Внедрение информационных технологий в учебный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 10:31, контрольная работа

Описание работы

Решение проблем повышения качества профессионального образования требует новых, инновационных подходов не только к определению его содержания, но и организации процесса обучения. При этом мы исходим из того, что нам нельзя ограничиваться только решением задач по обеспечению общественного производства квалифицированными рабочими кадрами.

Содержание

Введение. 3
1.Кейс-метод как образовательная технология практико-ориентированного обучения.
5
2.Модульно-компетентостная технология обучения. 9
3. Информационно-коммуникационные технологии обучения. 15
Литература. 27
Приложения. 28

Работа содержит 1 файл

технология.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

     Для реализации кейс-метода нужны значительные усилия преподавателей, каждодневная творческая работа по осмыслению и отбору ситуаций, анализу учебного материала, созданию кейса как произведения искусства обучения. 
 

2.МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТОСТНАЯ  ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ 

    Понятие качества профессионального образования  мы соотносим с понятием «профессиональная  компетентность» как одним из ключевых понятий профессиональной школы.

    Компетентностный  подход нами не ограничивается лишь включением в содержание профессионального образования  ключевых компетенций. Содержание  профессиональных  знаний и умений, а так же процесс профессионального обучения  направлены на создание условий обеспечивающих овладение обучающимися компетенциями в области профессиональной деятельности. Основным направлением в решении  этой задачи  мы видим  в  осуществлении модульного подхода к конструированию  содержания и организации образовательного процесса. Модульная технология  обучения, основанная на активной познавательной деятельности обучающихся  и позволяющая  индивидуализировать темп  овладения знаниями, на наш взгляд, наиболее адекватна  решению задач по овладению обучающимися  профессиональной  компетентностью как  совокупностью профессиональных и социально-личностных компетенций. Теоретической основой модульного обучения  выступает  теория интериоризации  умственных действий  Л.С.Выготского  и его последователей (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, Л.Ф.Обухова, Б.Ц.Бадмаев, М.А.Чошанов, П.А.Юцавечене и др.). При модульном обучении обучающийся - это активный субъект обучения, полноправный участник учебного процесса. Он управляет движением к цели, активно влияет на все элементы педагогической системы, обеспечивая их максимальное приспособление к своим потребностям и возможностям усвоения учебного материала.

      Модульное обучение  позволяет не только изменить характер учебной деятельности, но и расширить спектр форм и методов обучения в зависимости  от  индивидуальных особенностей обучающихся, поставленной цели и содержания учебного материала. Появляется возможность  осуществления учебного процесса  на основе интерактивных методов обучения, обеспечивающих  более глубокое  проникновение в сущность изучаемой проблемы,  позволяющих повысить уровень личного участия каждого в процессе познания  и  способствующих развитию  потребностно-мотивационной сферы  обучающегося.   Модульное  построение  процесса обучения  представляет для нас особый  интерес, так как  открывается возможность интеграции, комбинирования  когнитивных (знаниевых)  модулей  и модулей трудовых навыков  с  модулями ключевых  компетенций.

      В последние десятилетия, когда изменения  в промышленности, экономике, торговле происходят весьма стремительно и влекут за собой быстрое изменение номенклатуры востребуемых профессий, появилось новое поколение концепций гибкого профессионального образования, основанных на модульном подходе.

      Главное отличие модульной технологии в профессиональном образовании от традиционной заключается в следующем:

    • отбор содержания обучения является результатом системного анализа деятельности специалистов, которую стремятся разделить на действия и операции;
    • структура модульной программы соотносится со структурой деятельности специалистов и состоит из отдельных элементов, называемых «модулями»;
    • для изучения каждого модуля программы обучения, который представляет собой фрагмент деятельности специалиста, разрабатываются специальные методические пособия;
    • при необходимости для каждого обучаемого составляется индивидуальная программа обучения на основе базовой модульной программы с учетом заказа на образование, а также уровня стартовой подготовки;
    • взаимодействие педагога и обучаемого происходит на паритетной основе и опосредовано изучением материала "Учебных элементов" или "Обучающих модулей"; с помощью последних обеспечивается самостоятельная подготовка обучаемого к каждой педагогической встрече.

      Модульно-компетентностная технология обучения, реализуемая в  Казанском авиационно-техническом колледже,  реализуется через  следующие этапы:

  1. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях, способствует решению  задач улучшения взаимосвязи с рынком труда, повышение компетенций персонала,  обновление содержания, методик и среды обучения.
  2. В пределах отдельного модуля осуществляется комплексное освоение умений и знаний в рамках формирования конкретной компетенции, которая обеспечивает выполнение конкретной трудовой функции, отражающей требования рынка труда.
  3. Формирование модульных программ, основанных на компетенциях, предполагает наличие постоянной обратной связи с требованиями работодателей к умениям и знаниям работников.
  4. Этот подход  обеспечивает повышение эффективности и качества подготовки специалистов за счет методики формирования содержания и организации обучения.
  5. Данный подход имеет целью формирование высококвалифицированных специалистов, способных адаптироваться к изменяющейся ситуации в сфере труда, с одной стороны, и продолжение профессионального роста и образования  - с другой.
  6. Подход позволяет оптимально сочетать теоретическую и практическую составляющие обучения, интегрируя их.
  7. Модульные программы, основанные на компетенциях гибкие, т.е. позволяют оперативно обновлять и заменять конкретные модули при изменении требований к специалисту; дают возможность индивидуализировать обучение для каждого обучающегося, исходя из его уровня знаний и умении и предыдущего обучения.

      Компетенция- способность применять знания, умения, отношения и опыт в знакомых и незнакомых трудовых ситуациях.

    Компетентностный  подход направлен на формирование  три основных типа компетенций:

    1.Технические  (профессиональные) компетенции.

    2.Сквозные («мобильные») компетенции.

    3.Новые  базовые (ключевые) компетенции.

    Основным  принципом обучения, основанного на компетенциях, лежит ориентация на результаты, значимые для  сферы труда.

    Модуль понимается как целостный набор подлежащих освоению умений. Знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершению модуля, и представляющий составную часть более общей функции.

    В рамках инновационной образовательной программы разработаны модульные программы практик по получению рабочей профессии «Разметчик   плазовый», «Слесарь сборщик», «Сборщик – клепальщик».

    Модульная программа строится гибко в виде горизонтального и (или) вертикального  набора модулей на базе теоретической  подготовки в данной области компетенций  в соответствии с потребностями  обучающегося.

    Модульная программа профессии включает в себя:

  1. Функциональную карту профессии.
  2. Тематический план модульной программы
  3. Структуру модульной программы.
  4. Основные модули.

      «Функциональная карта профессии» отвечает на требования  сферы труда, что будет уметь делать обучающийся после окончания обучения. Для этого  необходимо перевести  требования рынка труда на язык сферы образования. В разработанных модульных программах  отражаются те результаты, которые должны быть достигнуты в процессе обучения, и которые соответствуют требованиям сферы труда, т.е. требованиям к деятельности в рамках профессии.

    Например, функциональная карта профессии  «Разметчик плазовый» имеет следующую  структуру (рис.1).

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
 
 

Рис.1. Функциональная карта профессии «Разметчик плазовый».

    Структура модульной программы  обучения содержит:

    1.Наименование  специальности в соответствии  с ГОС СПО.

    2.Название  профессии/специальности обучения.

    Для эффективной реализации обучения в  рамках модульных программ, основанных на компетенциях, перед преподавателями стоят следующие методические задачи:

  • Применять активные методы обучения.
  • Создавать условия для самоуправляемого обучения с максимальной опорой на практическое применение нового опыта.
  • Максимальная эффективность  обучения.

    В методику обучения по модульным программам легко вписываются такие формы обучения как деловые игры, проекты, имитационные ситуации, проблемное обучение.

    Освоение  компетенций возможно только при  развитой материальной базе учебного заведения -  наличии производственных мастерских, лабораторий, а также предоставляемой возможности базовых предприятий – проводить занятия на их территории. Такой базой являются агрегатно-сборочные подразделения ОАО «Казанское авиационное производственное объединение им. С.П.Горбунова». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

    В настоящее время профессиональное образование в России и других развитых странах претерпевает значительные изменения, связанные с внедрением в учебный процесс средств  новых информационных технологий.

    Новые информационные технологии обучения (НИТО), исходя из принципов, сформулированных Б.Е.Патоном, В. И. Гриценко и Б. Н. Паньшиным, определяются как совокупность внедряемых (встраиваемых) в системы организационного управления образованием и в системы обучения принципиально новых систем и методов обработки данных, представляющих собой целостные обучающие системы, и отображение информационного продукта (данных, идей, знаний) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями той среды, в которой они развиваются. Это синтез современных достижений педагогической науки и средств информационно-вычислительной техники. НИТО подразумевают научные подходы к организации учебно-воспитательного процесса с целью его оптимизации и повышения эффективности, а также постоянного обновления материально-технической базы образовательных учреждений.

    В настоящее время развиваются  следующие направления НИТО:

  1. универсальные информационные технологии (текстовые редакторы, графические пакеты, системы управления базами данных, процессоры электронных таблиц, системы моделирования, 
    экспертные системы и т.п.);
  2. компьютерные средства телекоммуникаций;
  3. компьютерные обучающие и контролирующие программы, 
    компьютерные учебники;
  4. мультимедийные программные продукты.

  Следует разбираться в таких понятиях, как компьютерное обучение (КО) и электронное, обучение (ЭО). Согласно определению ЮНЕСКО, компьютерное обучение - такая система обучения, в которой одним из ТСО выступает компьютер. Однако современные разнообразные ТСО все больше развиваются на основе последних достижений макро- и микроэлектроники, поэтому многие специалисты предлагают использовать более общий термин - электронное обучение, т. е. обучение с помощью систем и устройств современной электроники. Различают два основных вида ЭО:

    рецептивное - восприятие и усвоение знаний, передаваемых с помощью аудиовизуальных средств (эпидиапроекторов, киноустановок, магнитофонов, видеомагнитофонов, телевидения и других подобных ТСО);

   интерактивное - обучение в процессе взаимодействия человека и компьютера в диалоговом режиме, а также в системах гибридного человеко-машинного антропоцентрического интеллекта, в экспертных обучающих системах и др.

    При этом задачи и методы обучения меняются принципиальным образом, максимально приближаясь к индивидуализации общей и профессиональной подготовки студентов. Наряду с этим информационно-коммуникационная среда, в которую помещен каждый современный студент, создает все условия для активного использования компьютерных средств и технологий в учебном процессе, повышая при этом значимость и эффективность самостоятельной работы.

    Возрастающая  тенденция индивидуализации образовательного процесса направлена на увеличение количества часов, отводимых на самостоятельную подготовку студентов. Это становится возможным благодаря постоянно совершенствующимся средствам обучения на основе компьютерных технологий. К ним можно отнести электронные учебно-методические комплексы, электронные учебники и презентации, всевозможные мультимедийные материалы и разработки интерактивных уроков. Использование таких средств в процессе самостоятельной подготовки студентов несколько изменило типичную ситуацию в образовательной системе, когда обучающая функция полностью принадлежала преподавателю. Электронные учебно-методические средства дают возможность студенту самостоятельно наиболее гибко манипулировать предлагаемой учебной информацией в соответствии с их индивидуальными способностями, при этом часть обучающих функций педагога переходит на студента. Преподаватель лишь поддерживает учащегося, ориентирует в потоках учебной информации и помогает в решении возникающих проблем.

Информация о работе Внедрение информационных технологий в учебный процесс