Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 15:34, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в систематизации подходов к современному уроку.
Задачи курсовой работы:
1. Проанализировать урок как целостную систему.
2. Рассмотреть типологию и структуру разных типов уроков в соответствии с требованиями к современному уроку.
3. Проанализировать общие требования к современному уроку и определить этапы подготовки учителя к уроку .
Введение
Глава1. Урок как важнейшая форма обучения в средней общеобразовательной школе.
1.1. Урок как целостная система
1.2. Классификация уроков.
1. 3. Типология и структура урока
Глава2.Особенности проведения уроков.
2.1Основные требования подготовки учителя к проведению урока
2.2.Важнейшие пути повышения эффективности урока в средней общеобразовательной школе.
2.3.Основные требования, предъявляемые к уроку
2.4.Организация учебной деятельности для учеников на уроке
2.5.Другие формы организации обучения и их особенности. Основные понятия: формы обучения, , виды уроков, , фронтальная, групповая, индивидуальная формы работы, оценка и отметка, функции проверки знаний.
2.6. Анализ и самооценка урока
Заключение
Приложение………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………..
Представим,
например, традиционный урок по
гуманитарному предмету (история,
литература и пр.): в течение
15—20 мин учитель опрашивает двух-
Поэтому
при подготовке к уроку
2. Следующий, не менее важный путь повышения эффективности урока - это создание возможности для максимального развития каждого ученика в условиях коллективной работы.
Как
правило, учитель в процессе
подготовки к уроку
Не
случайно В.Ф. Шаталов при
Необходимо
наряду с фронтальными формами
работы (работа с классом)
3. Следующий путь повышения эффективности урока - это наличие определенной структуры. В данном случае имеется ввиду не внешняя сторона дела (опрос, объяснение, закрепление), а его внутренняя структура, которая не заметна для учащихся, но четко продумана педагогом.
Структура урока - это организация системы элементов урока, способствующая эффективному взаимодействию учителя и учащихся. Она определяется прежде всего тем, на что ориентируется учитель при подготовке к уроку: на продумывание своей работы или на организацию познавательной деятельности учащихся. А это, в свою очередь, зависит от того, какая цель должна быть достигнута на конкретном уроке. Если учитель хочет «рассказать», «показать», «ознакомить» (из таких целей исходят, по данным И.П. Раченко, около 60% учителей), то он планирует только характер своей деятельности, если же исходит из целей типа: «установить», «уяснить», «найти», «определить», «сформулировать», то это значит, что он ориентируется на активную работу самих учащихся.
4. Следующий путь повышения эффективности урока - это увеличение доли самостоятельной работы учащихся на уроке. Это положение является продолжением предыдущего пути повышения эффективности урока.
Главной парадокс плохо организованных уроков заключается в том, что на них сочетаются трудная и напряженная работа учителя с бездельем значительной части учащихся, которые только делают вид, что внимательно слушают.
5. Повышению
эффективности урока во многом
способствует соблюдение
Рассматривая сущность процесса обучения мы отмечали, что главное здесь - дать учащимся не только систему определенных знаний, но и сформировать у них системность мышления, а это возможно лишь при соблюдении внутрипредметных и межпредметных связей.
Внутрипредметные связи - это постоянное повторение пройденного материала. Опытные учителя осуществляют повторение пройденного не только по изучаемой на данном уроке теме или разделу, а увязывают изучаемый материал и с разделами и темами всего учебного предмета. Такая организация работы способствует системности мышления. Постоянное осуществление внутрипредметных связей позволяет учащимся усваивать определенные понятия, законы не только в процессе непосредственного изучения, но и при изучении других тем, т.е. всегда помнить о важнейших положениях изучаемого предмета.
Осуществление
межпредметных связей зависит
от специфики других учебных
предметов (гуманитарные, естественно-математические).
Каждый учитель должен знать,
что изучают его ученики в
данный момент по другим
6. Одним
из своеобразных путей
С
этой целью необходимо
7. Эффективность
урока во многом определяется
уровнем общеинтеллектуальных
С
развитием телевидения резко
стал падать удельный вес
Не
требуется сегодня также
Это
лишь некоторые, наиболее
Требования, предъявляемые к современному уроку.
Для реализации вышеназванных путей повышения его эффективности необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к современному уроку:
1. На
каждом уроке должно
Сообщая определенные знания на уроке, необходимо развивать мышление учащихся, способствовать их умственному развитию и формировать соответствующее отношение к окружающей их действительности, прививать им навыки поведения на основе этих отношений. Необходимо стремиться к тому, чтобы приобретаемые знания определяли поведение учащихся, чтобы у них формировались качества личности, необходимые для любого будущего вида трудовой деятельности (культура на рабочем месте, ответственное отношение к качеству выполнения задания, преодоление трудностей при их выполнении и т. п.).
2. Каждый урок должен отвечать всем принципам дидактики и прежде всего научности и связи обучения с жизнью.
Любой
урок по любому учебному
3. Каждый урок должен быть характерен прежде всего четко выраженной дидактической целью, которая часто подменяется темой урока.
По
каждой теме может быть
В
зависимости от намеченной
4. Использование
разнообразных методов и
Любое
однообразное длительное
Однако смена видов деятельности на уроке должна быть разумной, должна учитывать возрастные особенности учащихся, особенности данного класса и т. п. Не все дети и не всегда могут легко переключаться с одного вида деятельности на другой.
5. Одним
из требований к уроку
Урок
должен быть эмоциональным,
6. На
каждом уроке должен
Процесс обучения на любом уроке будет эффективным лишь при наличии постоянной обратной связи. На каждом этапе урока учитель должен четко представлять уровень овладения учащимися учебным материалом, чтобы способствовать постоянному повышению этого уровня. Учитель не имеет возможности опросить на уроке всех учащихся, он не может осуществлять опрос так, как он проводился в старой школе в начале века, когда учащегося опрашивали по всему пройденному материалу с момента последнего его ответа. Поэтому необходимо использовать самые разнообразные формы контроля за знаниями учащихся. Для этого могут использоваться различного рода компьютерные программы (если позволяют условия), письменные задания, анкеты, перфокарты и пр., которые позволяли бы сразу же получить результаты проверки знаний. И главное при этом - у каждого учителя должна быть хорошо развита наблюдательность для оценки результатов познавательной деятельности учащихся на уроке.