Виды опроса на уроках русского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 23:55, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования мы избрали опрос учащихся на уроке русского языка. Выбор темы обусловлен необходимостью анализа видов опроса, как актуализации опорных знаний.
Целью данной работы является изучение видов опроса на уроках русского языка, а также методическая оценка опросов. Для достижения данной цели была изучены и проанализированы соответствующие школьные учебники.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 84.55 Кб (Скачать)

     В результате у учащихся создается  впечатление фронтальности проверки. Каждый представляет себе реальность вызова для опроса в любой момент, поэтому внимательно следит за ответами товарищей, анализирует их, обдумывает, что бы он сам ответил на заданный вопрос. Благодаря этому в повторении и закреплении знаний участвует  вся группа.

     Уплотненный опрос позволяет за 20–30 мин проконтролировать 10–15 учеников, что повышает частоту  проверки и обеспечивает фронтальность  опроса.

     К недостаткам этого способа методисты относят его ограниченность по уровням усвоения: за короткое время проверить умения и навыки затруднительно. Снижается и надежность контроля по сравнению с устным опросом – учащийся может осветить меньший объем информации. Это, однако, компенсируется повышенной частотой контроля каждого учащегося и, главное, его регулярной работой над учебным предметом.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  на уроке мы можем использовать одновременно несколько видов опроса. Мы можем  комбинировать индивидуальный, тестовый и комбинированный опрос, а фронтальный  лучше всего проводить по завершению той или иной темы. Мы рассмотрели  достоинства и недостатки всех видов  опроса. Научились правильно ставить  вопросы и составлять задания  для учащихся. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     В результате проведенного нами исследования мы выяснили правила постановки вопроса, определили роль опроса на уроках русского языка и дали характеристику видам опроса. Нами изучена литература по данному вопросу, приведена классификация вопросов и видов опроса.

     В первом разделе мы реферировали теоретические  сведения, опираясь на работы Ананьева Б.Г., Богдановой Г.А., Блинова Г.И. и Панова Б.Т., в которых доказывается, что контроль имеет возможность наблюдать, анализировать, объективно оценивать и корректировать ход учебной работы, что способствует организации гибкого управления учебным процессом. Также были использованы материалы книги Кириллова В. И и         Старченко А. А., где представлена классификация вопросов. Нами было выявлено, что Г.А. Богданова выделяет проверку домашнего задания как один из видов контроля.

     Во  втором разделе мы привели точную характеристику каждого вида опроса и привели комплекс вопросов к каждому из них. Мы руководствовались этими же источниками, а также использовали труды Неймана Ю. М., Хлебникова В. А. и Челышковой М.Б., когда давали характеристику тестовому опросу, который является самым распространенным видом опроса в школах. В приложении к курсовой работе представлен блок тестированных заданий по теме “Имя существительное” для 4-6 классов, где представлены все возможные варианты тестов.

      В данной курсовой работе мы выяснили, что  на уроке можно комбинировать  различные виды опроса, это позволяет  сэкономить время и разнообразить  вид работы на уроке. Также были рассмотрены  все достоинства и недостатки видов опроса, и представлены правила  постановки вопросов и заданий для  учащихся. 
 
 

Список  литературы

  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. – М., 1980. – Т.2. – С.145.
  2. Баринова Е. А., Боженкова Л. Ф., Лебедев В. И. Методика русского языка. – М., 1974.
  3. Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1989. – С.144.
  4. Блинов Г.И., Панов Б.Т. Практические и лабораторные занятия по методике русского языка. – М.: Просвещение, 1986. – С.222.
  5. Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. – М.: Просвещение, 1991.
  6. Воронцов А.Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся // Начальная школа. - № 7. -  1999.
  7. Кирилов В.И., Старченко А.А. Логика. Учебник для юридических вузов. - М.: Юрист, 1995.
  8. Кормаков В.А. Дидактический материал по русскому языку для 5 класса: пособие для учителя / В.А. Корсаков. – К.: Освіта, 1995. – С. 208.
  9. Масальский В.И. Преподавание русского языка в средней школе. Изд. 2-е. – К.: Вища школа, 1977. – С. 212.
  10. Матис Т. А. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе // Начальная школа № 4. - 1999.
  11. Методика преподавания русского языка как иностранного / под.ред. А.Н. Щукина. – М.: русский язык. – С. 231.
  12. Методика преподавания русского языка и литературы. Сборник статей. Ред.коллегия: М.И. Бойко. – К.,1972.
  13. Нейман Ю. М., Хлебников В. А. Педагогическое тестирование как измерение. Ч.1. — М.: Центр тестирования МО РФ, 2002.
  14. Петрова Е.Н. Белинский В.Г. о преподавании русского языка в школе. – М., 1961.
  15. Поздняков И. С. Методика преподавания русского языка. – М., 1955.
  16. Преподавание русского языка в 5-7 классах. Метод. пособие для учителя / под ред. В. Добротыслова. – М., 1956.
  17. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е.Н. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2002. – C. 576.
  18. Текучев А. В. Вопросы методики преподавания русского языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1965.
  19. Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. – М.: Логос, 2002.
  20. Яковлев Н. Методика и техника урока в школе. – М.: Просвещение, 1985.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение

Тестовые  задания по теме “Имя существительное”для 4 класса (Вариант 1)

1. Допиши пропущенные в правиле слова.

Имя существительное - это часть речи, которая отвечает на вопросы ___________ и обозначает ____________ .

2. Вычеркни из списка лишнее и допиши то, чего не хватает.

Имя существительное  может означать:

а) предметы;

б) _____________;

в) количество предметов;

г) явления  природы;

д) _______________;

е) признаки предмета;

ж) процесс (действие);

з) отвлеченные понятия.

3. Подчеркни только имена существительные.

Тетрадь, лошадь, бежать, новый, стол, тяжёлый, беречь, стена, Оля, говорить, подснежник, скука.

4. Выбери слова и впиши их номера туда, куда считаешь нужным.

1) машина, 2) прыжок, 3) телёнок, 4) учебник, 5) синица, 6) лето, 7) бег, 8) Толя, 9) малыш, 10) мама, 11) смех, 12), изба, 13) плач, 14) снег, 15) ветер, 16) непогода, 17) ягода, 18) салют, 19) плавание, 20) горе, 21) тишина, 22) Леночка, 23) солнце, 24) звезда.

Неодушевлённые  предметы __________________________________

Живые существа _____________________________________________

Явления природы ___________________________________________

События ___________________________________________________

Процесс, действие ____________________________________________

Абстрактные понятия ________________________________________ 
5. Подчеркни в тексте все имена существительные.

Дни стали короче. Солнышко встаёт позже и уходит от нас раньше. Воздух с каждым днём становится холоднее. Часто дует резкий ветер. Улетают в теплые страны ласточки.

6. Напиши в скобках, что означает данное существительное.

1) Это  была чудесная долина (____________), полная цветущих деревьев (__________).2) С гор (________) текла узкая прозрачная речка (________).3)  Дождь (________) кончился, канава (________) обмелела.4) Наступала осень (________) , над полями уже не слышно было пение (_________) жаворонка (_________). 
7. Впиши пропущенные слова.

Если  к имени существительному можно  поставить слова он, мой, то существительное  относится к __________ роду.

Если  к имени существительному можно  поставить слова ________, то существительное относиться к женскому роду. Если к имени существительному можно поставить слова _____________, то существительное относиться к _____________ роду.

8. Напиши в скобках род имён существительных.

1)Ворона (_____) каркнула во всё воронье горло (_____). (И. Крылов)

2)Голодная  кума-лиса (_____) залезла в сад (_____). (И.Крылов)

3)Вот  дождик (_____) брызнул, пыль (_____) летит. (Ф. Тютчев)

4)Мы  вдруг увидели в окно (_____), что дождик (_____) кончился давно. (А.Барто)

5) Воротился  старик (______) ко старухе (_____). (А. Пушкин) 
9. Вставь пропущенные слова.

Если  речь идёт об одном предмете, то существительное  стоит в форме _______________ числа.

Если  речь идёт о нескольких предметах, то существительное стоит в форме _______________ числа. 
10. Выбери слова из ряда и впиши их номера, куда считаешь нужным.

1) Яблоко, 2) работа, 3) столица, 4) тетради, 5) помидор, 6) земляника, 7) месяцы, 8) погода, 9) заглавие, 10) простыни.

Единственное  число: _______________________.

Множественное число: _____________________. 
11. Измени число имён существительных и запиши свой ответ.

семья -____________ соловьи - ___________
певунья - __________ перья - ____________
ружьё - ____________ звенья -_____________
 

Тестовые  задания по теме “Имя существительное” 4 класса ( Вариант 2)

  1. Найди и подчеркни имя существительное. 
    Теперь, тихий, пристань, шелестит.
  1. Найди и подчеркни «лишнее» слово.

    Сильный, силач, сила, силища.

3. Найди и подчеркни имя существительное, которое не обозначает 
явление природы.

    Буря, дождь, праздник, засуха.

4. Найди и подчеркни существительное женского рода.

    Воробей, ложь, окно, ремень.

5. Найди и подчеркни существительное мужского рода.

    Сирень, окно, медведь, дверь

6. Найди и подчеркни существительное среднего рода.

    Кольцо, пристань, дочка, конь.

  1. Найди и подчеркни имя существительное во множественном числе. 
    Сугробы, небо, платье ,стая.
  1. Найди и подчеркни имя существительное единственного числа. 
    Муравей, стулья, устье, звенья
  1. Найди и подчеркни имя существительное с мягким согласным на 
    конце.

Камыш, помощь, плащ, силач.

  1. От данных слов образуй имя существительное при помощи суффикса «от».                    

Темный, глухой, пестрый, кислый

  1. Найди имя существительное, которое отвечает на вопрос что?

     Няня, Петр, Родина, котенок.

12. Определи, какого рода следующие  имена существительные.

   Соль, степь, медаль, щель, сирень.

13. Подчеркни существительные и укажи род:

    а) пришел суровый февраль.

    б) скользит яростная поземка.

    в) круговерть от земли и до неба.

14. Что  указывает на  род существительных  в данных предложениях?

    а) Тюль висел красиво.

    б) Мышь пробежала мимо.

    в) Шампунь  стоял на полке.

15. Закончи  фразу: 

    Имена существительные  бывают…………………………….рода.

16. Вставь пропущенные буквы, выдели окончания прилагательных, укажи род существительных.

     а) вкусн… варенье

     б) весел… молодежь

     в) ярк… гуашь

17. Подбери  к словам однокоренные существительные  мужского, женского, среднего рода, составь с ними словосочетания  или предложения. Запиши, укажи  род  существительных:

Информация о работе Виды опроса на уроках русского языка