Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 11:29, курсовая работа
На всех этапах исторического развития человечества ценились и были достойны восхищения люди, имеющие богатый словарный запас. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребёнка. И, напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого умственного развития. На современном этапе исследователями доказана огромная роль дошкольного детства в накоплении знаний, формировании словарного запаса. Словарный запас детей формируется за счёт познания окружающей действительности, предметного мира, что доказано в психологии.
Проблемой формирования словаря детей дошкольного возраста занимались многие исследователи. Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики осуществляли Е.И. Тихеева, М.М. Конина, Л.А. Пеньевская, В.И. Логинова, В.В. Гербова, А.П. Иваненко, В.И. Яшина. Специфика усвоения слова как лексической системы, его связи с другими лексическими единицами изучали Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.
Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы педагогами. Организация дидактических игр хоть и является традиционным методом в дошкольном образовании, но требует творческого подхода, обновления методики их проведения за счёт поиска эффективных приёмов руководства, мотивации детей. Исходя из выше изложенных теоретических положений, мы сформировали цель и задачи исследования.
Цель исследования заключается в изучении влияния дидактических игр на процесс формирования словаря детей старшего дошкольного возраста.
Объектом нашего исследования является процесс развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования выступают дидактические игры, как средство ознакомления с качествами и свойствами предметов.
Задачи:
1. В процессе анализа психолого-педагогической и методической литературы выявить сущность словарной работы в ДОУ и её основные направления.
2. Раскрыть особенности усвоения словаря детей в старшем дошкольном возрасте.
3. Наметить основные пути формирования представлений о качествах и свойствах предметов.
4. Провести специальную экспериментальную работу по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе организации дидактических игр по ознакомлению с качествами и свойствами предметов.
Введение
1. Формирование словаря детей в дошкольном возрасте
1.1 Особенности формирования словаря детей в дошкольном возрасте
1.2 Задачи детского сада по формированию словаря детей
1.3 Методика формирования словаря на занятии и вне занятия
2. Использование игр в развитии словаря
2.1 Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста
2.2 Виды дидактических игр
2.3 Руководство дидактической игрой на занятии и вне занятий
Заключение
Список используемой литературы
Развитие речи
начинается у ребенка с трех месяцев,
с периода гуления. Это этап активной
подготовки речевого аппарата к произношению
звуков. Одновременно осуществляется
процесс развития понимания речи, т.
е. формируется импрессивная речь. Прежде
всего, малыш начинает различать интонацию,
затем слова, обозначающие предметы и
действия. К девяти-десяти месяцам он произносит
отдельные слова, состоящие из одинаковых
парных слогов (мама, папа). К году словарь
обычно достигает 10–12, а иногда и большего
количества слов (баба, киса, му, бэ и др.).
Уже на втором году жизни ребенка слова
и звукосочетания становятся для него
средством речевого общения, т. е. формируется
экспрессивная речь.
Речь малыша
развивается по подражанию, поэтому большую
роль в ее формировании играет четкая,
неторопливая, грамматически и фонетически
правильная речь взрослых. Не следует
искажать слова, имитировать детскую речь.
В этот период необходимо
развивать пассивный словарь (слова,
которые ребенок еще не произносит, с предметами).
Постепенно у малыша развивается активный
словарь (слова, которые он употребляет
в своей речи).
К двум годам
активный словарь у детей насчитывает
250–300 слов. В это же время начинается
процесс формирования фразовой речи.
Сначала это простые фразы из двух-трех
слов, постепенно, к трем годам, они усложняются.
Активный словарь достигает 800–1000 слов.
Речь становится для ребенка полноценным
средством общения. К пяти годам активный
словарь у детей увеличивается до 2500–3000
слов. Удлиняется и усложняется фраза,
улучшается произношение. При нормальном
развитии речи к четырем-пяти годам у ребенка
спонтанно корректируются физиологические
нарушения звукопроизношения. К шести
годам ребенок правильно произносит все
звуки родного языка, имеет достаточный
по объему активный словарь и практически
овладевает грамматическим строем речи.
Особенности развития
детского словаря достаточно полно
изучены в физиологии, психологии,
психолингвистике.
В развитии словаря
детей дошкольного возраста выделяют
две стороны: количественный рост словарного
запаса и его качественное развитие, т.
е. овладение значениями слов. Остановимся
кратко на характеристике каждой из сторон.
Количественный
рост словаря: дошкольный возраст –
период быстрого обогащения словаря. Его
рост находится в зависимости от условий
жизни и воспитания, поэтому в литературе
данные о количестве слов дошкольников
одного и того же возраста очень разнятся
между собой. Первые осмысленные слова
появляются у детей к концу первого года
жизни. В современной отечественной методике
нормой считается – 10 – 12 слов к году.
Развитие понимания речи в значительной
мере опережает активный словарь. После
полутора лет обогащение активного словаря
происходит быстрым темпами, и к концу
второго года жизни он составляет 300 –
400 слов, а к трем годам может достигать
1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря
происходит не только и не столько за счет
заимствования слов из речи взрослых,
сколько за счет овладения способами образования
слов. Развитие словаря осуществляется
за счет слов, обозначающих предметы ближайшего
окружения, действия с ними, а также отдельные
их признаки. В последующие годы количество
употребляемых слов также быстро возрастает,
однако темпы этого прироста несколько
замедляется. Третий год жизни – период
наибольшего увеличения активного словарного
запаса. К 4 годам количество слов доходит
до 1900, в 5 лет – до 200 – 2500, а в 6–7 лет до
3500–4000 слов. Индивидуальные различия
в словаре наблюдаются и в эти возрастные
периоды. По словам Д.Б. Эльконина, различия
в словаре «более велики, чем в какой-либо
другой сфере психического развития»
[10, с. 45].
Особенно быстро
увеличивается число
Состав словаря
отражает круг интересов и потребностей
ребенка. Например, по данным австрийских
психологов, записывавших на магнитофон
разговоры детей друг с другом и со взрослыми,
пятилетний ребенок произносит в среднем
около 11 тыс. слов в день. Наиболее часто
используемое слово – «я», затем следуют
выражения «я хочу», «я буду», «я люблю».
В речи детей
можно обнаружить слова, обозначающие
разные сферы жизни. Так, в исследовании
В.В. Гербовой установлены особенности
содержания наиболее употребляемых
частей речи в словаре детей третьего
года жизни. Среди существительных названия
предметов обихода составляют 36; название
объектов живой природы – 16,5 %; название
средств передвижения – 15,9 %. Среди других
существительных наиболее употребительными
являются название явлений неживой природы,
частей тела, строительных сооружений
и др. Третью часть всех слов составляют
глаголы.
Данные, которые
приведены выше, свидетельствуют, что
дети уже на третьем году жизни
располагают довольно разнообразным
словарем, обеспечивающим общение с
окружающими.
Качественное развитие:
развитие значений слов, по словам Л.С.
Выготского, представляющее «грандиозную
сложность» [10].
По мнению Н.Х.
Швачкина, наиболее удачное объяснение
смысловой природы детских слов
дал А.А. Потебня, который считал,
что значения первых слов у детей
есть не действие, не предмет, а чувственный
образ [1, с. 12].
По данным Ф.И.
Фрадькиной, ребенок начинает реагировать
не только на звуковую сторону слова,
но и на его содержание [1, с. 13]. Сначала,
слово ассоциируется для малыша
только с конкретным единичным предметом.
Например, ребенку, который всегда играл
только с белым мячом, дали два мяча –
знакомый ему белый и незнакомый большой
цветной мяч. В ответ на вопрос «Где мяч?»
ребенок всегда показывал только на белый
мяч. Постепенно с развитием способности
обобщения оно начинает обозначать все
предметы данной категории.
Путь развития
обобщения у детей
Первая ступень
обобщения – слово замещает чувственный
образ только одного предмета (кукла
– только вот эта кукла). Эта степень обобщения
доступна детям конца первого – начала
второго года жизни;
Вторая степень
обобщения – слово замещает чувственный
образ ряда однородных предметов (кукла
относится к любой кукле, независимо
от ее размера, материала, из которого
она сделана, и т. д.). Значение слова здесь
шире. Эта степень обобщения может быть
доступна детьми к концу второго года
жизни;
Третья степень
обобщения – слово обозначает
несколько групп предметов, имеющих
общее назначение (игрушки, посуда и
т. п.). Слово игрушки обобщает и кукол,
и мячи, и кубики, и другие предназначенные
для игры предметы. Сигнальное значение
такого слова очень широко, но вместе с
тем удалено от конкретных образов предметов.
Эта степень обобщения доступна детям
в три – три с половиной года;
Четвертая степень
обобщения – слово достигает
высшей стадии интеграции. В слове
как бы дан итог предыдущих уровней
обобщения (слово вещь, например, содержит
в себе обобщения, которые заключают
в себе слова игрушки, посуда, мебель
и др.). Сигнальное значение такого слова
чрезвычайно широко, а связь его с конкретными
предметами прослеживается с большим
трудом. Такого уровня обобщения дети
достигают лишь на пятом году жизни. Для
того чтобы ребенок усвоил слова первой
и второй степени обобщения, необходимо
совпадение во времени звучания слова,
которое произносит взрослый, с восприятием
малышом предмета или действия, которое
оно обозначает. Причём чем меньше ребёнок,
тем большее количество таких совпадений
требуется. Так на первом году необходимо
более 50 – 70 повторений, в то время как
на втором году – не более 10. Большое значение
имеют действия ребёнка с называемым предметом.
В исследовании М.М. Кольцовой убедительно
доказано, что слово превращается в обобщающий
сигнал при условии выработки большого
количества двигательных связей.
К такому выводу
учёные пришли на основе опыта, проведённого
в двух группах детей в возрасте
1 г. – 1 г. 3 мес. В первой группе каждому
ребёнку в течение двух месяцев
ежедневно 10 раз на пять секунд показывали
незнакомый ему предмет – книгу и говорили:
«Книга! Книга!» Дети каждый раз обращали
взгляд и поворачивали голову в сторону
книги. Эта реакция была повторена 500 раз.
С детьми второй
группы в опытах применяли также
одну книгу, но с ней дети производили
действия: «Вот книга. Возьми книгу. Открой
книгу!» и т. п. – всего 20 различных команд.
В каждую входило слово книга, и каждая
требовала двигательной реакции. Эти двигательные
реакции повторялись лишь по 50 раз.
В контрольных
испытаниях детям предъявляли различные
предметы (кубики, куклы, игрушечная посуда)
и несколько книг, разных по цвету
обложки, толщине. Предлагалась инструкция:
«Дай книгу!» Дети первой группы брали
одну книгу, с которой имели дело
в опытах. Когда их просили дать ещё
книгу, то они брали первый попавшийся
предмет. Значит, слово книга не стало
для них обобщающим сигналом.
Все дети второй
группы выбирали из лежащих перед
ними предметов сначала одну книгу,
знакомую по опытам, а потом все
другие. Слово приобрело для них обобщающее
значение и сало относиться ко многим
сходным предметам.
Результаты этого
опыта имеют большое
Для развития более
высоких степеней обобщения, требуется,
во время восприятия предметов называть
их как конкретным, так и более общим по
значению словом. Например: «Эта кукла
– хорошая игрушка. Сколько у тебя игрушек
– и книга, и автомобильчик, и мячик!»
После 4–5 лет дети,
владеющие речью, относят новое слово
уже не к одному, а ко многим предметам.
Усваивая от взрослых готовые слова и
оперируя ими, ребёнок ещё не осознаёт
всего того смыслового содержания, которое
они выражают. Детьми может быть усвоена
предметная отнесённость слова, а система
абстракций и обобщений, стоящая за ним,
нет. Можно привести много примеров несовпадения
значений слов в речи детей и взрослых.
В поэтической
форме показала особенности детской
речи А. Барто: «– Мне не хватает
теплоты, – она сказала дочке. Дочь
удивилась: – Мёрзнешь ты и в летние денёчки?
– Ты не поймёшь, ещё мала, – вздохнула
мать устало. А дочь кричит: – Я поняла!
– и тащит одеяло».
Наблюдается многочисленные
факты ошибочного словоупотребления,
переноса наименования с одного предмета
на другой, сужение или, наоборот, расширения
границ значения слов и их применения.
Сужение или расширение значений слов
детьми объясняется тем, что они не имеют
достаточных знаний о тех предметах и
явлениях, которые называются данными
словами. Причём понимание и употребление
слов детьми 3 – 5 лет зависит не, только
от степени общения, но и от того, насколько
часто используют эти слова окружающие
взрослые, как организованна деятельность
детей соответствующими предметами (исследование
А. Богатырёвой). Наиболее правильно, дети
понимают и употребляют слова, обозначающие
конкретные предметы, которыми они пользуются.
Например: кукла, барабан, лейка, щётка,
игрушки, одежда.
В основе освоения
значений слов лежит функциональный
признак предмета. Вот почему при
отсутствии слова дети часто прибегают
к толкованиям с указанием на назначение
предметов и обобщение слова, в звуковом
образе которых закреплён общий функциональный
признак предметов, дети усваивают раньше
других, аналогичных по степени обобщения
(игрушки – играть, одежда – одевать, обувь
– обувать). Например: футляр – «очёчник»,
«очкуха»; лейка – «поливалка»; мебель
– «спят там»; автомобиль – «чтобы ездить»;
сиденье – «чтобы садиться» и т. д.
Наименее усвоенными
оказываются слова, обозначающие более
отдалённые от детей явления. Например:
1)
народ – «это на базаре. Все
ходят, покупают»;
2)
неурядица – «это девочка,
у которой нарядного платья
нет»;
3)
последователь – «по следу
идёт, охотник какой-то»;
4)
ракетница – «это тётенька на
ракете летает».
Н.Х. Швачкин
обратил внимание на следующие особенности
понимания значений слов дошкольниками:
1. Прежде всего,
в восприятии дошкольника
2. Малыш ищет
непосредственную связь между
звучанием и значением слова,
«бунтует» против немотивированного сочетания
звуков в слове. Этим объясняется потребность
дошкольника видоизменять звуковую форму
слов: вместо сухарики – «кусарики», вместо
милиционер – «улиционер». Ребёнок как
бы в самом звуке ищет значение слов.
3. В значение слов
ребёнок вкладывает живой, осязаемый образ
(Коля в 4 г. Палисадник назвал – «полсадик»).
4. Дошкольник
имеет склонность придавать
Переносные значения
слов усваиваются детьми не сразу. Сначала
происходит усвоение основанного значения.
Всякое употребление слов в переносном
значении вызывает удивление и несогласие
детей. Услышав выражение «он с петухами
спать, ложится», ребёнок возражает: «Нет,
они заклюют».