Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 18:19, курсовая работа
В данной работе следует акцентировать такие проблемы как
сущность анализа, структура, основные критерии, типы
функции
классификация анализов различных уроков
проблема дидактического анализа
расстановка задач на определенный урок
Цель данной работы
изучение проблемы анализа уроков и получение навыков постановки задач по примерам
ВВЕДЕНИЕ 3
Анализ урока 6
Основные пути повышения эффективности урока 8
• Структура урока 8
• Активизация познавательной деятельности учащихся 9
• Структура учебно-познавательной деятельности 9
• Типы анализа урока 9
• Общие требования к анализу урока 10
• Подготовка проверяющего к анализу посещенного урока: 10
• Самоанализ урока 11
Виды анализов урока 13
Дидактический анализ 28
Примерная схема протокола анализа урока иностранного языка 30
Заключение 35
Список литературы 37
В основу схемы
положен типовой урок, содержащий
все стандартные этапы: цели урока,
оргмомент, контроль домашнего задания,
повторительные и подготовительные упражнения,
введение нового учебного материала, контроль
понимания, тренировочные задания, контроль
усвоения. В зависимости от цели каждого
данного урока число и порядок следования
его компонентов может меняться, поэтому
описание урока следует начать с установления
целей, которые поставил себе учитель.
1. ТЕМА УРОКА: тип урока.
Тематика содержания
учебных материалов (текст, устная тема,
упражнения, ситуации, методические приемы,
языковой материал).
Оснащение урока: ТСО, наглядность, дидактические
материалы, в том числе используемые компоненты
учебно-методического комплекса.
Данный урок открывает, продолжает, завершает
учебную тему (параграф, урок).
2. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА:
урок ориентирован на
Воспитательные цели урока: идейно-политическое воспитание, воспитание интернационализма, патриотизма на конкретном материале, эстетическое, трудовое воспитание, воспитание черт коллективизма и т.д. Общеобразовательные цели урока (познавательные, страноведческие, лингво-страноведческие, развивающие)
Цели урока соответствуют его месту в учебной теме, требованию программы обучения иностранному языку и учебного плана для данного класса.
3. УЧЕБНОЕ ПОМЕЩЕНИЕ (кабинет иностранного языка) подготовлено к занятию. Подготовлены аудитивные, визуальные материалы, другие дидактические материалы. Учащиеся подготовили к занятиям свои рабочие места.
4. УЧЕБНАЯ АТМОСФЕРА
в классе (кабинете) способна переключить
учащихся на предмет «
5. ОГРАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ удачно «переключает» учащихся на предмет «иностранный язык», учитель беседует с ними на иностранном языке, обращаясь к ним с вопросом (каким?), интересуясь готовностью класса к работе, сообщая о характере (плане) работы на данномуроке. План урока ориентирует учащихся на достижение практических (коммуникативных, познавательных), воспитательных, общеобразовательных целей.
В ходе оргмомента и вытекающей из него речевой зарядки учитель устанавливает контакт с классом (группой). Для этого он использует микробеседы с учащимися, сообщение о новостях дня и другие методические приемы для создания в классе творческой, деловой, доброжелательной атмосферы.
Учитель в ходе
речевой разминки использует материалы
по учебной теме урока и ориентирует
речевую разминку на достижение целей
урока.
6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
проверялось на уроке,
7. ВВЕДЕНИЕ НОВОГО
МАТЕРИАЛА: учитель вводит
8. Учитель обеспечивал
усвоение нового языкового
9. В обучении аудированию учитель достиг / не достиг поставленной цели. Работа с аудиотекстом осуществлялась в соответствии с методически обоснованными этапами. Учитель грамотно организовал подготовку и восприятие текста: снял языковые трудности, учил языковой догадке, антиципации, направил мысль, поставил целевое задание, стимулирующее интерес к восприятию. Использован магнитофон (проигрыватель). Рациональным было (одно-), (двух-) кратное прослушивание. Удачно использовалась зрительная изображенная наглядность и языковые опоры. Учащиеся детально (в основном) поняли текст, умело комментировали его, высказывали свое отношение.
10. В обучении
говорению был умело, подобран
речевой материал: речевые ситуации,
диалог-образец, текст (устный, письменный),
наглядность, ТСО. Учитель
11. В обучении чтению рационально решались две задачи: формирование навыков техники чтения и умений понимать читаемое. Использовались разнообразные приемы задания и упражнения на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах. Методически правильно решены задачи каждого этапа работы над текстом. Контроль понимания был осуществлен с помощью рациональных методических приемов. Удачно использован текст как база для развития устной речи, что целесообразно на данной ступени обучения.
12. В обучении
письму используются
13. Основные формы
классной работы: фронтальная, групповая,
в парах, индивидуальная, их соотношение
методически целесообразно.
14. В течение урока учитель использует разнообразные средства учета, контроля и оценки овладения учащимися иноязычным материалом, навыками и умениями иноязычной речи (вопросно-ответная работа, выполнение упражнений и заданий, тестирование и т.д.).
15. Задание к следующему уроку: дано заблаговременно, мотивировано, учитель контролирует понимание задания, дает рекомендации к его выполнению, указывает, сколько времени потребуется на его выполнение, начинает выполнять его в классе с учащимися. В задание включены разные виды речевой деятельности, соотношение между формальными, рецептивными, репродуктивными и продуктивными видами заданий методически целесообразно; учитель закрепляет усвоенный материал, готовит к следующему уроку.
16. Заключительный этап урока: учитель нашел время, чтобы коротко неофициально побеседовать с учащимися, ответить на вопросы, не входящие в план урока, дать развернутую оценку работы каждого учащегося и выставить оценки.
17. В деятельности
учителя соблюдались
18. Индивидуализация
на уроке: учитель
19. Учитель и класс: общую атмосферу занятия можно назвать оптимистической, активной, деловой, доброжелательной. Учитель хорошо знает свой класс, готов помочь учащимся, имеет хороший контакт с классом. Учитель как специалист хорошо эрудирован, он может доходчиво, наглядно излагать учебный материал; выбирать форму изложения, управлять познавательной деятельностью учащихся, создать хороший психологический и педагогический климат в классе.
Учитель как педагог держится просто, уверенно, с достоинством, энергичен, внимателен, понимает и ценит юмор, уважает учащихся, умеет ободрить их, предпочитает поощрение наказанию, умеет решать конфликтные ситуации, корректно исправить, ошибки учащихся или помочь в этом.
Учитель говорит в нормальном тоне, выразительно, его речь стилистически корректна, голос приятен для слуха. В речи отсутствуют языковые ошибки.
Класс (группа) хорошо понимает цели выполняемых учебных действий, учащиеся достаточно часто являются инициаторами общения с учителем, с соучениками, спонтанно задают вопросы, вносят предложения о выборе учебных действий, предлагают свои решения, высказывают свои мнения.
Учащиеся стремятся пользоваться изучаемым языком, не боятся допустить ошибку, ценят учителя как специалиста, симпатизируют ему, дорожат его мнением, охотно выполняют учебные задания.
20. Хронометраж времени: время говорения учителя и учащихся (в минутах), время на оргмомент, опрос домашнего задания, презентацию нового материала, его коррекцию, тренировочные задания, итоговый контроль, объяснение домашнего задания, заключительную часть урока. Время говорения на родном и изучаемых языках.
В целом, распределение времени урока представляется целесообразным, соответствующим плану урюка.
21. Общая оценка
урока.
В процессе теоретического исследования поставленной проблемы и опытной работы в соответствии с задачами и целью исследования получены следующие основные выводы и результаты.:
1.Анализ – логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т. е. необходимых и определенных качеств и свойств.
2.Анализ имеет ряд задач повышения качества обучения;
3. Анализ урока осуществляет ряд функций: контрольную (вспомогательную), обучающую (основную) и воспитывающую (помогающую учителю определить направление самообразования и самовоспитания).
4. Типы анализа
урока
1 – полный – проводится с целью контроля за качеством организации учебно-воспитательного процесса, для изучения стиля деятельности учителя, опыта его работы;
2 – краткий
– отражает основные
3 – комплексный
– предполагает всестороннее рассмотрение
в единстве и взаимосвязи целей, содержания,
методов и форм организации урока.
Применяется чаще при анализе нескольких
уроков по одной теме, а также для обучения
специалистов.
Информация о работе Виды анализа уроков. Сущность дидактического анализа