Урок как важнейшая форма обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в систематизации подходов к современному уроку.
Задачи курсовой работы:
1. Проанализировать урок как целостную систему.
2. Рассмотреть типологию и структуру разных типов уроков в соответствии с требованиями к современному уроку.
3. Проанализировать общие требования к современному уроку и определить этапы подготовки учителя к уроку .

Содержание

Введение
Глава1. Урок как важнейшая форма обучения в средней общеобразовательной школе.
1.1. Урок как целостная система
1.2. Классификация уроков.
1. 3. Типология и структура урока
Глава2.Особенности проведения уроков.
2.1Основные требования подготовки учителя к проведению урока
2.2.Важнейшие пути повышения эффективности урока в средней общеобразовательной школе.
2.3.Основные требования, предъявляемые к уроку
2.4.Организация учебной деятельности для учеников на уроке
2.5.Другие формы организации обучения и их особенности. Основные понятия: формы обучения, , виды уроков, , фронтальная, групповая, индивидуальная формы работы, оценка и отметка, функции проверки знаний.
2.6. Анализ и самооценка урока
Заключение
Приложение………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

                                               СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………3-4 

Теоретическая часть

повышение эффективности уроков  в младшей школе

1.1.Проблемы повышения  эффективности уроков в психолого-педагогическом  аспекте

1.2.Урок как  основная проблема

          1.3. Урок как целостная система………….......................

                  Классификация уроков……………………………….

                  Типология  и структура урока………………………..

          . Требования, предъявляемые к современному уроку 

2. Пути повышения эффективности уроков  в младшей школе

2.1.Повышение  эффективности путем плотности  урока, интеграции

Повышение эффективности  путем увеличения творческой активности

Практическая  часть

           2.1.Подготовка и проведение урока Я и Украина  на тему:

“Сохраним природу”. 

Заключение………………………………………………………………….

Приложение………………………………………………………………..

Список  литературы………………………………………………………..

       

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                     Введение  
 
 

Урок  является основной формой организации учебного занятия. В педагогике существует много различных определений урока. По мнению А.А. Вагина,  урок - это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной, познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (классов ) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства, методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики  овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.

 И.П.  Подласый считает, что урок  – это законченный в смысловом,  временном, организационном отношении  отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса, основная форма обучения с триединой целью: обучить, воспитать, развить.

Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения.

Снижение уровня знаний учащихся в большей степени объясняется качеством уроков: шаблоном, однообразием, формализмом, скукой. Многие учителя ищут разные способы «оживления» урока, привлечения учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации мыслительной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнения и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает.

Но надо заметить, что в выборе нестандартных  уроков нужна мера. Ученики привыкают  к необычным способам работы, теряют интерес, успеваемость заметно понижается. Место нетрадиционных уроков в общей  системе должно определяться самим  учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей самого учителя.

Классно-урочная  система предусматривает различные  формы организации учебно-воспитательного  процесса: домашняя учебная работа (самоподготовка), экскурсии, практические занятия и производственная практика, семинарские занятия, внеклассная учебная работа, факультативные занятия, консультации, зачеты, экзамены. Но основной формой организации обучения в школе является урок.

 Требования  к уроку достаточно многогранны. Существует ряд подходов к сущности урока. Исходя из этого, нами выбрана указанная тема.

 Проблема  урока интересовала многих методистов, психологов, педагогов. Такие авторы  как - Я.А. Коменский, И.Ф. Гербард,  И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Я.В.  Давид предлагали различные формы урока. Наибольшее распространение получила классно-урочная система обучения Я.А. Коменского. В дальнейшем она усовершенствовалась. Сущность системы Я.А. Коменского состоит в разделении учащихся на классы. При этом программа изучения каждого предмета состояла из разделов, а они в свою очередь делились на темы, прорабатываемые на 40-50 минутных уроках под руководством учителя. Такая система преподавания используется и в наше время.

Цель  данной курсовой работы заключается в систематизации подходов к современному уроку.

Задачи  курсовой работы:

1. Проанализировать  урок как целостную систему. 

2. Рассмотреть  типологию и структуру разных  типов уроков в соответствии  с требованиями к современному  уроку. 

3. Проанализировать  общие требования к современному уроку и определить этапы подготовки учителя к уроку .

Гипотеза  данной работы: качественно проведенный урок является показателем уровня развития учителя.

Объектом  исследования является современный урок проведенный в школе

Предмет данного исследования: структура, содержание и этапы подготовки урока 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. ВАЖНЕЙШАЯ ФОРМА  ОБУЧЕНИЯ 

1.1  Урок как целостная система . 

     В условиях существующих организационных  форм обучения применяется многообразный  арсенал различных методических средств. От формы организации обучения во многом зависит выбор тех или иных источников,  из которых учащиеся получают знания. Поэтому одной из важнейших задач методики является разработка форм организации обучения в единстве с раскрытием их методических возможностей.

     Наибольшее  распространение, как в нашей  стране, так и за рубежом получила классно-урочная система обучения, творцом которой считается Я. А Коменский. В течение 300 лет эта  система поверглась дальнейшему  совершенствованию с участием тысяч учителей, методистов и таких выдающихся педагогов-мыслителей, как И. Ф. Гербард, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Я. В. Давид, Б. Наврочиньский и другие. Существо системы Я. А. Коменского состоит в разделении учащихся на классы, реализующие соответствующие программы обучения. При этом программа изучения каждого предмета состояла из разделов, а они в свою очередь делились на темы, прорабатываемые на 40 - 45 - минутных уроках под руководством учителя.

     Классно-урочная  система выдержала испытание  в течение нескольких столетий и, несмотря на острую критику, сохраняется до настоящего времени почти во всем мире. Но в то же время эта система в ряде европейских стран и США в настоящее время   претерпевает значительную эволюцию.

     Ключевым  компонентом классно - урочной системы организации  обучения  является урок.

     Что такое урок? Однозначный ответ  на этот вопрос затруднителен. До настоящего времени в педагогической науке  преобладающим является мнение, согласно которому урок - это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.

     В этой форме урока представлены все  компоненты учебно-познавательного  процесса: цель, содержание, средства, методы деятельности по организации и управлению и все его дидактические элементы. Его сущность и назначение в процессе обучения как целостной динамической системы сводятся, таким образом, к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителей и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности,  общения и отношений, а также педагогического мастерства учителя.

     Дидактика дает и другие аспекты понятия  «урок»:

     Урок - это организационная единица учебного процесса в достижении завершенной, но частичной цели обучения.

     Урок - это занятия, которые учитель  ведет с классом в школе. Они  имеют одинаковую продолжительность, проводятся по расписанию и в сумме  должны исчерпывать изучение программы.

     Урок - часть учебного процесса, но не механически  обусловленная и замкнутая, а  логически и педагогически завершенная. Как элемент процесса обучения урок характеризуется всеми его чертами, одновременно являясь и основной его формой.

     В приведенных выше определениях можно также выделить специфические признаки, отличающие урок от других организационных форм. Это постоянная группа учащихся, руководство деятельностью учащихся с учетом особенностей каждого из них и овладение основами изучаемого непосредственно на уроке.

     Решая конкретные задачи в каждом отдельно взятом временном отрезке учебного процесса, урок является частью темы,  курса учебного предмет и соответственно занимает свое место в системе  учебного предмета, темы программы  и решает свойственные ему на данный момент дидактические цели, соотнесенные с учебно-воспитательными задачами курса.

     Следует отметить, что преимущество урока  как формы организации педагогического  процесса состоит в том, что он имеет:

     1) благоприятные возможности для  сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы;

     2) позволяет учителю систематически  и последовательно излагать материал, управлять развитием познавательных  способностей и формировать научное  мировоззрение учащихся;

     3) стимулирует другие виды деятельности школьников, в том числе внеклассную и домашнюю;

     4) на уроке ученики овладевают  не только системой знаний, умений  и навыков, но и  самими  методами познавательной деятельности.

     Урок  был, есть и в обозримом будущем  останется основной формой организации  обучения и воспитания учащихся.

     Несмотря  на малую длительность, урок сложный  и ответственный этап учебного процесса. От качества отдельных занятий в  конечном итоге зависит общее  качество школьной подготовки. Поэтому  основные усилия теоретиков и практиков  во всем мире направляются на создание и внедрение таких технологий урока, которые позволяют эффективно и в краткие сроки решать задачи обучения данного состава учащихся.

     В соответствии с Базисным учебным  планом начальной школы в образовательном  компоненте «Окружающий мир» предусматривается изучение элементов обществоведческих знаний, предварительное пропедевтическое ознакомление учащихся с окружающим миром родного края (по 2 часа в 3 и 4 классах).

     Урок  является частью содержания и обществоведческого образования, занимающего определенное место в системе школьного курса на каждом Создание методического проекта любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, и далее определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель урока была достигнута.

     Усвоение  логически завершенной части  содержания курса осуществляется в  процессе  взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленной на  их обучение, воспитание и развитие.

     Урок  требует постоянного совершенствования  и модернизации. Только творческий подход к уроку с учетом новых  достижений в области педагогики, психологии и передового опыта обеспечит  высокий уровень преподавания. Поэтому дать качественный урок - дело непростое даже для опытного учителя.

Информация о работе Урок как важнейшая форма обучения