Управление в сфере образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является рассмотрение организационно-правовой системы органов управления, а также полномочий органов управления в сфере образования.
Задачей исследования являются:
Изучение организационно – правовой системы управления;
Изучение полномочий органов управления в сфере образования

Содержание

Введение……………………………………………………………..…………. 4
Глава I. Организационно - правовая система управления………..….............6
Глава II. Органы управления в сфере образования ………………..………...9
2.1. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования………………………………………..……………………….........14
2.2. Полномочия РФ в области образования, переданные для
осуществления органами государственной власти субъектов РФ……..…....18
2.3. Полномочия органов государственной власти субъекта РФ в
сфере образования ………………………………………..………….................21
2.4. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных
районов и городских округов по решению вопросов местного
значения в сфере образования………………………..………………………...24
Заключение………………………..……………………………………........…25
Список источников и литературы………………………..…………..….….27

Работа содержит 1 файл

Курсовая по АП.doc

— 200.00 Кб (Скачать)
 
 
 

    Оглавление 

Введение……………………………………………………………..…………. 4 

Глава I. Организационно - правовая система управления………..….............6 

Глава II. Органы управления в сфере образования ………………..………...9

2.1. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования………………………………………..……………………….........14

2.2. Полномочия РФ в области образования, переданные для

осуществления органами государственной власти субъектов  РФ……..…....18

2.3. Полномочия органов государственной власти субъекта РФ в

сфере образования ………………………………………..………….................21

2.4. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных

районов и городских  округов по решению вопросов местного

значения в  сфере образования………………………..………………………...24 

Заключение………………………..……………………………………........…25

Список  источников и литературы………………………..…………..….….27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

      В последнее время осуществляется реформа образовательной сферы. Цель реформирования состоит в том, чтобы надежно гарантировать  конституционные права, свободы и интересы граждан в образовательной сфере, привести систему образования в соответствие с современными потребностями личности, общества и государства; создать предпосылки для ее дальнейшего развития, приумножения достижений и сохранения лучших традиций на основе сочетания государственной, общественной и частной инициативы, существенно улучшить подготовку представителей новых поколений к жизни и труду в демократическом гражданском обществе с рыночной экономикой.

      Актуальность  темы исследования. За последние годы произошли изменения в организации управления образованием. Приведены в соответствие с федеративным устройством России полномочия субъектов Федерации и органов местного самоуправления в образовательной сфере. Заложена правовая база академической самостоятельности учебных заведений. Преодолевается ведомственный подход к управлению образовательными учреждениями, важным шагом в этом направлении стало создание единого министерства. Идет становление взаимодействия государственных и общественных форм управления образованием, растущую роль играют учебно-методические объединения, ассоциации учебных заведений, региональные советы ректоров.

      Основная  цель дальнейшего реформирования управления образованием – создание эффективной  системы управления образованием, обеспечивающей взаимодействие государства и общественности в интересах динамичного развития и высокого качества образования, его многообразия и ориентации на удовлетворение запросов личности и общества.

      Исходя  из этого, можно предположить, что наиболее важными задачами  в управлении сферой образования являются:

- формирование  национальной образовательной политики  и стратегии ее реализации;

- правовое  регулирование деятельности системы  образования в целом;

- прогнозирование  рынка образовательных услуг и нормативно- правовое обеспечение его развития;

- разработка  и принятие государственных образовательных  стандартов, их информационное и  методическое обеспечение;

- разработка  нормативов бюджетного финансирования  образования;

- координация  деятельности органов управления образованием; взаимодействие с органами власти и управления субъектов РФ, муниципалитетов и других организаций;

- формирование  и обеспечение деятельности системы  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации управленческой сферы  образования. 

     Объектом  исследования являются управление в сфере образования.

     Предметом исследования в работе стали нормы законодательства, регламентирующие управление в сфере образования.

     Целью исследования является рассмотрение организационно-правовой системы органов управления, а также полномочий органов управления в сфере образования.

     Задачей исследования являются:

  • Изучение организационно – правовой системы управления;
  • Изучение полномочий органов управления в сфере образования

     Методы  исследования. Обоснование положений, выводов содержащихся в данной работе, осуществлено путем применения следующих методов: сравнительного, изучения нормативно-правовой базы, изучения публикаций и статей.

     По  структуре работа состоит из введения, двух глав объединяющих в себя четыре параграфа, заключения и библиографического списка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 1. Организационно- правовая система управления. 

      Право на образование является конституционным. В соответствии с Конституцией РФ «Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях».1 Право на бесплатное образование может быть реализовано только на конкурсной основе.

      Соответствующее образование  обеспечивается в государственных  и муниципальных образовательных  учреждениях и на предприятиях, а  также в негосударственных образовательных  учреждениях.

      Фундаментальными  основами государственной политики в области образования в РФ являются:

- Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной;

- образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права;

- государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых законодательно образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном законами Российской Федерации;

- общее образование является обязательным;

- гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Ограничения прав граждан на профессиональное образование  по признакам пола, возраста, состояния  здоровья, наличия судимости могут  быть установлены только законом;

- граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

Вопросы изучения государственных языков республик  в составе Российской Федерации регулируются законодательством этих республик;

- государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

      В Российской Федерации устанавливаются  федеральные государственные образовательные  стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию;

- проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области образования обеспечивает Правительство Российской Федерации;

- организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования;

- в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.

      Государственная политика в области образования  основывается на следующих принципах:

1) гуманистический  характер образования, приоритет  общечеловеческих ценностей, жизни  и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство  федерального культурного и образовательного  пространства. Защита и развитие  системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность  образования, адаптивность системы  образования к уровням и особенностям  развития и подготовки обучающихся,  воспитанников;

4) светский  характер образования в государственных  и муниципальных образовательных  учреждениях;

5) свобода  и плюрализм в образовании;

6) демократический,  государственно-общественный характер  управления образованием. Автономность  образовательных учреждений.2

      Важен и принцип непрерывного образования, преемственность различных его  ступеней, возможность не только продолжения, но и смены типа образования. Особенно важна непрерывность подготовки инженеров, медиков, работников творческих профессий. Ни одно, даже самое блестящее базовое образование, через пять-семь лет не в состоянии будет обеспечить успех в профессиональной деятельности. Сегодня на 60% предприятий сотрудников доучивают или обучают заново.

      Вместе  с рыночной экономикой в стране получили развитие негосударственные образовательные учреждения, частные школы, гимназии, колледжи, лицеи, вузы.

      Система образования представляет собой  совокупность образовательных программ и государственных образовательных  стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих ее образовательных учреждений независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, типов, видов; органов оправления образованием и подведомственных им учреждений и организаций

      В Российской Федерации устанавливаются  следующие образовательные уровни:

- основное  общее образование;

- среднее  (полное) общее образование;

- начальное  профессиональное образование;

- среднее  профессиональное образование;

- высшее  профессиональное образование –  бакалавриат;

- высшее  профессиональное образование – подготовка специалиста или магистратура;

- послевузовское  профессиональное образование.

      Образовательная сфера регламентируется следующими правовыми актами:

- Закон  РФ от 10.07.1992г. «Об образовании»  в редакции ФЗ от 13.01.1996г.3;

- ФЗ  от 10.04.2000г. «Об утверждении федеральной программы развития образования, от 22.08.1996г.4;

- ФЗ от 22.08.1996г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»5 и др.

Также в данной сфере действуют и  подзаконные акты:

- Положение  о Министерстве образования и науки РФ от 15.06.2004г.6;

- Положение  о лицензировании образовательной  деятельности от 18.10.2000г.7;

Информация о работе Управление в сфере образования