Урок как важнейшая форма обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в систематизации подходов к современному уроку.
Задачи курсовой работы:
1. Проанализировать урок как целостную систему.
2. Рассмотреть типологию и структуру разных типов уроков в соответствии с требованиями к современному уроку.
3. Проанализировать общие требования к современному уроку и определить этапы подготовки учителя к уроку .

Содержание

Введение
Глава1. Урок как важнейшая форма обучения в средней общеобразовательной школе.
1.1. Урок как целостная система
1.2. Классификация уроков.
1. 3. Типология и структура урока
Глава2.Особенности проведения уроков.
2.1Основные требования подготовки учителя к проведению урока
2.2.Важнейшие пути повышения эффективности урока в средней общеобразовательной школе.
2.3.Основные требования, предъявляемые к уроку
2.4.Организация учебной деятельности для учеников на уроке
2.5.Другие формы организации обучения и их особенности. Основные понятия: формы обучения, , виды уроков, , фронтальная, групповая, индивидуальная формы работы, оценка и отметка, функции проверки знаний.
2.6. Анализ и самооценка урока
Заключение
Приложение………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

7. Каждый  урок должен отличаться своей  организационной закономерностью,  ощутимостью положительных результатов.

 Чтобы  каждый прошедший урок вызывал  у учащихся и учителя чувство  движения вперед. Чтобы урок давал заметное количественное нарастание знаний, или их качественное совершенствование, или и то и другое вместе. Такое заметное нарастание знаний (умений и навыков) всегда вызывает чувство удовлетворения и, естественно, вызывает активное отношение у учащихся к учению. Каждый урок должен быть законченной частью процесса обучения.

8. На  каждом уроке должны присутствовать  элементы систематического повторения.

 Но  не всякое повторение пройденного  учебного материала способствует  эффективности процесса обучения. Повторение пройденного никогда не должно сводиться к механическому его воспроизведению. Вновь изучаемый материал на каждом уроке должен рассматриваться с позиций ранее пройденного. При сообщении нового материала учитель по возможности должен увязывать его с ранее пройденным, опираться на него.

9. Каждый  урок должен быть оптимально  технически и дидактически оснащен.

 Познание  начинается с чувственных восприятий. Однако не нужно использовать  наглядность ради наглядности,  нельзя злоупотреблять техническими  средствами, необходимо чувство меры. Все затраты времени при подготовке учителя к уроку на изобретение и изготовление наглядных и дидактических пособий с лихвой окупаются результатами обучения.

10. Связь  каждого урока по любому учебному  предмету с предыдущими и последующими уроками.

 Любой  урок не должен рассматриваться  изолированно от других, а быть  определенным звеном в общей  системе уроков. Готовясь к уроку,  учитель обязан хорошо представлять  не только предыдущий урок  по данному предмету, что почти  всегда и реализуется. Каждый учитель в меру своих способностей пытается увязывать материал урока с материалом предыдущего. Однако необходимо также четко представлять структуру и содержание последующего урока. Это особенно важно для начинающих педагогов. Формируя знания на любом уроке, учитель обязан как бы создавать почву для последующего (завтрашнего) урока. Необходимость такого подхода к организации процесса обучения теоретически была обоснована в исследованиях Выготского. Конкретным примером реализации этой идеи на уроках является деятельность известного педагога-новатора Лысенковой.

11. Использование  всего времени урока с максимальной  продуктивностью.

 При  подготовке урока необходимо  продумать организацию работы  учащихся на все 45 мин. Класс  никогда не должен выходить из-под внимания учителя, который должен располагать достаточным количеством заданий, вопросов и т. п. для всего класса.

 Наглядные  пособия, приборы, технические  средства должны быть опробованы  заранее, чтобы на уроке не  тратить времени на их настройку и подготовку.

 Даже  сама традиционная структура  (опрос, объяснение, закрепление)  ведет к потере времени при  переходе от одного вида деятельности  к другому. Поэтому необходимо  продумывать структуру таким  образом, чтобы переходы были  незаметны для учащихся.

 Нежелательно  тратить время на выяснение  причин опоздания отдельных учащихся  на урок, других нарушений дисциплины  на уроке, об этом можно вести  разговор после звонка.

 Многие  учителя практикуют устные ответы  учащихся с места, не вставая  при этом, так как это тоже способствует потере времени.

12. Обеспечение  учебно-трудовой дисциплины учащихся  на протяжении всего урока.

 Соблюдение  всех предыдущих требований в  какой-то мере обеспечивает соответствующую  дисциплину на уроке. И все  же, с целью поддержания дисциплины учитель должен проявлять определенную требовательность, сочетающуюся с уважением к личности каждого учащегося. Необходимо добиваться, чтобы коллектив класса был нетерпим к нарушениям дисциплины, поскольку дисциплина на уроке - это основа для устойчивого внимания.

 Многие  учителя добиваются от учащихся  порой лишь ложного внимания, но еще великий К.С. Станиславский  отмечал, что «внимание заключается  не в том, чтобы пялить глаза  на объект». Учащиеся должны  не просто смотреть на учителя  и слушать его, а быть деятельными по отношению к изучаемому материалу, на уроке должна царить рабочая обстановка, способствующая эффективной познавательной деятельности.

13. Одним  из своеобразных требований к  уроку является гибкость его  структуры.

 Например, учитель продумал четкую структуру урока, конкретную его цель, но что-то не получается, урок не идет по намеченному плану. В этом случае по ходу урока учитель должен уметь вносить необходимые коррективы, менять его структуру, использовать дополнительные приемы, но цель должна быть достигнута.

 Урок - это не спектакль, хотя к  нему и много готовятся, но  он никогда не репетируется.

 14. Профессиональная направленность урока.

 Каждый  урок, независимо от учебного  предмета, должен иметь профессиональную  направленность. Каждый раз, по возможности, необходимо подчеркивать важность изучаемого учебного материала для овладения в будущем какой-то конкретной профессией, важность получаемых знаний для всей дальнейшей жизни.

15. Эффективность  домашнего задания и его обязательная  проверка.

 Учитель,  давая задание на дом, должен  быть уверен, что все учащиеся  смогут с ним справиться. Иногда  предлагаются задания повышенной  трудности, но в любом случае  учитель обязан комментировать  домашнее задание, объясняя, в  чем его суть, какова цель, где прочитать основные правила его выполнения и т. п.

 Выполнение  учащимися любого домашнего задания  должно обязательно проверяться  и анализироваться, иначе у  учащихся пропадает интерес к  самостоятельной познавательной  деятельности.

16. Создание  благоприятных морально-психологических и санитарно-гигиенических условий.

 Эти  условия во многом предопределяют  выполнение всех вышеназванных  требований, предъявляемых к уроку.  На каждом уроке, прежде всего, должны быть нормальные отношения между учащимися в классе, между учащимися и учителем. Необходимо учитывать и психофизиологические особенности учащихся.

 Выше  перечислено шестнадцать требований  к уроку, но это не значит, что этот перечень нельзя продолжить. И нельзя, конечно, требовать,  чтобы учитель на каждом уроке выполнял их все. Но знать их необходимо, поскольку это ведет к максимальной эффективности урока. 
 
 
 

Развитие  общества требовало все большего числа грамотных людей. Как выражение  этой потребности и возникает  классно-урочная система обучения.

 Классной она названа потому, что учитель проводит занятия с группой учащихся определенного возраста, имеющей твердый состав и называемой классом. Урочной — потому, что учебный процесс проводится в строго определенные отрезки времени — уроки. После каждого урока устраиваются перемены.

 Классно-урочная  система существует более трехсот  лет. Ее теоретическая разработка  впервые была дана Я. А. Коменским.  Он предложил разграничить обучение  по годам, дать на каждый  год свою программу, разделить  учащихся соответственно возрасту на классы, в пределах дня обучение вести по часам.

Им была намечена следующая структура урока: чтение и повторение учителем нового материала; поочередное его повторение учениками по книге; повторение без  книги.

 В  конце урока он считал необходимым  дать возможность ученикам задавать вопросы учителю.

 Коменский  справедливо утверждал, что качество  урока зависит от умения учителя  проводить его.

 Значительный  вклад в разработку теории  урока внес К. Д. Ушинский. Он  дал глубоко научное обоснование  многих вопросов организации урока, уделяя большое внимание развитию мышления, памяти детей при проведении учителем урока, рекомендуя строить уроки разнообразно, включать в них вступительную беседу учителя, первоначальное и повторное чтение нового, беседу о прочитанном с целью нахождения главного, сопоставления фактов, формулирования правил и выводов.

 К.  Д. Ушинский считал необходимым  качеством каждого педагога умение  показать учащимся главную мысль  урока, добиться ее прочного  закрепления путем активной работы  учащихся на уроке, овладения способами учения.

 В  конце XIX в. в американской школе  начинают применяться формы обучения, рассчитанные на полную самостоятельность  учащихся. Эти формы возникли  первоначально в маленьких сельских  школах, где один учитель работал  с несколькими классами. Затем их в определенной системе применила американская учительница Елена Паркхерст в одной из городских школ г. Долтона. Ее система работы по индивидуальным заданиям была одобрена американским педагогом Джоном Дьюи и получила в дальнейшем широкое распространение под названием дальтон-плана.

 Учебные  занятия учащихся проводились  индивидуально в учебных кабинетах,  лабораториях, библиотеке. Учителя  разрабатывали задания и оказывали  учащимся необходимую помощь. Учет  выполнения заданий проводился в индивидуальных карточках, которые имелись у каждого ученика, и в общей карточке класса.

 В  конце 20-х гг. была сделана попытка  некритического использования идеи  самостоятельности школьников в  организации учебной работы советской  школы. В школе учебные задания давались не отдельным учащимся, а бригаде или звену. До того как дать задание, учитель проводил с учащимися вводное занятие, затем бригады работали самостоятельно, распределив между собой виды работы, связанные с выполнением задания. В ходе выполнения упражнении учащиеся могли получать консультацию учителя. За выполнение задания отчитывались бригадир или руководитель звена. Такая организация учебной работы получила название бригадно-лабораторного метода.

 Примерно  в зто же время в нашей  школе использовалась и другая форма работы — метод проектов. Суть его состояла в том, что учащиеся должны были наметить для своей работы какой-то проект (дело), и вокруг этого проекта строилась их познавательная деятельность. Но эти дела (уборка урожая, участие в выполнении плана на предприятиях) часто носили случайный характер, а учебные занятия, связанные с выполнением дела, не давали учащимся стройных систематических знаний.

 Эти  формы учебной работы привлекали  внимание педагогов большой самостоятельностью  учащихся в учебном процессе. Однако в ходе их использования выявились и слабые стороны такой организации учебной работы: в учебной работе не стало организационной четкости. Учитель потерял свою основную функцию наставника учащихся, он превратился в консультанта, контролера. Всю основную работу учащиеся проводили на предприятии, в колхозе, в работе с книгой. Образовательное и воспитательное значение обучения резко снизилось. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                 Практическая часть 

Тема: Сохраним природу.

Цель:1. Формирование понятия живая и неживая природа, представление о том, что угрожает природе, о путях сохранения природных богатств, о правилах поведения людей в природе.

2.Развитие познавательного интереса к изучению природы.

3.Воспитание чувства личной ответственности за природу родного города. 

                                   Ход  урока

1.Организационный момент. Сообщение темы, задач урока:

-Сегодня на уроке мы продолжим изучать природу, будем узнавать, что угрожает природе, что нужно делать, чтобы её защитить, изучим правила поведения людей в природе.

2.Проверка домашнего задания.

2.1.Фронтальный  опрос:

-какой предмет мы начали изучать?

-Что означает  слово “природоведение”?

-Что такое  природа?

-Какой бывает  природа?

Информация о работе Урок как важнейшая форма обучения