащихся и от того положения, какое будет занимать каждое отдельное  занятие в общей системе внеклассной природоведческой работы [21].

 

Выводы  по 1 главе

Изучив в педагогической литературе состояние проблемы организации  и проведения внеклассной работы по «Окружающему миру»  в начальной  школе можно сделать следующие  выводы:

    1. Внеклассная работа позволяет продлить организованное и целенаправленное воздействие учителя и коллектива на учащихся, разумно организовать и заполнить их внеурочное время, досуг, удовлетворить их познавательную потребность и способность к более глубокому изучению природы.
    2. Внеклассная работа расширяют кругозор детей, формируют убеждения, развивают интерес к окружающей жизни, позволяют ребенку участвовать в различных видах деятельности, помогают приобретать опыт, насыщенный глубокими совместными переживаниями, способствуют воспитанию нравственных качеств младших школьников, а также обладают большими возможностями формирования коллектива;
    3. В ходе подготовки и проведения внеклассной работы решаются такие задачи умственного воспитания, как пробуждение интереса к знаниям и развитие познавательных сил ребенка;
    4. По своему содержанию, форме организации и методам проведения внеклассная работа по естествознанию разнообразна. При выборе различных форм работы преподаватель учитывает уровень подготовки и развития.

 

 

 

 

Глава II. Внеклассная работа по «Окружающему миру» в практике начальной школы

2.1 Условия эффективного проведения внеклассной работы по «Окружающему миру»

 

Внеклассная работа, направленная на решение воспитательных и образовательных задач, способствует всестороннему развитию детей, строится на основе общих принципов воспитания и дидактики, которые определяют направление, содержание, формы и  методы внеклассной деятельности.

Весь материал, используемый при проведении внеклассных занятий, (беседы, праздники, устные журналы и др.), должен быть направленным на формирование гуманного мировоззрения, которое осуществляется в процессе овладения научными знаниями, правильно отражающими объективную действительность. На внеклассных занятиях учителя, организуя наблюдение детей за объектами и явлениями природы, учат наблюдать и находить в них сходство и различие, направляют их мысль на вскрытие причинно-следственных связей, на прослеживание процесса развития явления, подготавливают почву для дальнейших теоретических обобщений и научных выводов.

Информация о работе Внеклассная работа по "Окружающему миру" с младшими дошкольниками