Виды анализа уроков. Сущность дидактического анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

В данной работе следует акцентировать такие проблемы как
сущность анализа, структура, основные критерии, типы
функции
классификация анализов различных уроков
проблема дидактического анализа
расстановка задач на определенный урок

Цель данной работы
изучение проблемы анализа уроков и получение навыков постановки задач по примерам

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Анализ урока 6
Основные пути повышения эффективности урока 8
• Структура урока 8
• Активизация познавательной деятельности учащихся 9
• Структура учебно-познавательной деятельности 9
• Типы анализа урока 9
• Общие требования к анализу урока 10
• Подготовка проверяющего к анализу посещенного урока: 10
• Самоанализ урока 11
Виды анализов урока 13
Дидактический анализ 28
Примерная схема протокола анализа урока иностранного языка 30
Заключение 35
Список литературы 37

Работа содержит 1 файл

курсовик готово.doc

— 272.00 Кб (Скачать)

                                      Структура урока

 

 

На сегодняшний  день объем научной информации огромен, время обучения ограничено. И одним  из актуальных требований является нахождение оптимальных содержания и методов  обучения.

Структура урока  строится на основе дидактических целей, с учетом содержания учебного материала, составом умственных и практических операций, осуществляемых в ходе учебной деятельности, психологических закономерностей и условий (состав класса, уровень подготовки, влияние сильных и дезорганизующих учеников и т.д.).

Исходя из закономерностей  усвоения того или иного учебного материала, учитель создает свою логику его изучения, свою последовательность, что определяется многообразием  возможных конкретных способов методик  и приемов обучения.

Рациональную  структуру урока обеспечивают

комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития;

выделение в  содержании урока и темы главного, существенного;

определение целесообразной последовательности и дозировки  материала и времени повторения, изучения нового, закрепления домашнего задания;

выбор рациональных методов, приемов и средств обучения;

дифференцированный  и индивидуальный подход к ученикам;

создание необходимых  учебно-материальных условий обучения. 

           

Активизация познавательной деятельности учащихся

  

 Для эффективного усвоения знаний необходимо, чтобы  учебный материал стал предметом  активных мыслительных и практических действий каждого ученика.

Закономерно, что  чем активнее познавательная деятельность обучаемого, тем выше эффективность усвоения. Поэтому преподавание учебных дисциплин должно опираться на методологический принцип деятельностного подхода и в процессе обучения необходимо формирование учебно-познавательной деятельности.

 

 

Учителю необходимо уметь создать творческую самостоятельную учебную деятельность учащихся на уроке и руководить процессом усвоения через использование “активных” методов обучения и разнообразных методических приемов, через особым образом организованное общение. 
 

                                          Типы анализа урока

 

  

1 – полный  – проводится с целью контроля  за качеством организации учебно-воспитательного  процесса, для изучения стиля  деятельности учителя, опыта его  работы;

2 – краткий  – отражает основные дидактические  категории, с целью общей оценки его качества;

3 – комплексный  – предполагает всестороннее  рассмотрение в единстве и  взаимосвязи целей, содержания, методов  и форм организации урока. 
Применяется чаще при анализе нескольких уроков по одной теме, а также для обучения специалистов.

4 – аспектный  – используется при необходимости  более глубокого рассмотрения  какой-то одной стороны урока  с целью выявления недостатков  или установления эффективности  отдельных приемов деятельности  учителя.

Каждый из данных типов анализа урока может иметь виды: дидактический, психологический, воспитательный, методический, организационный.

Цели педагогического  анализа могут быть различными, исходя из них применяется частичный  анализ соответствующий какому-либо аспекту урока (общепедагогическому, психологическому и т.п.).

                               

Общие требования к анализу урока

  

    Научный подход к анализу урока, опора на психолого-педагогическую науку и передовой педагогический опыт. Глубина и всесторонность анализа; оценка урока с учетом взаимосвязи всех его компонентов, их

дидактической обусловленности и логической взаимосвязи. Рассмотрение урока во взаимосвязи с предыдущими уроками изучаемой темы. Акцент при анализе на наиболее существенных сторонах урока, в решающей мере определяющих степень усвоения учебного материала, качество знаний, развитие интеллекта учащихся. Объективность оценок. Научная обоснованность оценок, характеристик и выводов; их конкретность, доказательность и убедительность. Учет специфики данного предмета. Предложения

                Подготовка проверяющего к анализу посещенного урока:

  

    Просмотр записей посещенных уроков у данного учителя, замечаний и предложений. Формулировка вопросов, адресуемых учителю, связанных с планом урока и его реализацией. Определение формы анализа урока и места подведения итогов (беседа, обсуждение на заседании предметной комиссии, на педагогическом совете). Поэтапная оценка хода урока и деятельности учителя и учащихся. Заключение по итогам проверки качества знаний, умений и навыков учащихся. Вычленение достоинств урока, творческих находок учителя, заслуживающих изучения и внедрения в практику работы учителей школы. Недостатки урока и необходимая помощь учителю. Формулировка общей оценки, выводов и предложений в адрес учителя.

                              
 

 

Самоанализ урока  

 

Самоанализ урока -это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.  

Основные  требования к анализу  урока учителем:

  • цель и задача анализа темы;
  • знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций;
  • умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок;
  • характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке;
  • обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;
  • обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств;
  • психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке;
  • оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока;
  • выполнение намеченных задач урока;
  • оценка педагогической целесообразности действий и фактов на уроке;
  • умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их;
  • удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами);
  • намечаемые меры по устранению недостатков.
 
 

Структура самоанализа 

1. Оценка общей  структуры урока.

К какому типу урока  может быть отнесен данный урок? Каково место урока в теме, разделе, курсе? Четко ли выделены элементы урока  данного типа и правильно ли определена дозировка времени, отводимая на каждую часть урока?

2. Реализация  основной дидактической цели  урока.

Все ли требования программы по данной теме (вопросу) получили отражение в уроке? Насколько  активны были учащиеся при ознакомлении с новым материалом (восприятие, понимание, пробуждение познавательного интереса)? Верно ли продумана методика решения отдельных “блоков” нового материала?

Как и что  следовало изменить в изучении нового материала и почему?

Имела ли место  организация первичного, сопутствующего закрепления (в процессе ознакомления с новым, на специально выделенном этапе урока)? Как осуществлялась проверка качества знаний, умений и навыков учащихся (каким был охват учащихся, принцип вызова и т.п.)?

3. Осуществление  развития учащихся в процессе обучения.

Имело ли место  вовлечение учащихся в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация)? Осуществлялись ли внутрипредметные и межпредметные связи? Были ли использованы средства развития творческого мышления? Сообщалась ли на уроке какая-либо информация для общего развития? Имело ли место эстетическое развитие учащихся?

4. Воспитание  в процессе урока.

Были ли полностью  использованы воспитательные возможности  содержания учебного материала? Какая  работа велась по формированию мировоззрения? Как была обеспечена на уроке связь обучения с жизнью? Были ли использованы воспитательные возможности оценки знаний? Каково было воспитательное воздействие личности самого учителя?

5. Соблюдение  основных принципов дидактики.

Правильно ли была организована деятельность учителя  и деятельность учащихся с позиции  реализации принципов обучения?

6. Выбор методов  обучения.

Соблюдались ли общие требования к выбору методов  обучения (в зависимости от общей  целевой направленности, дидактической цели, специфики учебного материала, предмета, возраста и индивидуальных особенностей учащихся и т.п.)?

7. Работа учителя  на уроке.

Какие виды деятельности учителя имели место на уроке  и в каком соотношении (речевая  деятельность, слушание, записывание, помощь учащимся и др.)? Был ли достигнут контакт с классом.

8. Работа учащихся  на уроке.

Какой была активность учащихся на разных этапах урока? Какими были виды деятельности учащихся на уроке? Обращалось ли внимание на культуру труда? Какая дисциплина была на уроке и почему?

9. Гигиенические  условия урока.

Достаточна освещенность классной комнаты: Сидят ли учащиеся с учетом их здоровья, роста, успеваемости? Удачно ли составлено расписание?

10. Некоторые  социальные задачи. 
 
 
 
 
 

Виды  анализов урока

 

     Научные исследования рассматривают следующие  виды анализа учебного занятия (урока):

     -психологический  анализ урока,

     -физиологический  анализ урока,

     -анализ  урока на основе вербальной  характеристики,

     -анализ  эффективности учебного занятия,

     -психолого-педагогической анализ урока,

     -системный  анализ урока,

     -аспектный  анализ урока.

     Рассмотрим  их краткую характеристику.

     Все виды анализов предполагают предварительное  наблюдение и фиксирование увиденного в форме фотографии (т.е. отображение  реальной действительности на бумаге).

     Фотография  может быть в 3-х видах:

     сплошная  запись урока,

     фиксирование  по видам деятельности: 

     
Этапы урока, t Деятельность  учителя Деятельность  ученика
     
 
 
 

     фиксирование  учебного занятия по структуре целостного педагогического процесса: 
 
 
 
 

Этапы урока Цель  этапа Содержание  учебно-познавательной деятельности Методы  организации учебно-познавательной деятельности Формы и  средства организации учебно-познавательной деятельности Реальный  результат
учителя учащихся
             
 

Главная цель анализа заключается в том, чтобы помочь учителю усовершенствовать систему взаимодействий с учащимися.

     Психологический анализ урока предполагает изучение психологических процессов (мышление, память, внимание, воображение, речь, эмоциональное состояние детей), происходящих у личности или у группы обучаемых. Могут также изучаться психологические механизмы подражания, заражения, мотивация учебно-познавательной деятельности и т.д.

Информация о работе Виды анализа уроков. Сущность дидактического анализа