Влияние СМИ на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

О духовности и нравственности как массовом социальном явлении нельзя говорить безотносительно к конкретным условиям, которые могут способствовать, или препятствовать их развитию. Одним из важных факторов духовно - нравственного образования являются средства массовой информации.

Содержание

Введение

ГЛАВА I. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1.Теоретические основы формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников

1.2.Средства массовой информации как фактор формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников

1.2.1.Изменение структуры досуга и проблемы воспитания

1.2.2.Взаимодействие современной школы и современного телевидения

1.3. Психофизиологическое воздействие средств массовой информации на развитие ребенка

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Педагогический анализ результатов экспериментальной работы по выявлению воздействия телевидения на младших школьников

2.2 Рекомендации родителям и учителям по осуществлению коррекции влияния средств массовой информации на духовно-нравственное развитие ребенка


Заключение


Список литературы

Работа содержит 1 файл

влияние СМИ на формирование духовно.docx

— 43.34 Кб (Скачать)

 

5) стремление избегать  плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться  в плохом поступке и анализировать  его; 

 

6) представления о  возможном негативном влиянии  на мо¬рально-психологическое состояние  человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; 

 

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

 

1) элементарные представления  об основных профессиях;

 

2) ценностное отношение  к учёбе как виду творческой  де¬ятельности;

 

3) элементарные представления  о роли знаний, науки, со¬временного  производства в жизни человека  и общества;

 

4) первоначальные навыки  коллективной работы, в том числе  при разработке и реализации  учебных и учебно-трудо-вых проектов;

 

5) умение соблюдать  порядок на рабочем месте;

 

6) отрицательное отношение  к лени и небрежности в тру¬де  и учёбе, небережливому отношению  к результатам труда

 

 

Формирование ценностного  отношения к здоровью и здоровому  образу жизни

 

Элементарные представления  о единстве и взаимовлия¬нии различных  видов здоровья человека: физического, нрав¬ственного (душевного), социально-психологического (здо¬ровья семьи и школьного  коллектива);

 

1) элементарные представления  о влиянии нравственности человека  на состояние его здоровья  и здоровь0я окружающих его  людей;

 

2) понимание важности  физической культуры и спорта  для здоровья человека, его образования,  труда и творчества;

 

3) знание и выполнение  санитарно-гигиенических правил, соблюдение  здоровьесберегающего режима дня;

 

4) интерес к прогулкам  на природе, подвижным играм,  участию в спортивных соревнованиях;

 

5) первоначальные представления  об оздоровительном вли¬янии  природы на человека;

 

6) первоначальные представления  о возможном негативном влиянии  компьютерных игр, телевидения,  рекламы на здо¬ровье человека;

 

7) отрицательное отношение  к невыполнению правил личной  гигиены и санитарии, уклонению  от занятий физкультурой.

 

Воспитание ценностного  отношения к природе, окру¬жающей  среде (экологическое воспитание):

 

1) развитие интереса  к природе, природным явлениям  и формам жизни, понимание активной  роли человека в при¬роде;

 

Воспитание ценностного  отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах  и ценностях (эстетическое воспитание):

 

1) формирование эстетических  идеалов, чувства прекрасно¬го; умение  видеть красоту природы, труда  и творчества;

 

2) стремление к опрятному  внешнему виду;

 

3) отрицательное отношение  к некрасивым поступкам и неряшливости.

 

В настоящее время, несмотря на определенные трудности

 

переживаемого Россией  периода, становится все более очевидным

 

необходимость духовно - нравственного и эстетичного  образования и

 

воспитания молодежи.

 

 

Средства массовой информации способны не только управлять вкусами  младших школьников, но и навязывать им свои "идеалы". Ребёнок, ещё  не ориентирующийся в современной  эстраде, как правило. Выбирает "модных" на сегодняшний день поп-звёзд, которые  не редко становятся его жизненным  идеалом, определяют музыкальные предпочтения, а, в дальнейшем, и эстетический вкус. Как важно, чтобы именно в этот момент рядом оказался человек. Разбирающийся  в современной эстраде, готовый  подсказать младшему школьнику правильный выбор. Главным проводником в  мир музыкальной продукции должен стать учитель музыки, который  поможет учащимся начальной школы  разобраться в современной эстраде. Для решения данной проблемы, на наш взгляд, необходимо учителям музыки:

 

1. В процессе музыкального  воспитания учить детей анализировать  современные эстрадные песни  (лучше всего начать с песен,  предпочитаемых детьми), развивая  тем самым человека, способного  критически мыслить, а не просто  воспринимать всю ту информацию, которая поступает через средства  массовой информации. Особое внимание, на наш взгляд, следует уделять  анализу текста песни, так как  именно в нём заключено содержание  основных идей, пропагандируемых  автором, и, в дальнейшем, так  легко усваиваемых младшим школьниками.  С младшими школьниками нужно  акцентировать внимание на нравственно-эстетическом  аспекте анализа идеи песни,  для этого можно задавать следующие  вопросы: 

 

чему учит нас эта  песня?

 

к чему (каким поступкам) призывает?

 

зачем появилась эта  песня?

 

Не будем забывать, что песня состоит из двух взаимосвязанных "компонентов": музыки и текста (слов), поэтому и анализировать  мы их должны во взаимосвязи, одновременно противопоставляя друг другу. С этой целью можно задать вопрос: существует ли взаимосвязь между основной мыслью песни и музыкальным её воплощением?

 

2. В качестве альтернативы  можно использовать на музыкальных  занятиях в школе лучшие образцы  детских песен из мультфильмов, детских сказок, а также романсы  и песни на стихи русских  классиков поэзии, русские народные  песни и др.

 

3. Необходимо взаимодействие  учителя и семьи по коррекции  негативного влияния СМИ и,  в частности, современной эстрады.  Данное сотрудничество должно  объединить усилия двух воспитывающих  сторон, и только при соблюдении  этого условия можно добиться  положительного результата. Для  этого необходимо нормированное  общение ребёнка со средствами  массовой информации, когда родители  не только знают, что смотрит  их ребёнок, но и пытаются  анализировать телевизионные и  музыкально-эстрадные программы  вместе с ним (с точки зрения  их нравственного содержания).

 

В заключение дадим несколько  советов родителям, кому знакома  ситуация, когда их дети, не успев  прийти из школы, сразу включают телевизор  и готовы смотреть его до поздней  ночи. Дети должны знать определенные правила: сколько им смотреть телевизор  и какие программы, а родители должны строго следить за соблюдением  этих правил. А лучше всего смотреть телепередачи вместе с детьми, обсуждать  их, высказывать свое неодобрение, если герой ведет себя агрессивно. И, конечно  же, следует контролировать просмотр детьми телепрограмм.

 

Родители должны:

 

1) помогать детям в  выборе телепередач и ограничивать  их времяпровождения у телевизора, но лучше, если дети будут  делать (понимать) это сами, а именно  не лениться просматривать программы  на будущую неделю. Отбирать те  передачи, которые полезно и интересно  посмотреть ребенку. Общее время  просмотра телепередач детьми  до 7 лет не должно превышать  6-7 часов в неделю, детьми от 7 до 12 лет - 10 часов. Старайтесь, чтобы  ребенок не смотрел телевизор  более получаса подряд;

 

2) беседовать со своими  детьми на тему "Телевидение.  Опасность. Дети", то есть попытаться  объяснить ребёнку, почему существуют  запретные телепередачи, и почему  телевизор нельзя смотреть долго  (вредно для здоровья и т.д.);

 

3) составить свою программу  (график подачи той или иной  информации) воспитательного характера  для ребёнка, учитывая при этом  возрастные и индивидуально-личностные  особенности ребёнка; 

 

4) объяснить и показать  разницу между отечественной  телепродукцией и зарубежной, то  есть воспитывать у ребёнка  патриотизм к своему Отечеству; 

 

5) после просмотра  той или иной телепередачи (фильма, шоу и т.д.) анализировать вместе  с ребёнком значимость данной  телепередачи (фильма, шоу), поведение  героев или ведущих и т.д.;

 

6) ориентировать ребёнка  на выбор телегероя для подражания, то есть обсуждать вместе с  ребёнком его поведение, воспитание, основные черты характера, желательно  создать домашнюю видеотеку с  отечественными мультиками и  детскими фильмами (80-ч и 90-ч  гг.);

 

7) формировать у ребёнка  самостоятельный выбор в области  позитивного телепросмотра.


Информация о работе Влияние СМИ на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников