Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:07, дипломная работа
Целью данной работы является исследование особенностей восприятия семьи детьми 9-10 лет из полных и неполных семей. Как изменяется и развивается личность ребенка в младшем школьном возрасте? Фрейд называл этот период латентной стадией. Он считал, что для большинства детей возраст от 6 до 12 лет – время, когда их ревность и зависть (а также сексуальные импульсы) отступают на задний план. Поэтому большинство детей могут перенаправлять свою эмоциональную энергию на отношения со сверстниками, творчество и выполнение обязанностей в школе или обществе....
Введение ……………………………………………………………………….… 3
I глава. Влияние семьи на развитие ребенка …………………………………. 6
Раздел 1. Понятие «семья» в психологии ……………………………………... 6
Семья как система ……………………………………………….. 6
Семья как малая группа …………………………………………. 7
Семья как персональная микросфера развития ребенка ……… 8
Выводы по первому разделу ………………………………………………… ..10
Раздел 2. Ребенок в семье …………………………………………………...… 11
2.1. Стили родительского поведения ………………………………………... 11
2.2. Братья и сестры ………………………………………………………..….. 16
2.3. Бабушки и дедушки …………………………………………………….... 19
2.4. Взаимоотношения родителей и детей …………………………………... 19
2.5. Жестокое обращение с детьми …………………………………….……. 21
2.6. Объяснения жестокого обращения с детьми …………………………..... 24
2.7. Дисциплина и саморегуляция …………………………………………... 26
2.8. Влияние родителей на успех в школе ………………………………….. 27
Выводы по второму разделу ………………………………………………..… 29
Раздел 3. Изменяющаяся природа семьи. …………………………………….. 30
3.1. Семья и стресс …………………………………………………………….. 30
3.2. Неполные семьи: факторы риска и возможности …………………..… 30
3.3. Дети развода ……………………………………………………………… 33
3.4. Воссозданные семьи …………………………………………………….... 37
Выводы по третьему разделу …………………..………………………………40
II глава. Исследовательская работа ………………….………………………. 42
Раздел 1. Материалы и методы исследования ……………………………… 42
Описание групп ……………………………………………….……….. 42
Описание методик …………………………………………..…………. 42
Раздел 2. Результаты исследования и их анализ …………………………… 48
2.1. Анализ опроса ………………………………………..…………….……. 49
2.2. Результаты исследования семейных отношений по кинетическому рисунку семьи …………………………………………………………………. 50
2.3. Результаты исследования по методике Рене Жиля ………………….… 52
2.4. Результаты исследования родителей по методике PARI ……….…….. 58
Заключение ………………………………………………………………..…… 66
Выводы ……………………………………………………………………..….. 70
Список использованной литературы …………………………………….….. 71
3.4.
Воссозданные семьи
Когда разведенные или овдовевшие люди, имеющие детей, вступают в повторный брак, образуются воссозданные, или смешанные, семьи, также известные как семьи с детьми от предыдущего брака. У членов таких семей возникают дополнительные проблемы, связанные с приспособлением к ролям мачехи, отчима, пасынка или падчерицы. Будучи неподготовленными к этим новым ролям и почти не получая поддержки со стороны социального окружения, мачехи и отчимы часто обнаруживают, что не могли себе даже представить, насколько трудно достичь удовлетворительных отношений в семье. Однако удачный повторный брак может снизить стресс у взрослых, особенно у родителей, на чьем попечении остались дети. Разведенный родитель может получить желанное облегчение, имея партнера, который, готов разделить, финансовую ответственность, домашние дела, принятие решений по воспитанию детей. Однако мужчины, вступающие в повторный брак, могут столкнуться с дополнительными трудностями, если две семьи ожидают от них финансовой поддержки.
Научение жизни в смешанной семье. Ожидание того, что смешанная семья будет являться простым продолжением первичной, совершенно нереалистично и неизбежно приводит к фрустрации и разочарованию. Как неродным родителям, так и их пасынкам и падчерицам необходимо время, чтобы установить контакт друг с другом: узнать характер и проверить, верные ли выводы они сделали. С этой целью отчимы и мачехи должны попытаться занять в жизни детей место, отличающееся от места родного отца или матери. Если они попытаются конкурировать с родным родителем ребенка, их может постигнуть неудача. [13; стр.14]
Отвечая на вопрос о том, что вызывает наибольшие трудности в отношениях между неродными родителями и их пасынками и падчерицами, большинство мачех и отчимов упомянули дисциплину, приспособление к привычкам и личным особенностям детей и получение признания с их стороны. Приспосабливаясь, к новым ролям, мачехи часто сталкиваются с большим количеством проблем, чем отчимы. Им приходится преодолевать, огромные трудности, чтобы достичь успеха, частично в связи с наличием стереотипа «злой мачехи», а также из-за того, что женщины проводят с детьми больше времени, чем мужчины.
Существует распространенное
стереотипное представление и о
пасынке или падчерице. Считается,
что таким ребенком пренебрегают,
нередко жестоко с ним
Затраты времени на развитие взаимного доверия, привязанности, чувства близости и уважения к точке зрения ребенка часто окупаются формированием вполне приемлемых отношений. Девочкам, как правило, труднее сформировать хорошие отношения с отчимом, чем мальчикам. Возможно, это происходит из-за того, что обычно после развода у девочки складываются более тесные отношения с матерью и она рассматривает появление отчима как вторжение. С другой стороны, у мальчиков после развода часто бывают неспокойные, конфликтные отношения с мачехами.
Несмотря на
то что неродные родители редко занимают
в жизни ребенка место
Выводы
по третьему разделу
К сожалению, за
последние годы повысилось число
женщин, рожающих ребенка и не состоящих
при этом в браке; также стало
обычным явлением воспитание ребенка
одним из родителей. Присутствие
в неполной семье родственников,
помогающих заботиться о ребенке, уменьшает
вероятность потенциальных
Многие браки заканчиваются разводом. Часто от этого страдают дети, отказывающиеся принять факт окончательного разрыва отношений их родителей и демонстрирующие негативные виды поведения.
Многие разведенные люди вступают в повторный брак и формируют восстановленные (смешанные) семьи; дети могут реагировать на присутствие отчима или мачехи как позитивно, так и негативно. [15; Кн.2,стр.438]
В нашей стране, согласно новейшим исследованиям, основными причинами разводов являются следующие (в процентах к числу опрошенных людей разного возраста):
Трудности, поджидающие супругов в связи с разводом, очень зависят от возраста детей. Если дети еще маленькие (не старше 2 – 3 лет), прошлая жизнь не окажет на них такого сильного влияния, какое она оказывает на более старших. Дети в возрасте 3,5 – 6 лет переносят развод родителей очень травматично, они не способны понять всего происходящего и нередко обвиняют во всем себя. Ребенок 6 – 10 лет, родители которого развелись, может испытывать к ним злость, агрессию, долго не проходящую обиду. В 10 – 11 лет у детей нередко возникает реакция заброшенности и тотальной злобы на весь мир.
Ребенок должен неоднократно убедиться в том, что его по-прежнему любят оба родителя. Нужно сохранить для детей возможность почувствовать себя личностью и создать условия, при которых могут развиться взаимное доверие и любовь. [11; стр.177]
II глава
Исследовательская
работа
Раздел 1.
Материалы и методы
исследования
1.1.
Описание групп
С целью проведения
исследования было сформировано 2 группы
(по 20 человек; в каждой группе 10 девочек
и 10 мальчиков) детей из полных и
неполных семей в возрасте 9-10 лет,
учащихся 3-4-х классов
В исследовании
так же приняли участие их родители:
в полных семьях – 18 женщин и 2 мужчин,
в неполных семьях – 19 женщин и 1 мужчина.
1.2. Описание методик
Для исследования восприятия семьи детьми из полных и неполных семей использовались следующие методики:
Для исследования родительско-детских отношений родителям предлагалась методика PARI Е. Шеффер и Р. Белла.
Историческая справка. Считают, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работу В. Хьюиса, А.И. Захарова, Н. Кормана, Р. Бернса, С. Кауфмана.
Бернс и Кауфман определили свою методику «Кинетический рисунок семьи» как «новый инструмент для понимания детей, особенно трудных детей». [17; стр.25]
Дается следующая инструкция:
«Нарисуй на картинке всех членов твоей семьи, включая тебя, делающего что-нибудь. Постарайся рисовать целых людей, не мультяшек и не людей, состоящих из палочек. Помни: изображай каждого делающим что-нибудь, какое-либо действие».
Этот акцент на «делании» показывает изменения в отличии от «Рисуночного теста семьи» Халса. [2; стр.12]
«Кинетический рисунок семьи» - относительно молодая методика, датируемая лишь 1970 годом.
Цель применения теста: выявление особенностей внутрисемейных отношений.
Задача: на основе выполнения изображения оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.
Материал: для работы необходимо использовать лист белой бумаги 15х20 см или 21х29 см, ручку, карандаш, ластик.
В ходе тестирования отмечаются последовательность рисования деталей, паузы более 15 секунд, стирание деталей, непроизвольные комментарии ребенка, эмоциональные реакции и их связь с изображением. Бланк обработки теста находится в приложении №3. [24; стр.131]
Эта методика доступна
и удобна в применении в условиях
психологического консультирования, обладает
значимостью с точки зрения выбора
тактики деятельности психолога-консультанта
по психологической коррекции
Вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно продуктивно применение рисунка семьи в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, так как полученные с помощью этого результаты мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к интроспекции, способности «вжиться» в воображаемую ситуацию, т. е. от тех особенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной технике. [24; стр.133]
4) Методика Рене Жиля.
Для исследования
сферы межличностных отношений
ребенка и его восприятия внутрисемейных
отношений предназначена
Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность — выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.
Перед началом
работы с методикой ребенку
Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям. [16; стр.418]
Простота и
схематичность, отличающие методику Р.
Жиля от других проективных тестов,
не только делают ее более легкой для
испытуемого-ребенка, но и дают возможность
относительно большей ее формализации
и квантификации. Помимо качественной
оценки результатов, детская проективная
методика межличностных отношений
позволяет представить
Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно условно разделить на две большие группы переменных.
1) Переменный, характеризующий
конкретно-личностные
2) Переменные, характеризующие
самого ребенка и
отношение к матери,
Информация о работе Влияние полных и неполных семей на развитие ребенка