Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 13:33, курсовая работа
Цель исследования: изучение стилей взаимоотношения в семье и их влияние на тревожность у дошкольников.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме влияния детско-родительских отношений на уровень тревожности дошкольника.
2. Выявить причины появления тревожности у дошкольников.
3. Изучить уровень тревожности у воспитанников детского сада дошкольного возраста подготовительной группы.
Глава 1. Проблема влияния детско-родительских отношений на тревожность дошкольника в психолого-педагогической литературе.
Роль семьи в формировании личности ребенка. 5-8
Тревожность как свойство личности ребенка дошкольного возраста. 9-13
Влияние стиля детско-родительских отношений на уровень тревожности дошкольника. 14-18
Глава 2. Изучение влияния детско-родительских отношений на тревожность дошкольника.
Методики диагностики уровня тревожности у дошкольника. 19-25
Определение стиля детско-родительских отношений в семьях воспитывающих дошкольника. 26-29
Анализ результатов исследования и рекомендации. 30-36
Заключение 37
Список литературы 38
Приложение 39-46
«Отвержение» - родитель воспринимает ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым; ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из – за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, он не доверяет ему.
«Кооперация» - социально желательный образ родительского отношения, при котором родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ему, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него, он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных, доверяет ему, в спорных вопросах встает на точку зрения ребенка.
«Симбиоз» - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Родитель ощущает постоянную тревогу за ребенка, который кажется ему маленьким и беззащитным.
« Авторитарная гиперсоциализация» - родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состояние встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
« Маленький неудачник» - родитель стремится инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка более младшим по сравнению с реальным возрастом, не приспособленным, поэтому старается оградить от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1.2 Тревожность - как свойство личности ребенка дошкольного возраста.
Тревожность является повторением в наших фантазиях ситуаций, связанных с испытаниями в прошлом опыте переживанием беспомощности. Прообразом таких ситуаций является травма рождения. З. Фрейд определял тревогу как неприятное эмоциональное переживание, являющееся сигналом антиципируемой опасности.(15)
Согласно представлениям Фрейд
Анализ взглядов других авторов на проблему тревожности показывает, что они также представляют ее как комплекс феноменов, включающих страх, один или несколько дополнительных аффектов и различные аффективно – когнитивные структуры. В это понятие включает страх, враждебность, страдание, стыд, вина, психофизические возбуждение и т. д.
А.
М. Прихожан указывает, что тревожность
– это переживание
По мнению К. Хорни, тревожность являются динамическим центром неврозов, и поэтому нам постоянно придется иметь с ней дело. И поэтому К. Хорни разграничивает понятие страх и тревога,(2)
По определению Р. С. Немова, «тревожность
– постоянно или ситуативное
проявляемое свойство человека приходить
в состояние повышенного
В
психологическом словаре, «тревожность
– состояние целесообразного
подготовительного повышения
В
целом тревожность – это
Тревожность, по мнению И. М. Тыртышникова - это состояние сознания, связанное с переживанием надвигающихся или предполагаемых опасностей.(1)
Следовательно, тревога может скрываться за чувствами физического дискомфорта, такими, как сильное сердцебиение и усталость, за многочисленными страхами, которые внешне представляются рациональными или обоснованными; она может быть скрытой силой, толкающей нас к выпивке или погружению во всевозможные состояния помраченного сознания. Часто мы можем наталкиваться на нее как на причину неспособности выполнять то, или иное дело или занятие, и мы всегда обнаруживаем ее в качестве влиятельного фактора, стоящего за внутренними запретами.
Чем невротичнее человек, тем сильнее его личность пронизана и скована такими защитами, как отрицание тревожности, избежание мыслей, чувств, побуждений или ситуаций, вызывающих тревожность. И тем больше тех вещей, которые он не способен и не пытается делать, хотя в силу в своей энергии, умственных способностей или уровня образования может их осуществить. Чем тяжелее невроз, тем больше присутствует внутренних запретов, как скрытых, так и явных. (2, с 181).
Из
вышеизложенного за основу берем
определение тревога и
Виды тревожности:
З. Фрейд выделял три основных вида тревожности (15):
Также Ч. Спилбергер выделяет два основных вида тревожности. (2). Первым из них – это так называемая ситуативная тревожность, т.е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникать у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания.
Другой вид – так называемая л
В исследованиях Прихожан А. М. выделил две основные категории тревожности (11):
Выделены три формы открытой тревожности.
Острая, нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность – сильная, осознаваемая, проявляемая внешне через симптомы тревоги, самостоятельно справиться с ней индивид не может(34% изученных случаев). Эта форма была представлена примерно одинаково во всех возрастах.
Регулируемая и компенсируемая тревожность, при которой дети самостоятельно вырабатывают достаточно эффективные способы, позволяющие справиться с имеющейся у них тревожностью (24% случаев). По характеристикам используемых для этих целей способов внутри этой формы выделились две субформы:
Снижение уровня тревожности.
Использование ее для стимуляции собственной деятельности, повышения активности.
Регулируемая и компенсируемая
тревожность встречалась
Важной характеристикой обеих форм является то, что тревожность оценивается детьми как неприятное, тяжелое переживание, от которого они хотели бы избавиться.
Культивируемая тревожность – в этом случае, в отличие от изложенных выше, тревожность осознается и переживается как ценное для личности качество, позволяющие добиваться желаемого (19%случаев). Культивируемая тревожность наблюдается преимущественно в старшем подростковом и раннем юношеском возрастах.
Формы скрытой тревожности отмечаются примерно в равной степени во всех возрастах. Скрытая тревожность встречается существенно реже, чем открытая (примерно 23% случаев). Одна из ее форм – «неадекватное спокойствие». В этих случаях индивид, скрывая тревогу, как от окружающих, так и от самого себя, вырабатывает сильные способы защиты от нее, препятствующие осознанию как определенных угроз в окружающем мире, так и собственных переживаний. У таких детей не наблюдается внешних признаков тревожности, напротив, они характеризуется повышенным, чрезмерным спокойствием. Это форма очень нестойкая, она достаточно быстро переходит в открытые формы тревожности (в основном в острую, нерегулируемую). Обращает на себя внимание то, что у некоторых детей открытая тревожность и «неадекватное спокойствие» чередуются. Создается впечатление, что «неадекватное спокойствие» в этом случае выступает как некоторый временный «отдых» от тревоги, когда ее действие приобретает реально угрожающий психическому здоровью индивида характер.
Вторая форма скрытой
Говоря о формах тревожности, нельзя не коснуться также проблемы так называемой «замаскированной» тревожности.
«Маски» тревожности – это такие формы поведения, которые, имея вид ярко выраженных проявлений личностных особенностей, порождаемых тревожностью, позволяют человеку вместе с тем переживать ее в смягченном виде и не проявлять вовне. В качестве таких «масок» чаще всего описываются агрессивность, зависимость, апатия, чрезмерная мечтательность и др. (Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова, К. Бюртнер, Б. Е. Рюбаш, К. Хорни и др.). Кроме того, Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова относят к «маскам» и случаи соматизации симптомов тревоги, «уход в болезнь».
Агрессивно – тревожный тип «маски» наиболее часто встречался в дошкольном и подростковом возрастах и при открытых, и при скрытых формах тревожности. В виде прямого выражения агрессивных форм поведения, так и только по тестовым показателям (данные теста Розен Цвейга и Хэнд – теста Вагнера). В последнем случае открытые формы агрессии в поведении не наблюдались. Косвенные ее формы проявлялись в рисунках, рассказах детей.
Спецификой агрессивно –
тревожного типа в отличие
от других вариантов
Тревожно – зависимый тип «маски» характеризуется повышенной чувствительностью к эмоциональному самочувствию другого человека, причем нередко выделяется какая – либо одна значимая фигура, отношение которой в наибольшей степени влияет на эмоциональное самочувствие, особенности поведения индивида. Интересно, что в подростковом и юношеском возрастах школьники могут осознать подобную зависимость, тяготиться ею, но не могут от нее избавиться, поскольку она как бы заменяет большинство других форм удовлетворения эмоциональных потребностей.
Кроме двух указанных типов
в качестве «масок»
Интересны различия между восприятием тревожных учащихся педагогами детских садов и школ. (А.М. Прихожан) (2)
В школе тревожные дети нередко достигают очень высоких результатов и оцениваются педагогами как ответственные и успешные учащиеся. Это для всего периода школьного обучения. Напротив, воспитатели детских садов, несмотря, на относительную успешность таких детей на занятиях, в основном характеризовали тревожных детей как слишком неуверенных, зажатых, «стеклянных». Причина этого, на наш взгляд, в следующем. Известно, что тревожные люди действуют гораздо успешнее в стабильной, структурированной, привычной для них обстановке. Отсюда высокая успешность в стандартных школьных условиях, отличающихся подобной структурированностью и предсказуемостью. В условиях детского сада воспитатель видит поведение детей в значительном количестве неструктурированных и мало структурированных ситуаций. Кроме того, для воспитателей детских садов характерен менее функциональный, более целостный взгляд на ребенка.
Информация о работе Влияние стиля детско-родительских отношений на уровень тревожности дошкольника