Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 09:37, курсовая работа
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
2. Раскрыть процесс формирования понятия уравнения в обучении математике;
3. Рассмотреть приемы применяемые при формировании понятия уравнения.
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕШЕНИЯ УРАВНЕНИЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.................................................................................6
1.1.Уравнения в начальных классах..........................................................6
1.2.Методика работы над уравнением.....................................................12
2.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ............................................................................................19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.........................................24
ПРИЛОЖЕНИЕ А.............................................................................................26
Особое внимание следует уделять проверке решения уравнения. Учащиеся должны четко знать, усвоить последовательность и смысл действий, выполняемых при проверке: найденное число подставляют вместо буквы в выражение, затем вычисляют значение этого выражения и, наконец, сравнивают его с заданным значением или с вычисленным значением выражения, стоящего в другой части уравнения.
Если получаются равные числа, значит, уравнение решено верно.
Дети могут выполнять проверку устно или письменно, но при этом всегда должны быть четко выделены основные ее звенья: подставляем…, вычисляем…, сравниваем…
Уравнения используются также для решения задач. Существует правило составления уравнения:
1.Выясняется, что известно, что неизвестно.
2.Обозначение неизвестного за х.
3.Составление уравнения.
4.Решение уравнения.
5.Полученное число истолковывается в соответствии с требованием задачи (Бантова М.А., Бельтюкова П.В.2006:222).
Необходимым требованием для формирования умения решать задачи с помощью уравнений является умение составлять выражения по их условиям.
Поэтому вводится запись решения задач в виде выражения. Учащиеся упражняются в объяснении смысла выражений, составленных по условию задачи; сами составляют выражения по заданному условию задачи, а также составляют задачи по их решению, записанному в виде выражений.
Одним
из самых трудных моментов является
запись задачи в виде уравнения, поэтому
вначале при составлении
Для формирования у учащихся умения решать задачи алгебраическим способом необходимо, чтобы они могли решать уравнения, составлять выражения по задаче и осознавать сущность процесса “уравнивания неравенств”, т.е. преобразования неравенства в уравнение.
Уже на первых уроках дети, сравнивая два множества, устанавливают, в каком из них содержится больше элементов и что нужно сделать, чтобы в обоих множествах было одинаковое их количество.
Вместе
с тем возможности
Таким
образом можно сделать вывод
о том, что изучение уравнений
продолжается на протяжении всех трех
лет начального обучения в школе.
1.2.Методика
работы над уравнением
Нужны
ли уравнения маленьким детям? Легко
ли понять пример, когда ответ прячется
за таинственным «х», который и прочесть-то
не все могут правильно, то ли «икс»,
то ли «ха». Решение задач с помощью
уравнений таинственно и
Начнем с фигурок, которые дети умеют складывать и строить из них. На доске нарисованы две фигуры. Что получится при их сложение?
o + ∆ =
Дети получают дом, в котором квадрат и треугольник превратились в стену и крышу. Дом – целое, а крыша и стены – его части. Из частей складывается целое (Бантова М.А., Бельтюкова П.В.2006:229).
Ч1 + Ч2 = Ц
Теперь разберем дом. Можно снять крышу и останется стена, а можно убрать стену и останется крыша. Если от целого отнять часть, то получится другая его часть Ц – Ч 1 = Ч 2. Зная это, ребенок может теперь сам определить неизвестную часть, имея целое и известную часть. Это уже уравнение. В нем появляется мистер Икс. – х =
Что же случилось с карандашом? Что спрятал мистер Икс? Ну, конечно, у него сломался грифель. х = .
Когда работают с уравнением, то пишут три строчки. В каждой из них обязательно есть х и один знак равенства.
Строчка 1 – уравнение; в нем х спрятался.
Строчка 2 – решение уравнения; х в одной стороне равенства, а остальное – в другой.
Строчка 3 – корень уравнения; в нем открывается всем, что спрятал х.
А теперь дети сами сочиняют и решают уравнения. Зная целое и части, можно легко действовать с числами.
Х - 2 = 7 5 – х = 3
Начинают с того, что определяют, где целое, и подчеркивают его. Ведь отнимать можно только от целого.
Х - 2 = 7 5 – х = 3
Из этих уравнений только в первом мы ищем целое. В двух других – части.
Х = 7 + 2 х = 5 –3 х = 9 - 6
Х = 9
х =2 х = 3
Уравнение помогает узнать, верно ли произведены вычисления, если вместо х подставить свою находку – число.
Х - 2 = 7 5 – х = 3
9 –
2 = 7 5 – 2 = 3 6 + 3 = 9
Таким образом, для того чтобы решить уравнение нужно:
а) Отметить целое;
б) Найти решение;
в) Записать корень уравнения;
г) Сделать проверку – подставить найденное число в первую сторону и убедиться, что конечные числа совпадают.
Если что-то не так, то нужно проверить, где поторопился. Это тоже важное умение – найти у себя ошибку и исправить ее.
Затем дети знакомятся с правилами, которые называются болтушки – приговорки. То, что складывают, - слагаемые.
с1 + с2 = сумма
3 + 5 = 8
То, что сложили, и есть сумма. Подбирают слагаемые и сумму: 6 + 4 = 10
Когда число уменьшают, его называют уменьшаемое. От него можно что-то отнять. Число, которое вычитают, называют вычитаемое. Ищем их разницу, или разность. Подбирают числа: 7 – 6 = 1
* * =
Х = р + в
Х = у
Решаем уравнения:
у в р у в р
х – 5 = 4 х – 7 = 2
Болтушка
№2. Чтобы найти вычитаемое, на разность
уменьшаем уменьшаемое.
Решают уравнения:
у в р у в р
8 – х = 3 7 – х = 4
Болтушка №3. Чтобы найти любое слагаемое, от суммы отнимаем все остальные. х + с2 = сумма
Решают уравнения:
с1 с2 сум. с1 с2 сум.
3 + х = 9 х + 4 = 8
После этого решаются уравнения, основанные на знании состава чисел (Моро М.И., Пышкало А.М. 2006:178).
Записывают состав чисел без повторов, так как при перемене мест слагаемых сумма не меняется.
Поиграем
в занимательные игры «Клоуны» и
«Вертушки», где вместо х нужно вписать
свое число.
Вставляют х в состав числа и узнают его. 6 х 4 3 7 6 х 4
И решают уравнения: 6 – х = 1; 2 + х = 7.
Запиши состав чисел 8 и 9.
8 7 6 5 4 9 8 7 6 5
* * * * * * * * * *
Найди х, в квадрате напиши отгадку.
87 х 5 4 8 7 6 5 4 8 7 6 5 9 8 7 6 5
0 1 2 3 4
х 1 2 3 4
1 2 3 4
0 1 2 х 4
Реши уравнения: 8 – х = 2; 8 + х = 8; х – 7 = 2; 9 – х = 6.
Далее переходят к решению задач при помощи уравнений. Задачи в схемах.
Схема №1.
I – в
II -
Задача: Десять селедок разложили на две тарелки с учетом схемы.
I – х 10с. I – 7c. 10с.
II
– 3с.
Составляют и решают уравнения по схемам: 7 + х = 10; х + 3 = 10.
Схема № 2.
Было – 10 птиц.
Исчезли – 5 птиц
Осталось – х птиц
Задача: сидели на дереве 10 птиц, пять птиц улетели. Сколько птиц осталось?
Решение: 10 – х = 5.
Схема №3.
Было – х
Добавили – 5 ягод
Стало – 10 ягод
Дети самостоятельно придумывают условие задачи и решают ее:
х + 5 = 10.
Так же детей знакомят с самым легким способом решения уравнений – аналогия.
Надо решить уравнение, а ребенок забыл как. Что же делать? Давайте рассмотрим уравнения. И ребенок всегда будет помнить, как они решаются.
2 + 3 = 5 5 –3 = 2 5 – 3 = 2
х + 3 = 5 х – 3 = 2 5 – х = 2
х = 5 – 3 х = 2 + 3 х = 5 - 2
Это
синее
это зеленое
это красное
Решим уравнение: х + 5 = 11. Какое оно? Синее. Значит, оно решается так: х = 11 – 5.
Затем изучение уравнений продолжается во втором классе, после того, как дети ознакомились с такими действиями как умножение и деление. Начнем с болтушек.
Множитель 1 ´ множитель 2 = произведение