Влияние детской художественной литературы на нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 15:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить образовательные возможности использования произведений художественной литературы в нравственном воспитании дошкольников среднего возраста. Задачи исследования:
1. Проанализировать особенности развития речи детей среднего дошкольного возраста.
2. Определить особенности нравственного воспитания детей.
3. Изучить использование художественной литературы в нравственном воспитании детей среднего дошкольного возраста.
4. Провести практическую работу по определению влияния произведений художественной литературы на нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 128.70 Кб (Скачать)

 

В процентном соотношении  результаты таблицы 1 представлены в  таблице 2.

 

Таблица 2. Процентное соотношение  уровня готовности к формированию нравственной культуры личности дошкольников исследуемой  группы

Уровни

Цифровое соотношение

Процентное соотношение

Высокий

5 детей

31,2%

Средний

11 детей

68,8%

Низкий

-

-


 

Для лучшей наглядности результаты таблицы 2 представлены на рисунке 1.

 

Рис. 1. Процентное соотношение уровня готовности к формированию духовно-творческого потенциала личности дошкольников исследуемой группы

 

Таким образом, полученные результаты диагностики говорят о том, что  в исследуемой группе преобладает  средний уровень готовности к  формированию нравственной культуры личности дошкольников. Данный уровень составляет 68,8%. А это значит, что в воспитательном и образовательном процессе детского сада необходимо создавать педагогические условия для нравственного воспитания дошкольников, основой которого могут стать произведения художественной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Методика использования  произведений художественной литературы  в нравственном воспитании дошкольников

 

Для нравственного развития главное – создать условия, когда  норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка, то есть установить связь между нравственным сознанием  и нравственным поведением. Только при наличии такой связи норма  становится мотивом поведения и  выполняет побуждающую смыслообразующую функцию.

В настоящее время в  педагогике для определения речевой  деятельности, имеющей ярко выраженную эстетическую направленность, принят термин «художественно-речевая деятельность детей». По своему содержанию это деятельность, связанная с восприятием литературных произведений и их исполнением, включающая развитие начальных форм словесного творчества (придумывание рассказов  и сказок, загадок, рифмованных строк), а также образности и выразительности  речи.

В соответствии с «Программой» педагоги должны знакомить детей  в каждой возрастной группе с большим  количеством произведений детской  художественной литературы. Обеспечить усвоение ребенком содержания произведений, правильное их понимание – важная задача.

Воспитатель формирует у  детей умение воспринимать литературное произведение. Слушая рассказ (стихотворение  и др.), ребенок должен не только усвоить  его содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые хотел  передать автор. Важно также учить  детей сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни.

В детском саду у ребенка  формируют также некоторые элементарные умения анализировать произведение (его содержание и форму). К моменту  поступления в школу каждый ребенок  должен уметь определить основных героев (о ком говорится в произведении), высказать свое отношение к ним (кто нравится и почему); определить жанр произведения (стихотворение, рассказ, сказка), уловить наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения и др.).

Часть программных произведений дети должны выучить наизусть (стихотворения, малые фольклорные жанры), часть  – уметь передавать близко к тексту (пересказывать). Кроме того, ребенок  овладевает способами исполнения ролей  в инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам.

Одна из важных задач –  формировать самостоятельность  детей в художественно-речевой  и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности [22, с. 54].

Нужно также воспитывать  у детей избирательное отношение  к художественным произведениям, умение ориентироваться в мире книг. Необходимо выработать правильное отношение к  книге и чтению; воспитывать навык  совместного слушания, умение организованно  отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой.

В дошкольной педагогике и  в детской литературе на основе общих  положений разработаны требования к художественным произведениям  для детей (тематика, содержание, язык, объем) и оформлению книг, а также  принципы составления репертуара для  чтения детям.

В «Программе воспитания в  детском саду» помещены списки литературы для каждой возрастной группы, в  которых представлены устное народное творчество (сказки, песенки, потешки народов России и зарубежных стран), произведения русских и зарубежных писателей. Весь рекомендуемый материал равномерно распределен по кварталам учебного года с учетом воспитательно-образовательной работы, которая проводится на каждом временном отрезке. В «Программе» указываются методы ознакомления детей с этими произведениями. Предлагаемые списки художественной литературы облегчают отбор текстов, но не исчерпывают его.

Воспитателям нужно знать, с какими произведениями знакомились  дети в предыдущих возрастных группах, чтобы постоянно закреплять их. В  начале года нужно просмотреть программу  предыдущей группы и наметить материал для повторения.

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего народа.

Рассмотрим приемы, которые  могут быть рекомендованы для  подготовительной работы [31, с. 68]:

1. Воспитатель показывает  детям портрет писателя, предлагает  вспомнить и назвать его произведения (по памяти, с опорой на наглядность). Такое вступление целесообразно  делать на занятиях по произведениям  В. Маяковского, К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто, З. Александровой, Е. Благининой, П. Воронько. Оно даст ребенку возможность воспринять новое произведение не само по себе, а как стоящее в ряду других созданных писателем. Кроме того, дети лучше запоминают писателя, их представления о его творчестве становятся полнее.

Воспитатель рассказывает детям  о действительных событиях, фактах, которые нашли отражение в  данном художественном произведении. Тогда авторский текст приобретает для ребенка значимость и весомость.

3. Педагог выясняет, какие  представления имеются у детей  о профессии, описанной в рассказе (стихотворении). А после прочтения  интересуется, что нового для  себя они узнали об этой  профессии (например, о службе  милиционера-регулировщика – рассказ  «Едет, спешит мальчик» М. Коршунова).

4. С дошкольниками рассматривают  картины и иллюстрации, помогающие  легче представить описание природы,  облик персонажей, о которых рассказано  в произведении («Медвежонок» Е. Чарушина, «На лесной полянке» Г. Скребицкого и др.).

Рассматривая иллюстративный материал, дети делятся друг с другом своими наблюдениями, педагог уточняет и конкретизирует их высказывания.

5. С детьми проводят  целевую прогулку (прогулки), в процессе  которой дошкольники приобретают  впечатления, позволяющие глубже  понять содержание произведения, его идею. Так, перед чтением  «Почты» С. Маршака с детьми совершают экскурсию в ближайшее отделение связи, где они знакомятся с правилами приемки и отправки писем.

В детском саду проводятся занятия по заучиванию стихотворений. Большинство произведений, рекомендованных  программой, не требует специальной  подготовительной работы. Однако в  ряде случаев она все-таки нужна.

Например, перед заучиванием  стихотворения «Дуб» И. Токмаковой детям следует показать, если есть такая возможность, это мощное дерево, зеленеющее до поздней осени. На занятии, демонстрируя осенние пейзажи, воспитатель предлагает определить, о каком дереве сказано: «Одела осень могучего богатыря в медную броню» (Г. Скребицкий). И, показав дубовую ветку с осенними листьями (натуральную), предлагает сравнить их цвет с цветом медной монетки.

Перед чтением стихотворения  «Песня о весне» С. Маршака желательно весной организовать прогулку с целью показать воспитанникам сережки вербы, серебристые, бархатные. Если прогулку провести трудно, можно принести в группу ветки вербы.

Чтобы воспитанникам было легче понять смысл строчек «Как, февраль, не злися, как ты, март, не хмурься…» («Ласточка» А. Майкова), можно проанализировать с ними календарь погоды в рисунках детей за февраль и март. Тогда они сами подметят, что февраль – месяц вьюг и ветров («злится февраль»), а в марте небо то засияет и заголубеет, предвещая теплые и ясные дни, то вдруг «нахмурится»: наплывают темные тучи, валит мокрый снег и т.д.

Знакомство с произведениями фольклора – это знакомство с  важной частью духовной культуры народа, с объективными законами красоты.

Особое место занимают занятия по составлению с детьми загадок о предметах старинного русского быта. Термин «загадка» очень  древний. Он происходит от слова «гадать», что значит – думать, рассуждать; отсюда «гадание» – мнение, умозаключение, раскрытие чего-то скрытого, и «загадка» – слово со скрытым смыслом. Каждая народная загадка отображает окружающий человека мир. Составить загадку – это значит обычным мыслям и предметам придать метафорическую форму выражения. И наоборот, разгадать загадку – ее метафорические образы заменить образами реальными. Составить загадку бывает довольно трудно. Во-первых, для этого нужно обладать хорошо развитым образно-ассоциативным поэтическим мышлением, и, во-вторых, быть очень сообразительным, способным преодолеть нарочито создаваемые загадкой трудности логического характера [15, с. 66].

Ребёнок усваивает родную речь, прежде всего подражая живому разговорному языку окружающих, который  он слушает и образцам которого следует. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед ребёнком-дошкольником в блестящих произведениях устного  народного творчества. Совершенные  образцы его–пословицы, загадки, сказки–ребёнок не только слышит, но повторяет и усваивает. Они входят в его язык, разумеется, в доступном для ребёнка содержании. Оба эти источника – живой разговорный язык и произведения устного народного творчества – тесно переплетаются между собою во влиянии на ребёнка. Но наблюдается одна закономерность: всего сильнее их влияние там, где произведения народного словесного творчества органически вплетены в ткань живого разговорного языка. В семье обычно так оно и происходит, поэтому без каких-либо специальных упражнений язык ребёнка оказывается хорошо развитым. В педагогике детских садов в большой степени принято возлагать надежды на то, что загадка, сказки способны образовать, язык. Конечно, эти совершенные образцы не могут не оказать влияния на язык ребёнка, но насколько же сильнее будет оно, если загадка предстанет перед ребёнком как плоть от плоти живого языка. Однако случается, что почва эта оказывается суха, язык педагога беден, формален и мёртв.

Приговорки издавна употребляются  в воспитании как педагогические приёмы, для того чтобы эмоционально окрасить значимость того или иного  момента жизни ребёнка.

Скучный для детей процесс, например одевание, сопровождаемый приговоркой, становится более интересным. Сама деятельность ребёнка, если она метко, удачно охарактеризована словом, полнее осознаётся им. Широко применяемые  в самом раннем детстве приговорки и в дошкольном возрасте служат свою службу, только по содержанию они изменяются, отвечая новым запросам его умственного  и нравственного роста. Подобно  загадке, приговорка поэтизирует для  ребёнка его собственную деятельность, быт.

Поговорки и пословицы  – краткие изречения, содержащие вывод из наблюдений над окружающим, понятны более старшим детям шести-семи лет. В поговорке, пословице важно их содержание. Сложились они на основе огромного жизненного опыта. Поговорка – принадлежность речи взрослых, дети ею почти не могут ещё пользоваться и только подводятся к этой форме фольклора. Однако обращённые к детям отдельные пословицы могут им внушить некоторые правила поведения, например: «Поспешишь, людей насмешишь». Всего правильнее употреблять пословицы и поговорки в момент, когда обстоятельства наглядно иллюстрируют пословицу; тогда скрытый в ней смысл становится для ребёнка ясен: «Вот поспешил рисовать, и плохо вышло».

Использование загадок, как  одной из форм образной народной речи, получило признание в работе детских  садов. Из практики можно уже сделать  известные педагогические выводы. Совершенно очевидно, что загадка – полезное упражнение для ума ребёнка только тогда, когда она правильно выбрана. Учитывая особенности построения загадок, опирающихся на определенный жизненный  опыт, на знания о вещах и явлениях, необходимо всегда помнить о крайне незначительном жизненном опыте  детей-дошкольников, о неспособности  их мыслить отвлечённо. Детям могут  быть предложены только такие загадки, смысл которых близок опыту ребёнка и выражен в ней почти наглядно. Ведь дело не в том, чтобы ребёнок быстро разгадал загадку, а в том, чтобы он искал ответа – в этом и состоит упражнение ума. Загадки по содержанию должны быть связаны с опытом ребёнка, доступным его пониманию. Если нарушается этот принцип, то нужен длительный и почти излишний труд взрослого, наводящий ребёнка на раскрытие смысла загадки. Загадка потому-то и загадка, что в ней скрыт определённый смысл, который можно раскрыть лишь уловив внутреннюю связь между словами загадки и скрытым в ней смыслом. Эта работа ума посильна только более старшим детям (после пяти лет); младшие дошкольники даже и не могут увидеть в загадке какого-либо иного смысла, кроме того, что сказано в словах.

Информация о работе Влияние детской художественной литературы на нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста