Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 23:55, курсовая работа
Объектом исследования мы избрали опрос учащихся на уроке русского языка. Выбор темы обусловлен необходимостью анализа видов опроса, как актуализации опорных знаний.
Целью данной работы является изучение видов опроса на уроках русского языка, а также методическая оценка опросов. Для достижения данной цели была изучены и проанализированы соответствующие школьные учебники.
При проведении фронтального опроса надо учитывать не только его положительные стороны (быстрота проверки знаний у большого количества учащихся), но и его недостатки:
Таким образом, абсолютизировать фронтальный опрос, делать его, как это нередко наблюдается в практике работы учителей, единственным способом проверки знаний неверно и неоправданно. Следует помнить, что различные способы опроса должны применяться целенаправленно и дополнять друг друга с учетом возможностей и особенностей каждого из них.
2.3. Тестовый опрос
Необходимость более эффективного подключения школы к формирующимся сегодня условиям жизни и общественным отношениям заставляет педагогов искать новые образовательные резервы.
С помощью тестов, в отличие от обычных проверочных работ, удобно проводить контроль, потому что обычная контрольная работа оценивает конечный результат, а тест позволяет установить его причину, благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих те знания и умения, из которых складывается этот результат.
Еще одним преимуществом тестов по сравнению с другими формами контроля является то, что все учащиеся находятся в равных условиях, позволяющих объективно сравнивать их достижения; исключается субъективность учителя; результаты тестирования поддаются статистической обработке. Использование тестовых заданий позволяет учителю определить, как ученики овладевают знаниями, умениями и навыками, а также проанализировать свою педагогическую деятельность.
Учащиеся смогут узнать о своих достижениях или пробелах в учении, сравнить свои результаты с эталоном. Тесты предоставляют учащимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствуют обучению детей процессуальному самоконтролю.
Таким образом, тестирование дает возможность учителю быстро провести проверку знаний учащихся и без лишних затрат времени и сил обработать полученную информацию, позволяет установить причину итоговой неудачи и построить соответственно коррекционную работу.
Назначение тестов - не только и даже не столько контроль и оценка знаний, умений – сколько диагностика состояния и проблем, возникающих у учащихся на каждом этапе изучения программного материала.
Одной
из причин неудовлетворительного
Задача учителя состоит в том, чтобы помочь учащимся усвоить алгоритм действий, постепенно приучить школьников к тестовой форме работы на всех предметных уроках.
В
начале работы по ознакомлению с тестами
нет необходимости
Поэтому необходимо научить школьника оценивать свои действия, результаты, свое продвижение вперед. Наличие ответов в тестах поможет им объективно оценить свои действия, увидеть ошибки. Сличение своего результата с правильным ответом становится инструментом анализа ошибки, её причины, возникших затруднений и т.д.
Таким образом, тестовые задания выступают для ученика не только как тренировочная практическая работа, требующая лишь применения имеющихся знаний, но и как объект познания. Вопросы и задания тестов развивают мыслительные операции школьников, учат их обобщать явления, устанавливать причинно-следственные связи, побуждают к применению определенных способов действий. Любую самостоятельную, проверочную или контрольную работу, кроме диктантов, изложений и сочинений, можно проводить в форме тестов. Кроме того, учитель должен помнить, что существуют требования к структуре теста, к комплекту заданий, которые войдут в него. Например, М. Б. Челышкова [19, 28] выделяет следующие правила составления тестовых заданий:
1) начинайте формулировать вопрос с правильного ответа;
2) содержание задания должно отвечать программным требованиям и отражать содержание обучения;
3) вопрос должен содержать одну законченную мысль;
4) при составлении вопросов следует особенно внимательно использовать слова «иногда», «часто», «всегда», «все», «никогда»;
5) вопрос должен быть чётко сформулирован, избегая слова большой, небольшой, малый, много, мало, меньше, больше и т.д.;
6) избегайте вводных фраз и предложений, имеющих мало связи с основной мыслью;
7) неправильные ответы в тестах должны быть разумны, умело подобраны, не должно быть явных неточностей, подсказок;
8) не задавайте вопросы с подвохом;
9) все варианты ответов должны быть грамматически согласованы с основной частью задания. Используйте короткие, простые предложения;
10) реже используйте отрицание в основной части, избегайте двойных отрицаний, таких как: «Почему нельзя не делать…?»;
11) ответ на поставленный вопрос не должен зависеть от предыдущих ответов;
12) правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и общему количеству слов;
13) если ставится вопрос количественного характера, ответы располагайте по возрастанию;
14) лучше не использовать варианты ответов «ни один из перечисленных» и «все перечисленные»;
15) избегайте повторения;
16) используйте ограничения в самом вопросе;
17) не упрощайте вопросы;
18) место правильного ответа должно быть определено так, чтобы оно не повторялось от вопроса к вопросу;
19) лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ;
20) проанализируйте задания с точки зрения неверного ответа наиболее подготовленных учеников.
В приложении к работе мы предлагаем различные варианты тестов по теме “Имя существительное” для 4-6 классов (см. приложение).
При составлении тестов используются различные виды заданий, которые позволяют определить, измерить уровень умения школьниками решать новые конкретные задачи на основе полученных сведений. Так, например, в тестах, требующих репродуктивных ответов учащихся, проверяются знания различных понятий, определений, правил, предусмотренных программным материалом, которые требуется запомнить и воспроизвести. Для этого используются различные виды заданий:
Н.: Впиши правильный ответ:
Имя прилагательное – это ________.
Окончание – это изменяемая часть слова, стоящая после корня и служащая для _______.
Н.: Вставьте нужное слово:
Приставки со словами пишутся _______, а предлоги ______.
Дополни предложение, словами из словаря:
К нашей кормушке прилетают птицы: _________.
Н.: Подчеркни правильный ответ.
Приставка служит для образования новых родственных слов.
Да. Нет
Между предлогом и другими словами можно вставить какое-нибудь слово, а между приставкой и словом – нельзя.
Да. Нет
Н.: Подчеркни верное утверждение:
Существительное – это часть речи.
Существительное – это часть слова.
Существительное – это часть предложения.
2.4.
Комбинированный (уплотненный)
Уплотненный опрос представляет собой попытку увеличить эффективность использования времени устного опроса введением небольшой контрольной работы для некоторой части учащихся.
Учитель заготовляет на отдельных бланках варианты таких работ. Их объем рассчитывают на время, отведенное на устный опрос. Перед началом опроса преподаватель предлагает нескольким (4–6) учащимся занять места за освободившимися передними столами и выполнить в письменном виде работу по врученным им заданиям. Пока они выполняют контрольную работу, учитель обычным образом проводит устный опрос.
В результате за 26–30 мин, отведенных на проверку, трое пройдут устный опрос и 4–5 учащихся выполнят контрольные работы, на проверку которых преподаватель затратит немного времени. По сравнению б устным опросом увеличится частота проверки знаний учащихся.
Однако этот способ не лишен недостатков. Все внимание преподавателя сосредоточено на устном опросе. Учащиеся, выполняющие контрольную работу, могут при этом воспользоваться помощью других учеников. Занятые своим заданием, они не принимают участия в повторении и закреплении всей информации, усвоение которой контролируется устным опросом.
Уплотненный опрос отличается от устного опроса, главным образом, значительным уменьшением времени, затрачиваемого на каждого учащегося: в среднем 2 мин вместо 10. Учитель разрабатывает заранее вопросы так, чтобы они требовали краткого ответа и были бы понятны настолько, чтобы не приходилось тратить время на их толкование. Очередность постановки вопросов выбирают так, чтобы не было простоев: в то время пока вызванные к доске учащиеся чертят необходимые схемы, готовят ответ с применением плакатов или макетов, другие ученики отвечают на вопросы, не требующие такой подготовки. Преподаватель включает попеременно в работу еще 3–4 учащихся, сидящих в разных частях аудитории: они дают краткие ответы во всех случаях, когда требуется исправить ошибку товарища у доски, дополнить ответ, помочь. Несколько таких ответов дают возможность выставить отметку каждому из них.
Например:
1)
расположите слова в
2)
произведите грамматический
3)
спешите предложения,
4) от данных глаголов образуйте все формы глагола (включая причастия и деепричастия): решить - …, решать - …, встретиться - … .(6 класс)
5)
Разберите предложение по