Влияние стиля детско-родительских отношений на уровень тревожности дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 13:33, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение стилей взаимоотношения в семье и их влияние на тревожность у дошкольников.

Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме влияния детско-родительских отношений на уровень тревожности дошкольника.
2. Выявить причины появления тревожности у дошкольников.
3. Изучить уровень тревожности у воспитанников детского сада дошкольного возраста подготовительной группы.

Содержание

Глава 1. Проблема влияния детско-родительских отношений на тревожность дошкольника в психолого-педагогической литературе.
Роль семьи в формировании личности ребенка. 5-8
Тревожность как свойство личности ребенка дошкольного возраста. 9-13
Влияние стиля детско-родительских отношений на уровень тревожности дошкольника. 14-18
Глава 2. Изучение влияния детско-родительских отношений на тревожность дошкольника.
Методики диагностики уровня тревожности у дошкольника. 19-25
Определение стиля детско-родительских отношений в семьях воспитывающих дошкольника. 26-29
Анализ результатов исследования и рекомендации. 30-36
Заключение 37
Список литературы 38
Приложение 39-46

Работа содержит 1 файл

курсовая Екатерины.doc

— 389.00 Кб (Скачать)

«Отвержение» - родитель воспринимает ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым; ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из – за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, он не доверяет ему.

«Кооперация» - социально желательный образ родительского отношения, при котором родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ему, сочувствует ему.  Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него, он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных, доверяет ему, в спорных вопросах встает на точку зрения ребенка.

«Симбиоз» - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Родитель ощущает постоянную тревогу за ребенка, который кажется ему маленьким и беззащитным.

« Авторитарная гиперсоциализация» - родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состояние встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

« Маленький  неудачник» - родитель стремится инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка более младшим по сравнению с реальным возрастом, не приспособленным, поэтому старается оградить от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

 

На основе вышеизложенного можно  сделать следующие выводы:

 

    • Семья – это особого рода коллектив, играющий основную, долговременную, важнейшую роль в воспитании и развитии ребенка;
    • Важнейшей  характеристикой семьи являются ее функции: воспитательная, хозяйственно – бытовая, эмоциональная, сексуально-эротическая, функция духовного общения и функция первичного социального контроля;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             1.2 Тревожность - как свойство личности ребенка дошкольного возраста.

 

Тревожность является повторением  в наших фантазиях ситуаций, связанных  с испытаниями в прошлом опыте переживанием беспомощности. Прообразом таких ситуаций является травма рождения. З. Фрейд определял тревогу как неприятное эмоциональное переживание, являющееся сигналом антиципируемой опасности.(15)

 Согласно представлениям Фрейда о тревоги в это понятие включается страх, другие аффекты и когнитивные процессы.

Анализ  взглядов других авторов на проблему тревожности показывает, что они  также представляют ее как комплекс феноменов, включающих страх, один или  несколько дополнительных аффектов и различные аффективно – когнитивные структуры. В это понятие включает страх, враждебность, страдание, стыд, вина, психофизические возбуждение и т. д.

А. М. Прихожан указывает, что тревожность  – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента,(10)

По  мнению К. Хорни, тревожность являются динамическим центром неврозов, и  поэтому нам постоянно придется иметь с ней дело. И поэтому К. Хорни разграничивает понятие страх и тревога,(2)

По определению Р. С. Немова, «тревожность – постоянно или ситуативное  проявляемое свойство человека приходить  в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях».(8)

В психологическом словаре, «тревожность – состояние целесообразного  подготовительного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответствующую реакцию на страх. Склонность индивида к переживанию тревоги, характерная низким порогом возникновения тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий», «тревога – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляется в ожидании неблагополучного развития событий», «страх – эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологических или социальных существований индивида и направлена на источник действительной или воображаемой опасности».(9)

В целом тревожность – это субъективное проявление неблагополучия личности.

Тревожность, по мнению И. М. Тыртышникова - это состояние сознания, связанное с переживанием надвигающихся или предполагаемых опасностей.(1)

Следовательно, тревога может скрываться за чувствами физического дискомфорта, такими, как сильное сердцебиение и усталость, за многочисленными страхами, которые внешне представляются рациональными или обоснованными; она может быть скрытой силой, толкающей нас к выпивке или погружению во всевозможные состояния помраченного сознания. Часто мы можем наталкиваться на нее как на причину неспособности выполнять то, или иное дело или занятие, и мы всегда обнаруживаем ее в качестве влиятельного фактора, стоящего за внутренними запретами.

Чем невротичнее человек, тем сильнее его личность пронизана и скована такими защитами, как отрицание тревожности, избежание мыслей, чувств, побуждений или ситуаций, вызывающих тревожность. И тем больше тех вещей, которые он не способен и не пытается делать, хотя в силу в своей энергии, умственных способностей или уровня образования может их осуществить. Чем тяжелее невроз, тем больше присутствует внутренних запретов, как скрытых, так и явных. (2, с 181).

Из  вышеизложенного за основу берем  определение тревога и тревожность

               Виды тревожности:

З. Фрейд выделял три основных вида тревожности (15):

    • объективную (реальный страх) – эта тревожность, которая возникает из-за опасности во внешнем мире.
    • невротическую - эта тревожность ничем необоснованна. Она не связанная с реальной ситуацией. Например, люди опасаются сойти с ума, заболеть раком, проглотить иголку. Боятся высоты, улиц, публичных выступлений.
    • моральную тревожность – «тревожность совести».

 Также  Ч. Спилбергер выделяет два основных вида тревожности. (2). Первым из них – это так называемая ситуативная тревожность, т.е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникать у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания.

 Другой вид – так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых жизненных различных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера, ведет к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.

В исследованиях Прихожан А. М. выделил две основные категории тревожности (11):

        • открытая – сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги;
        • скрытая – в разной степени не осознаваемая, проявляющаяся либо чрезмерным спокойствием, нечувствительность к реальному неблагополучию и даже отрицанием его, либо косвенным путем через специфические способы поведения.

  Выделены три формы открытой тревожности.

Острая, нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность – сильная, осознаваемая, проявляемая внешне через симптомы тревоги, самостоятельно справиться с ней индивид не может(34% изученных случаев). Эта форма была представлена примерно одинаково во всех возрастах.

Регулируемая и компенсируемая тревожность, при которой дети самостоятельно вырабатывают достаточно эффективные способы, позволяющие справиться с имеющейся у них тревожностью (24% случаев). По характеристикам используемых для этих целей способов внутри этой формы выделились две субформы:

Снижение уровня тревожности.

Использование ее для стимуляции собственной  деятельности, повышения активности.

Регулируемая и компенсируемая тревожность встречалась преимущественно  в двух возрастах: младшем школьном и раннем юношеском, т.е. в периодах, характеризуемых как стабильные.

Важной характеристикой обеих  форм является то, что тревожность оценивается детьми как неприятное, тяжелое переживание, от которого они хотели бы избавиться.

Культивируемая тревожность – в этом случае, в отличие от изложенных выше, тревожность осознается и переживается как ценное для личности качество, позволяющие добиваться желаемого (19%случаев). Культивируемая тревожность наблюдается преимущественно в старшем подростковом и раннем юношеском возрастах.

Формы скрытой тревожности отмечаются примерно в равной степени во всех возрастах. Скрытая тревожность  встречается существенно реже, чем открытая (примерно 23% случаев). Одна из ее форм – «неадекватное спокойствие». В этих случаях индивид, скрывая тревогу, как от окружающих, так и от самого себя, вырабатывает сильные способы защиты от нее, препятствующие осознанию как определенных угроз в окружающем мире, так и собственных переживаний. У таких детей не наблюдается внешних признаков тревожности, напротив, они характеризуется повышенным, чрезмерным спокойствием. Это форма очень нестойкая, она достаточно быстро переходит в открытые формы тревожности (в основном в острую, нерегулируемую). Обращает на себя внимание то, что у некоторых детей открытая тревожность и «неадекватное спокойствие» чередуются. Создается впечатление, что «неадекватное спокойствие» в этом случае выступает как некоторый временный «отдых» от тревоги, когда ее действие приобретает реально угрожающий психическому здоровью индивида характер.

 Вторая форма скрытой тревожности  – «уход от ситуации» - встречалась довольно редко примерно в равной степени во всех возрастах.

Говоря о формах тревожности, нельзя не коснуться также проблемы так  называемой «замаскированной» тревожности.

«Маски» тревожности – это такие формы поведения, которые, имея вид ярко выраженных проявлений личностных особенностей, порождаемых тревожностью, позволяют человеку вместе с тем переживать ее в смягченном виде и не проявлять вовне. В качестве таких «масок» чаще всего описываются агрессивность, зависимость, апатия, чрезмерная мечтательность и др. (Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова, К. Бюртнер, Б. Е. Рюбаш, К. Хорни и др.). Кроме того, Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова относят к «маскам» и случаи соматизации симптомов тревоги, «уход в болезнь».

 Агрессивно – тревожный тип «маски» наиболее часто встречался в дошкольном и подростковом возрастах и при открытых, и при скрытых формах тревожности. В виде прямого выражения агрессивных форм поведения, так и только по тестовым показателям (данные теста Розен Цвейга и Хэнд – теста Вагнера). В последнем случае открытые формы агрессии в поведении не наблюдались. Косвенные ее формы проявлялись в рисунках, рассказах детей.

 Спецификой агрессивно –  тревожного типа в отличие  от других вариантов агрессивности,  является ярко выраженное чувство  опасности, своеобразная смесь  агрессии и тревоги : совершая агрессивный поступок, проявляя вербальную агрессию или давая соответствующий ответ на тестовый материал, индивид одновременно как бы извиняется, сам боится своей «смелости».

Тревожно – зависимый  тип «маски» характеризуется повышенной чувствительностью к эмоциональному самочувствию другого человека, причем нередко выделяется какая – либо одна значимая фигура, отношение которой в наибольшей степени влияет на эмоциональное самочувствие, особенности поведения индивида. Интересно, что в подростковом и юношеском возрастах школьники могут осознать подобную зависимость, тяготиться ею, но не могут от нее избавиться, поскольку она как бы заменяет большинство других форм удовлетворения эмоциональных потребностей.

 Кроме двух указанных типов  в качестве «масок» тревожности  могут выступать также лживость и лень. В младшем школьном возрасте отмечаются также случаи «ложной гиперактивности».

Интересны различия между восприятием  тревожных учащихся педагогами детских  садов и школ.        (А.М. Прихожан) (2)

 В школе тревожные дети  нередко достигают очень высоких результатов и оцениваются педагогами как ответственные и успешные учащиеся. Это для всего периода школьного обучения. Напротив, воспитатели детских садов, несмотря, на относительную успешность таких детей на занятиях, в основном характеризовали тревожных детей как слишком неуверенных, зажатых, «стеклянных». Причина этого, на наш взгляд, в следующем. Известно, что тревожные люди действуют гораздо успешнее в стабильной, структурированной, привычной для них обстановке. Отсюда высокая успешность в стандартных школьных условиях, отличающихся подобной структурированностью и предсказуемостью. В условиях детского сада воспитатель видит поведение детей в значительном количестве неструктурированных и мало структурированных ситуаций. Кроме того, для воспитателей детских садов характерен менее функциональный, более целостный взгляд на ребенка.

Информация о работе Влияние стиля детско-родительских отношений на уровень тревожности дошкольника