Влияние полных и неполных семей на развитие ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:07, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование особенностей восприятия семьи детьми 9-10 лет из полных и неполных семей. Как изменяется и развивается личность ребенка в младшем школьном возрасте? Фрейд называл этот период латентной стадией. Он считал, что для большинства детей возраст от 6 до 12 лет – время, когда их ревность и зависть (а также сексуальные импульсы) отступают на задний план. Поэтому большинство детей могут перенаправлять свою эмоциональную энергию на отношения со сверстниками, творчество и выполнение обязанностей в школе или обществе....

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….… 3
I глава. Влияние семьи на развитие ребенка …………………………………. 6
Раздел 1. Понятие «семья» в психологии ……………………………………... 6
Семья как система ……………………………………………….. 6
Семья как малая группа …………………………………………. 7
Семья как персональная микросфера развития ребенка ……… 8
Выводы по первому разделу ………………………………………………… ..10
Раздел 2. Ребенок в семье …………………………………………………...… 11
2.1. Стили родительского поведения ………………………………………... 11
2.2. Братья и сестры ………………………………………………………..….. 16
2.3. Бабушки и дедушки …………………………………………………….... 19
2.4. Взаимоотношения родителей и детей …………………………………... 19
2.5. Жестокое обращение с детьми …………………………………….……. 21
2.6. Объяснения жестокого обращения с детьми …………………………..... 24
2.7. Дисциплина и саморегуляция …………………………………………... 26
2.8. Влияние родителей на успех в школе ………………………………….. 27
Выводы по второму разделу ………………………………………………..… 29
Раздел 3. Изменяющаяся природа семьи. …………………………………….. 30
3.1. Семья и стресс …………………………………………………………….. 30
3.2. Неполные семьи: факторы риска и возможности …………………..… 30
3.3. Дети развода ……………………………………………………………… 33
3.4. Воссозданные семьи …………………………………………………….... 37
Выводы по третьему разделу …………………..………………………………40
II глава. Исследовательская работа ………………….………………………. 42
Раздел 1. Материалы и методы исследования ……………………………… 42
Описание групп ……………………………………………….……….. 42
Описание методик …………………………………………..…………. 42
Раздел 2. Результаты исследования и их анализ …………………………… 48
2.1. Анализ опроса ………………………………………..…………….……. 49
2.2. Результаты исследования семейных отношений по кинетическому рисунку семьи …………………………………………………………………. 50
2.3. Результаты исследования по методике Рене Жиля ………………….… 52
2.4. Результаты исследования родителей по методике PARI ……….…….. 58
Заключение ………………………………………………………………..…… 66
Выводы ……………………………………………………………………..….. 70
Список использованной литературы …………………………………….….. 71

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.docx

— 182.09 Кб (Скачать)

3.4. Воссозданные семьи 

Когда разведенные  или овдовевшие люди, имеющие детей, вступают в повторный брак, образуются воссозданные, или смешанные, семьи, также известные как семьи  с детьми от предыдущего брака. У  членов таких семей возникают  дополнительные проблемы, связанные  с приспособлением к ролям  мачехи, отчима, пасынка или падчерицы. Будучи неподготовленными к этим новым ролям и почти не получая  поддержки со стороны социального  окружения, мачехи и отчимы часто  обнаруживают, что не могли себе даже представить, насколько трудно достичь удовлетворительных отношений  в семье. Однако удачный повторный  брак может снизить стресс у взрослых, особенно у родителей, на чьем попечении  остались дети. Разведенный родитель может получить желанное облегчение, имея партнера, который, готов разделить, финансовую ответственность, домашние дела, принятие решений по воспитанию детей. Однако мужчины, вступающие в  повторный брак, могут столкнуться  с дополнительными трудностями, если две семьи ожидают от них  финансовой поддержки.

Научение жизни в смешанной семье. Ожидание того, что смешанная семья будет являться простым продолжением первичной, совершенно нереалистично и неизбежно приводит к фрустрации и разочарованию. Как неродным родителям, так и их пасынкам и падчерицам необходимо время, чтобы установить контакт друг с другом: узнать характер и проверить, верные ли выводы они сделали. С этой целью отчимы и мачехи должны попытаться занять в жизни детей место, отличающееся от места родного отца или матери. Если они попытаются конкурировать с родным родителем ребенка, их может постигнуть неудача. [13; стр.14]

Отвечая на вопрос о том, что вызывает наибольшие трудности  в отношениях между неродными  родителями и их пасынками и падчерицами, большинство мачех и отчимов  упомянули дисциплину, приспособление к привычкам и личным особенностям детей и получение признания  с их стороны. Приспосабливаясь, к  новым ролям, мачехи часто сталкиваются с большим количеством проблем, чем отчимы. Им приходится преодолевать, огромные трудности, чтобы достичь  успеха, частично в связи с наличием стереотипа «злой мачехи», а также  из-за того, что женщины проводят с детьми больше времени, чем мужчины.

Существует распространенное стереотипное представление и о  пасынке или падчерице. Считается, что таким ребенком пренебрегают, нередко жестоко с ним обращаются и, несомненно, любят меньше, чем  «своего». Опросы, как в целом  населения, так и специалистов, оказывающих  помощь смешанным семьям, показывают, что эти стереотипы распространены довольно широко. Такие сказки, как  «Золушка», «Гензель и Гретель», «12 месяцев» представляют собой концентрированное выражение некоторых из этих стереотипов. Однако такие стереотипы в реальной жизни в основном не находят подтверждения. В случае, когда действительно наблюдается подобная ситуация (что бывает нечасто), не всегда следует винить неродного родителя. Часто дети сами могут препятствовать налаживанию отношений. Если они так и не приняли развод или потерю своего биологического родителя или сохраняют идеализированные представления об отсутствующих отце или матери, когда в процессе горького и скандального развода ими пользовались как пешками, дети могут отвергать любовь мачехи или отчима, делая невозможной семейную гармонию.

Затраты времени  на развитие взаимного доверия, привязанности, чувства близости и уважения к  точке зрения ребенка часто окупаются  формированием вполне приемлемых отношений. Девочкам, как правило, труднее сформировать хорошие отношения с отчимом, чем мальчикам. Возможно, это происходит из-за того, что обычно после развода  у девочки складываются более  тесные отношения с матерью и она рассматривает появление отчима как вторжение. С другой стороны, у мальчиков после развода часто бывают неспокойные, конфликтные отношения с мачехами.

Несмотря на то что неродные родители редко занимают в жизни ребенка место идеализированного  биологического родителя, им часто  удается создать семейную обстановку любви, заботы и безопасности, иногда более удовлетворительную, чем напряженная  атмосфера семьи перед разводом. Фактически большинство отчимов, мачех  и их пасынков и падчериц постепенно успешно приспосабливаются к  жизни в новой семье. Вероятность  такого приспособления выше в тех  смешанных семьях, которые создают  новую социальную единицу, расширяющую  спектр свойств биологической семьи  детей, чтобы включить новые отношения  и стили общения, способы воспитания, методы решения проблем. [13; стр.18] 

Выводы  по третьему разделу 

К сожалению, за последние годы повысилось число  женщин, рожающих ребенка и не состоящих  при этом в браке; также стало  обычным явлением воспитание ребенка  одним из родителей. Присутствие  в неполной семье родственников, помогающих заботиться о ребенке, уменьшает  вероятность потенциальных негативных воздействий на родителя и ребенка.

Многие браки  заканчиваются разводом. Часто от этого страдают дети, отказывающиеся принять факт окончательного разрыва  отношений их родителей и демонстрирующие  негативные виды поведения.

Многие разведенные  люди вступают в повторный брак и  формируют восстановленные (смешанные) семьи; дети могут реагировать на присутствие отчима или мачехи как  позитивно, так и негативно. [15; Кн.2,стр.438]

В нашей стране, согласно новейшим исследованиям, основными  причинами разводов являются следующие (в процентах к числу опрошенных людей разного возраста):

  • материальные, бытовые проблемы – 55;
  • пьянство одного из супругов – 39;
  • ослабление ценности семьи – 27;
  • супружеская неверность – 19;
  • психологическая несовместимость – 17;
  • однообразие и скука семейной жизни – 12;
  • новая любовь – 11;
  • отсутствие детей – 7;
  • другое – 2. [31; стр.730]

Трудности, поджидающие  супругов в связи с разводом, очень  зависят от возраста детей. Если дети еще маленькие (не старше 2 – 3 лет), прошлая  жизнь не окажет на них такого сильного влияния, какое она оказывает  на более старших. Дети в возрасте 3,5 – 6 лет переносят развод родителей очень травматично, они не способны понять всего происходящего и нередко обвиняют во всем себя. Ребенок 6 – 10 лет, родители которого развелись, может испытывать к ним злость, агрессию, долго не проходящую обиду. В 10 – 11 лет у детей нередко возникает реакция заброшенности и тотальной злобы на весь мир.

Ребенок должен неоднократно убедиться в том, что  его по-прежнему любят оба родителя. Нужно сохранить для детей  возможность почувствовать себя личностью и создать условия, при которых могут развиться  взаимное доверие и любовь. [11; стр.177]

II глава

Исследовательская работа 

Раздел 1. Материалы и методы исследования 

1.1. Описание групп 

С целью проведения исследования было сформировано 2 группы (по 20 человек; в каждой группе 10 девочек  и 10 мальчиков) детей из полных и  неполных семей в возрасте 9-10 лет, учащихся 3-4-х классов специализированной школы №69 с углубленным изучением  английского языка.

В исследовании так же приняли участие их родители: в полных семьях – 18 женщин и 2 мужчин, в неполных семьях – 19 женщин и 1 мужчина. 

1.2. Описание  методик

Для исследования восприятия семьи детьми из полных и неполных семей использовались следующие методики:

  1. метод опроса;
  2. формализованная анкета;
  3. кинетический рисунок семьи;
  4. методика Рене Жиля.

Для исследования родительско-детских отношений родителям предлагалась методика PARI Е. Шеффер и Р. Белла.

  1. Метод опроса. Ребенку предлагалось ответить на вопросы, выразив тем самым свои чувства, отношения к окружающим его людям: родственникам и друзьям. Бланк для опроса находится в приложении №1. [24; стр.142]
  2. Формализованная анкета заполнялась на каждого ребенка при активном участии классного руководителя. В анкете представлена информация о семье ребенка, особенностях поведения его в школе, успеваемости, взаимоотношениях с одноклассниками. Бланк формализованной анкеты находится в приложении №2.
  3. Кинетический рисунок семьи.

Историческая  справка. Считают, что идея использования  рисунка семьи для диагностики  внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых  упоминают работу В. Хьюиса, А.И. Захарова, Н. Кормана, Р. Бернса, С. Кауфмана.

Бернс и Кауфман  определили свою методику «Кинетический  рисунок семьи» как «новый инструмент для понимания детей, особенно трудных  детей». [17; стр.25]

Дается следующая  инструкция:

«Нарисуй на картинке всех членов твоей семьи, включая  тебя, делающего что-нибудь. Постарайся рисовать целых людей, не мультяшек и не людей, состоящих из палочек. Помни: изображай каждого делающим что-нибудь, какое-либо действие».

Этот акцент на «делании» показывает изменения  в отличии от «Рисуночного теста семьи» Халса. [2; стр.12]

«Кинетический рисунок семьи» - относительно молодая  методика, датируемая лишь 1970 годом.

Цель применения теста: выявление особенностей внутрисемейных отношений.

Задача: на основе выполнения изображения оценить  особенности восприятия и переживаний  ребенком отношений в семье.

Материал: для  работы необходимо использовать лист белой бумаги 15х20 см или 21х29 см, ручку, карандаш, ластик.

В ходе тестирования отмечаются последовательность рисования  деталей, паузы более 15 секунд, стирание деталей, непроизвольные комментарии  ребенка, эмоциональные реакции  и их связь с изображением. Бланк  обработки теста находится в  приложении №3. [24; стр.131]

Эта методика доступна и удобна в применении в условиях психологического консультирования, обладает значимостью с точки зрения выбора тактики деятельности психолога-консультанта по психологической коррекции нарушений  межличностных отношений, так как  дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи. В  рисунках дети могут выразить то, что  им трудно бывает высказать словами, т.е. язык рисунка более открыто  и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык. [18; стр.37]

Вследствие привлекательности  и естественности задания эта  методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога  с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно продуктивно применение рисунка семьи в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, так как полученные с помощью этого результаты мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к интроспекции, способности «вжиться» в воображаемую ситуацию, т. е. от тех особенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной технике. [24; стр.133]

4) Методика Рене Жиля.

Для исследования сферы межличностных отношений  ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений предназначена детская  проективная методика Рене Жиля. Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.

Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или  детей и взрослых, а также текстовых  заданий. Ее направленность — выявление  особенностей поведения в разнообразных  жизненных ситуациях, важных для  ребенка и затрагивающих его  отношения с другими людьми.

Перед началом  работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы  по картинкам. Ребенок рассматривает  рисунки, слушает или читает вопросы  и отвечает.

Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с  персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать  его ближе или дальше от определенного  лица. В текстовых заданиях ребенку  предлагается выбрать типичную форму  поведения, причем некоторые задания  строятся по типу социометрических. Таким  образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям. [16; стр.418]

Простота и  схематичность, отличающие методику Р. Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для  испытуемого-ребенка, но и дают возможность  относительно большей ее формализации и квантификации. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная  методика межличностных отношений  позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно. [25; стр.136]

Психологический материал, характеризующий систему  личностных отношений ребенка, можно  условно разделить на две большие  группы переменных.

1) Переменный, характеризующий  конкретно-личностные отношения  ребенка: отношение к семейному  окружению (мать, отец, бабушка, осетра  и др.), отношение к другу или  подруге, к авторитарному взрослому  и пр.

2) Переменные, характеризующие  самого ребенка и проявляющиеся  в различных отношениях: общительность,  отгороженность, стремление к доминированию,  социальная адекватность поведения.  Всего авторы выделяют 12 признаков:

отношение к  матери,

Информация о работе Влияние полных и неполных семей на развитие ребенка