Влияние дидактических игр на процесс формирования словаря детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 11:29, курсовая работа

Описание работы

На всех этапах исторического развития человечества ценились и были достойны восхищения люди, имеющие богатый словарный запас. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребёнка. И, напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого умственного развития. На современном этапе исследователями доказана огромная роль дошкольного детства в накоплении знаний, формировании словарного запаса. Словарный запас детей формируется за счёт познания окружающей действительности, предметного мира, что доказано в психологии.
Проблемой формирования словаря детей дошкольного возраста занимались многие исследователи. Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики осуществляли Е.И. Тихеева, М.М. Конина, Л.А. Пеньевская, В.И. Логинова, В.В. Гербова, А.П. Иваненко, В.И. Яшина. Специфика усвоения слова как лексической системы, его связи с другими лексическими единицами изучали Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.
Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы педагогами. Организация дидактических игр хоть и является традиционным методом в дошкольном образовании, но требует творческого подхода, обновления методики их проведения за счёт поиска эффективных приёмов руководства, мотивации детей. Исходя из выше изложенных теоретических положений, мы сформировали цель и задачи исследования.
Цель исследования заключается в изучении влияния дидактических игр на процесс формирования словаря детей старшего дошкольного возраста.
Объектом нашего исследования является процесс развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования выступают дидактические игры, как средство ознакомления с качествами и свойствами предметов.
Задачи:
1. В процессе анализа психолого-педагогической и методической литературы выявить сущность словарной работы в ДОУ и её основные направления.
2. Раскрыть особенности усвоения словаря детей в старшем дошкольном возрасте.
3. Наметить основные пути формирования представлений о качествах и свойствах предметов.
4. Провести специальную экспериментальную работу по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе организации дидактических игр по ознакомлению с качествами и свойствами предметов.

Содержание

Введение
1. Формирование словаря детей в дошкольном возрасте
1.1 Особенности формирования словаря детей в дошкольном возрасте
1.2 Задачи детского сада по формированию словаря детей
1.3 Методика формирования словаря на занятии и вне занятия
2. Использование игр в развитии словаря
2.1 Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста
2.2 Виды дидактических игр
2.3 Руководство дидактической игрой на занятии и вне занятий
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

5. В развитии  словаря детей дошкольного возраста  выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов. 

6. Одним из  средств развития словаря детей  дошкольного возраста является  дидактическая игра. Методика проведения  словарных дидактических игр  в разных возрастных группах определяется содержанием словарной работы, возрастными особенностями детей и другими факторами. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Дидактические игры как средство развития словаря  старших дошкольников

Submitted by yurii on Ср, 09/14/2011 - 13:05 Тема работы Дидактические игры как средство развития словаря старших

 дошкольников

Вид  Курсовая работа

Год защиты 2010-2011 гг.

Как заказать Пишите, звоните, используя контактные данные сайта

Дополнительные  возможности Можно заказать любую интересующую Вас доработку или работу на 

 совершенно иную тему

План работы 

Введение 2 

 Глава 1 Теоретические  аспекты использования дидактических  игр для

 развития  словаря старших дошкольников 5 

1.1 Понятие дидактической  игры и ее значение как средства  развития 5 

1.2 Возрастные  и индивидуальные особенности  детей старшего дошкольного

 возраста 15 

1.3 Методика  развития словаря старших дошкольников  с использованием

 дидактических  игр 22 

 Глава 2 Практическое  применение методов развития  словаря старших

 дошкольников посредством дидактических игр 35 

2.1 Анализ развития  словаря старших дошкольников 35 

2.2 Проектирование  формирующего эксперимента по  развитию словаря старших

 дошкольников  с использованием дидактических  игр 37 

 Заключение 42 

 Список литературы 45 

 Приложение 47 
 
 

 

Актуальность  работы Актуальность темы курсовой работы особенно видна на фоне

 социально-культурных, экономических, политических преобразований  в

 современном  обществе. Несмотря на предъявляемые  школьной программой и

 культурными  запросами населения требованиями к содержанию словаря

 старшего  дошкольника – уровень его  поддержать оказывается не так  то и

 просто вследствие  развития негативных процессов  снижения уровня речевой

 культуры  в обществе, существенного сужение  объема «живого» общения

 родителей  и детей; отсутствия единого  подхода к организации подготовки

 детей к  школе. В связи с этим, повышаются  требования к формированию

 словарного  запаса старшего школьника в  системе дошкольного образования.

 Это предполагает  также повышенное внимание к проблеме применения игровой

 деятельности  в процессе формирования словарного  запаса.

Цели и задачи работы Цель курсовой работы – разработать предложения по диагностике

 словарного  запаса и сформировать программу  с использованием

 дидактических  игр по обогащению словаря старших дошкольников. Задачи

 исследования: 

 ¾ Рассмотреть психологические особенности старшего дошкольного возраста

 как предпосылки,  позволяющие оптимизировать словарь  посредством

 дидактических  игр. 

 ¾ Разработать программу работы с детьми по формированию словаря

 посредством  дидактических игр. 

 

Список литературы (фрагмент, на каждый пункт 

списка в работе есть сноска) 

1. Аванесова  В.Н. Дидактическая игра как  форма организации обучения

 в детском  саду. –М.: Просвещение. 1972.  

2. Алексеева  М.М., Яшина Б.И. Методика развития  речи и обучения родному

 языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и  сред, пед. учеб.

 заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский  центр «Академия»,

2000.  

3. Бим-Бад Б.  М. Педагогические течения в начале двадцатого века. -М.,

1994. 

4. Борисенко  М. Г., Лукина Н. А. Скоро в  школу.— СПб.: Паритет, 2005. 
 

5. Виноградов  В.В. О культуре русской речи // Русская речь. – 1970. – №

3. 

6. Виноградова  Н. А., Позднякова Н. В. - Сюжетно-ролевые игры для ст.

 дошкольников (Дошкольное воспитание и развитие) –М., 2009. 

7. Волков, Б.  С. Детская психология в вопросах  и ответах: учеб. пособие

 для студентов  вузов / Б. С. Волков, Н. В.  Волкова. — М.: ТЦ Сфера, 2002. 
 

 

Информация о работе Влияние дидактических игр на процесс формирования словаря детей старшего дошкольного возраста