Влияние стиля детско-родительских отношений на уровень тревожности дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 13:33, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение стилей взаимоотношения в семье и их влияние на тревожность у дошкольников.

Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме влияния детско-родительских отношений на уровень тревожности дошкольника.
2. Выявить причины появления тревожности у дошкольников.
3. Изучить уровень тревожности у воспитанников детского сада дошкольного возраста подготовительной группы.

Содержание

Глава 1. Проблема влияния детско-родительских отношений на тревожность дошкольника в психолого-педагогической литературе.
Роль семьи в формировании личности ребенка. 5-8
Тревожность как свойство личности ребенка дошкольного возраста. 9-13
Влияние стиля детско-родительских отношений на уровень тревожности дошкольника. 14-18
Глава 2. Изучение влияния детско-родительских отношений на тревожность дошкольника.
Методики диагностики уровня тревожности у дошкольника. 19-25
Определение стиля детско-родительских отношений в семьях воспитывающих дошкольника. 26-29
Анализ результатов исследования и рекомендации. 30-36
Заключение 37
Список литературы 38
Приложение 39-46

Работа содержит 1 файл

курсовая Екатерины.doc

— 389.00 Кб (Скачать)

Работа Е. Т. Соколовой  на базе психологической консультации, а также посвященная проблеме стилей отношений «мать – ребенок». Выделяет следующие стили воспитания (9):

    • Сотрудничество. В общение матери и ребенка преобладают поддерживающие высказывания над отклоняющими. В общение присутствуют взаимоуступчивость, гибкость (смена ведущего и ведомого). Мать побуждает ребенка к активности.
    • Изоляция. В семье не принимается совместных решений. Ребенок изолируется и не хочет делиться своими впечатлениями и переживаниями с родителями.
    • Соперничество. Партнеры по общению противостоят друг другу, критикуют друг друга, реализуя потребности в самоутверждении и симбиотической привязанности.
    • Псевдосотрудничество. Партнеры проявляют эгоцентризм. Мотивация совместных отношений не деловая, а игровая (эмоциональная).

 Е. Т. Соколова считает,  что параметры при реализации  того или иного стиля получают  психологические выгоды, и рассматривает два варианта отношений матери и ребенка (доминирование матери и доминирование ребенка) и дает следующие психологические характеристики этим типам взаимоотношений .

Доминирующая мать отклоняет предложения ребенка, а ребенок поддерживает предложение матери, демонстрируя покорность и действуя за спиной и под защитой матери.

Если доминирует ребенок, мать получает следующие психологические выгоды: соглашаясь с ребенком, чтобы обосновать его слабость и тревогу за него или чтобы принять позицию «жертвы».

Приведу еще одну классификацию типов неадекватного отношения к ребенку.

Ребенок, замещающий мужа. Мать требует к себе постоянного внимания, заботы, хочет быть постоянно в обществе ребенка, быть в курсе его личной жизни, стремится ограничить его контакты со сверстниками.

Гиперопека и симбиоз. Мать стремится удержать ребенка при себе, привязать и ограничить самостоятельность из–за страха лишиться ребенка в будущем, она принижает способности ребенка, стремиться «прожить за него жизнь», что приводит к личностному регрессу и фиксации ребенка на примитивных формах общения.

Воспитательный контроль посредством нарочитого лишения  любви. Ребенку говорится, что «мама такого не любит». Ребенка игнорируют, обесценивают его «я».

Воспитательный контроль посредством вызова чувства вины. Ребенку говорят, что он «неблагодарный». Развитие его самостоятельности сковываются страхом.

Практически все стили «отклоняющегося» воспитания проявляются в неполных и конфликтных семьях.

 Л. Ковар выводит отношение  «мать – ребенок» из общей  модели семейных отношений (6).

 Тип этих отношений зависит,  по его мнению, от того, как  родители оценивают и относятся  к своему ребенку и как он  самоутверждается. Часто ребенок  бывает обузой, мешающие социальному  продвижению матери. Мать уходит  от него и больше к нему не возвращается. Покинутый ребенок, лишенный материнской ласки, плохо общается с другими людьми. У него поздно формируется речь. Он остается инфантильным на всю жизнь, с несформированной «я – концепцией».

 Мать может полностью посвятить  себя ребенку и воспроизвести отношения «хозяин – раб», чтобы избавиться от пустоты и бессмысленности жизни. Она относится к ребенку как к «любовнику», готова исполнить любое желание и прихоть. Она не дает ребенку проявить самостоятельность и формирует в ребенке безответственность и беспомощность. Поскольку она все делает за ребенка, ребенок зависит от капризов матери, а мать – от капризов ребенка. В этом союзе двоих отец не нужен, и он становится лишнем в семье. «Отношения для двоих» создаются матерями – одиночками, которые контролируют поведение ребенка и испытывают от этого удовольствие. Хотя ребенок всегда желанен, но мать уходит от него, когда это ей нужно ей, а не ему. По мнению Л. Ковара, это приводит к инфантилизации и развитию женских черт у мальчиков.

 Его тянет к общению с маленькими детьми, он воображает себя девочкой, к нему прилипает кличка «маменькин сынок». Часто он бунтует против матери и учителей. Характерен уход в мир фантазий, стремление к всемогуществу.

Если муж терпит неудачу в  карьере, жена, считающая себя волевой женщиной, начинает борьбу за власть. Дети для нее делятся на сильных (как мать) и слабых (как отец). Конфликтуя, отец и мать используют детей как оружие в собственной борьбе.

 «Волевая» мать третирует  «слабовольного» сына. Ребенок вынужденно играет роль слабовольного, но постоянно борется с матерью. Часто он проявляет агрессию на родителей, младших детей, теряя эмоциональный контроль, конфликтует со сверстниками. Предпочитает занятия в одиночку (чтение книг, просмотр телепередач, ведение дневника, занятия ремесленными поделками). Он недоволен собой и тем, что делает, поскольку судит о себе по критериям матери, чувствителен и пытается компенсировать свою слабость и трусость, занимается силовыми видами спорта.

 Другой вариант: мать считает отца недоразвитым. Аналогично – и ребенка. Она отворачивается от ребенка, хотя и старается выглядеть заботливой в мелочах. По отношение к сыну мать выражает лишь отрицательные эмоции или не выражает их вообще (сын «пустое место» как и отец) и уделяет внимание лишь внешним нормам поведения. У ребенка не формируется индивидуальность. Он вырастает с комплексом неполноценности, предается фантазиям.

  Мать с «разбитой» судьбой  временно посвящает себя ребенку,  но может бросить его ради  нового мужчины, как и отец, свою любимицу – дочь. Ребенок бунтует против родительского непостоянства: отсюда побеги, кражи, сексуально ранние связи, разочарования и т. п.

Когда семья борется за социальное и  экономическое выживание во враждебном мире, ребенок становится жертвой  этой борьбы. Она сопровождается злобой, агрессией, депрессиями.

Если  мать покинута мужем и у нее  меняются партнеры, ребенок заброшен и забыт. С ранних лет он попадает в компанию сверстников, стремится  преуспеть в сферах, не требующих  самодисциплины, там, где можно быстро удовлетворить свои потребности. Он часто нарушает дисциплину, прогуливает занятия, проявляет негативизм и демонстративность при общение с педагогом.

Возможны  различные результаты личностного  развития ребенка при подобных отношениях матери.

«Социальный неудачник» («социальный преступник»). Такой ребенок в детстве признавался как личность родителями, но считался не послушным, был с ними близок, но очень недолго.

«Не социализированный преступник» получает очень скудное воспитание и рано оценивается как неперспективный; для него характерны кражи, драки, наркомания, пьянство.

«Социальная неудачница» - любимица матери, которая была брошена ради очередного мужчины и стремится привлечь к себе внимание плохим поведением. Любовные связи для нее заменяют связь с матерью.

Мать может покинуть ребенка  рано (до трех лет), и в этом случае у него наблюдаются все признаки материнской депривации: задержка в развитии, принятие навязанных группой ролей и пр.

Л. Ковар считает идеальной для  ребенка среду, когда все непосредственные проявления оцениваются как значимые и приемлемые для взрослого, когда родители развивают у него личностную автономию и чувство защищенности.

Выводы Ковара сделаны на материале  изучения детей из социально и  экономически неблагополучных семей, попавших в клинику неврозов.

К. Флейк – Хобсон выделяет для  детей следующие ситуации повышенного риска появления тревоги – ситуации, связанные с отсутствием или утратой чувства защищенности(9):

враждебная, жестокая семья;

эмоционально отвергающая семья;

не обеспечивающая надзора и  ухода семья;

негармоничная семья (распадающаяся  или распавшаяся);

чрезмерно требовательная семья (доминирующая Гиперопека);

появление нового члена семьи (отчим, мачеха, брат, сестра);

противоречивое воспитание или  смена типа;

чуждое окружение за рамками  семьи (язык, культура);

 Таким образом, влияние на формирование тревожности ребенка может оказывать: авторитаризм, при котором родители контролируют все сферы жизни ребенка, гипоопека (недостаточное внимание к ребенку), противоречивость отношений к ребенку; завышенные требования к  ребенку, развод родителей, отсутствие родителей и др.

 

              Глава 2.   Изучение влияния детско-родительских отношений на тревожность дошкольника.

    1. Методики диагностики уровня тревожности у дошкольника.
    2. 2.1Условие протекания эксперимента.

Целью нашего исследования является изучение стилей семейного воспитания и их влияния на формирование тревожности у дошкольников.

В соответствии с поставленной целью  решались следующие задачи:

  1. Изучить уровень тревожности у дошкольников.
  2. Изучить стили семейного воспитания и выявить их влияние на уровень тревожности.

Экспериментальное исследование осуществлялось в МДОУ № 18 города Кыштыма Челябинской  области. В нем принимали участие 19 детей и их родители. Из 19 детей:    мальчиков – 10, девочек – 9.из группы №6 – 10 детей, из группы№8- 9.

 

2.2 Изучение уровня тревожности

дошкольника.

Тревожность детей исследовалась  по тесту тревожности, разработанному американскими психологами Р. Тэммлом, М Дорки и В. Аменом,

Протоколы каждого ребенка проходили  количественный и качественный анализ. На основании данных протокола вычислялся индекс тревожности ребенка.

Цель исследования: выявить и сравнить уровни тревожности.

Задачи метода: исследование тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуация общения с другими людьми.

Тревожность рассматривается как вид эмоционального состояния, функция которого состоит в обеспечении безопасности субъекта на личностном уровне.

Повышенный уровень тревожности  свидетельствует о недостаточной  эмоциональной приспособленности  ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Экспериментальное определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду.

Экспериментальный материал представляет собой 14 рисунков размером 8,5 на 11 см. каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка дошкольника ситуацию.

Рис. 1. Игра с младшими детьми (Ребенок  играет с двумя малышами).

Рис. 2. Ребенок и мать с младенцем (Ребенок идет рядом с матерью, которая везет коляску с младенцем).

Рис.3. Объект агрессии (Ребенок убегает  от нападающего на него сверстника).

Рис. 4. Одевание (Ребенок сидит на стуле и одевает ботинки).

Рис. 5. Игра со старшими детьми (Ребенок  играет с двумя старшими детьми).

Рис. 6. Укладывание спать в одиночестве (Ребенок идет к своей кроватке, родители сидят в кресле спиной к  нему).

Рис. 7. Умывание (Ребенок умывается  в ванной комнате).

Рис. 8. Выговор (Мать, подняв указательный палец, строго выговаривает ребенку что-то).

Рис. 9. Игнорирование (Отец играет с  малышом, ребенок стоит в одиночестве).

Рис. 10. Агрессивное нападение (Сверстник  отбирает у ребенка игрушку).

Рис. 11. Собирание игрушек (Мать и  ребенок убирают игрушки).

Рис. 12. Изоляция (Двое сверстников убегают от ребенка, стоящего в одиночестве).

Рис. 13. Ребенок с родителями (Ребенок  стоит между матерью и отцом).

Рис. 14. Еда в одиночестве (Ребенок  один сидит за столом, держа в  руке стакан).

Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рису нок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом - печальное.

Метод предъявления. Рисунки предъявляются ребенку экспериментатором в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, экспериментатор дает инструкцию следующего содержания:

 Рис.1.Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».

Рис.2.Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышами».

Рис.3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное?»

Рис. 4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) одевает ботинки».

Рис. 5. Игра со старшими детьми «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми». Рис. 6.        Рис.6.Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) идет спать».

Рис. 7. Умывание. «Как ты думаешь, какое  лицо будет у этого ребенка, веселое  или печальное? Он (она) в ванной».

Рис. 8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое?»

Рис. 9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное?»

Рис. 10. Агрессивное нападение . «Как ты думаешь, какое лицо будет у  этого ребенка, печальное или веселое?»

Рис. 11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

Рис. 12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое  лицо будет у этого ребенка, Печальное  или веселое?»

Рис. 13. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное? Он (она) с мамой и папой».

Рис. 14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) ест».

Информация о работе Влияние стиля детско-родительских отношений на уровень тревожности дошкольника