порядка разработки и использования
дистанционных образовательных технологий;
- финансовое
обеспечение деятельности федеральных
государственных казенных образовательных
учреждений и выполнения государственного
задания федеральными государственными
бюджетными и автономными образовательными
учреждениями;
- утверждение порядка
проведения экспертизы учебников, рекомендуемых
или допускаемых к использованию в образовательном
процессе в имеющих государственную аккредитацию
и реализующих образовательные программы
общего образования образовательных учреждениях,
а также ежегодное утверждение на основе
экспертизы федеральных перечней таких
учебников;
- утверждение порядка
отбора организаций, осуществляющих издание
учебных пособий, которые допускаются
к использованию в образовательном процессе
в имеющих государственную аккредитацию
и реализующих образовательные программы
общего образования образовательных учреждениях,
а также утверждение перечня этих организаций;
- информационное
и научно-методическое обеспечение системы
образования, разработка в пределах своей
компетенции базисных учебных планов
и примерных программ учебных курсов,
предметов, дисциплин (модулей), учебной
литературы и учебных пособий. Создание
единой для Российской Федерации системы
информации в области образования;
- формирование
и ведение федеральных баз данных в области
образования;
- организация
федеральной системы подготовки и переподготовки
педагогических работников и работников
органов, осуществляющих управление в
сфере образования;
- государственный
контроль (надзор) в области образования
в отношении образовательных учреждений
и научных организаций, а также органов
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, осуществляющих управление
в сфере образования;
- установление
и присвоение государственных наград
и почетных званий работникам образования;
- организация
контроля качества подготовки обучающихся
и выпускников (государственной (итоговой)
аттестации) по образовательным программам
основного общего и среднего (полного)
общего образования в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами;
- лицензирование образовательной деятельности
и государственная
аккредитация:-
высших учебных заведений;- образовательных
учреждений дополнительного профессионального
образования, реализующих образовательные
программы послевузовского профессионального
образования и (или) дополнительные профессиональные
образовательные программы, к которым
установлены федеральные государственные
требования, научных организаций;- образовательных
учреждений, реализующих военные профессиональные
образовательные программы;- федеральных
государственных образовательных учреждений
среднего профессионального образования,
реализующих образовательные программы
среднего профессионального образования
по подготовке специалистов в сферах обороны,
оборонного производства, внутренних
дел, безопасности, ядерной энергетики,
транспорта и связи, наукоемкого производства
по специальностям, перечень которых утверждается
Правительством Российской Федерации;-
расположенных за пределами территории
Российской Федерации российских образовательных
учреждений;
- формирование,
ведение и обеспечение использования
федеральной информационной системы государственной
аккредитации, содержащей сведения о деятельности
образовательных учреждений и научных
организаций, имеющих государственную
аккредитацию;
- организация
и осуществление, в том числе в соответствии
с международными договорами, экспертизы
содержания и качества подготовки выпускников
иностранных образовательных учреждений,
реализующих образовательные программы,
соответствующие установленным в Российской
Федерации федеральным государственным
образовательным стандартам или федеральным
государственным требованиям, по заявлениям
образовательных учреждений за счет средств
таких образовательных учреждений.14
- Полномочия
РФ в области образования,
переданные для осуществления
органам государственной
власти субъектов
РФ.
К
полномочиям Российской Федерации
в области образования, переданным
для осуществления органам государственной
власти субъектов Российской Федерации,
относятся следующие полномочия:
- государственный
контроль (надзор) в области образования
в отношении образовательных учреждений,
расположенных на территории субъекта
Российской Федерации, иных осуществляющих
образовательную деятельность организаций,
а также органов местного самоуправления,
осуществляющих управление в сфере образования;
- лицензирование
образовательной деятельности и государственная
аккредитация образовательных учреждений,
расположенных на территории субъекта
Российской Федерации), лицензирование
образовательной деятельности организаций,
которые расположены на территории субъекта
Российской Федерации и структурные подразделения
которых осуществляют реализацию программ
профессиональной подготовки, а также
формирование, ведение и обеспечение использования
региональных информационных систем государственной
аккредитации, содержащих сведения о деятельности
аккредитованных образовательных учреждений;
- подтверждение
документов государственного образца
об образовании, об ученых степенях и ученых
званиях.
- Финансовое
обеспечение осуществления переданных
в соответствии с пунктом
1 настоящей
статьи полномочий, за исключением полномочий,
указанных в пункте
10 настоящей
статьи, осуществляется за счет субвенций
из федерального бюджета, а также в пределах
бюджетных ассигнований, предусмотренных
в бюджете субъекта Российской Федерации
на указанные цели не менее чем в объеме
планируемых поступлений в бюджет субъекта
Российской Федерации от уплаты соответствующей
государственной пошлины, связанной с
осуществлением переданных полномочий
и зачисляемой в бюджет субъекта Российской
Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом
Российской Федерации.
- Общий объем
субвенций из федерального бюджета бюджетам
субъектов Российской Федерации на осуществление
переданных в соответствии с пунктом 1
настоящей статьи полномочий определяется
на основании методики, утвержденной Правительством
Российской Федерации, исходя из: - количества
муниципальных районов и городских округов
на территории субъекта Российской Федерации,
внутригородских муниципальных образований
городов федерального значения Москвы
и Санкт-Петербурга; - количества образовательных
учреждений и иных осуществляющих образовательную
деятельность организаций, в отношении
которых полномочия по государственному
надзору за соблюдением законодательства
Российской Федерации в области образования,
по государственному контролю качества
образования, по лицензированию образовательной
деятельности и по государственной аккредитации
переданы органам государственной власти
субъектов Российской Федерации.
- Средства
на осуществление указанных в пункте 1
настоящей статьи полномочий носят целевой
характер и не могут быть использованы
на другие цели.
- В случае
использования средств не по целевому
назначению федеральный
орган исполнительной
власти, осуществляющий функции по контролю
и надзору в финансово-бюджетной сфере,
вправе осуществить взыскание указанных
средств в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
- Федеральный
орган исполнительной
власти, осуществляющий функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования: - вправе
принимать нормативные правовые акты
по вопросам осуществления переданных
полномочий, в том числе административные
регламенты предоставления государственных
услуг и исполнения государственных функций
в сфере переданных полномочий, а также
устанавливать в случае необходимости
целевые прогнозные показатели осуществления
переданных полномочий; - согласовывает
назначение на должность руководителей
органов исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, осуществляющих
переданные полномочия;- в случаях, установленных
федеральными законами, готовит и вносит
для принятия решения в Правительство
Российской Федерации предложения об
изъятии соответствующих полномочий у
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации; - по результатам
ежегодного доклада об осуществлении
органами государственной власти субъектов
Российской Федерации переданных полномочий
готовит предложения по совершенствованию
законодательства Российской Федерации
в области образования.
- Федеральный
орган исполнительной
власти, осуществляющий функции по контролю
и надзору в сфере образования: - осуществляет надзор
за нормативно-правовым регулированием,
осуществляемым органами государственной
власти субъектов Российской Федерации
по вопросам переданных полномочий, с
правом направления обязательных для
исполнения предписаний об отмене указанных
нормативных правовых актов или о внесении
в них изменений; - осуществляет контроль
и надзор за полнотой и качеством
осуществления органами государственной
власти субъектов Российской Федерации
переданных полномочий с правом проведения
проверок соответствующих органов государственной
власти субъектов Российской Федерации,
и правом выдачи обязательных для исполнения
предписаний: а) об устранении выявленных
нарушений; б) о привлечении должностных
лиц органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляющих
переданные полномочия, а также должностных
лиц образовательных учреждений, к ответственности,
установленной законодательством Российской
Федерации; в) об отстранении от должности
должностных лиц органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации,
осуществляющих переданные полномочия,
а также должностных лиц образовательных
учреждений; - согласовывает структуру
органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляющих
переданные полномочия;- издает методические
рекомендации и обязательные для исполнения
инструктивные материалы по осуществлению
органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации переданных полномочий;-
устанавливает требования к содержанию
и формам отчетности, а также порядок
представления отчетности об осуществлении
переданных полномочий; - анализирует
причины выявленных нарушений при осуществлении
переданных полномочий, принимает меры
по их устранению; - представляет в федеральный орган исполнительной власти,
осуществляющий функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования, ежегодный
доклад об осуществлении органами государственной
власти субъектов Российской Федерации
переданных полномочий.
- Высшее должностное
лицо субъекта Российской Федерации (руководитель
высшего исполнительного органа государственной
власти субъекта Российской Федерации):
- назначает на должность руководителей
органов исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, осуществляющих
переданные полномочия, по согласованию
с федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования;- утверждает
по согласованию с федеральным
органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по контролю
и надзору в сфере образования, структуру
органов исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, осуществляющих
переданные полномочия; - самостоятельно
организует деятельность по осуществлению
переданных полномочий в соответствии
с федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации;
- обеспечивает своевременное представление
в федеральный орган исполнительной власти,
осуществляющий функции по контролю и
надзору в сфере образования:
а) ежеквартального
отчета о расходовании предоставленных
субвенций, о достижении целевых прогнозных
показателей в случае их установления;
б) экземпляров
нормативных правовых актов, принимаемых
органами государственной власти субъекта
Российской Федерации по вопросам переданных
полномочий;
в) сведений
(в том числе баз данных), необходимых для
формирования и ведения федеральных баз
данных по вопросам контроля и надзора
в сфере образования;
г) иных
документов и информации, необходимых
для контроля и надзора за полнотой и качеством
осуществления органами государственной
власти субъектов Российской Федерации
переданных полномочий;
- Контроль
за расходованием средств на осуществление
переданных полномочий осуществляется федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по контролю и
надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по контролю и
надзору в сфере образования, Счетной
палатой Российской Федерации.
- Финансовое
обеспечение осуществления переданных
в соответствии с пунктом
1 настоящей
статьи полномочий по подтверждению документов
государственного образца об образовании,
об ученых степенях и ученых званиях осуществляется
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных
в бюджете субъекта Российской Федерации
на указанные цели не менее чем в объеме
планируемых поступлений в бюджет субъекта
Российской Федерации от уплаты соответствующей
государственной пошлины, связанной с
осуществлением переданных полномочий
и зачисляемой в бюджет субъекта Российской
Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом
Российской Федерации.15
- Полномочия
органов государственной
власти субъекта РФ
в сфере образования.
К
полномочиям органов государственной
власти субъекта Российской Федерации
в сфере образования относятся:
- принятие
законов и иных нормативных правовых актов
субъекта Российской Федерации в области
образования;
- установление
порядка создания, реорганизации, ликвидации
и финансового обеспечения образовательных
учреждений субъекта Российской Федерации
в соответствии с настоящим Законом;
- разработка
и реализация региональных программ развития
образования с учетом национальных и региональных
социально-экономических, экологических,
культурных, демографических и других
особенностей;
- участие
в разработке на основе федеральных государственных
образовательных стандартов или федеральных
государственных требований примерных
основных образовательных программ с
учетом их уровня и направленности (в части
учета региональных, национальных и этнокультурных
особенностей);
- формирование
органов исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, осуществляющих
установленные в настоящей статье полномочия
в сфере образования;
- обеспечение
государственных гарантий прав граждан
на получение общедоступного и бесплатного
дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего (полного) общего образования,
а также дополнительного образования
в общеобразовательных учреждениях посредством
выделения субвенций местным бюджетам
в размере, необходимом для реализации
основных общеобразовательных программ
в части финансирования расходов на оплату
труда работников общеобразовательных
учреждений, расходов на учебники и учебные
пособия, технические средства обучения,
расходные материалы и хозяйственные
нужды (за исключением расходов на содержание
зданий и коммунальных расходов, осуществляемых
из местных бюджетов) в соответствии с
нормативами, установленными законами
субъекта Российской Федерации;
- организация
предоставления общедоступного и бесплатного
дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего (полного) общего образования
по основным общеобразовательным программам
в специальных (коррекционных) образовательных
учреждениях для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья,
образовательных учреждениях для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей,
специальных учебно-воспитательных учреждениях
открытого и закрытого типа, оздоровительных
образовательных учреждениях санаторного
типа для детей, нуждающихся в длительном
лечении, образовательных учреждениях
для детей, нуждающихся в психолого-педагогической
и медико-социальной помощи (за исключением
образования, получаемого в федеральных
образовательных учреждениях, перечень
которых утверждается Правительством
Российской Федерации), в соответствии
с нормативами, установленными законами
субъекта Российской Федерации;
- организация
предоставления дополнительного образования
детям в учреждениях регионального значения;
- организация
предоставления начального, среднего
и дополнительного профессионального
образования (за исключением образования,
получаемого в федеральных образовательных
учреждениях, перечень которых утверждается
Правительством Российской Федерации);
- создание,
реорганизация и ликвидация образовательных
учреждений субъекта Российской Федерации
(за исключением создания высших учебных
заведений);
- обеспечение
и проведение государственной (итоговой)
аттестации обучающихся, освоивших образовательные
программы основного общего образования
или среднего (полного) общего образования,
в том числе в форме единого государственного
экзамена (включая подготовку лиц, привлекаемых
к проведению единого государственного
экзамена, организацию формирования и
ведения региональных информационных
систем, обеспечение хранения, использования
и уничтожения экзаменационных материалов
и свидетельств о результатах единого
государственного экзамена, обработку
и проверку экзаменационных работ участников
единого государственного экзамена, а
также обеспечение ознакомления участников
единого государственного экзамена с
его результатами и аккредитацию общественных
наблюдателей);
- установление
формы и порядка проведения государственной
(итоговой) аттестации по родному языку
и родной литературе лиц, изучавших родной
язык и родную литературу при получении
основного общего образования и среднего
(полного) общего образования;
- формирование
бюджета субъекта Российской Федерации
в части расходов на образование;
- установление
региональных нормативов финансового
обеспечения образовательной деятельности;
- установление
для образовательных учреждений, находящихся
в ведении субъекта Российской Федерации,
дополнительных к федеральным требований
к образовательным учреждениям в части
строительных норм и правил, санитарных
норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников,
оснащенности учебного процесса и оборудования
учебных помещений;
- информационное
обеспечение в пределах своей компетенции
образовательных учреждений, организация
обеспечения учебниками в соответствии
с федеральными перечнями учебников, рекомендованных
или допущенных к использованию в образовательном
процессе в имеющих государственную аккредитацию
и реализующих образовательные программы
общего образования образовательных учреждениях,
и учебными пособиями, допущенными к использованию
в образовательном процессе в таких образовательных
учреждениях;
- участие
в отборе организаций, осуществляющих
издание учебных пособий, которые допускаются
к использованию в образовательном процессе
в имеющих государственную аккредитацию
и реализующих образовательные программы
общего образования образовательных учреждениях,
в части издания учебных пособий по родному
языку и родной литературе;