Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 15:35, курсовая работа
Цель работы: изучить образовательные возможности использования произведений художественной литературы в нравственном воспитании дошкольников среднего возраста. Задачи исследования:
1. Проанализировать особенности развития речи детей среднего дошкольного возраста.
2. Определить особенности нравственного воспитания детей.
3. Изучить использование художественной литературы в нравственном воспитании детей среднего дошкольного возраста.
4. Провести практическую работу по определению влияния произведений художественной литературы на нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста.
Старшие дошкольники понимают
моральную сторону народных сказок.
Отрицательная моральная
В возрасте 3–7 лет у детей
складываются этические эталоны-образцы,
которые содержат более или менее
обобщенное представление о положительном
или отрицательном поведении
в жизненных ситуациях. Дошкольник
соотносит свое поведение не только
с конкретным взрослым, но и с
обобщенным представлением. То есть внешний
образец поведения взрослого
переходит во внутренний план, расширяя
возможности нравственного
В дошкольном возрасте у
детей активно развивают
Дошкольников учат также выразительно читать стихи, при пересказе литературного текста соблюдать смысловые паузы, интонации, соответствующие характеру произведения, переживаниям героев.
В соответствии с программой воспитанников знакомят с различными сказками. В их числе русские народные сказки «Лисичка-сестричка и серый волк», «У страха глаза велики», «Заяц-хваста», «Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», сказки Пушкина; сказки народов мира «Фея» (французская). «Три поросенка» (английская), «У солнышка в гостях» (словацкая), а также авторские: «Бременские музыканты» Бр. Гримм, «Дудочка и кувшинчик» В. Катаева.
Таким образом, беседа по содержанию произведений должна не заслонять от ребенка только что услышанную сказку, а как бы «высветлить» ее, повернув к малышу всеми гранями, а затем еще раз представить (показать) ее во всей целостности.
Рассмотрим приемы, которые являются наиболее эффективными в беседах по сказкам. Условно их можно разделить на приемы, помогающие лучше разобраться в содержании произведения, и приемы, способствующие более полному проникновению в образный строй и язык сказки.
Приемы первой группы:
1. Вопросы. Они должны быть разнообразными но своей направленности. Одни вопросы помогают детям точнее охарактеризовать героев сказки. Предложив вопрос, воспитатель может напомнить им соответствующий эпизод, обратить внимание на отдельное слово, фразу, поступок персонажа.
– Какая лиса в сказке
«Лисичка-сестричка и серый
– Хитрая, умная, жестокая, – говорят дети.
– И только-то? – удивляется педагог и зачитывает отрывок, в котором рассказывается, как рыжая плутовка, вымазав голову тестом, дурачит волка-простофилю. Дети приходят к выводу, что лиса еще и находчивая, предприимчивая, заранее обдумывает свои действия, настоящая актриса.
Другие вопросы должны помочь детям почувствовать главную идею произведения. Так педагог, выяснив у воспитанников, понравилась ли им сказка и что особенно понравилось, с вопросительной интонацией цитирует фразу из текста, в которой заключена мораль сказки: «Так как же бывает, когда «один на другого кивает, свое дело делать не хочет»?» (сказка «Крылатый, мохнатый да масленый»). Дети говорят, что бывает плохо. Воспитатель предлагает рассказать, что случилось с каждым из персонажей. Затем спрашивает: «Когда же так бывает?» – добиваясь, чтобы дети повторили поговорку, которая заключена в концовке сказки.
Для того чтобы дети лучше
почувствовали особенности
2. Рассматривание иллюстраций
и накапливание у дошкольников
представлений о том, как
Демонстрация рисунков (аппликационных панно). Например, воспитатель показывает рисунок яблони и спрашивает: «Как вы думаете, это волшебная яблоня?» (занятие по сказке «Хаврошечка»). Дети дают отрицательный ответ, ссылаясь на то, что у этого дерева нет серебряных веточек с золотыми листьями и наливными яблочками. Педагог в подтверждение их слов зачитывает соответствующее описание из текста. Затем предлагает детям зажмуриться и представить необыкновенное дерево, а сам в это время заменяет первый рисунок другим – с волшебной яблоней.
С помощью этого приема дошкольников приучают вслушиваться и запоминать описание внешности героя, его костюма уже при первом чтении сказки.
3. Словесные зарисовки.
Детям предлагают вообразить
себя художниками-
В свободное от занятий время дошкольникам предлагают нарисовать задуманные картинки. Воспитатель раздает им листы бумаги одинакового формата. Из готовых работ он отбирает лучшие, делает к ним надписи, мастерит обложку, переплет. Самодельную книгу помещают в библиотеке методического кабинета. На следующий год ее обязательно показывают детям очередной старшей группы, рассказывают, как она была сделана.
Приемы второй группы:
1. Повторное чтение отрывков
из текста по заявкам детей.
При таком чтении ребенок
2. По просьбе воспитателя
дети припоминают и
3. Воспитатель напоминает
один из эпизодов и просит
рассказать о нем подробнее.
Зачитывает соответствующий
4. Драматизация отрывков,
наиболее интересных в плане
обогащения и активизации
Стихотворения и рассказы. В старшей группе для чтения детям программа рекомендует 17 поэтических произведений и 25 рассказов (т.е. 1–2 произведения в неделю). Небольшие по объему и простые по содержанию произведения читают вне занятий, например, рассказы «На горке» Н. Носова, «На лесной полянке» Г. Скребецкого, «Медвежонок» Е. Чарушина, «Цветы» Э. Шима; стихотворения «Веревочка» А. Барто, «Неумейка» Я. Акима, «Чудо» Л. Квитко, «Мальчик потерялся» З. Александровой.
Можно объединять на одном занятии 2 произведения, ориентируясь на их тематику. Например, после чтения рассказа «Торопливый ножик» Е. Пермяка и беседы по его содержанию дети с удовольствием слушают стихотворение «Неумейка» Я. Акима. После заучивания «Песенки весенних минут» В. Берестова хорошо воспринимается дошкольниками стихотворение «Веревочка» А. Барто.
Беседы по содержанию рассказов в целом строятся на основе приемов, которые были рассмотрены при анализе бесед по сказкам.
Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы является не только благоприятным средством для развития речи дошкольников, но и способствует нравственному воспитанию детей.
Проанализировав в теоретической части моего исследования источники литературы по проблеме нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста посредством произведений художественной литературы, я пришла к следующим выводам:
1. Развитие всех сторон
речи оказывает большое
Развитие речи в дошкольном
детстве в свою очередь влечет
за собой развитие других психических
функций, таких как мышление, воображение,
восприятие, память и помогает вырастить
дошкольника интеллектуально
2. Нравственное воспитание
– непрерывный процесс, оно
начинается с рождения
Различают особенности нравственного развития детей в дошкольном возрасте:
– у детей складываются первые моральные суждения и оценки; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;
– возрастает действенность нравственных представлений;
– возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.
3. Целенаправленное и
системное использование
2. Практическая
работа по определению влияния
произведений художественной
2.1 Цели и задачи экспериментальной работы
Согласно цели нашего исследования и поставленным задачам в настоящей главе необходимо экспериментально проверить влияние произведений художественной литературы на нравственное воспитание дошкольников.
Чтобы исследовать, насколько у детей-дошкольников развита готовность к формированию нравственной культуры личности, можно использовать следующие методы.
1. Методика «день рождения» (автор М. Панфилова)
2. Методика изучения социальных эмоций (авторы ГЛ. Урунтаева, ЮЛ. Афонькина).
Предложенные выше методики мы провели в средней группе ДОУ №193 города Барнаула. Для наиболее адекватной оценки проведенной диагностики и определения уровня готовности к формированию нравственной культуры личности мы объединили все вышеперечисленные умения и представления в три уровня:
Высокий: У ребенка развиты социальные эмоции, он проявляет чувство эмпатии, сопереживания при ответах на вопросы, правильно и с удовольствием выполняет все задания.
Средний: При диагностике ребенок не всегда адекватен в оценке представленных ситуаций, затрудняется в выполнении заданий, не всегда охотно и с удовольствием их выполняет.
Низкий: Ребенок не справился с большинством заданий, всегда неохотно включается в выполнение заданий.
Полученные результаты исследования мы представили ниже.
Таблица 1. Уровень готовности к формированию нравственной культуры личности дошкольников исследуемой группы
№ п/п |
Имя ребенка |
Уровень |
1 |
Ваня |
Высокий |
2 |
Света |
Средний |
3 |
Марина |
Высокий |
4 |
Ира |
Средний |
5 |
Максим |
Средний |
6 |
Слава |
Средний |
7 |
Кристина |
Высокий |
8 |
Катя |
Высокий |
9 |
Миша |
Средний |
10 |
Маша |
Средний |
11 |
Андрей |
Высокий |
12 |
Полина |
Средний |
13 |
Леша |
Средний |
14 |
Юля |
Средний |
15 |
Саша |
Средний |
16 |
Света |
Средний |