Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:07, дипломная работа
Целью данной работы является исследование особенностей восприятия семьи детьми 9-10 лет из полных и неполных семей. Как изменяется и развивается личность ребенка в младшем школьном возрасте? Фрейд называл этот период латентной стадией. Он считал, что для большинства детей возраст от 6 до 12 лет – время, когда их ревность и зависть (а также сексуальные импульсы) отступают на задний план. Поэтому большинство детей могут перенаправлять свою эмоциональную энергию на отношения со сверстниками, творчество и выполнение обязанностей в школе или обществе....
Введение ……………………………………………………………………….… 3
I глава. Влияние семьи на развитие ребенка …………………………………. 6
Раздел 1. Понятие «семья» в психологии ……………………………………... 6
Семья как система ……………………………………………….. 6
Семья как малая группа …………………………………………. 7
Семья как персональная микросфера развития ребенка ……… 8
Выводы по первому разделу ………………………………………………… ..10
Раздел 2. Ребенок в семье …………………………………………………...… 11
2.1. Стили родительского поведения ………………………………………... 11
2.2. Братья и сестры ………………………………………………………..….. 16
2.3. Бабушки и дедушки …………………………………………………….... 19
2.4. Взаимоотношения родителей и детей …………………………………... 19
2.5. Жестокое обращение с детьми …………………………………….……. 21
2.6. Объяснения жестокого обращения с детьми …………………………..... 24
2.7. Дисциплина и саморегуляция …………………………………………... 26
2.8. Влияние родителей на успех в школе ………………………………….. 27
Выводы по второму разделу ………………………………………………..… 29
Раздел 3. Изменяющаяся природа семьи. …………………………………….. 30
3.1. Семья и стресс …………………………………………………………….. 30
3.2. Неполные семьи: факторы риска и возможности …………………..… 30
3.3. Дети развода ……………………………………………………………… 33
3.4. Воссозданные семьи …………………………………………………….... 37
Выводы по третьему разделу …………………..………………………………40
II глава. Исследовательская работа ………………….………………………. 42
Раздел 1. Материалы и методы исследования ……………………………… 42
Описание групп ……………………………………………….……….. 42
Описание методик …………………………………………..…………. 42
Раздел 2. Результаты исследования и их анализ …………………………… 48
2.1. Анализ опроса ………………………………………..…………….……. 49
2.2. Результаты исследования семейных отношений по кинетическому рисунку семьи …………………………………………………………………. 50
2.3. Результаты исследования по методике Рене Жиля ………………….… 52
2.4. Результаты исследования родителей по методике PARI ……….…….. 58
Заключение ………………………………………………………………..…… 66
Выводы ……………………………………………………………………..….. 70
Список использованной литературы …………………………………….….. 71
Результаты исследований
показывают, что сплоченные, легко
приспосабливающиеся к новым
обстоятельствам семьи, склонные к
открытости в общении и обладающие
хорошими навыками решения проблем,
лучше переносят стрессовые события.
Также являются ценными системы
общественной поддержки: соседи, родственники,
друзья или группы взаимопомощи. [5;
стр.22]
3.2.
Неполные семьи:
факторы риска
и возможности
Дети, растущие
в бедной семье, где главой является
мать, подвержены риску во многих отношениях.
Отсутствие отца снижает как их социальный,
так и экономический статус. Женщины,
возглавляющие такие семьи, нередко
отличаются психологической
Дети, растущие
в таких семьях, могут испытывать
разного рода затруднения, которые
сказываются как на психологической
зрелости, так и на их умственном
развитии. В результате они, как правило,
реже, чем другие дети, повышают свой
социально-экономический
Исследователями
предпринимались попытки
Особенно трудно
приходится тому родителю, который
воспитывает детей один. Подавляющее
большинство таких родителей
составляют работающие матери. В середине
1970-х годов у каждого
Семьи матерей-одиночек. Что стоит за стремительно растущим количеством семей, возглавляемых матерями-одиночками? Существует целый ряд факторов. В 60-х и 70-х годах XX века это было связано с увеличением числа разводов, сопровождавшихся традицией вверять заботу о детях матери. Еще один сильный прирост числа неполных семей произошел в связи с увеличением числа матерей, никогда не состоявших в браке.
Ученые уже
давно подчеркнули, что важным фактором
этих перемен является улучшение
социальных и экономических условий
жизни женщин. Они сделали вывод,
что лучшие шансы найти работу
и повышение статуса матерей-
Расширенные семьи наиболее часто включают а себя одного из родителей одинокой матери, а также других членов семьи и людей, не состоящих с ней в прямом родстве. Таким образом, эти семьи являются источником дополнительных финансовых, психологических и социальных ресурсов для матери-одиночки, и она может чувствовать себя не столь одинокой или перегруженной заботой о ребенке. Кроме того, если другие члены семьи участвуют в домашнем хозяйстве, на плечи матери ложится меньше рутинной работы по дому.
Семьи отцов-одиночек. Хотя по сих пор не так много отцов остается опекунами своих детей после развода, их число постепенно увеличивается.
Отцы-одиночки во многом сталкиваются с теми же проблемами, что и одинокие матери. Однако их финансовое положение обычно более прочное. Одно из исследований отцов-одиночек показало, что многие из них до развода принимали самое активное участие в воспитании своих детей.
Большинство отцов-одиночек
сохраняют тесные эмоциональные
контакты со своими детьми, отдают много
сил и средств заботе о них
и очень переживают, если им не удается
удовлетворить их запросы или
проводить с ними достаточно времени.
Родительский опыт, однако, не всегда подготавливает
их к тем трудностям, с которыми
они встречаются, когда им приходится
работать и одновременно с этим воспитывать
детей. Многие отцы-одиночки испытывают
те же чувства одиночества и
Семь указаний одинокому родителю
1. Принятие ответственности
и всех возникающих проблем.
Это требует позитивной
2. Признание
приоритета родительской роли. Родители,
добивающиеся успеха в
3. Соблюдение
твердой, но не ставящей во
главу угла наказание
4. Стремление
к большей открытости в
5. Поощрение
индивидуальности в рамках
6. Признание необходимости заботы о себе. Родители должны уделять себе достаточно внимания, чтобы быть в состоянии помогать детям.
7. Внимание к
ритуалам и традициям, в том
числе соблюдение режима дня,
традиции отмечать праздники
и проводить другие семейные
мероприятия. [8; стр.203]
3.3.
Дети развода
Психологические
последствия развода. Распад семьи
имеет для детей много
Когда один из родителей наконец покидает семью, дети могут бояться того, что другой родитель тоже оставит их. Ребенок может чувствовать печаль, смятение, гнев или тревогу. Он может стать подавленным или начать демонстрировать разрушительное поведение в школе или дома. Многим детям (особенно маленьким) кажется, что это они виноваты в разводе родителей и если бы они вели себя лучше, то, возможно, папа и мама не расстались. Иногда они пытаются вновь соединить родителей, стараясь вести себя безупречно либо погружаясь в фантазии об их примирении. Многие родители еще больше усложняют ситуацию тем, что вначале не уверены в окончательности развода и, возможно, делают неудачные попытки опять соединиться, рождая, таким образом, в детях ложные надежды.
Во время и
после развода отношения
Среди наиболее важных факторов, определяющих реакцию детей на развод родителей, выделяются следующие.
1. Враждебность,
которой сопровождается развод.
При высоком уровне
2. Количество
перемен, совершившихся в
3. Характер отношений
родителей с детьми. Любовь и
поддержка, которые проявляют
оба родителя, существенно помогают
ребенку. Некоторые
Последствия развода, проявляющиеся в повседневной жизни. Сразу после развода родителей дети, особенно в возрасте от 5 до 7 лет, часто кажутся сбитыми с толку, растерянными. Они проявляют признаки неустойчивого поведения дома, а также в школе. Их повседневная жизнь претерпевает серьезные изменения, и их понимание социального мира нарушается. Привычный образ семейной жизни развалился на глазах. Если в прошлом этот мир был предсказуем: каждый вечер все возвращались с работы, садились ужинать, а ровно в 9 часов ребенка укладывали спать, то теперь все изменилось. Поэтому дети часто проверяют, насколько справедливы эти привычные правила, чтобы увидеть, остался ли мир таким, каким он был прежде. От своей матери ребенок может услышать: «Я знаю, не очень-то хорошо, что папа больше не приходит домой. Но это не значит, что ты не должен ложиться спать в 9 часов. Тебе все равно завтра нужно рано вставать и идти в школу. И отдых тебе все так же необходим».
Для многих детей негативные эффекты развода и последующая демонстрация ими негативных моделей поведения минимальны и являются относительно временными. Однако, другие дети испытывают проблемы и в социальной, и в эмоциональной, и в учебной сфере. Даже у тех из них, кто вначале, казалось, хорошо справлялся с последствиями развода, серьезные проблемы с адаптацией иногда возникают позже, при вступлении ,в подростковый возраст, в начале достижения половой зрелости. «По сравнению со своими сверстниками из полных семей подростки из разведенных семей с удвоенной или даже утроенной вероятностью могут бросить школу, забеременеть или начать демонстрировать асоциальное и делинквентное поведение. Подобные проблемы могут оставаться актуальными и в период ранней взрослости.
Однако, для детей,
забираемых из домов, среда которых
отличается разрушительностью и
жестокостью, это часто является
благоприятным событием. В долговременной
перспективе большинство детей
оказываются достаточно жизнестойкими
и адаптивными, чтобы справиться
с разводом родителей. И опять
же, в значительной степени это
зависит от того, как именно разъезжаются
родители и что они делают после
этого. [7; стр.26]
Информация о работе Влияние полных и неполных семей на развитие ребенка