Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 19:49, курсовая работа
О духовности и нравственности как массовом социальном явлении нельзя говорить безотносительно к конкретным условиям, которые могут способствовать, или препятствовать их развитию. Одним из важных факторов духовно - нравственного образования являются средства массовой информации.
Введение
ГЛАВА I. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1.Теоретические основы формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников
1.2.Средства массовой информации как фактор формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников
1.2.1.Изменение структуры досуга и проблемы воспитания
1.2.2.Взаимодействие современной школы и современного телевидения
1.3. Психофизиологическое воздействие средств массовой информации на развитие ребенка
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Педагогический анализ результатов экспериментальной работы по выявлению воздействия телевидения на младших школьников
2.2 Рекомендации родителям и учителям по осуществлению коррекции влияния средств массовой информации на духовно-нравственное развитие ребенка
Заключение
Список литературы
влияние СМИ на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников
Автор: Шиханова Юлия Михайловна
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
ГЛАВА I. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1.Теоретические основы
формирования духовно-
1.2.Средства массовой
информации как фактор
1.2.1.Изменение структуры досуга и проблемы воспитания
1.2.2.Взаимодействие
1.3. Психофизиологическое воздействие средств массовой информации на развитие ребенка
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВ
МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО
2.1. Педагогический анализ
результатов экспериментальной
работы по выявлению
2.2 Рекомендации родителям
и учителям по осуществлению
коррекции влияния средств
Заключение
Список литературы
Приложение
ГЛАВА I. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Теоретические основы формирования духовно - нравственных ценностей младших школьников
О духовности и нравственности как массовом социальном явлении нельзя говорить безотносительно к конкретным условиям, которые могут способствовать, или препятствовать их развитию. Одним из важных факторов духовно - нравственного образования являются средства массовой информации.
На современном этапе развития нашего общества проблема духовности и нравственности приобретает особое значение. Анализ философских источников показал, что существует множество подходов этой проблеме и трактовок к понятий «духовность» и «нравственность».
Понятийно - категориальный аппарат проблемы духовности включает учение о душе, духе, сознании, становлении и развитии личности. Так, для античных материалистов дух есть наиболее разумная часть души. По Аристотелю человек имеет растительную душу (чувства), животную (воля), разумную (ум), находящуюся во внутреннем борении добра и зла, представленную в образе колесницы, где возничий - разум, коренная - воля, пристяжные - чувства. [Гегель ] По Платону, это идеи Блага, Истины, Добра, Красоты, Гармонии, которыми разрушаются «ложные мнения», продиктованные сиюминутной выгодой, расчетом, которые ведут к поиску истины, к познанию самого себя и других, своего предназначения в этом мире.[Зинченко ]
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства. Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека». [Цит. по Архангельский]
Русская народная педагогика
трактует духовное воспитание как процесс
и результат формирования и развития
трудолюбия, чести, совестливости, порядочности,
любви к Отечеству, преданности
семейному очагу. В связи с
этим цель духовно-нравственного
К.Д. Ушинский рассматривает духовно-нравственное воспитание
личности как целенаправленный процесс, включающий в себя формирование в человеке воли, морального сознания, нравственных привычек, долга,
чести, достоинства, уважения к труду, патриотических чувств и убеждений.
Задача нравственного воспитания заключается в необходимости приведения этих качеств в единую целостную систему. К.Д.Ушинский считал, что сущность нравственного воспитания не «в кодексе правил поведения», а в создании внутренней направленности человека. Поведение же его вытекает из внутренней установки личности; «Создай раньше материал нравственности, а потом её правила» [К.Д. Ушинский].
Основными и обязательными условиями формирования нравственной
личности является: формирование
у воспитанника воли, морального сознания,
долга, чести и достоинства, уважения
к труду, патриотических чувств и
убеждений; создание внутренней направленности
убеждений; нравственные знания, мотивы
и побуждения должны обязательно
подкрепляться нравственным поведением
личности; нравственное воспитание должно
быть направлено на постижение высшего
смысла жизни: добро, любовь, справедливость.
Работу по нравственному воспитанию
следует начинать в дошкольном детстве
со знакомства детей с нравственными
нормами и правилами поведения
и формирования моральных привычек.
Эффективным средством
Ценности - это, что имеет для нас значимость в нравственном, эстетическом и познавательном отношении. К примеру, оценивается как прекрасное или безобразное, истинное или ложное, доброе или злое и пр. Есть ценности духовные, чувственные, витальные, а также прагматические, утилитарные, связанные с полезным для человека, культуры и общества. Но истину, добро и красоту не следует сводить к пользе. Такие попытки приводят к "смутному времени в царстве ценностей, из которого нет другого выхода, кроме возвращения к их тройственной державе" (* Федотов Г. П. Лицо России // Вопросы философии, 1990, № 8, с. 136.). Носителем ценностей является личность , постигающая их в опыте внутреннего принятия или отталкивания и осознающая их сверхличный характер. Ценности необходимы для различия целей, которые ставит перед собой воля в деятельности и поступках человека; их место в мотивации - глубже целей и интересов. Шелер, М. Формы знания и образование // Человек. Вып 4. — М., 1992. — С. 85-96. Ценности не следует отождествлять с эмпирической природой разных благ, с "ценными вещами" и пр. Ф.Шелер относил к ценностям истинное, благородное, прекрасное, доброе, а также святое ; они априорны, познаются в созерцании "мира ценностей" и иерархически упорядочены.
В центре внимания духовно-нравственных ценностей находятся такие
базовые ценности, как истина, добро, красота, чувство долга, совесть.
Особенно примечательны
здесь слова выдающегося
который писал: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более
сильным удивлением и благоговение – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» [цит. по Кант И. Соч. в шести томах. Т. 4. Ч. 2. – М., 1965.].
Одной из главных задач
духовно-нравственного
освоение духовных ценностей, накопленных человечеством, духовные потребности и их формирование, этические знания, эстетический вкус, само-
сознание, эмоциональная сфера, чувство совести, воспитание чувства собственного достоинства, чувство доброты; эмпатийных чувств (сочувствия,
сопереживания), коммуникативные способности (дружелюбие в общении с
окружающими, взаимопонимание и искренность, уважение к личности, эмоциональный контакт).
Под духовным образованием принято понимать идеи, мысли, идеалы, представления и понятия о высоком, возвышенном, непостижимом, недоступном, к которым можно приблизиться.
Нравственным образованием является перенятие, усвоение системы знаний, совокупности нравственных идей и предписаний, теоретически и методологически обоснованных
Учитывая, что в современном процессе развития и воспитания ребёнка актив¬но участвуют не только традиционные субъекты (семья и об¬разовательное учреждение), но и различные общественные, культурные, религиозные организации, средства массовой ин¬формации (СМИ), необходимо обеспечить согласованность действий между этими субъектами в решении принципиаль¬ного вопроса о том, на воспитание какого человека направ¬лены непосредственные или опосредованные их усилия.
С поступлением в школу у ребёнка осуществляется переход к учебной деятельности, освоение новой социальной позиции, новой роли ученика, рас¬ширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование положительного отноше¬ния к образованию, школе,
педагогам и сверстникам, выра¬батываются основы его социального, гражданского поведе¬ния, характер трудовой, общественной, творческой деятель¬ности. При этом существенное влияние на формирование указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности обучающегося оказывают принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребёнка, ко¬торые требуют учёта при формировании подходов к органи¬зации его духовно-нравственного развития и воспитания ребенка.
Современный ребёнок
находится в беспредельном
В современных условиях
осуществления ведущей
Родители (законные представители), так же как и педагог, подают ребёнку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно - нравственном развитии и воспитании ученика на ступени начального общего образования.
Необходимо обеспечивать наполнение всего уклада жизни ребенка множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и мировой истории, истории и культуре традиционных религий, литературе и различных видах искусства, сказках, легендах и мифах. В содержании каждого из основных направлений духовно - нравственного развития и воспитания должны быть широко представлены примеры духовной, нравственной, ответственной жизни, как из прошлого, так и из настоящего, в том числе получаемые при общении детей с людьми, в жизни которых есть место духовному служению и моральному поступку.
Духовно - нравственное
развитие должно преодолевать изоляцию
детства, обеспечивать полноценное
социальное созревание младших школьников.
Необходимо формировать и стимулировать
стремление ребёнка включиться в
посильное решение проблем
Духовно-нравственное развитие,
содержание их деятельности должны раскрывать
перед ними их возможное будущее.
В условиях изоляции мира детства
и виртуальной зрелости детей
их собственное будущее
Савинов Е. С. Начальная школа / Стандарты второго поколения.— М.:Просвещение,2010.С.191
1.2.2 Взаимодействие школы и современного телевидения
... “Образование” сегодня
- это умение вести активную
оборону от потока средств
массовой информации. “Активную”
потому что от потока нужно
не отгораживаться, а смело черпать
из него, фильтровать и брать
по возможности все, что в
нем найдется пусть и не
“вечного”, но хотя бы “
Иными словами, сделать так, чтобы в результате этого образования человек мог со знанием дела пользоваться окружающими его средства массовой информации, а не наоборот.
Проблемы взаимодействия
средств массовой информации и школы
особенно актуальны для России в
переходный период, период становления
демократического общества. К числу
самых серьезных из таких проблем
можно отнести практически
Информация о работе Влияние СМИ на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников