Влияние художественной литературы на развитие читательских интересов и речевое развитие дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:48, контрольная работа

Описание работы

Художественная литература обогащает эмоциональную жизнь, помогает нравственному воспитанию. Маленький ребенок верит слову художника. Слушая рассказ или сказку, он живет жизнью героев, как бы сам становится участником событий, сочувствует положительному герою, осуждает зло. События, о которых идет речь в литературном произведении, затрагивают чувства ребенка, волнуют его.

Содержание

Введение……………………………………………………………….........1.
Основная часть
1.Особенности восприятия детьми литературных произведений..….......................................................................................3.
1.1. Особенности восприятия литературы у детей на разных
этапах дошкольного возраста…………………………...
2.Формы художественно - речевой деятельности детей
вне занятий...........................................................................................
2.1. Литературные утренники и самодеятельные
литературные концерты..............................................................
Заключение………………………………………………………………...12.
Список использованной литературы…………………………………… Приложение…………………………………………………………………14.

Работа содержит 1 файл

контрольная по развитию речи.doc

— 92.01 Кб (Скачать)
 
 

                                                Содержание.

Введение……………………………………………………………….........1.

Основная часть

      1.Особенности восприятия детьми литературных  произведений..….......................................................................................3.

       1.1. Особенности восприятия литературы у детей на разных

               этапах дошкольного возраста…………………………...

      2.Формы художественно - речевой деятельности детей

вне занятий...........................................................................................

      2.1. Литературные утренники и самодеятельные

            литературные концерты..............................................................  

Заключение………………………………………………………………...12.

Список использованной литературы…………………………………… Приложение…………………………………………………………………14. 

Введение 

     Ценность произведений художественного слова заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка. Прежде всего, реалистические рассказы, сказки, стихи являются для маленького ребенка одной из форм познания окружающей действительности, учат мыслить, чувствовать, понимать. С каждым днем расширяется его личный опыт через непосредственное наблюдение и восприятие.

     Художественное слово помогает ребенку уточнить и закрепить знания, постепенно обогащает новыми понятиями и представлениями. Художественная форма реалистического изображения явлений действительности облегчает ребенку знакомство с окружающей его жизнью.

      Художественная литература обогащает эмоциональную жизнь, помогает нравственному воспитанию. Маленький ребенок верит слову художника. Слушая рассказ или сказку, он живет жизнью героев, как бы сам становится участником событий, сочувствует положительному герою, осуждает зло. События, о которых идет речь в литературном произведении, затрагивают чувства ребенка, волнуют его.

     Произведения детской художественной литературы помогают ребенку выработать то или иное отношение к явлениям окружающей жизни, поступкам людей, содействуют воспитанию основ  морали. Интересное содержание детской книги показывает примеры дружбы, честности, трудолюбия. Художественное слово также создает представление о правилах поведения, нравственных нормах, заставляя ребенка искать и находить их проявление в реальной жизни.

     В самом деле, невозможно переоценить воспитательное значение первых книг, которые окажутся перед глазами ребенка. Ведь книги для дошкольников служат воспитанию первых общественных навыков и формированию личности. Книги призваны расширять представления о мире, знакомить с природой и с вещами, которые постоянно окружают ребенка. Они помогают малышу активно овладевать речью, чувствовать красоту и выразительность родного слова.

     Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах Флериной Е. А., Кониной М. М., Карпинской Н. С.. Особенности восприятия художественной литературы дошкольниками - в работах Запорожца А. В., Флериной Е. А., Репиной Т. А., Понкратовой Л. Я., Гурович Л. М..

     «Обучение ребенка чтению - дело чрезвычайно ответственное, ведь от того, как сложатся его отношения с книгой, во многом зависит его дальнейшая жизнь ». 
 

     1. Особенности восприятия детьми дошкольного возраста литературных произведений. 

     Процесс восприятия литературы можно рассматривать как психическую деятельность, суть которой заключается в воссоздании художественных образов, заключенных в авторских словесных описаниях. Конечная цель этой деятельности - освоение художественного смысла произведения, в котором отображается действительность.

     Особенности восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста исследовались Выготским Л.С., Рубинштейном С.Л., Тепловым Б.М., Запорожцем А.В., Никифоровой О.И., Флериной Е.А., Карпинской Н.С., Гурович Л.М., Левиной Е. Р., Русевым  П., Полозовой Т. Д. 

     Карпинская Н. С. отмечала, что дети дошкольного возраста еще не читатели, а слушатели. Умение слушать литературное произведение формируется у дошкольников в процессе  воспитания, при активном воздействии взрослого и достигает все более высокого уровня, по мере того как развивается и совершенствуется мышление детей. В исследованиях Карпинской Н. С. замечена также закономерность: «Чем теснее связь между содержанием художественного произведения и жизненным опытом дошкольников, тем эмоциональнее их восприятие». Важно учитывать положение о связи художественной литературы с жизнью. Художественный текст должен вызывать у детей образы знакомого им реального мира и вместе с тем расширять их знания о нем.

     О.И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения 3 стадии: 

     1. Непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов произведения. При чтении произведения те или иные образы обычно вызывают у читателя мысли.

     2. Понимание идейного содержания произведения. Полное понимание идеи возможно лишь по прочтении всего произведения в целом (в основе лежит мышление).

     3. Влияние художественной литературы на личность читателя как результат восприятия произведений (через чувства и сознание).

     А.В. Запорожец выделяет такую особенность восприятия художественного произведения дошкольником как «не эгоцентричность». «Восприятие художественного произведения носит чрезвычайно активный характер: ребенок ставит себя на место героя, борется с его врагами, мысленно действует с ним… Ребенок не хочет и не умеет занять позиции стороннего наблюдателя по отношению к описываемым в сказке событиям. Он пытается вмешаться в события, принять сторону того или иного действующего лица, стремится к реализации целей положительного персонажа не только мысленно, но и действенно».

     Е.А. Флерина также отмечает «наивность детского восприятия»: дети не любят плохого конца. «Малышей не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Они стремятся сразу же выделить положительных героев, безоговорочно принимают их позиции и становятся в резко отрицательное отношение ко всем, кто препятствует осуществлению их замыслов».  
 

     1.1.Особенности восприятия литературы у детей на разных этапах дошкольного возраста. 

     На основании исследований педагогов и психологов Гурович Л. М. выделила особенности восприятия литературы у детей на разных этапах дошкольного возраста.

     Возрастные особенности восприятия дошкольниками художественной литературы:

     1. Младшая группа (3-4 года). В этом возрасте дети понимают основные факты произведения, улавливают динамику событий. Понимание при этом тесно связано непосредственным личным опытом. Понимание сюжета у детей этого возраста бывает нередко фрагментарным, внеконтекстным. Дети лучше осмысливают начало сказки, действие героя и конец произведения. В произведении дети устанавливают наиболее простые связи, прежде всего последовательность событий. В центре восприятия литературного произведения - герой. Детей интересует внешность героя, его действия, поступки. Представить героя, воссоздать его образ в воображении самостоятельно дети не могут и требуют иллюстрации, помогающей увидеть героя и каждое его действие. В поведении героя они выделяют, прежде всего, его действия, но не видят еще переживаний, скрытых мотивов поступков.

     Эмоциональное отношение детей к героям ярко окрашено. Активно содействуя с героем в воображаемой ситуации, дети пытаются вмешаться в события (прерывают чтение, бьют изображения героя и т.п.), вместе с этим эмоциональное отношение к героям в этом возрасте нередко бывает внеклассным. Оно определяется чаще всего ограниченным жизненным опытом детей, который не всегда совпадает с данными текста.

     2. Средняя группа (4-5 лет). Изменения в понимании литературного произведения связано с увеличением у детей круга конкретных представлений, с расширением опыта знаний и отношений. Дети более осмысленно воспринимают литературные произведения. Они легко устанавливают простые, последовательные причинные связи в сюжете. Могут вычленить из цепи событий нужное. Однако скрытые, замаскированные события и замыслы дети еще не осознают, или осознают с большим трудом. При восприятии героя дети 4-5 лет, как и в предыдущем возрасте, ориентируются на его поступки, хорошо видят простые, так называемые открытые мотивы поступков. Скрытые же мотивы поступков героя, связанные со сложными внутренними переживаниями, детьми еще непонятны. При характеристике героя дети выделяют один наиболее яркий, который и выступает для них как главный в характеристике героя. Например, дети положительно оценивают главную героиню рассказа В. Осеевой «Добрая хозяюшка» за то, что она любила своих животных, но игнорируют при этом ту легкость, с которой она расставалась со своими друзьями, меняла их на новых. Эмоциональное отношение к героям в этом возрасте более контекстно, чем в предыдущем. Активно содействуя герою, дети определяют свое эмоциональное отношение к нему, прежде всего оценкой поступков героя, которая при этом более устойчива и объективна, чем у детей 3-4 лет.

     3. Старшая группа (5-6 лет). В этот период в какой-то мере утрачивается яркая, внешне выраженная эмоциональность детей, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла. В этом возрасте дети способны понять в литературном произведении такие события, каких подчас не было в их собственном непосредственном опыте. В связи с этим возникает возможность знакомить детей с познавательными произведениями в доступных и интересных им формах. Поэтому наиболее любимыми и популярными у детей становятся «длинные» произведения, «толстые» книжки, такие, как «Золотой ключик» А. Толстого, «Чипполино» Д. Родари, «Приключения незнайки» Н. Носова и др.

     У детей в этом возрасте появляется литературный опыт, который проявляется в сознательном отношении к авторскому слову.

     Воспринимая литературное произведение в единстве содержания и формы, ребенок впервые становится способным к осознанию словесного образа, к отношению к нему как авторскому приему. При восприятии литературного героя дети воспринимают главным образом его действия и поступки, но начинают учитывать и некоторые его переживания, пока еще наиболее простые, ярко выраженные - страх, слезы, радости. В связи с этим детям становится доступен более сложный герой, а не только однозначный, лишенный внутренних переживаний. Ребенок теперь не просто активно содействует герою, но и сопереживает с ним, сочувствует ему. Сопереживание помогает ребенку осознавать более сложные мотивы поступков героев, связанные не только с действиями, но и переживаниями, чувствами.

     Усложняется эмоциональное отношение детей к героям, оно в редких случаях бывает чисто субъективным. Чаще всего эмоциональное отношение зависит от оценки ребенком поступков героя, опираясь на характеристику героя в произведении, становится более адекватным авторскому замыслу.

     4. Подготовительная к школе группа (6-7 лет). В этот период дети начинают осмысливать многие произведения не только на уровне установления связей между внешними факторами, но и начинают проникать в их внутренний смысл, в эмоциональный подтекст. Понимание литературного героя становится более сложным. Дети видят в его поведении разнообразные, а иногда и противоречащие поступки, а в его переживаниях они выделяют не только ярко выраженные внешние чувства (страх, слезы, боязнь), но и более сложные (стыд, неудобство, боязнь за другого). Дети осознают более сложные, скрытые мотивы поступков.

     В связи с этим усложняется эмоциональное отношение к героям, оно чаще всего не зависит от отдельного, даже наиболее яркого поступка, а обосновывается с учетом всей коллизии произведения. Такое отношение предполагает способность ребенка не только содействовать и сопереживать с героем, но и рассматривать события с авторской точки зрения.

     Таким образом, изучение особенностей восприятия и понимания литературного произведения на разных этапах дошкольного возраста позволяет видеть постепенно возрастающие возможности детей в художественном восприятии. Определить формы работы с детьми и отобрать средства ознакомления с литературой. 
 

     2. Формы художественно - речевой деятельности детей вне занятий. 

Информация о работе Влияние художественной литературы на развитие читательских интересов и речевое развитие дошкольников