Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 09:37, курсовая работа
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
2. Раскрыть процесс формирования понятия уравнения в обучении математике;
3. Рассмотреть приемы применяемые при формировании понятия уравнения.
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕШЕНИЯ УРАВНЕНИЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.................................................................................6
1.1.Уравнения в начальных классах..........................................................6
1.2.Методика работы над уравнением.....................................................12
2.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ............................................................................................19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.........................................24
ПРИЛОЖЕНИЕ А.............................................................................................26
М1 ´ М2 = П
Х ´ М2 = П М1 ´ х = П
Х
= П : М2 х = П : М1
Чтобы узнать неизвестный множитель, произведение разделим на другой известный множитель.
Мизв. ´ х = П х · 4 = 8
Х
= П : Мизв. Х = 8 : 4
Если мы что-то разделим, то получим часть этого, поэтому результат деления назовем частным. То, что делят, - делимое. То, на что делят, - делитель. Д : д = Ч
Х : д = Ч х : 4 = 3 Д : х = Ч 15 : х =3
Х = д ´ Ч х = 4 · 3 х = Д :Ч х = 15 : 3
Х
= Д х =12 х = д
х =5
Затем изучаются уравнения в задачах на умножение и деление.
Схема №1.
Всего – 20 яблок
В одном пакете – 5 яблок
Пакетов – х
Задача: В каждом пакете по пять яблок. Какое количество пакетов понадобится для 20 яблок?
В = О ´ К, где В – всего яблок, О – количество яблок в одном пакете, К – количество пакетов: 20 = 5 · х.
Схема №2.
Стоимость – 30 тыс. $
Цена – х
Количество – 3
Задача: сколько стоит одна машина, если за три таких машины заплатили 30 тыс. $?
Ст. = Ц ´ К, где Ст. – общая стоимость, Ц – цена одной машины, К – количество машин: 30 = х · 3.
Схема №3.
S – путь – 15 км
t – время – х
υ – скорость – 5 км/ч
Задача: Велосипедист проехал 15 км со скоростью 5 км/ч. Сколько времени он катался?
S = υ ´ t; 15 = 5 · х.
И только после этого решаются уравнения на все четыре действия. Для решения таких уравнений вводится такая занимательность как машинка уравнений, но для этого нужно знать обратимость действий:
+ ←―――――――→ -
оборачивается в
:←―――――――→ ·
Загадываем число, вводим в машинку,
умножим на два и складываем с числом
4.
↓ ↑
+ 4 - 4
20 ――→ 20
Таким
образом задуманное число – это
число 8.
2.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
РАБОТА ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Опытно-экспериментальная работа проводилась в Саратовской области г.Петровске в СОШ №1 класс 3 «А».
Цель: Пронаблюдать как влияет дифференциация в обучении на усвоение учащимися определенной темы.
Показать, что дифференцированный подход активизирует работу учащихся и повышает качество знаний.
Класс 3 «А»
Число учеников выполняющих работу 23 человека.
Таблица 1
Результаты обучающей самостоятельной работы
Задания | Выполнено верно | Допущенные ошибки | |
в рассуждении | вычислении | ||
а | 19 | 3 | 3 |
б | 15 | 2 | 6 |
в | 17 | 6 | 5 |
г | 21 | 1 | 2 |
д | 20 | 2 | 1 |
Дифференцированная самостоятельная работа по теме «Решение уравнений»
Класс 3 «А»
Число
учеников выполняющих работу 23 человека.
Уровень А выполняли:
Кленков Стас.
Волынкина Аня.
Печениговский Андрей.
Сидельников Витя.
Киктенко Ю.
Бородина С.
Зинченко
Ю.
Уровень В выполняли:
Изербанова Ш.
Звягинцева О.
Бородаенко В.
Сидоркина П.
Сиротенко С.
Сиротенко Л.
Фоменко О.
Романенко Ш.
Шкарупа
Л
Уровень С выполняли:
Обролов Ш.
Подопригора С.
Григорьев М.
Дробина И.
Мельникова Я.
Тарануха А.
Варвашевич А.
Таблица 2
Результаты дифференцированной самостоятельной работы
Задания | Выполнили верно работу | ||
Уровень А | Уровень В | Уровень С | |
а | 75% | 81% | 85% |
б | 78% | 92% | 91% |
в | 70% | 90% | 93% |
г | 90% | 89% | 94% |
Вывод: Целью моей дифференцированной работы было выяснение того как, как влияет дифференциация в обучении на усвоение учащимися определенной темы.
И результаты моей работы показали, что дифференцированный подход активизирует работу учащихся и повышает их качество. Так как каждый ученик сам определяет для себя степень трудности заданий. Такая работа учит детей размышлять, находить новые способы решения упражнений, а не действовать по образцу. Выполнив более сложное задание им хочется решить не аналогичные задания, а идти дальше, добиваться большего.
По
моему мнению, что также самостоятельные
работы нужно проводить чаще в школах,
так как все задания рассчитаны на среднего
ученика и сильным учащимся нет возможности
идти дальше, а так возможность им будет
предоставлена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хотелось бы отметить, что в школьном курсе математики изучению темы "Уравнения" придается чрезвычайно большое значение. Уравнения в школьном курсе занимают ведущее место. На их изучение отводится времени больше, чем на любую другую тему.
Действительно, уравнения не только имеют важное теоретическое значение, но и служат чисто практическим целям. Подавляющее большинство задач о пространственных формах и количественных отношениях реального мира сводится к решению различных видов уравнений.
Овладевая способами их решения, мы находим ответы на различные вопросы из науки и техники (транспорт, сельское хозяйство, промышленность, связь и т. д.). Так же для формирования умения решать уравнения большое значение имеет самостоятельная работа учащегося при обучении решения уравнений.
Составление и решение уравнений способствуют развития мышления, находчивости, сообразительности, инициативности. "Уравнения" - это частичка алгебры в программе начальной школы. Их надо научиться решать, чтобы потом в старших классах учиться успешно.
Начинается всё с примеров с "окошками" - с самого простого вида уравнений.
Их решение основано на знании таблиц сложения и вычитания. Основное внимание уделяется работе с правилами нахождения компонентов действий (часть, часть, целое) и использованию других, применяемых в начальной школе приёмов.
В
курсовой работе я осветила, как при помощи
самостоятельной работы можно активизировать
процесс обучения учащихся решению уравнений.
И результаты исследовательской работы
проведенной мной, показали, как самостоятельная
работа учащихся влияет на процесс усвоения
знаний, а так же на стремление детей самостоятельно
получать знания.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Архангельский А. В. О сущности математики и фундаментальных математических структурах // История и методология естественных наук (Москва) №32.2007. С.14-29.
2.Бантова М.А., Бельтюкова П.В. Методика преподавания математики в начальных классах.- М.,2006
3. Богданович М.В. Урок математики в начальной школе. – Киев,2008
4.Истомина Н.Б. Методика преподавания математики в начальных классах. – М.,2008
5.Концепция математического образования (в 12-летней школе) // Математика в школе. №2. 2007. С.13-18.
6. Лавриненко Г.А. Задания развивающего характера по математике. – Саратов,2008
7. Лавриненко Г.А. Как научить детей решать задачи. – Саратов,2008
8. Моро М.И., Пышкало А.М. Методика обучения математике в 1-3 классах. – М.,2006
9. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика (1-4 классы) учебник. – М.,2007
10.Мойсенко А. В. Концепция школьного математического образования. В кн. Школа самоопределения. Шаг второй. М.: АО "Политекст". 2009.
11.Математический энциклопедический словарь. – М., 2005.
12.Пойя Д. Математическое открытие. М.: Наука. 2007.
13.Программа 1-4 (начальные классы)/ Сост. Т.В. Игнатьева, Л.А. Вохмянина. – М.,2008
14.Розов Н. Х. Базис в пространстве задач и проблемы минимизации времени обучения. // Межд. конф. Функц. пр-ва, теория прибл., нелин. анализ, посвященная 90-летию акад. С. М. Никольского. тез. докл.. М.,2006.
15. Сойер У. У. Прелюдия к математике. М.: Просвещение, 2007.
16. Тестов В. А. Стратегия обучения математике. М.: ГШБ, 2008