Влияние художественной литературы на развитие читательских интересов и речевое развитие дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:48, контрольная работа

Описание работы

Художественная литература обогащает эмоциональную жизнь, помогает нравственному воспитанию. Маленький ребенок верит слову художника. Слушая рассказ или сказку, он живет жизнью героев, как бы сам становится участником событий, сочувствует положительному герою, осуждает зло. События, о которых идет речь в литературном произведении, затрагивают чувства ребенка, волнуют его.

Содержание

Введение……………………………………………………………….........1.
Основная часть
1.Особенности восприятия детьми литературных произведений..….......................................................................................3.
1.1. Особенности восприятия литературы у детей на разных
этапах дошкольного возраста…………………………...
2.Формы художественно - речевой деятельности детей
вне занятий...........................................................................................
2.1. Литературные утренники и самодеятельные
литературные концерты..............................................................
Заключение………………………………………………………………...12.
Список использованной литературы…………………………………… Приложение…………………………………………………………………14.

Работа содержит 1 файл

контрольная по развитию речи.doc

— 92.01 Кб (Скачать)

     Вне занятий выделяются два направления:

     1.Педагог целенаправленно организует дошкольников для восприятия произведений.

     2.Самостоятельное использование произведений детьми по их собственной инициативе при косвенном участии взрослого.

     Самостоятельная работа с детьми организуется  в пределах литературно-художественной зоны, часть которой является уголок книги. Его организацию изучали Карбушева Г. А., Флерина Е.А., Федоренко Л. П. и др.. Алексеева М. М., Яшина В. И. обобщили опыт работы с книжным уголком.

     Уголок книги в детском саду - это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть и «перечитать» её. Федоренко Л.П. определил уголок книги как «своеобразный информационный центр». В нем формируется бережное отношение к книге, более глубоко осознается авторский замысел и идея произведения. Рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству.

     Требования к устройству уголка (1, С. 367):

     Удобное расположение - спокойное место, удаленное от дверей.

     Хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света (недалеко от окна, наличие светильника вечером).

     Эстетичность оформления - уголок книги должен быть уютным, привлекательным. О важности эстетики оформления говорила Флерина Е.А..

     Подбор литературы и педагогическая работа, организация в уголке книги должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

     В старших группах появляются избирательные читательские интересы, поэтому главным правилом подбора произведений для уголка книги является удовлетворение этих многообразных интересов. Каждый из детей должен найти в уголке книгу по своему желанию и вкусу. На книжную витрину можно поместить одновременно 10-12 разных книг, из которых:

     2-3 сказочных произведения;

     стихи, рассказы, знакомящие с историей нашей Родины, с ее сегодняшней жизнью;

     2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях;

     издание произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях;

     юмористические книги со смешными картинками (С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, М. Зощенко, Н. Носова, В. Драгунского, Э. Успенского и др.)

     интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома;

     толстые книжки.

     Кроме книг, в книжном уголке могут находиться и разнообразные альбомы для рассматривания. Это могут быть как специально созданные художниками альбомы, так и составленные самими детьми вместе с воспитателем из открыток, рисунков. Там же находится ящик с материалами для ремонта. Летова И. предлагала в книжном уголке располагать «книгу» из рассказов детей.

     Карбушева Г. А. предлагает использовать следующие виды работы в книжном уголке :

     Рассматривание полюбившихся произведений.

     Совместный с детьми отбор книг для книжного фонда, разрисовка карточек для «читателей», оформление библиотеки.

     Подготовка книжки своих рисунков, подбор книг по теме.

     Ремонт книг, подклеивание старых и любимых в «книжкиной больнице».

     Обслуживание читателей в игре «Библиотека», «Книжный киоск», «Музей».

     Не редко в старших группах устраиваются тематические выставки. Их цель - углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему.

     Правила организации выставки:

     Тема выставки должна быть, актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника-иллюстратора, с содержанием планируемого утренника);

     Необходим особый, тщательный отбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния;

     Выставка должна быть непродолжительной по времени (не более 3-4 дней).

     Любимым занятием детей является рассматривание литературы. Надо учить детей рассматриванию иллюстраций, их обсуждению. Детей часто привлекают второстепенные детали, тогда как, иллюстрация должна полностью соответствовать художественному тексту - изображать главных героев произведений, передавать портретное и внутреннее сходство изображений в иллюстрациях с их образами в тексте. Можно обсудить с детьми, какими художественными средствами подчеркивается особенность характера героев, его настроение. «Но после того, как книжка прочитана, внимание детей фиксировано на ее содержании, воспитатель должен показать иллюстрацию к ней. Дети узнают на них героев, вещи события, о которых шла речь в тексте. При повторном чтении книжки после рассматривания иллюстраций словарный материал усваивается детьми очень интенсивно» .

     Как отмечает Федоренко Л.П., «театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание этих произведений. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях: подготовка декораций, создание и обсуждение сценариев».

     Федоренко предлагает использовать различные виды театров: игрушек, театр петрушки, теневой театр, картонный, театр картинок. Дети очень любят эти игры, напоминающие театральные представления, где одна часть детей является артистами, а другая - зрителями. Встречи с литературными героями радуют детей, помогают им лучше понять произведение, обогащают язык, способствуют развитию творческого воображения, уверенности в себе, смелости, находчивости. Наиболее удобным материалом для таких игр служат, тексты литературных произведений, в которых преобладает диалогическая форма. Большое значение для игр-драматизаций имеют декорации. Они помогают развить творчество детей, создать впечатление настоящего спектакля. Для декорации можно использовать имеющиеся в группе предметы - стол, стулья, строительный материал.

     В систему методов и приемов воспитания детей Федоренко Л.П. предлагает включить слушание и просмотр радио- и телепередач для детей. Слушание и просмотр детьми телепередач требует внимательного руководства со стороны воспитателей и родителей. Отмечено, что частые просмотры создают обстановку пресыщения зрелищами и снижают внимание детей. После просмотра мультфильма полезно побеседовать с детьми о нем. Беседа начинается вопросом: «Вам понравился этот фильм?». Далее следуют вопросы воспитателя, рассчитанные для выяснения того, как дети поняли содержание. При организации просмотра телепередач, воспитатель должен понимать, что правильно выбранные передачи способствуют расширению знаний детей о мире.

     Радиопередачи, требуя от ребенка внимания к слову, в огромной степени развивают его речь и интеллект. Слушая интересную радиопередачу, малыши рисуют (мысленно) события, героев, картины природы, т.е. соотносят слова с предметами и явлениями внеязыковой действительности. После прослушивания воспитатель организует обсуждение радиопередачи. Дети с помощью вопросов воспитателя пересказывают содержание, выражают отношение к рассказу, поступками героев, событиям.

     Воспитатель готовит детей к слушанию радио с помощью озвучивания диафильмов. Как отмечает Бородич А.М. (8), в методике важна предварительная подготовка детей к просмотру: чтение экранизированной сказки или другого произведения, близкого к ней по теме, рассматривание картин, близких по содержанию фильму, беседа с детьми. Эту работу проводят за несколько дней до показа. Перед демонстрацией диафильма желательно вступительное слово воспитателя.

     Рекомендуются различные приемы показа: речевое сопровождение сеанса, повторный показ в сочетании с детским рассказом. В работе с детьми седьмого года жизни используют такой прием, как придумывание маленьких рассказов к отдельным кадрам фильма при вторичном его просмотре. Эффективность зрелища будет выше, если воспитатель закрепит полученные впечатления в процессе рисования, лепки, в игре, беседе и т.д. 
 

     2.1. Литературные утренники и самодеятельные литературные концерты.

      

     В подготовительной группе используются своеобразные формы работы с художественной литературой: литературные утренники и самодеятельные литературные концерты. При проведении литературного утренника максимально используются творческие возможности детей.  Утренник может быть посвящен юбилею или творчеству любимого детьми писателя. Они решают задачу пропаганды книги, воспитание с помощью книги и проводятся как небольшой концерт по материалам книг. В подготовке и проведении праздника принимает участие большое количество детей. 

     Бородич А. М. определила структуру утренника:

     Торжественное открытие.

     Вступительное слово ведущего.

     Осмотр праздничного оформления, выставки.

     Концертные номера, связанные между собой объяснениями и рассказами ведущего, которые должны быть интересны и доступны детям.

      Литературные игры, викторины.

     Заключение - преподнесение всем подарков, более подробное рассмотрение выставки.

     Дети 6-7 лет могут устраивать своими силами концерты для малышей. Они могут исполнять роль организаторов и ведущих, самостоятельно составлять программу, распределить роли. Затем проводят репетиции, готовят помещение. Такой концерт длится 10-15 минут. Программа его может быть самой разнообразной (например, игра - драматизация, кукольный театр).

     Литературные игры и викторины оживляют работу, развлекают детей, будят здоровую любознательность, расширяют знания. Они вносят дух соревнования, создают интерес к произведениям, развивают внимание, заставляют вспомнить прочитанное, сопоставлять, думать. 

     Организацию литературных концертов и викторин необходимо досконально продумать, иначе неизбежны шум, гвалт и, что самое недопустимое, обиды и даже необъективность оценки детских достижений. Особое значение придается подготовительному этапу, который включает чтение книг, организацию книжной выставки, предварительное ознакомление с вопросами и т.д. 

Примерные вопросы для литературной викторины: 

* Из какой русской народной сказки эти отрывки?

Курочка кудахчет:

"Не плачь, дед, не плачь, баба,

Я снесу вам яичко другое,

Не золотое - простое". ("Курочка Ряба".) 

- Я мышка-норушка! А ты кто?

- А я лягушка-квакушка.

- Иди ко мне жить!

И стали они жить вдвоем. ("Теремок".) 

Кликнула кошка Машка мышку. Мышка за Машку, Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку... ("Репка".) 

* К каким художественным произведениям относятся эти иллюстрации?

Волк, опустивший хвост в прорубь (русская народная сказка "Лисичка-сестричка и волк"). 

Слон, оживленно разговаривающий по телефону (К. Чуковский "Телефон"). 

Бычок, качающийся на доске (А. Барто "Бычок"). 

Большой ящик, в котором лежат апельсины и Чебурашка (Э. Успенский "Крокодил Гена и Чебурашка"). 

* Вставьте недостающие слова в стихотворения А. Барто.

Идет... качается, Вздыхает на ходу:

- Ох, доска кончается, Сейчас я упаду! (Бычок.) 

Я люблю свою... (лошадку),

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости. 

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине:

Кот кататься не привык

Опрокинул... (грузовик). 

(Самолет)... построим сами,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме. 

* Назовите авторов следующих литературных произведений.

"Муха-цокотуха" (К. Чуковский).

Информация о работе Влияние художественной литературы на развитие читательских интересов и речевое развитие дошкольников