Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 23:55, курсовая работа
Объектом исследования мы избрали опрос учащихся на уроке русского языка. Выбор темы обусловлен необходимостью анализа видов опроса, как актуализации опорных знаний.
Целью данной работы является изучение видов опроса на уроках русского языка, а также методическая оценка опросов. Для достижения данной цели была изучены и проанализированы соответствующие школьные учебники.
Разумное чередование разных типов упражнений тренирует все виды памяти: зрительную (например, при выполнении упражнений на списывание), слуховую (при составлении устного рассказа), логическую (при оформлении схемы к изученному материалу), образную и эмоциональную (при устном описании предмета, явления).
Не
все виды упражнений одинаково ценны
в качестве домашних заданий в
разных конкретных условиях. Поэтому
учителю чрезвычайно важно
Все виды контроля осуществляются посредством упражнений и заданий. Контрольные упражнения и задания, обеспечивающие промежуточную и итоговую проверку и оценку речевых навыков и умений учащихся, должны соответствовать следующим требованиям:
Вопрос – это логическая форма, направленная на уточнение или дополнение исходного, базисного знания для получения новой информации.
В структуре вопроса выделяют, во-первых, базисное знание. Это необходимая предпосылка любого вопроса, которая может быть выражена как в явной, так и в неявной форме. Базисное знание определяет смысл вопроса, направляет поиск ответа и даже порой определяет область этого поиска.
Вторым элементом является требование перехода от незнания, непонимания к знанию, пониманию. Именно это требование определяет вопросительную форму вопроса. Многие вопросы потенциально включают в себя также искомое знание. В явной форме оно содержится в программированных вопросах. Наконец, практически любой осмысленный вопрос связан с убеждением в существовании либо хотя бы одного истинного ответа (позитивная установка), либо как минимум одного ложного ответа (негативная установка).
В. И. Кириллов [7, 25]в своей книге приводит такую классификацию вопросов:
Здесь можно выделить уточняющие вопросы, направленные на уяснение истинности тех суждений, которые выражены в вопросе: «правда ли, что…?», «верно ли, что…?», «знаете ли Вы, что…?» и т.д. Например, «Имеет ли местоимение не с чем начальную форму?». Такие вопросы требуют прямого и однозначного ответа «да» или «нет», поскольку содержат явно выраженную предпосылку в форме уже имеющегося знания о предмете вопроса и его признаках. Неизвестно лишь, принадлежит ли этот признак предмету в действительности. Поэтому область поиска ответов четко ограничена выбором одной из альтернатив, содержащихся в вопросе.
Восполняющие вопросы направлены на выявление новых свойств исследуемого предмета и получение новой информации, не содержащейся в вопросе. Такие вопросы обычно начинаются с вопросительных слов «кто», «где», «когда», «сколько», «что», «какой». Например: «Какие бывают определения по их связи с определяемым словом?», «Какая служебная часть речи называется союзом?».
Проблемные вопросы отличаются исходным недостатком базисного знания или полным отсутствием информации, позволяющих дать на них немедленный однозначный ответ. Кроме того, такие вопросы нередко связаны с парадоксами и противоречиями между уже накопленным знанием и действительностью, поэтому такие вопросы, как правило, носят творческий характер. Ответ на проблемный вопрос может привести к перевороту во взглядах, пересмотру мировоззренческих, научных установок. Именно проблемные вопросы лежат в основе глубокого познания мира.
Однако проблемными могут быть и вопросы, ответы на которые уже известны. Например: «Как могут “встретиться” в одном слове: имя существительное и имя прилагательное; и имя прилагательное и глагол? (субстантивированное прилагательное; причастие)». Все зависит от того, кому задается такой вопрос. Так, проблемные вопросы могут стать методическим приемом в преподавании, стимулирующим познавательные интересы и творческий потенциал учащихся.
Таким
образом, вопрос должен быть кратким, ясным
(не допускающим, в частности, слов с разными
значениями), корректным, по возможности
простым (сложные вопросы желательно разбить
на составляющие их простые).
Раздел 2. Виды опроса на уроках русского языка и методика их проведения
Знания учащихся проверяются, как правило, в процессе опроса, который проводится как в ходе изучения темы (текущий контроль), так и после ее изучения (итоговый контроль). В своей курсовой работе мы разделяем мнение Г. А. Богдановой [3, 13]. В практике школьного обучения она советует применяют такие формы опроса:
2.1. Индивидуальный опрос
Индивидуальный опрос – это наиболее эффективная форма проверки знаний учащихся. При индивидуальном опросе вопрос (или задание) адресуется одному учащемуся. Оценка знаний проводится непосредственно после ответа и анализа его учениками и учителем. Отметка сразу же заносится в классный журнал и дневник ученика.
В ходе индивидуального опроса ученик дает развернутый полный ответ на вопрос теоретического характера. В это время остальные выполняют специальные задания, связанные с осмыслением ответа товарищей и его предварительной оценкой: составление плана ответа ученика, отвечающего на вопрос; постановка вопросов отвечающему; рецензирование ответов учащихся; дополнение к ответу; включение в опрос учащихся (требование исправить ошибку по ходу ответа, продолжить ответ, привести примеры к теоретической части ответа и т.п.). Эти и другие задания подобного характера активизируют учащихся, заставляют их быть внимательными к ответу товарища, воспитывают стремление принять участие в обсуждении поставленного учителем вопроса и т.п. Таким образом, индивидуальный опрос должен проводиться под контролем и при активном участии в работе всех учащихся.
Одним
из возможных вариантов
Когда ученик подготовился к ответу и сделал все необходимые записи, класс включается в работу: проверяет правильность записи примеров, задает вопросы, указывает на допущенные просчеты и недостатки. В данном случае важно избежать шаблонных приемов работы. Для этого необходимо поставить перед учащимися вопросы, активизирующие их мыслительную деятельность. Например: посмотрите, что написано на доске, и определите, какое задание было дано вашему товарищу; слушайте ответ и готовьтесь дать отзыв о нем; сформулируйте вопросы отвечающему так, чтобы он понял свои недочеты (ошибки); слушайте ответ и отметьте все речевые недочеты, если они будут; слушайте ответ и оцените качество примеров, использованных при доказательстве теоретических положений.
Для индивидуального опроса можно также использовать карточки с различными заданиями. Например, на уроке по изучению темы “Правописание не- и ни- с местоимениями” можно раздать ученикам карточки с такими заданиями:
Карточка 1:
1. Как пишется не с существительными?
2. В каких выделенных словах не пишется раздельно:
На голове у (не)знакомца копна (не)то курчавых, (не)то (не)причесанных волос.
а) (не)знакомца, (не)то (в первом случае);
б) (не)причесанных, (не)то (во втором случае);
в) (не)то (в обеих случаях);
г) (не)знакомца, (не)причесанных.
Карточка 2:
1. Расскажите о правописании не с прилагательными.
2. Укажите предложение с частицей не:
а) Не бывать бы счастью, да (не)счастье помогло.
б) (Не)былица на тараканьих ножках ходит.
в) Дышал (не)настный ветер.
г) Черты лица его были (не)лишены приятности.
При проведении индивидуального опроса необходимо правильно оценить ответ ученика в соответствии с утвержденными нормами (нормы оценки знаний учащихся, как правило, даются в программах по русскому языку).
2.2. Фронтальный опрос
Фронтальный опрос проводится в конце изучения темы или раздела школьного курса русского языка. Сущность его заключается в проверке знаний одновременно у большого количества учащихся. Фронтальный опрос организуется следующим образом. Учитель формулирует серию вопросов, задаваемых всему классу, затем на вопросы поочередно отвечают отдельные ученики. В течение урока одному и тому же учащемуся может быть задано несколько вопросов. В результате ответ оценивается поурочным баллом, который выводится с учетом качества всех ответов ученика, полученных в течение урока. Из этого следует, что при организации фронтального опроса учитель должен прежде всего спланировать опрос, наметить 5-6 учащихся, которые будут опрошены в обязательном порядке. Остальные школьники также принимают участие в работе и могут быть внесены в список опрашиваемых по ходу урока. Во время опроса учитель ведет записи, фиксирующие уровень ответа учащихся, и на основании этих промежуточных оценок выводит поурочный балл.
При
проведении фронтального опроса необходимо
соблюдать следующие
Так, вместо традиционного задания "Расскажи о правописании ъ и ь" целесообразнее поставить учащихся в условия поисковой деятельности и сформулировать вопрос следующим образом: в чем сходство и в чем различие в употреблении ъ и ь?
Например, после изучения темы “Синтаксис. Пунктуация” можно провести фронтальный опрос по таким вопросам: