Влияние СМИ на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

О духовности и нравственности как массовом социальном явлении нельзя говорить безотносительно к конкретным условиям, которые могут способствовать, или препятствовать их развитию. Одним из важных факторов духовно - нравственного образования являются средства массовой информации.

Содержание

Введение

ГЛАВА I. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1.Теоретические основы формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников

1.2.Средства массовой информации как фактор формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников

1.2.1.Изменение структуры досуга и проблемы воспитания

1.2.2.Взаимодействие современной школы и современного телевидения

1.3. Психофизиологическое воздействие средств массовой информации на развитие ребенка

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Педагогический анализ результатов экспериментальной работы по выявлению воздействия телевидения на младших школьников

2.2 Рекомендации родителям и учителям по осуществлению коррекции влияния средств массовой информации на духовно-нравственное развитие ребенка


Заключение


Список литературы

Работа содержит 1 файл

влияние СМИ на формирование духовно.docx

— 43.34 Кб (Скачать)

 

Добро в представлении  отвечающих - «когда делают добрые дела», «всем помогаешь», «всех защищаешь», «когда не дерутся», «когда всем уступаешь», «когда ты добрый». При этом существуют значительные различия в ответах  девочек и мальчиков. Для первых добро связано, прежде всего, с помощью («это когда человек хочет помочь в беде», «это когда помогают»), для  вторых - с отсутствием внешних  конфликтов («это когда никто не дерется», «никого не обижают»). Некоторые  включили «добро» в дихотомию: «добро - это когда нет зла». Ответов, связанных только с эмоциональной  оценкой предъявленной категории, не наблюдалось.

 

Несмотря на то что  категории «свобода» и «долг» объяснило преобладающее большинство  учащихся, их понимание далеко от действительного.

 

В конце учебного года подвели итоги, было ли интересно  жить ребятам в школе. Для этого  предложили детям анкету. Первый вопрос был такой: “Какие наши общие дела тебе показались интересными и больше всего запомнились? Ребята перечислили  много мероприятий, проведенных  за год, а те ребята, которые пришли вновь, написали: “Я узнала, что в  школе можно не скучать, а жить интересно и весело”. На вопрос “Чему  научили тебя наши дела?” дети написали, что они научились любить Родину, свой город, научились охранять природу, добросовестно трудиться, узнали цену честности и доброты, вежливости, научились помогать друг другу и  не оставлять товарища в беде.

 

Наблюдения показали, что у ребят сложились товарищеские отношения, они умеют быстро договориться, редко ссорятся, хотя и спорят по деловым вопросам. Общее поручение  выполняют дружно, видят, кому нужна  помощь, активно помогают друг другу, слушаются старосту и вожатых. Детские  коллективы живут согласно урокам хороших  манер. Очень важно воспитывать  в детях доброту, щедрость души, уверенность  в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к  вступлению во “взрослую” жизнь, с  ее нормами и требованиями, привьёт  им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.

 

 

Для выявления предпочтений детей в телепросмотре мы применили  анкетирование. Анкета открытого типа (приложение №2) включала 9 вопросов, дети сами вписывали ответы, исходя из личных эмоций и предпочтений. Детям было дано указание: «Пиши, что хочешь и  как хочешь».

 

 

Анкета

 

1. Что ты любишь  смотреть по телевизору?

 

2. Про что тебе смотреть  не нравится?

 

3. Сколько часов в  день ты смотришь телевизор?

 

4. Зачем вообще люди  изобрели телевидение?

 

5. С кем из телевизионных  героев ты бы хотел подружиться?

 

6. Почему?

 

7. Какая польза от  телевизора в твоем доме?

 

8. Какие программы  тебе надоели, лучше бы их  совсем не было? Про что делается  слишком мало программ, о чем  бы ты хотел смотреть по  телевизору?

 

9. О чем бы ты  попросил всех телевизионщиков  России?

 

С целью подтверждения  результатов анкетирования мы применили  тест «Несуществующее животное», который  был помещен на последней странице анкеты.

 

Перед тестированием  мы проинструктировали детей. Им было предложено придумать и нарисовать существующего или не существующего  героя, про которого еще не сделали  мультфильм. «Это может быть любое  существо, только поясни: Как его  зовут? Чем оно питается? Какой  у него характер?» 

 

Результаты анкетирования  показали следующее. Существенной разницы  в ответах учеников классов не выявлено, из чего можно предположить, что предпочтения младших школьников данного возраста примерно одинаковы.

 

На вопрос Что ты любишь смотреть по телевизору?

 

Выбор учеников количество %

 

любят мультфильмы 29 83

 

детские программы 4 9

 

боевики 2 7

 

 

Незначительное число  детей (6ученков) назвали передачи: «Давай поженимся», «Поле чудес», «Вести»  и просто «хорошие детские программы».

 

Таким образом, анкетирование  выявило естественные предпочтения детей – мультфильмы и детские  программы. Тревожным фактом можно  считать некоторое количество детей - 2 (7%), предпочитающих мультфильмам и  детским программам боевики. Одновременно с этим мы отметили, что анкеты этих детей, написаны более бедным языком. А при выполнении тестов все эти  дети в своем вымышленном телевизионном  друге главным считают умение драться и побеждать в схватках.

 

Ответы на вопрос Что  смотреть не нравится? распределились следующим образом:

 

Выбор учеников количество %

 

Боевики, ужасы и драки 15 42

 

новости 12 34

 

реклама 5 15

 

сериал «Счастливы вместе» 3 9

 

В отличие от предыдущего  данный вопрос выявил желание детей  оградиться от насилия на экране. Значительному  количеству детей(15учеников) не нравятся драки на экране, они предпочитают более мирные программы и позитивные передачи.

 

Реклама, которая раньше вызывала негативные эмоции у большинства  респондентов в прошлом, теперь воспринимается как естественное явление и с  ним почти уже смирились. Некоторые  дети даже просили вернуть старые привычные рекламные ролики. Это  может свидетельствовать с одной  стороны о привыкании к «двигателю прогресса», а с другой – о  повышении качества рекламы и ее нацеленности и на подрастающее поколение. Такая стратегия оправданна – нынешние школьники – будущие потребители рекламируемой продукции.

 

На вопрос: Зачем люди изобрели телевидение? мы получили следующие  ответы:

 

Выбор учеников количество %

 

Чтобы смотреть 9 26

 

Чтобы смотреть разные программы 8 22

 

Чтобы не скучать 11 32

 

Не знаю 2 7

 

Узнать мир 4 9

 

Новости 1 4

 

Среди единичных ответов  были: «Развиваться умом», «Когда делать нечего – включить и смотреть», «Чтобы прославиться», «Отдыхать». Данный вопрос был включен в анкету для выяснения  роли телевидения в жизни ребенка. Поэтому тот факт, что дети не видят в телевидении источник информации, говорит с одной стороны  о нехватке образовательных передач, а с другой - показывает, что мотивация  «смотрения» детей ограничена получением сиюминутного удовольствия – посмеяться, поудивляться, повосхищаться.

 

С кем из телевизионных  героев хотел бы подружиться? выявил следующие предпочтения детей:

 

 

Выбор учеников количество %

 

Губка Боб и Человек-паук 6 17

 

Джеки Чан и Супер-Мен 3 8

 

Гарри Поттер и Том  и Джерри 2 7

 

Терминатор, Буратино, Шрек, котенок Гав 1 3

 

Кроме них в ответах  фигурировали Анастасия Заворотнюк, Максим Галкин, Тина Канделаки,Антонио  Бандерас в компании с Спанч Бобобом, анимашками, Русалкой, Чебурашкой .

 

Детям нужен идеал  для подражания. Кумиров они выбирают неосознанно, в зависимости от понравившихся  качеств. В друзья себе они выбирают людей со сверхъестественными способностями: умеет драться, ползать по стенам и летать по воздуху. Кроме этого  прослеживаются некоторые корыстные  цели – научиться так же драться, защищать от врагов, получать материальные блага. При выборе звезд кино и  эстрады дети руководствуются гламурными, внешними показателями. Они восхищаются  и любуются этими людьми. С мультипликационными  героями весело и забавно –  это тоже имеет существенное значение для дружбы. Всех телевизионщиков  России ребята просили о разном. Самая популярная просьба – делать и показывать больше мультиков, не показывать рекламу и открыть детский  канал. Кроме этого дети хотят  больше добра на экране и «Чтобы не показывали про ужасы», были указаны  частные просьбы – передач  «Галилео», «Самый умный». Один ребенок  пожелал всем здоровья, другой попросил футбол, а третий хочет, чтоб и его  тоже сделали телевизионщиком.

 

В ходе нашего исследования мы так же попытались выяснить вид  досуга младших школьников. С этой целью во время перемен, мы мы провели  письменный опрос учащихся. Детям  было предложено продолжить высказывание: "Когда у меня появляется свободное  время, я …". Результаты ответов  представлены в таблице 2.

 

Таблица 2

 

Характер досуга младших  школьников

 

Выбор учеников количество %

 

Слушаю музыку 11 32

 

Гуляю 7 21

 

Играю 2 6

 

Смотрю телевизор 4 11

 

Играю в компьютерные игры 7 20

 

Рисую 1 4

 

Пою 2 6

 

 

Средства массовой информации имеют, в целом 15 детей(43%). Ведущее  место в досуге детей занимает прослушивание музыки. Но в последнее  время через средства массовой информации на юных слушателей обрушивается море музыкальной продукции. В основном, состоящей из произведений весьма сомнительных в художественном и нравственном отношении. Следствием этого является активное влияние звёзд современной  эстрады на музыкальные предпочтения младших школьников. По результатам  нашего исследования около 21учеников(60%) учащихся начальной школы предпочитают творчество современных эстрадных  исполнителей. Выбирая в качестве своего идеала современного эстрадного певца, младший школьник будет не только петь его песни, но и усваивать (даже на подсознательном уровне) идеи ненависти, убийства и, может быть, даже и действовать на основе усвоенных  идей.

 

Так же в ходе нашего исследования мы попытались выяснить наиболее популярные телепередачи и  телеканалы, которые ежедневно смотрят  младшие школьники. С этой целью  мы опросили ? учащихся начальных классов  школ Улан-Удэ (300 человек). Учащимся было предложено ответить на следующие вопросы: Какой телеканал ты чаще смотришь? Какая детская телепередача тебе больше всего нравится? Результаты ответов представлены в таблицах 3 и 4

 

Таблица 3.

 

Выбор телеканалов младшими школьниками

 

Выбор учеников количество %

 

Телеканал ТНТ 120 40

 

Телеканал СТС 105 35

 

Телеканал НТВ 33 11

 

Телеканал Россия 30 10

 

Телеканал Культура 12 4

 

 

Таблица 4.

 

Выбор телеканалов младшими школьниками

 

Новости 18%

 

Телесериалы 55%

 

Детские передачи 7%

 

Ток-шоу 20%

 

 

Оказалось, что младшие  школьники затрудняются ответить на вопрос "Какая детская телепередача тебе больше всего нравится?", так  как эти телепередачи редки на экранах нашего телевидения. Этот вывод  подтверждается анализом телепрограмм за месяц пяти российских каналов, который  мы осуществляли в течение одного месяца. Реальная картина содержания нашего телевидения выглядит так: значительное преимущество остается за телесериалами  для взрослых и различными ток-шоу, не несущими в себе значимой информации для младшего школьника, как в  интеллектуальном, так и в духовном развитии. Напротив, эта информация чаще всего имеет скандальный, преступный и агрессивный по отношению к  окружающей действительности характер.

 

Из проанализированных телеканалов лишь на одном из пяти в программу были включены мультфильмы, но хотелось бы особо обратить внимание на то, что из 6 предложенных детям  мультфильмов только 1 отечественный, оказывающий своим содержанием  положительное воспитательное влияние  на детей. Это только один наглядный  пример того, что.

 

 

2.2 Рекомендации родителям  и учителям по осуществлению  контроля и коррекции влияния  средств массовой информации  на развитие ребенка 

 

Понимание современных  условий и особенностей разви¬тия  и социализации обучающихся на ступени  начального об¬щего образования  позволяет конкретизировать содержание общих задач по каждому из основных направлений их духов¬но - нравственного  развития и воспитания.

 

Воспитание гражданственности, патриотизма, ува¬жения к правам, свободам и обязанностям человека:

 

1) элементарные представления  о политическом устройстве Российского  государства, его институтах, их  роли в жизни об¬щества, о  его важнейших законах; 

 

2) представления о  символах государства — Флаге,  Гербе России, о флаге и гербе  субъекта Российской Федерации,  в котором находится образовательное  учреждение;

 

3) элементарные представления  о правах и обязанностях гражданина  России;

 

4) ценностное отношение  к своему национальному языку  и культуре;

 

5) начальные представления  о народах России, об их об¬щей  исторической судьбе, о единстве  народов нашей страны;

 

6) элементарные представления  о национальных героях и важнейших  событиях истории России и  её народов;

 

7) интерес к государственным  праздникам и важнейшим событиям  в жизни России, субъекта Российской  Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образова¬тельное  учреждение;

 

8) стремление активно  участвовать в делах класса, школы,  семьи, своего села, города;

 

9) любовь к образовательному  учреждению, своему селу, городу  народу, России;

 

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

 

1) первоначальные представления  о базовых национальных

 

российских ценностях;

 

2) представления о  правилах поведения в образовательном  учреждении, дома, на улице, в населённом  пункте, в общест¬венных местах, на природе; 

 

3) элементарные представления  о религиозной картине ми¬ра,  роли традиционных религий в  развитии Российского го¬сударства, в истории и культуре нашей  страны;

 

4) уважительное отношение  к родителям, старшим, добро¬желательное  отношение к сверстникам и  младшим;

Информация о работе Влияние СМИ на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников