Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 19:49, курсовая работа
О духовности и нравственности как массовом социальном явлении нельзя говорить безотносительно к конкретным условиям, которые могут способствовать, или препятствовать их развитию. Одним из важных факторов духовно - нравственного образования являются средства массовой информации.
Введение
ГЛАВА I. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1.Теоретические основы формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников
1.2.Средства массовой информации как фактор формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников
1.2.1.Изменение структуры досуга и проблемы воспитания
1.2.2.Взаимодействие современной школы и современного телевидения
1.3. Психофизиологическое воздействие средств массовой информации на развитие ребенка
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Педагогический анализ результатов экспериментальной работы по выявлению воздействия телевидения на младших школьников
2.2 Рекомендации родителям и учителям по осуществлению коррекции влияния средств массовой информации на духовно-нравственное развитие ребенка
Заключение
Список литературы
Например, многочисленные экологические кампании в большей мере вызывают у подростков чувства страха и неуверенности в будущем, чем потребность искать и находить конструктивные решения. («Оставшиеся леса или вырубают или загрязняют, и они умирают», «на планете вымирают животные», «все на грани уничтожения», «наука установила, что через 45 лет жизнь на Земле прекратится».).
Часто ли советскому или «постсоветскому» российскому школьнику предлагалось критически отнестись к словам учителя, к учебнику, или хотя бы к газетному тексту, телепередаче или другому сообщению средств массовых информаций? А часто ли в школе ребенку предлагают попытаться уловить и «вскрыть» смысл того и иного информационного сообщения, понять «кому это выгодно»? А тем временем восприятие средств массовых информаций становится все важнее даже для собственно учебного процесса. При всех особенностях и ограничениях на потребление «интеллектуальной составляющей» средств массовой информации, учебная информация, которая передается ребенку в школе, занимает в общем информационном потоке все менее значительное место, а информация, получаемая из средств массовых телекомункации, — все больше.
Во-первых, многие средства массовой информации берут на себя обучающие, просветительские функции. Школьники — постоянные зрители таких телевизионных программ как «Умницы и умники», «Галилео», «Непутевые заметки», «Великие тайны и мифы XX века» и др. Значительная часть информации в этих передачах в большей или меньшей мере связана с основами тех наук, которые изучаются в школе. Однако образовательные учреждения мало реагируют на дидактический потенциал СМИ.
Во-вторых, время, проводимое
ребенком перед телевидением или
видео, по продолжительности уже
приближается или превосходит время
пребывания в школе. Но при этом школьник
простым нажатием кнопки может выбирать
тот или иной информационный поток.
Например, только спорт, детективы, развлекательные
шоу и др. Школьники могут сознательно
избегать серьезных образовательных
передач, никогда не смотреть передач,
связанных с социальными
Информация, передаваемая
по каналам масс медиа продукт
так называемой индустрии сознания
достаточно мощной отрасли, направленной
на манипулирование сознанием
Например, осуществляются
благотворительные, спортивные и общественно-культурные
акции, к собственно передаваемой информации
отношения не имеющие, но формирующие
доверительное отношение к
Очевидно, в этих условиях учить школьника критическому отношению к получаемой информации эффективнее всего «в комплексе», на материале и учебной информации, и материалов СМИ, если те посвящены одной и той же проблеме.
Необходимость для современного
человека навыков восприятия информации,
умения конструировать вербальные копии
визуальных образов, понимать семантические
особенности и, как следствие, более
компетентно и свободно обращаться
с информационными потоками - все
это усиливает объективную
Пока же пропасть между
СМИ и школой увеличивается, поскольку
потребление информации учителем и
школьниками зависит в основном
от индивидуальных вкусов каждого и
редко совпадает. Это необычайно
серьезная проблема, обусловленная
не только возрастными отличиями, но
и, по сути, принадлежностью к разным
пластам цивилизации. Можно каждодневно
фиксировать изменения в
Младшим школьникам детям 8 -10 лет было предложено выполнить несколько заданий и ответить на вопросы: «Все ли слова понятны тебе на уроке? Приведи примеры непонятных слов. «Вот эти непонятные слова: «мгла», «в злате-серебре», «живало-бывало», «кровля», «ветхая», «лачужка», «обветшалая», «падчерица», «веретено», «полынья», «сравни», «поле». Сказки, литература для внеклассного чтения, лексика учителя - все это из другого, из «нашего», а не из «их» мира. Зато они знают и активно используют такие слова, как «фирма», «шестисотый Мерседес», «рейтинг», «визажист» и др.
Теперь перейдем к
анализу специальных
1. Чтобы заинтересовать
человека и обратить его
а) создание яркого видеоряда
с целью образования
б) это же относится и к звуковым эффектам;
в) новизна и необычность
также привлекает к экрану человека,
потому что по закону движения и
устремления психических
г) показ крупным планом лица человека является особо действенным фактором гипнотизации, потому что, смотря на человеческое лицо, телезритель сразу проникается к нему симпатией или отвращением (что мы и замечаем в повседневном человеческом общении), и, следовательно, глядя на симпатичное, располагающее лицо, он невольно остановит свое внимание на телеэкране.
2. Для быстрого введения
в состояние гипноза внимание
человека кратковременно
3. В медицинской практике
гипнотизирования применяют
4. Прерывание фильмов
на самом трагическом месте
побуждает телезрителей с
5. Несомненная роль
в телевизионном внушении
Перечисленные методы гипнотического воздействия на человека широко используются во всем мире. Очень важной проблемой при рассмотрении влияния телевидения на массы являются дети. Хотелось бы отметить, что дети из-за отсутствия у них полного осознания границ реальности, все события, которые происходят перед их глазами, воспринимают как настоящие. Убийство и насилие не вызывают у них чувств страха или отвращения, потому что они, в результате привыкания к телевизионным передачам, для них естественны и реальны. В итоге мы видим, что вся масса народа слепо подвергается телевизионному внушению СМИ.
За последние сорок лет в мире было проведено более 1000 исследований, посвященных влиянию телевидения и кинематографа на детей. Исследования проводились во многих странах мира, среди мальчиков и девочек, принадлежащих к различным расам, национальностям и социальным группам. Тем не менее, результаты исследований были практически идентичны: агрессия на экране делает детей более агрессивными по отношению к людям, животным и к неодушевленным предметам.
Американская Академия Педиатрии American Academy of Pediatrics опубликовала четыре фундаментальных вывода из этих исследований.
1) дети, которые смотрят
много передач, содержащих
2) просмотр сцен насилия
делает человека более
3) чем больше ребенок видит сцен насилия на экране, тем больше шансов, что он станет жертвой насилия.
4) если ребенок отдает
предпочтение просмотру
Американский ребенок проводит 28 часов в неделю перед телевизором - это больше, чем школьник тратит на занятия в школе. Как минимум, час в день подросток играет в видеоигры или путешествует по Интернету. Несколько часов в неделю он посвящает просмотру фильмов и прослушиванию музыки.
По данным Медицинского факультета Гарвардского Университета Harvard University, к 18-летнему возрасту, американский ребенок видит насилие на экране телевизора более 180 тыс. раз, Из них примерно 80 тыс. убийств. По данным Mediascope, 66% детских телепередач, транслируемых в США, содержат сцены насилия, причем в трех четвертях случаев телевидение демонстрирует программы, в которых насилие никак не наказывается. По данным Национального Института Психического Здоровья National Institute of Mental Health лишь 4% программ, в которых присутствуют сцены насилия, содержат ярко выраженный призыв к ненасилию. [http://ref.com.ua]
Телевидение оказало большое влияние на уровень преступности: существует четкая зависимость - уровень преступности в той или иной стране возрастал через 10-15 лет после появления в ней телевидения. В 2001 году в США был опубликован доклад главного хирурга страны, посвященный проблеме молодежного насилия. В этом докладе подчеркивалось, что просмотр фильмов и телепрограмм, содержащих акты насилия, является фактором риска для подростка. По уровню воздействия на сознание ребенка он находится на том же уровне, что и иные факторы риска - бедность, плохое социальное окружение, низкий уровень интеллекта и т.д
Смолян Г.А., Зараковский Г.М., Розин В.М. Информационно-психологическая безопасность. М., 2003-С.46
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Педагогический анализ
результатов экспериментальной
работы по выявлению
Для выявления уровня
развития духовно–нравственных качеств
у младших школьников мы провели
экспериментальную работу. 3Акласс
и 3Б класс средней
Прежде всего, надо было выяснить категориальную структуру нравственности. Поэтому в самом начале работы предстояло ответить на вопрос: какие категории в нравственном сознании являются базовыми? У Платона, Сократа, Аристотеля находим такие категории, как «добро», «зло», «мудрость», «мужество», «умеренность», «справедливость», «счастье», «дружба». В Средневековье появляется понятие «милосердие», а в более позднюю историческую эпоху - «долг» (И. Кант), «вина» (Г.Гегель). Таким образом, для нашего исследования было взято 10 этих категорий.
С целью выявления
понимания младшими школьниками
сути базовых нравственных категорий
был проведен индивидуальный опрос.
В ходе опроса мы просили младших
школьников пояснить, как они понимают
смысл предъявленных им слов. Статистика
ответов первоклассников
Результаты ответов представлены в таблице 1.
Понимание младшими школьниками базовых нравственных категорий
Понятия Объяснили Не объяснили
девочки мальчики девочки мальчики
Кол. % Кол. % Кол. % Кол. %
1. Счастье 9 67,7 10 72 1 32,3 3 27,9
2. Свобода 4 77,4 7 86 7 22,6 4 13,95
3. Мудрость 9 35,5 9 58,1 2 64,5 4 41,9
4.Мужество 11 54,8 10 53,5 1 45,2 3 46,5
5.Умеренность 10 32,3 5 11,6 5 67,7 4 88,4
6.cправедливость 10 61,3 8 65,1 2 38,7 2 34,9
7 Дружба 10 96,8 11 95,3 1 3,2 2 4,7
8. Добро 11 93,5 13 79,1 0 6,5 0 20,9
9. Зло 11 90,3 10 88,4 1 9,7 3 11,6
10. Милосердие 5 22,6 4 37,2 8 77,4 8 62,8
11. Долг 1 67,7 3 76,7 10 32,3 10 23,3
12. Вина 5 48,4 13 69,8 6 51,6 0 30,2
Из таблицы видно, что легче всего было раскрыть суть понятий «дружба», «зло», «добро», «долг», и труднее - «милосердие», «мудрость».
Поясняя смысл категории
«дружба», дети говорили, что это
«люди дружат между собой». Очень
редко в ответах звучали
В толковании категории
«зла» можно выделить три группы
ответов. Первая, наиболее многочисленная,
связана с действием - «это когда
бьют», «когда убивают», «когда человек
делает что-нибудь плохое», «когда все
дерутся». Вторая груп¬па ответов
связана с характеристикой
Информация о работе Влияние СМИ на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников