Влияние детской художественной литературы на нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 15:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить образовательные возможности использования произведений художественной литературы в нравственном воспитании дошкольников среднего возраста. Задачи исследования:
1. Проанализировать особенности развития речи детей среднего дошкольного возраста.
2. Определить особенности нравственного воспитания детей.
3. Изучить использование художественной литературы в нравственном воспитании детей среднего дошкольного возраста.
4. Провести практическую работу по определению влияния произведений художественной литературы на нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 128.70 Кб (Скачать)

Все исследователи проблемы развития речи детей дошкольного возраста подчеркивают роль специального воспитания в становлении и развитии монологической речи детей-дошкольников [10, с. 28].

Лексическая сторона речи начинает свое развитие в дошкольном детстве. Исследования, посвященные лексической стороне речи детей, дали возможность уточнить преемственные связи в работе над смысловой стороной слова с детьми младшей, средней и старшей группы, разработать методику работы для совершенствования семантической точности употребления слов в разных контекстах.

На первое место в словарной  работе выдвинуто положение о  том, что слово является важнейшей  единицей языка, которое служит для  наименования предметов, процессов, свойств, а работа над словом является одной  из важных в общей системе работы по развитию речи. Неотъемлемым свойством  слова как единицы языка является его значение. Развитое у ребенка  умение употреблять слова и словосочетания в соответствии с контекстом, речевой  ситуацией способствует развитию умений свободно выбирать языковые средства при построении связного высказывания, свободно пользоваться словами и  связывать их по смыслу.

Словесные обозначения (наименования) дети усваивают при ознакомлении с окружающей их действительностью. Одной из главных задач словарной  работы является обогащение, расширение и активизация словарного запаса. Основу которого составляет введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.

Синонимическая работа с  детьми переплетается с усвоением  тематических групп слов (глаголы  движения: идти, шагать плестись, бежать и т.п.; или глаголы, обозначающие речь: сказал, спросил, ответил, закричал).

Работа над антонимами проводится с детьми при составлении  словосочетаний и предложений. Дети находят антонимы в пословицах, поговорках. Подбор антонимов к многозначным словам расширяет представление  детей о слове, помогает уточнить его значение. А подбирая словосочетания со словами противоположного значения, дети глубже понимают многозначность слова (хлеб свежий – черствый; свежая газета – вчерашняя; рубашка свежая – грязная) [16, с. 42].

Проблема формирования грамматического строя устной речи дошкольника включает усвоение ими морфологии, словообразования и синтаксиса.

Морфологический строй речи дошкольников включает почти все  грамматические формы и усложняется  с возрастом детей. Самое большое  место занимают существительные  и глаголы, однако в процессе речевого развития детей растет употребление и других частей речи.

Имена существительные чаще всего употребляются в речи детей. Основная задача – упражнять детей  в правильном употреблении падежных форм. Также необходимо показывать детям различные способы согласования существительного с глаголом и прилагательным.

Второй по частоте употребления частью речи является глагол. Детей  необходимо учить правильно употреблять глаголы в форме 1-го, 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа. Дошкольники должны правильно употреблять и категорию рода, соотнося действие и предмет женского, мужского или среднего рода с глаголами прошедшего времени. Детей подводят также к образованию повелительного и сослагательного наклонений.

Знакомство с именем прилагательным идет в согласовании его с именем существительным в роде, числе  и падеже. Идет ознакомление с полным и кратким прилагательными, со степенями сравнения прилагательных.

В процессе обучения дети овладевают умениями употреблять и другие части  речи: местоимения, наречия, союзы, предлоги.

В работе над словообразованием  детей подводят к образованию  какого-либо слова на базе другого  однокоренного слова, которым оно  мотивировано (т.е. выводится из него по смыслу и форме), с помощью аффиксов и префиксов. Дети могут от исходного  слова образовать словообразовательное гнездо (снег – снежинка, снежный, снеговик, подснежник). Овладение разными способами  словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять название детенышей животных, предмет посуды, направление действий.

В работе над синтаксисом  детей обучают способам соединения слов в словосочетании и предложении  разных типов – простые и сложные. Знакомят детей с различными типами предложений по цели высказывания: повествовательными, вопросительными  и побудительными. Большое внимание при обучении детей правильно  строить предложения уделяется  упражнениям, развивающим употребление правильного порядка слов, правильного  согласования слов [16, с. 58].

Фонетика, изучающая звуковую сторону речи, рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, которые служат для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму.

Требования к звуковой культуре речи можно представить  следующим образом. Овладевая звуковыми  средствами языка, ребенок упирается  на речевой слух (способность слышать, распознавать фонологические средства языка). Прежде всего, он усваивает линейные звуковые единицы: звук, слог, слово, фразу, текст, которые обладают самостоятельной  протяженностью, следуют один за другим. Одновременно с ними выступают просодические  средства: словесное ударение, интонация (мелодика голоса, сила голоса, темп и  тембр речи). Практическое владение языком предполагает умение различать  на слух и правильно воспроизводить все звуковые единицы родного  языка, поэтому работа по формированию звукопроизношения у дошкольников должна проводиться систематически.

Важными средствами звуковой выразительности речи являются тон, тембр, паузы, разные типы ударений. Необходимо научить детей правильно пользоваться интонацией, строить интонационный рисунок высказывания, передавая не только его смысловое значение, но и эмоциональные особенности. Параллельно с этим идет формирование умения правильно пользоваться темпом, громкостью произношения в зависимости от ситуации, отчетливо произносить звуки, слова, фразы, предложения (дикция).

Работа над интонацией, звуковой выразительностью речи необходима для того, чтобы дети учились выражать голосом свое отношение к высказыванию, повышая или понижая голос  в соответствии с контекстом, логически  и эмоционально подчеркивая произносимый текст. Для этого надо чаще давать детям задания, в которых они  упражнялись бы в выражении вопросительной, восклицательной, пояснительной интонации.

Развивая звуковую сторону  речи, воспитатель учит ребенка учитывать  соответствие высказывания целям и  условиям коммуникации в зависимости  от предмета, темы высказывания и от слушателей. Громкость речи должна быть уместной, скорость должна соответствовать  окружающей обстановке и цели высказывания. Важным показателем хорошей, правильной речи является плавность изложения. Тесная связь артикуляционных и  интонационных способностей предполагает формирование слуховых и артикуляционно-произносительных умений в широком смысле слова [16, с. 62].

Развитие образной речи является важной составной частью воспитания культуры речи. Речь становится образной, непосредственной и живой в том  случае, если у ребенка воспитывается  интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в  своей речи самые разнообразные  выразительные средства.

Важнейшими источниками  выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные  формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы). Фольклор, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Художественная система русского фольклора своеобразна, чрезвычайно разнообразны жанровые формы произведений – былины, сказки, легенды, песни, предания, а также малые формы – частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки. Язык которых прост, точен, выразителен. Среди выразительных средств языка определенное место занимают фразеологизмы, использование которых придает речи особую яркость, легкость, меткость и образность [16, с. 71].

Итак, развитие всех сторон речи оказывает большое влияние на развитие самостоятельного словесного творчества, которое может проявляться у ребенка в самых разнообразных жанрах – сочинении сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок.

Развитие речи в дошкольном детстве в свою очередь влечет за собой развитие других психических  функций, таких как мышление, воображение, восприятие, память и помогает вырастить  дошкольника интеллектуально развитой личностью, готовой к обучению в  школе, к овладению навыками письменной речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Особенности нравственного воспитания детей

 

В дошкольном возрасте создаются  наиболее благоприятные условия  для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается  система взаимоотношений ребенка  со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.

Ведущим видом деятельности становится сюжетно-ролевая игра, где  ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются  отношения между людьми и смысл  их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с  нравственными нормами, принятыми  в человеческом обществе [43, с. 58].

Нравственное развитие дошкольника  включает три взаимосвязанные сферы. В сфере моральных знаний, суждений, представлений, то есть когнитивной  сфере, дети овладевают различными сторонами  общественного морального сознания, и прежде всего пониманием моральных  требований, критериев моральной  оценки. Ребенок учится добровольно  следовать нормам морали, даже если ее нарушение связано с личной выгодой и малыш уверен в безнаказанности. Таким образом, овладев моральным  поведением, ребенок способен сделать  правильный моральный выбор не на словах, а в действии. В сфере  морально ценных переживаний у ребенка  складываются морально ценные и морально одобряемые отношения к другим людям. Так, у ребенка формируются гуманистические, альтруистские чувства и отношения, например внимание к нуждам и интересам  других, способность считаться с  ними, сочувствие чужим бедам и  радостям, а также переживание  вины при нарушении норм.

Для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, который  дошкольники «и выражают следующим  образом: «Нельзя обманывать взрослых», «Маленьких нельзя обижать» и т.д. То есть дети констатируют, что можно  делать, а что нельзя. О сформированности понимания нравственной нормы можно говорить в том случае, если ребенок объясняет, почему норму необходимо соблюдать [54, с. 72].

В дошкольном возрасте встречаются  совершенно различные уровни такого понимания. Чем младше ребенок, тем  чаще он объясняет необходимость  выполнения нормы, ссылаясь на возможные  последствия при ее соблюдении для  себя или на требования взрослых, например: «Надо говорить правду, а то узнают и накажут», «Надо делиться игрушками. А потом кто-нибудь тебе тоже даст». В 5–7 лет ребенок понимает общественный смысл нравственной нормы, осознает ее объективную необходимость для  регуляции взаимоотношений между  людьми.

Для дошкольника среднего возраста все большую роль начинают играть интересы, желания другого  человека. Дети этого возраста употребляют  в речи слова, обозначающие нравственные качества и их антиподы (добрый, драчун, жадина, честный, ябеда и пр.), но связывают их с конкретной ситуацией из собственного опыта, что объясняется конкретной образностью детского мышления [22, с. 87].

Если дошкольник наглядно видит последствия соблюдения или  нарушения нормы, то ему легче  понять ее содержание и отнести к  себе. Чем конкретнее норма, чем ближе  она к собственному опыту ребенка, тем легче она осознается.

Не случайно одним из самых  отрицательных качеств у дошкольника  считается жадность, ведь главная  причина конфликтов между детьми состоит в том, что каждый хочет  получить привлекательный предмет. Если игрушка недоступна, то ребенок  переживает сильные отрицательные  эмоции. Ребенок не только узнает и  понимает норму, но и относит ее к  определенной категории: «хорошо» или «плохо». Он стремится дать ей оценку. В дошкольном возрасте развитие моральных оценок неразрывно связано с тем, как взрослый оценивает поступки детей [19, с. 56]. Так, легче понимаются и оцениваются те качества, которые взрослый чаще выделяет и оценивает. Дошкольник становится инициатором бесед с родителями и воспитателями, тему которых можно обозначить так: «Что такое хорошо, что такое плохо».

Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у  детей играет художественная литература. Исследования А.В. Запорожца, которые были посвящены изучению восприятия дошкольниками сказки, позволили выделить следующие особенности. Ребенка не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Дети сразу же стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществлению их замыслов, становятся в резко отрицательное отношение. При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал. Литературные персонажи фиксируются в сознании ребенка в соответствии с определенной характеристикой. Дошкольнику очень трудно отнести себя к отрицательному персонажу. Так, ребенок, даже понимая, что нарушил нравственную норму, не может отождествлять себя с Каракасом, а утверждает, что поступил как Буратино [24, с. 67].

Информация о работе Влияние детской художественной литературы на нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста