Урок как важнейшая форма обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в систематизации подходов к современному уроку.
Задачи курсовой работы:
1. Проанализировать урок как целостную систему.
2. Рассмотреть типологию и структуру разных типов уроков в соответствии с требованиями к современному уроку.
3. Проанализировать общие требования к современному уроку и определить этапы подготовки учителя к уроку .

Содержание

Введение
Глава1. Урок как важнейшая форма обучения в средней общеобразовательной школе.
1.1. Урок как целостная система
1.2. Классификация уроков.
1. 3. Типология и структура урока
Глава2.Особенности проведения уроков.
2.1Основные требования подготовки учителя к проведению урока
2.2.Важнейшие пути повышения эффективности урока в средней общеобразовательной школе.
2.3.Основные требования, предъявляемые к уроку
2.4.Организация учебной деятельности для учеников на уроке
2.5.Другие формы организации обучения и их особенности. Основные понятия: формы обучения, , виды уроков, , фронтальная, групповая, индивидуальная формы работы, оценка и отметка, функции проверки знаний.
2.6. Анализ и самооценка урока
Заключение
Приложение………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

 Представим, например, традиционный урок по  гуманитарному предмету (история,  литература и пр.): в течение  15—20 мин учитель опрашивает двух-трех  учащихся, весь класс в лучшем  случае слушает. Потом около  20 мин учитель пересказывает содержание  параграфов из учебника, учащиеся опять только слушают. После этого - задание на дом и несколько вопросов на закрепление. Но в этом случае и закреплять нечего, учащиеся на уроке ничего не изучили, они только слушали, они могут лишь механически повторить полученную информацию, поэтому они вынуждены дома учить все заново, многие и дома не учат. Это пример плохого урока, но такие еще встречаются и довольно часто.

 Поэтому  при подготовке к уроку учитель  должен не только продумать  объем информации, с которой будет  знакомить учащихся, но главным образом те методы, приемы, средства, которые позволят учащимся овладеть основами изучаемого материала уже на самом уроке. Необходимо добиваться того, чтобы новый материал осмысливался и частично запоминался именно на уроке. Это достигается Прежде всего умением учителя выделять главное, чтобы учащиеся поняли и усвоили суть (главную идею, закон и пр.), а не второстепенный материал. С этой целью педагоги-новаторы (В.Ф. Шаталов, например) с огромным успехом используют опорные сигналы, схемы-конспекты и проч. средства, предотвращающие забывание. Поэтому сегодняшнему учителю необходимо научиться правильно и с наибольшей пользой использовать учебное время. Тогда и учащимся не нужно будет тратить его впустую, тогда у них появится возможность заниматься спортом, искусством и т. д.

2. Следующий, не менее важный путь повышения эффективности урока - это создание возможности для максимального развития каждого ученика в условиях коллективной работы.

 Как  правило, учитель в процессе  подготовки к уроку ориентируется  на среднего ученика. Известно, что учащимся одного класса необходимо разное время на выполнение общего задания, поэтому более сильные ученики, выполнив работу, тратят оставшееся время впустую. Для создания условий, способствующих максимальному развитию каждого ученика, необходимо продумывать не только содержание и объем работы для более сильных учащихся (большее количество задач для них, например), а какие-то иные приемы работы с ними.

 Не  случайно В.Ф. Шаталов при проведении  уроков ориентируется не на  средних учащихся, а на слабых. У него своеобразная методика, к которой учащиеся привыкли. Он, например, дважды и трижды повторяет новый материал. Более сильные учащиеся, если они осмыслили материал с первого раза, мысленно повторяют его вместе с учителем, а слабые следят за логикой учителя второй раз (или третий), чтобы уловить момент, где они чего-то не поняли.

 Необходимо  наряду с фронтальными формами  работы (работа с классом) использовать  групповые формы (взаимопроверка, консультирование и пр.).

3. Следующий  путь повышения эффективности урока - это наличие определенной структуры. В данном случае имеется ввиду не внешняя сторона дела (опрос, объяснение, закрепление), а его внутренняя структура, которая не заметна для учащихся, но четко продумана педагогом.

  Структура урока - это организация системы элементов урока, способствующая эффективному взаимодействию учителя и учащихся. Она определяется прежде всего тем, на что ориентируется учитель при подготовке к уроку: на продумывание своей работы или на организацию познавательной деятельности учащихся. А это, в свою очередь, зависит от того, какая цель должна быть достигнута на конкретном уроке. Если учитель хочет «рассказать», «показать», «ознакомить» (из таких целей исходят, по данным И.П. Раченко, около 60% учителей), то он планирует только характер своей деятельности, если же исходит из целей типа: «установить», «уяснить», «найти», «определить», «сформулировать», то это значит, что он ориентируется на активную работу самих учащихся.

4. Следующий  путь повышения эффективности  урока - это увеличение доли самостоятельной работы учащихся на уроке. Это положение является продолжением предыдущего пути повышения эффективности урока.

 Главной  парадокс плохо организованных  уроков заключается в том, что  на них сочетаются трудная  и напряженная работа учителя с бездельем значительной части учащихся, которые только делают вид, что внимательно слушают.

5. Повышению  эффективности урока во многом  способствует соблюдение межпредметных  и внутрипредметных связей.

 Рассматривая  сущность процесса обучения мы отмечали, что главное здесь - дать учащимся не только систему определенных знаний, но и сформировать у них системность мышления, а это возможно лишь при соблюдении внутрипредметных и межпредметных связей.

 Внутрипредметные  связи - это постоянное повторение пройденного материала. Опытные учителя осуществляют повторение пройденного не только по изучаемой на данном уроке теме или разделу, а увязывают изучаемый материал и с разделами и темами всего учебного предмета. Такая организация работы способствует системности мышления. Постоянное осуществление внутрипредметных связей позволяет учащимся усваивать определенные понятия, законы не только в процессе непосредственного изучения, но и при изучении других тем, т.е. всегда помнить о важнейших положениях изучаемого предмета.

 Осуществление  межпредметных связей зависит  от специфики других учебных  предметов (гуманитарные, естественно-математические). Каждый учитель должен знать,  что изучают его ученики в  данный момент по другим предметам.  Для этого учителя должны постоянно обмениваться информацией о том, что проходят их ученики в данный момент.

6. Одним  из своеобразных путей повышения  эффективности урока является  сокращение времени на контроль  за знаниями, умениями и навыками  учащихся, особенно на устный  опрос. Речь, конечно, идет не О механическом сокращении времени, а о поисках качественно новых форм контроля, которые при сокращении времени повышают эффективность проверки.

 С  этой целью необходимо использовать  разнообразные технические средства (компьютеры, различного рода карточки-задания, анкеты с вопросами, где учащимся надо выбрать нужный ответ или ответить словами да - нет), можно использовать взаимопроверку (без выставления оценок, как это делает В.Ф. Шаталов). Каждый учитель может разработать собственную систему контроля.

7. Эффективность  урока во многом определяется  уровнем общеинтеллектуальных навыков  учащихся (прежде всего вычислительных  и навыков чтения).

 С  развитием телевидения резко  стал падать удельный вес книги  в образовательном процессе, а  значит у учащихся менее эффективно развивается воображение. Поэтому надо учить работать с книгой (учебником) именно на уроке, именно на уроке школьники должны учиться находить нужный материал в учебнике, уметь выделять главное из прочитанного, составлять план прочитанного, тезисы прочитанного, уметь конспектировать и т. п.

 Не  требуется сегодня также производить  даже простые арифметические  действия, для этого с успехом  применяются калькуляторы. Но ведь  процесс умственных вычислений  способствует развитию интеллекта  учащихся, поэтому каждый учитель должен способствовать формированию соответствующих навыков у учащихся на уроке.

 Это  лишь некоторые, наиболее общие  пути повышения эффективности  урока, которые показывают, что  учитель не должен ограничиваться  сообщением определенного объема учебной информации в готовом виде, что изложение учебного материала должно учить учащихся думать, которые не только должны получать информацию, но познавать способы усвоения сведений об окружающем мире, овладевать процессом познания, получать элементарные представления об общих и частных методах познания. В процессе изложения материала на уроке необходимо постоянно ставить задачи перед учащимися: «попробуй предположить», «докажи, сколько здесь возможных решений», «какие решения более рациональны» и т. п. 

Требования, предъявляемые к  современному уроку.

    

Для реализации вышеназванных путей повышения  его эффективности необходимо соблюдать  ряд требований, предъявляемых к  современному уроку:

1. На  каждом уроке должно соблюдаться  единство образовательной, развивающей и воспитывающей целей. Каждый урок должен способствовать реализации важнейших закономерностей процесса обучения.

 Сообщая  определенные знания на уроке,  необходимо развивать мышление  учащихся, способствовать их умственному  развитию и формировать соответствующее отношение к окружающей их действительности, прививать им навыки поведения на основе этих отношений. Необходимо стремиться к тому, чтобы приобретаемые знания определяли поведение учащихся, чтобы у них формировались качества личности, необходимые для любого будущего вида трудовой деятельности (культура на рабочем месте, ответственное отношение к качеству выполнения задания, преодоление трудностей при их выполнении и т. п.).

2. Каждый  урок должен отвечать всем  принципам дидактики и прежде всего научности и связи обучения с жизнью.

 Любой  урок по любому учебному предмету - это часть процесса, поэтому  и необходимо увязывать обучение  с жизнью, с практикой, которая  в научном познании играет  роль критерия истинности, а в  учебном - способствует формированию интереса к учебе, положительного отношения к ней, выработке умений применять теоретические знания на практике для объяснения явлений окружающей действительности.

3. Каждый  урок должен быть характерен  прежде всего четко выраженной  дидактической целью, которая часто подменяется темой урока.

 По  каждой теме может быть проведено  несколько уроков, и каждый из  них должен иметь свою конкретную  дидактическую цель: вооружение  учащихся мыслительными операциями (классификация, перенос, обобщение и т. п.), выработка умений по применению знаний на практике, ознакомление учащихся с отдельными фактами по теме, формирование умений самостоятельно формулировать теоретические выводы и т. п.

 В  зависимости от намеченной цели  учитель в процессе подготовки  к уроку должен определить содержание учебного материала, которое необходимо дать учащимся, структуру урока, методы обучения, средства и т. п. Отсутствие четко выраженной цели для каждого урока приводит к тому, что они становятся однообразными, а это способствует потере интереса к учению.

4. Использование  разнообразных методов и приемов  обучения с целью активизации  познавательной деятельности учащихся  на всех этапах урока.

 Любое  однообразное длительное воздействие  (длительное устное объяснение, например) на учащихся может привести к рассеиванию их внимания, к сонливости. Такое воздействие порой ощущают на себе студенты на некоторых лекциях в институте. Это явление вполне объяснимо с физиологической точки зрения - мозг человека обладает свойством самозащиты. Наступление сонливости - это и есть результат такой самозащиты. Однако у детей это свойство проявляется в поисках различных посторонних видов деятельности, они отвлекаются от хода урока, не воспринимают информацию учителя. Поэтому на каждом уроке, на каждом его этапе необходимо стремиться к разумному изменению видов деятельности учащихся. Для этого необходимо пользоваться разнообразными методами и приемами обучения, чтобы периодически воздействовать на разные органы чувств, создавая условия для более эффективной познавательной деятельности. Необходимо четко продумывать при подготовке к уроку, когда, в какой части урока будет использоваться тот или иной метод, прием или средство (слово, наглядность, учебник и т. п.).

 Однако  смена видов деятельности на  уроке должна быть разумной, должна учитывать возрастные особенности учащихся, особенности данного класса и т. п. Не все дети и не всегда могут легко переключаться с одного вида деятельности на другой.

5. Одним  из требований к уроку является  его эмоциональность, что должно побуждать учащихся к осуществлению важнейшего вида деятельности на уроке - усвоению новых знаний. Это не должно проявляться только внешне (громкий голос учителя, жестикуляция и пр.), эмоциональность должна проявляться в отношении учителя к процессу обучения на уроке, к изучаемой теме и т. д.

 Урок  должен быть эмоциональным, чтобы  было какое-то напряжение у  учащихся, это один из способов  их активизации. Использование  на уроке различного рода проблемных  ситуаций также способствует  эмоциональности, активизирует познавательную деятельность учащихся.

6. На  каждом уроке должен проводиться  непрерывный учет знаний учащихся.

 Процесс  обучения на любом уроке будет  эффективным лишь при наличии  постоянной обратной связи. На  каждом этапе урока учитель  должен четко представлять уровень овладения учащимися учебным материалом, чтобы способствовать постоянному повышению этого уровня. Учитель не имеет возможности опросить на уроке всех учащихся, он не может осуществлять опрос так, как он проводился в старой школе в начале века, когда учащегося опрашивали по всему пройденному материалу с момента последнего его ответа. Поэтому необходимо использовать самые разнообразные формы контроля за знаниями учащихся. Для этого могут использоваться различного рода компьютерные программы (если позволяют условия), письменные задания, анкеты, перфокарты и пр., которые позволяли бы сразу же получить результаты проверки знаний. И главное при этом - у каждого учителя должна быть хорошо развита наблюдательность для оценки результатов познавательной деятельности учащихся на уроке.

Информация о работе Урок как важнейшая форма обучения