Влияние стиля детско-родительских отношений на уровень тревожности дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 13:33, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение стилей взаимоотношения в семье и их влияние на тревожность у дошкольников.

Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме влияния детско-родительских отношений на уровень тревожности дошкольника.
2. Выявить причины появления тревожности у дошкольников.
3. Изучить уровень тревожности у воспитанников детского сада дошкольного возраста подготовительной группы.

Содержание

Глава 1. Проблема влияния детско-родительских отношений на тревожность дошкольника в психолого-педагогической литературе.
Роль семьи в формировании личности ребенка. 5-8
Тревожность как свойство личности ребенка дошкольного возраста. 9-13
Влияние стиля детско-родительских отношений на уровень тревожности дошкольника. 14-18
Глава 2. Изучение влияния детско-родительских отношений на тревожность дошкольника.
Методики диагностики уровня тревожности у дошкольника. 19-25
Определение стиля детско-родительских отношений в семьях воспитывающих дошкольника. 26-29
Анализ результатов исследования и рекомендации. 30-36
Заключение 37
Список литературы 38
Приложение 39-46

Работа содержит 1 файл

курсовая Екатерины.doc

— 389.00 Кб (Скачать)

Более детальное рассмотрение школьной успешности тревожных детей показывает, что, во-первых, хорошая или относительно хорошая успеваемость часто достигается нерациональными, не соответствующими возможностями школьников методами за счет неоправданно высоких трудовых, в том числе временных затрат. Во – вторых, как показал сделанный в ходе лонгитюдного исследования учащихся 13 – 17 лет совместный анализ психологических и медицинских данных, это нередко происходит за счет здоровья детей: у таких школьников в течение учебного года резко ухудшается состояние здоровья, они переходят в более низкие по уровню группы здоровья, у них возникает вегето – сосудистая дистония и т.п. ( Особенности обучения и психического развития школьников 13 – 17 лет, 1988) В – третьих, как уже отмечалось, у тревожных учащихся значительно чаще, чем у других школьников, встречаются срывы в более сложных, нестандартных ситуациях (контрольные, экзамены, особенно вступительные, и т. п.). Другими словами, и здесь высокая успешность служит не столько целям получения знаний или высоки достижениям, сколько приспособлением для того, чтобы не испытывать тревожности, по крайней мере в достаточно знакомых условиях. В тех случаях, когда ситуация оказывается новой, нестандартной или ее требования превышают возможности ребенка, актуализируется сильное состояние тревоги, в результате чего возникает дезорганизация деятельности и поведения, и ребенок действует гораздо ниже своих возможностей.

 Причины тревожности (5): Некоторые ученые считают, что передается, т. к. она связана с особенностями обмена веществ, который во многом предопределен. Другие считают, что обмен веществ здесь не при чем и тревожность – привычка. Ее приобретают в детстве у мамы через такие психические механизмы, как заражение и подражание. Анализ детства у высоко тревожных людей показывает, что такими часто становятся дети из неблагополучных семей. Большинство высоко тревожных людей может проследить начало своего состояния вплоть до некоторого события, которое вызвало испуг и страх.

                Особенности поведения тревожных детей.(4).

Тревожность включает биологические, психические и поведенческие  компоненты.

Тревожность усиливается во время и после стресса, кризиса и таких вариантов отрицательного развития событий несколько. Одна такая мысль запускает ряд физиологических реакций. В частности, происходит выброс в кровь адреналина и повышение артериального давления. И на этом измененном биохимическом фоне мысли вновь и вновь возвращаются, многократно усиливаясь и ухудшая самочувствие. Большинство людей, имеют навязчивые мысли (т. е мысли, которые часто повторяются, помимо воли).

Тревожные дети отличаются частым проявлением  беспокойства и тревоги, а также большим количеством             страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью. Так, ребенок может тревожиться: пока он в саду, вдруг с мамой что-нибудь случится. Тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя того, что дети не в состоянии выполнить, причем в случае неудачи их, как правило, наказывают, унижают («Ничего ты делать не умеешь! Ничего у тебя не получается!») Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от деятельности, например рисования, в которой испытывают затруднения.

 У тревожных детей серьезное,  сдержанное выражение лица, опущенные  глаза, на стуле сидит аккуратно,  старается не делать лишних  движений, не шуметь, предпочитает  не обращать на себя внимание окружающих. Таких детей называют скромными, застенчивыми.

Когда подступает тревога, многие люди чувствуют себя сбитыми с толку, находятся в полной растерянности, замешательстве, даже думают, что сходят с ума, т. к мысли становятся неподвластны им. Эта неясность мыслей может длиться несколько часов, мешая сосредоточиться. Однако следует успокоить людей, которые это состояние испытывают. Замешательство - нормальная реакция, дающая организму передышку в условиях эмоциональной перегрузки. Тревожность может повышаться при длительном психо-эмоциональном напряжении, тогда человек годами живет, постоянно испытывая тревогу.

При тревожности люди ориентированы  не на настоящие, а на будущие. Причем в будущем они видят неприятные для себя образы, ситуации, обстоятельства. Состояние тревожности сопровождаются определенными физиологическими симптомами. Это могут быть(1):

Сильное сердцебиение (или неприятные ощущения в груди)

тошнота

диарея

частое мочеиспускание

дрожание колен, рук

бледность или покраснение лица

мышечное напряжение

чувство онемения

заторможенность

головные боли

бессонница (или повышенная сонливость)

беспокойство

беспокойный или тревожный сон

странные мысли

чувство усталости

чувство беспомощности

необъяснимые панические ощущения

неконтролируемые вспышки гнева

кошмарные сновидения

 У каждого это могут быть  свои, один или несколько признаков  из приведенного списка.

Обнаружив у себя какой-нибудь из этих (один или несколько) признаков, человек начинает еще больше тревожиться. Тревога нарастает как снежный ком, т.к. раньше были только мысли, а теперь еще неприятные физические ощущения прибавились. Появилась паника.

Таким образом, можно сделать  следующие выводы по причинам детской тревожности:

 цивилизационный фактор.

несовместимые невротические потребности.

потерю любви или объекта  любви.

 неправильное воспитание.

неблагоприятные отношения ребенка  с родителями и особенно с матерью.

конституциональная особенность  нервной системы (меланхоличный темперамент).

невротические состояния, вызванные  страхом, частыми неудачами.

следствие перенесенных заболеваний.

результат запугивания ребенка  взрослыми.

плод чрезмерного детского воображения.

естественная боязнь темноты, грома, молнии, опасных животных.

проявление инстинкта самосохранения.

результат «запрещающего» воспитания

чувство вины за неспособность быть на уровне высоких требований, которые  предъявляют родители.

 

 

 

 

 

              1.3 Влияние стиля детско-родительских отношений на уровень тревожности дошкольника.

 

     Причина появления и развития тревожности у детей. (7, с 16).

Рассматривая причины детской  тревожности, зарубежные психологи  относят к ним структурный  дисбаланс личности: цивилизационный  фактор (А. Адлер), несовместимые невротические потребности (К. Хорни), а по Фрейду любая ситуация опасности, тревоги включает потерю любви или объекта любви. Фрейд считал, что природа ситуации опасности меняется с возрастом. В раннем детстве опасность связана с потерей объектов. В фаллической фазе развития (раннее детство) это воображаемая угроза кастрации. После развития Супер эго социальная тревожность (связь между страхом и стыдом, страхом и стеснительностью) становится внутренней заменой для внешней опасности, а моральная тревожность (структуры типа страх - вина) развивается как полностью внутрииндивидуальный феномен.

 Э. Эриксон считал, что причиной  тревожности являются психосоциальные  кризисы в процессе формирования  идентификации личности. По мнению  отечественных психологов, причины тревожности кроются в нарушениях семейно – воспитательной среды (А. М. Прихожан). Неблагоприятные отношения с матерью (О. Б. Конева, Е. С. Савина, Н. Шамина, Е. Т Соколова) В особенностях взаимодействия воспитателя с детьми и возникновением неблагоприятных ситуаций в коллективе детей (Е. Савина, Н. Шамина).

 По мнению Соколовой Е.Т, причиной тревожности является неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с матерью. Так отвержение, неприятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите. Неудовлетворение потребности ребенка в любви будут побуждать его добиваться ее удовлетворения любыми способами.

 Детская тревожность может  быть следствием и симбиотических  отношений ребенка с матерью, когда мать ощущает себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Она «привязывает» к себе, предохраняя от воображаемых, несуществующих опасностей. В результате ребенок испытывает беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится. Вместо активности и самостоятельности развиваются пассивность и зависимость.

В тех случаях, когда воспитание основывается на завышенных требованиях, с которыми ребенок не в силах  справиться или справляется с трудом, тревожность может вызываться, боязнью не справиться, сделать не так, как нужно. Нередко родители культивируют «правильность» поведения: отношение к ребенку может включать в себя жесткий контроль, строгую систему норм и правил, отступление от которых влечет за собой порицание и наказание. В этих случаях тревожность ребенка может порождаться страхом отступления от норм и правил («Если я буду делать не так, как сказала мама, она не будет меня любить. Если поступлю не так, как надо, то меня накажут»).

                 Психическое здоровье ребенка неразрывно связано со стилем родительского воспитания, зависит от характера взаимоотношений родителей и детей (4)

К социально – психологическим  факторам, влияющие на психическое  здоровье детей, относится, прежде всего, такие, как дисгармония или нарушения в сфере детско-родительских отношений.(5)

Особый интерес представляют изучение и классификация неправильных типов  воспитания, которые приводят к формированию различных неврозов.

 Наиболее интересна классификация стилей воспитания предложенная

Е.А. Личко и Э. Г. Эйдемиллером. (17,18).

    • Гипопротекция. Характеризуется недостатком опеки и контроля. Ребенок остается без надзора. К ребенку проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, часты физическая заброшенность и не ухоженность. При скрытой гипопротекции контроль и забота носят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребенка. Не включенность ребенка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворенности потребности в любви и привязанности.
    • Доминирующая гиперпротекция. Проявляется в повышенном, обостренном внимании к ребенку, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях. Ребенка не приучают к самостоятельности, подавляют развитие его чувства самостоятельности и ответственности. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя.
    • Потворствующая гиперпротекция. Так называют воспитание «кумира семьи». Родители стремятся освободить ребенка от мельчайших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами и требуют такого же восхищения от других. Результат такого воспитания проявляется в высоком уровне притязаний, стремление к лидерству при недостаточном упорстве и опоре на свои силы.
    • Эмоциональное отвержение. Ребенком тяготятся. Его потребности игнорируются. Иногда с ним жестоко обращаются. Родители (или их «заменители»: мачеха, отчим и пр.) считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство ребенком. Часто встречается скрытое эмоциональное отвержение: родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему. Этот стиль воспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребенка.
    • Жестокие взаимоотношения. Могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит «стена» эмоциональной холодности и враждебности.
    • Повышенная моральная ответственность. От ребенка требует честности, порядочности, чувства долга соответственно его возрасту. Родители надеются на особое будущее своего ребенка, а ребенок боится их разочаровать. Часто ему приписывают заботу над младшими детьми или престарелыми.

Спиваковская А.С. выделила следующие неблагоприятные типы отношений в семье (12):

Внешне «спокойная семья». В этой семье за внешним благополучием скрываются негативные чувства друг к другу. Сдерживание эмоций приводит к ощущению усталости и бессилия.

«Вулканическая» семья. Семейные отношения изменчивы и открыты. Дети испытывают эмоциональные перегрузки.

«Семья – санаторий». Члены семьи ограждают одного из членов семьи от чрезмерных впечатлений. Если семья превратилась в «санаторий» для отца или матери, дети лишены заботы, испытывают недостаток в любви. Такие дети становятся тревожными, сохраняя заботливое отношение к родителям.

«Семья – крепость». Отношение в семье жестко регламентированы. В такой семье любят не ребенка, а навязанный ему образ «Я». Внимание фиксируется на внутренних переживаниях.

«Семья – театр». Создается видимость благополучия и близкая дистанция. Контакт с ребенком заменяется обеспечением материальных условий.

«Семья – третий лишний». Стиль отношений к ребенку по типу скрытого неприятия. В контакте с ребенком родители внушают детям чувство неполноценности.

«Семья с кумиром». Родители с преувеличением внимания относятся к ребенку и переносят свои нереализованные чувства на ребенка.

«Семья – маскарад». Несогласованность действий родителей приводит к растерянности ребенка и «расщеплению» его самооценки.

Главное внимание психологи уделяют  не отношению родителей как целого к ребенку, а отношению матери к ребенку (чисто психологически – природному отношению).

 Можно выделить три независимых  направления этих исследований:

Выявление роли материнской депривации (матери нет или она не заботится  о ребенке);

Выявление типов отношений матери и ребенка в полной семьи (в  связи с отношением матери и отца, точнее мужа и жены);

Анализ отношений матери и ребенка  в неполной семья.

Существует множество типологий  отношений «мать – ребенок». Приведу  вариант, предложенный С. Броди. (6):

    • Поддерживающее, разрешающее поведение. Матери этого типа, к примеру, не стремились приучить ребенку к туалету, а ждали, пока он дозреет сам. При этом стиле воспитания у ребенка формируется чувство уверенности.
    • Приспособление к потребностям ребенка. Мать проявляет напряженность в общении с ребенком, страдает отсутствием непосредственности, чаще доминирует, а не уступает ему.
    • Чувство долга и отсутствие интереса к ребенку. При таком типе отношений нет теплоты и эмоциональном спонтанности. Часто матери осуществляют жестокий контроль, особенно за навыками опрятности.
    • Непоследовательное поведение. Мать вела себя неадекватно возрасту и потребностям ребенка, совершала частые ошибки и плохо его понимала. Такой стиль формирует в ребенке чувство неуверенности.

Информация о работе Влияние стиля детско-родительских отношений на уровень тревожности дошкольника