Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 15:35, курсовая работа
Цель работы: изучить образовательные возможности использования произведений художественной литературы в нравственном воспитании дошкольников среднего возраста. Задачи исследования:
1. Проанализировать особенности развития речи детей среднего дошкольного возраста.
2. Определить особенности нравственного воспитания детей.
3. Изучить использование художественной литературы в нравственном воспитании детей среднего дошкольного возраста.
4. Провести практическую работу по определению влияния произведений художественной литературы на нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста.
Всё сказанное в ещё
большей мере относится к гениальным
произведениям народного
Рассказывание сказок имеет большое воспитательное значение. Рассказывая сказку, ребенок вновь и вновь переживает события, в ней происходящие, представляет образы, практически пользуется родным языком в его наиболее совершенных образцах. Следует не только поощрять детей к рассказыванию сказок, но умело помогать ребёнку воспроизвести последовательность событий, напомнить то или иное выражение. По мере того как ребёнок овладевает рассказыванием сказки, воспитатель всё больше переходит в роль заинтересованного слушателя. Судя по тому, как дети сами рассказывают сказки, впечатление, производимое на них сказкой, сильно не только её образами, но также напевностью языка, лиричностью. Песенный элемент сказки не только не пропускается детьми, а он первый как бы связывает в памяти детей последовательность событий. Драматический элемент сказки дети редко выделяют, подчёркивают. Для них характерно именно эпическое изложение [24, с. 81].
В сказке перед умственным взором ребёнка предстоят образы, характеры, родная природа; в ней дети получают блестящие образцы родного языка. Сказочные образы хитрой лисы, глупого и жадного волка, злой мачехи, деда-мороза, Иванушки-дурачка, Марьи-Моревны и многие другие входят в жизнь, раскрывают перед детьми, в доступной для их понимания форме, понятие добра и зла, воспитывают чувства. Сказки животного эпоса вводят ребёнка в мир животных, наделённых свойствами говорить, думать и поступать по-человечески. Ребёнок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. Волшебные сказки открывают просторы фантазии. Исчерпывающую оценку сказки дал Ушинский, говоря: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа. Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений, удовлетворяющих как нельзя более педагогическому значению рассказа, слагается нечто целое, стройное, легко ощутимое, полное движения, жизни и интереса».
Богатейшая сокровищница родного языка – народная сказка – может быть по-настоящему использована для воспитания детей только в том случае, если дети могут слышать хорошо рассказанную сказку. Художественное рассказывание сказок даёт ребёнку возможность и видеть всё в ней происходящее, и переживать. Об искусстве рассказывания написано много хороших пособий, которые помогут каждому педагогу овладеть этой необходимой стороной педагогического дела. Воспитательнице детского сада необходимо уменье рассказывать детям в такой же мере, как учителю начальной школы – уменье обучать детей грамоте.
2.3 Результаты практической работы
Для того чтобы определить, насколько влияют произведения художественной литературы на нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста, мы применили методику использования данных произведений в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, представленную в предыдущем параграфе.
В данном параграфе мы провели анализ полученных результатов. С этой целью мы сравнили данные диагностики, полученные на начальном этапе практической работы и данные, полученные на контрольном этапе после использования методики.
Данные результаты мы представили ниже в таблицах и на рисунках.
Таблица 3. Уровень готовности к формированию нравственной культуры личности дошкольников исследуемой группы на контрольном этапе
№ п/п |
Имя ребенка |
Уровень |
1 |
Ваня |
Высокий |
2 |
Света |
Средний |
3 |
Марина |
Высокий |
4 |
Ира |
Средний |
5 |
Максим |
Высокий |
6 |
Слава |
Высокий |
7 |
Кристина |
Высокий |
8 |
Катя |
Высокий |
9 |
Миша |
Средний |
10 |
Маша |
Средний |
11 |
Андрей |
Высокий |
12 |
Полина |
Средний |
13 |
Леша |
Высокий |
14 |
Юля |
Высокий |
15 |
Саша |
Средний |
16 |
Света |
Высокий |
Таблица 4. Процентное соотношение уровня готовности к формированию нравственной культуры личности дошкольников исследуемой группы на контрольном этапе
Уровни |
Цифровое соотношение |
Процентное соотношение |
Высокий |
10 детей |
62,5% |
Средний |
6 детей |
37,5% |
Низкий |
- |
- |
Для лучшей наглядности результаты таблицы 4 представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Процентное соотношение уровня готовности к формированию нравственной культуры личности дошкольников исследуемой группы на контрольном этапе
Таблица 5. Сравнительные результаты уровня готовности к формированию нравственной культуры личности дошкольников исследуемой группы на начальном и контрольном этапах практической работы
Уровни |
Начальный этап |
Контрольный этап |
Высокий |
5 детей – 31,2% |
10 детей – 62,5% |
Средний |
11 детей – 68,8% |
6 детей – 37,5% |
Низкий |
- |
- |
Рис. 3. Сравнительные результаты уровня готовности к формированию нравственной культуры личности дошкольников исследуемой группы на начальном и контрольном этапах практической работы
В исследуемой группе прирост уровня готовности к формированию нравственной культуры личности вырос от 31,2% до 62,5%, процентная разница составила 31,3%.
Таким образом, анализ полученных результатов практической работы свидетельствует о том, что целенаправленное и систематическое применение произведений художественной литературы приводит к эффективности процесса нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Выводы по II главе
Специально подобранные произведения, развлечения с использованием народных сказок, пословиц, поговорок, песенок, потешек, скороговорок, считалок, закличек, кричалок, элементов прикладного искусства явились эффективным средством в формировании определенных знаний, умений, навыков в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, явились средством нравственного воспитания.
Заключение
Итак, в нашей работе мы достигли ее цели, и решили задачи.
В теоретической части нашего исследования мы проанализировали источники литературы по проблеме нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста посредством произведений художественной литературы, и пришли к следующим выводам:
1. Развитие всех сторон
речи оказывает большое
Развитие речи в дошкольном
детстве в свою очередь влечет
за собой развитие других психических
функций, таких как мышление, воображение,
восприятие, память и помогает вырастить
дошкольника интеллектуально
2. Нравственное воспитание
– непрерывный процесс, оно
начинается с рождения
Различают особенности нравственного развития детей в дошкольном возрасте:
– у детей складываются первые моральные суждения и оценки; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;
– возрастает действенность нравственных представлений;
– возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.
3. Целенаправленное и
системное использование
Практическая часть нашей работы была направлена на изучение эффективности использования произведений художественной литературы в нравственном воспитании детей среднего дошкольного возраста.
Исследование проводилось посредством методик: методика «День рождения»; методика изучения социальных эмоций (авторы Г.Л. Урунтаева, Ю.Л. Афонькина).
Полученные результаты диагностики говорят о том, что в исследуемой группе преобладает средний уровень готовности к формированию нравственной культуры личности дошкольников. Данный уровень составляет 68,8%. А это значит, что в воспитательном и образовательном процессе детского сада необходимо создавать педагогические условия для систематического использования произведений художественной литературы в нравственном воспитании дошкольников.
Целенаправленное и систематическое применение произведений художественной литературы приводит к эффективности процесса нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Список литературы
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Академия, 1997.
2. Бениаминова М.В. Воспитание детей. – М., 1981. – 402 с.
3. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. – М.: Просвещение, 1985.
4. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология; Учеб. пособие для учащихся пед. училищ. М.: Просвещение, 1988 – 336 с.
5. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. – М.: Просвещение, 1989.
6. Воспитание дошкольника в семье / Под ред. Т.А. Марковой – М.: Педагогика, 1989 г.
7. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Н.Ф. Виноградовой – М.: Педагогика, 1989.
8. Детский сад и семья / Под ред. Т.А. Марковой – М.: Педагогика; 2-ое издание, 1986 г.
9. Зарубина Н.Д. Методика обучения связной речи. М.: Наука, 1982. – 156 с.
10. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Изд. центр «Академия», 1995. – 350 с.
11. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Просвещение, 1981. – 226 с.
12. Карпинская Н.С. Художественное слово и воспитание детей. М.: Педагогика, 1972. – 151 с.
13. Куликова А.Т. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: Академия, 2000 – 208 с.