Влияние полных и неполных семей на развитие ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:07, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование особенностей восприятия семьи детьми 9-10 лет из полных и неполных семей. Как изменяется и развивается личность ребенка в младшем школьном возрасте? Фрейд называл этот период латентной стадией. Он считал, что для большинства детей возраст от 6 до 12 лет – время, когда их ревность и зависть (а также сексуальные импульсы) отступают на задний план. Поэтому большинство детей могут перенаправлять свою эмоциональную энергию на отношения со сверстниками, творчество и выполнение обязанностей в школе или обществе....

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….… 3
I глава. Влияние семьи на развитие ребенка …………………………………. 6
Раздел 1. Понятие «семья» в психологии ……………………………………... 6
Семья как система ……………………………………………….. 6
Семья как малая группа …………………………………………. 7
Семья как персональная микросфера развития ребенка ……… 8
Выводы по первому разделу ………………………………………………… ..10
Раздел 2. Ребенок в семье …………………………………………………...… 11
2.1. Стили родительского поведения ………………………………………... 11
2.2. Братья и сестры ………………………………………………………..….. 16
2.3. Бабушки и дедушки …………………………………………………….... 19
2.4. Взаимоотношения родителей и детей …………………………………... 19
2.5. Жестокое обращение с детьми …………………………………….……. 21
2.6. Объяснения жестокого обращения с детьми …………………………..... 24
2.7. Дисциплина и саморегуляция …………………………………………... 26
2.8. Влияние родителей на успех в школе ………………………………….. 27
Выводы по второму разделу ………………………………………………..… 29
Раздел 3. Изменяющаяся природа семьи. …………………………………….. 30
3.1. Семья и стресс …………………………………………………………….. 30
3.2. Неполные семьи: факторы риска и возможности …………………..… 30
3.3. Дети развода ……………………………………………………………… 33
3.4. Воссозданные семьи …………………………………………………….... 37
Выводы по третьему разделу …………………..………………………………40
II глава. Исследовательская работа ………………….………………………. 42
Раздел 1. Материалы и методы исследования ……………………………… 42
Описание групп ……………………………………………….……….. 42
Описание методик …………………………………………..…………. 42
Раздел 2. Результаты исследования и их анализ …………………………… 48
2.1. Анализ опроса ………………………………………..…………….……. 49
2.2. Результаты исследования семейных отношений по кинетическому рисунку семьи …………………………………………………………………. 50
2.3. Результаты исследования по методике Рене Жиля ………………….… 52
2.4. Результаты исследования родителей по методике PARI ……….…….. 58
Заключение ………………………………………………………………..…… 66
Выводы ……………………………………………………………………..….. 70
Список использованной литературы …………………………………….….. 71

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.docx

— 182.09 Кб (Скачать)

Результаты исследований показывают, что сплоченные, легко  приспосабливающиеся к новым  обстоятельствам семьи, склонные к  открытости в общении и обладающие хорошими навыками решения проблем, лучше переносят стрессовые события. Также являются ценными системы  общественной поддержки: соседи, родственники, друзья или группы взаимопомощи. [5; стр.22] 

3.2. Неполные семьи:  факторы риска  и возможности 

Дети, растущие в бедной семье, где главой является мать, подвержены риску во многих отношениях. Отсутствие отца снижает как их социальный, так и экономический статус. Женщины, возглавляющие такие семьи, нередко  отличаются психологической неуравновешенностью  вследствие постоянного напряжения и непрекращающейся борьбы за существование. Многие из них страдают депрессией и невротической тревогой, что  мешает им быть внимательными и заботливыми  матерями.

Дети, растущие в таких семьях, могут испытывать разного рода затруднения, которые  сказываются как на психологической  зрелости, так и на их умственном развитии. В результате они, как правило, реже, чем другие дети, повышают свой социально-экономический статус, когда  становятся взрослыми. Многие из них  повторяют путь родителей и оказываются  родителями-одиночками. Таким образом, эти проблемы передаются следующему поколению. [14; стр.287]

Исследователями предпринимались попытки определить факторы, способствующие разрыву замкнутого круга депрессии и безысходности, характерных для семей с низким доходом и неполных семей. Они  обнаружили, что в случае, когда  работающие матери в неполных семьях имели работу, которая им нравилась, их дети отличались более высоким  уровнем самоуважения и более  сильным чувством семейного единства и солидарности по сравнению с  теми, чьи матери не работали либо работа вызывала у них сильную неприязнь. Работающие матери-одиночки оказывают  особенно сильное влияние на своих  дочерей, которые придают большое  значение личной и материальной независимости, престижу семьи и отличаются в  школе более высокой успеваемостью, чем дочери неработающих матерей  из полных семей.

Особенно трудно приходится тому родителю, который  воспитывает детей один. Подавляющее  большинство таких родителей  составляют работающие матери. В середине 1970-х годов у каждого седьмого ребенка часть детства проходила  без отца. С той поры число семей  с родителем-одиночкой увеличивалось  в 10 раз быстрее, чем количество семей  с двумя родителями. Эта тенденция  особенно характерна для молодых  женщин. Наибольшее количество разрывов отношений приходится на первые 7 лет  брака, а средняя продолжительность  совместной супружеской жизни у  разведенных пар составляет около 7,2 года. Хотя разводы имеют место  у людей любого возраста, наиболее вероятны они у молодых взрослых. [10; стр.471]

Семьи матерей-одиночек. Что стоит за стремительно растущим количеством семей, возглавляемых  матерями-одиночками? Существует целый  ряд факторов. В 60-х и 70-х годах XX века это было связано с увеличением  числа разводов, сопровождавшихся традицией  вверять заботу о детях матери. Еще один сильный прирост числа  неполных семей произошел в связи  с увеличением числа матерей, никогда не состоявших в браке.

Ученые уже  давно подчеркнули, что важным фактором этих перемен является улучшение  социальных и экономических условий  жизни женщин. Они сделали вывод, что лучшие шансы найти работу и повышение статуса матерей-одиночек позволяют им и их детям существовать без мужей и отцов, по крайней  мере в течение какого-то периода времени. Действительно, для ряда матерей-одиночек подобная ситуация является лишь временной, поскольку многие снова выходят замуж. Но немало и таких родителей, для которых выбор остаться одинокими является вполне реальным.

Расширенные семьи  наиболее часто включают а себя одного из родителей одинокой матери, а также других членов семьи и людей, не состоящих с ней в прямом родстве. Таким образом, эти семьи являются источником дополнительных финансовых, психологических и социальных ресурсов для матери-одиночки, и она может чувствовать себя не столь одинокой или перегруженной заботой о ребенке. Кроме того, если другие члены семьи участвуют в домашнем хозяйстве, на плечи матери ложится меньше рутинной работы по дому.

Семьи отцов-одиночек. Хотя по сих пор не так много  отцов остается опекунами своих  детей после развода, их число  постепенно увеличивается.

Отцы-одиночки во многом сталкиваются с теми же проблемами, что и одинокие матери. Однако их финансовое положение обычно более  прочное. Одно из исследований отцов-одиночек показало, что многие из них до развода  принимали самое активное участие  в воспитании своих детей.

Большинство отцов-одиночек сохраняют тесные эмоциональные  контакты со своими детьми, отдают много  сил и средств заботе о них  и очень переживают, если им не удается  удовлетворить их запросы или  проводить с ними достаточно времени. Родительский опыт, однако, не всегда подготавливает их к тем трудностям, с которыми они встречаются, когда им приходится работать и одновременно с этим воспитывать  детей. Многие отцы-одиночки испытывают те же чувства одиночества и подавленности, что и одинокие матери. Одиноким отцам, так же как и матерям-одиночкам, бывает трудно сохранить круг своих  друзей и получить иную эмоциональную  поддержку. [10; стр.474]

Семь указаний одинокому родителю

1. Принятие ответственности  и всех возникающих проблем.  Это требует позитивной установки  и ясного ощущения, что решение  может быть найдено.

2. Признание  приоритета родительской роли. Родители, добивающиеся успеха в воспитании, готовы охотно пожертвовать своим  временем, деньгами и энергией  для удовлетворения потребностей  своих детей.

3. Соблюдение  твердой, но не ставящей во  главу угла наказание дисциплины.

4. Стремление  к большей открытости в общении  с детьми. Повышение доверия между  членами семьи и открытое выражение  своих чувств.

5. Поощрение  индивидуальности в рамках функционирования  семьи как целого.

6. Признание  необходимости заботы о себе. Родители должны уделять себе  достаточно внимания, чтобы быть  в состоянии помогать детям. 

7. Внимание к  ритуалам и традициям, в том  числе соблюдение режима дня,  традиции отмечать праздники  и проводить другие семейные  мероприятия. [8; стр.203] 

3.3. Дети развода 

Психологические последствия развода. Распад семьи  имеет для детей много последствий. На развитие ребенка оказывают влияние  оба родителя, а развод означает, что контакт с ними обоими уже  не будет одинаково частым. Кроме  того, до развода родителей дети в течение долгого времени  живут в напряжении. Возможно, они  уже слышали слово «развод», произносимое (порой – весьма громко) в их доме в течение многих месяцев или  даже лет и сопровождаемое плачем, криками и, возможно, драками. Когда  отношения между родителями нарушаются, даже очень маленькие дети понимают это. Дети хотят знать, что случится с ними после развода родителей.

Когда один из родителей наконец покидает семью, дети могут бояться того, что другой родитель тоже оставит их. Ребенок может чувствовать печаль, смятение, гнев или тревогу. Он может стать подавленным или начать демонстрировать разрушительное поведение в школе или дома. Многим детям (особенно маленьким) кажется, что это они виноваты в разводе родителей и если бы они вели себя лучше, то, возможно, папа и мама не расстались. Иногда они пытаются вновь соединить родителей, стараясь вести себя безупречно либо погружаясь в фантазии об их примирении. Многие родители еще больше усложняют ситуацию тем, что вначале не уверены в окончательности развода и, возможно, делают неудачные попытки опять соединиться, рождая, таким образом, в детях ложные надежды.

Во время и  после развода отношения ребенка  с обоими родителями изменяются. Дети иногда становятся непослушными и несговорчивыми, а в подростковом возрасте могут  эмоционально отдалиться от семьи. Им часто приходится выслушивать взаимные обвинения родителей. Дети могут  оказаться в центре битвы за то, с кем они должны остаться после  развода, и каждый из родителей пытается привлечь ребенка на свою сторону. Порой  родители соревнуются за любовь детей  и стараются подкупить их подарками  или позволяют делать то, чего не разрешает противоположная сторона. После развода родители часто  находятся в состояние сильного стресса и бывают неспособными проявлять  по отношению к детям достаточно душевного тепла и осуществлять за ними необходимый контроль. Нередко  они бывают менее внимательны  к ребенку, непоследовательны в  требованиях дисциплины, малообщительны и равнодушны к его проблемам. Кроме того, порой дети болезненно реагируют на попытки родителей  найти себе нового партнера. Например, оставшийся с матерью мальчик  иногда принимает роль «главы семьи» и может почувствовать угрозу, когда на сцене появится «соперник». [28; стр.265]

Среди наиболее важных факторов, определяющих реакцию  детей на развод родителей, выделяются следующие.

1. Враждебность, которой сопровождается развод. При высоком уровне враждебности  и гнева, сопровождающими развод, детям труднее приспособиться  к создавшейся ситуации. Конфликт  между родителями является основной  причиной снижения у них чувства  собственного благополучия. Когда  родители ссорятся, у детей развиваются  страхи и раздражительность. Они  становятся особенно уязвимы, когда их принуждают принять ту или иную сторону. Затяжные судебные баталии за родительские права, скандалы при дележе имущества, решении вопросов о режиме свиданий с ребенком уходящего из семьи родителя и о материальной поддержке еще более осложняют ситуацию как для взрослых, так и для детей.

2. Количество  перемен, совершившихся в образе  жизни ребенка. Если ребенок  продолжает жить в том же  доме, посещать ту же школу  и вокруг него остались те  же друзья, к которым он привык, то последствия развода переживаются  им легче. И наоборот, если повседневная  жизнь ребенка претерпевает большие  изменения и теперь ему приходится  жить то в одном доме, то  в другом, расставаться со старыми  друзьями, переходить в новую  школу, его уверенность в себе  и ощущение порядка в жизни  с большой степенью вероятности  подвергаются потрясению. Чем больше  изменений претерпевает жизнь  ребенка, особенно сразу после  развода, тем труднее ему приспособиться  к новым условиям.

3. Характер отношений  родителей с детьми. Любовь и  поддержка, которые проявляют  оба родителя, существенно помогают  ребенку. Некоторые исследователи  наблюдали, что характер продолжающихся  отношений между родителем и  ребенком гораздо важнее, чем  присутствие обоих родителей  дома. На самом деле, иногда развод  является более позитивным вариантом  для ребенка, чем совместное  проживание с обоими родителями, которые постоянно спорят и  борются друг с другом. [6; стр.188]

Последствия развода, проявляющиеся в повседневной жизни. Сразу после развода родителей  дети, особенно в возрасте от 5 до 7 лет, часто кажутся сбитыми с толку, растерянными. Они проявляют признаки неустойчивого поведения дома, а  также в школе. Их повседневная жизнь  претерпевает серьезные изменения, и их понимание социального мира нарушается. Привычный образ семейной жизни развалился на глазах. Если в  прошлом этот мир был предсказуем: каждый вечер все возвращались с  работы, садились ужинать, а ровно  в 9 часов ребенка укладывали спать, то теперь все изменилось. Поэтому дети часто проверяют, насколько справедливы эти привычные правила, чтобы увидеть, остался ли мир таким, каким он был прежде. От своей матери ребенок может услышать: «Я знаю, не очень-то хорошо, что папа больше не приходит домой. Но это не значит, что ты не должен ложиться спать в 9 часов. Тебе все равно завтра нужно рано вставать и идти в школу. И отдых тебе все так же необходим».

Для многих детей  негативные эффекты развода и  последующая демонстрация ими негативных моделей поведения минимальны и  являются относительно временными. Однако, другие дети испытывают проблемы и в социальной, и в эмоциональной, и в учебной сфере. Даже у тех из них, кто вначале, казалось, хорошо справлялся с последствиями развода, серьезные проблемы с адаптацией иногда возникают позже, при вступлении ,в подростковый возраст, в начале достижения половой зрелости. «По сравнению со своими сверстниками из полных семей подростки из разведенных семей с удвоенной или даже утроенной вероятностью могут бросить школу, забеременеть или начать демонстрировать асоциальное и делинквентное поведение. Подобные проблемы могут оставаться актуальными и в период ранней взрослости.

Однако, для детей, забираемых из домов, среда которых  отличается разрушительностью и  жестокостью, это часто является благоприятным событием. В долговременной перспективе большинство детей  оказываются достаточно жизнестойкими  и адаптивными, чтобы справиться с разводом родителей. И опять  же, в значительной степени это  зависит от того, как именно разъезжаются родители и что они делают после  этого. [7; стр.26] 

Информация о работе Влияние полных и неполных семей на развитие ребенка