Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:39, курсовая работа
Целью исследования является рассмотрение организационно-правовой системы органов управления, а также полномочий органов управления в сфере образования.
Задачей исследования являются:
Изучение организационно – правовой системы управления;
Изучение полномочий органов управления в сфере образования
Введение……………………………………………………………..…………. 4
Глава I. Организационно - правовая система управления………..….............6
Глава II. Органы управления в сфере образования ………………..………...9
2.1. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования………………………………………..……………………….........14
2.2. Полномочия РФ в области образования, переданные для
осуществления органами государственной власти субъектов РФ……..…....18
2.3. Полномочия органов государственной власти субъекта РФ в
сфере образования ………………………………………..………….................21
2.4. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных
районов и городских округов по решению вопросов местного
значения в сфере образования………………………..………………………...24
Заключение………………………..……………………………………........…25
Список источников и литературы………………………..…………..….….27
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I. Организационно
- правовая система управления………..….............6
Глава II. Органы управления в сфере образования ………………..………...9
2.1. Полномочия
федеральных органов государственной
власти в сфере образования………………………………………..……
2.2. Полномочия РФ в области образования, переданные для
осуществления органами государственной власти субъектов РФ……..…....18
2.3. Полномочия органов государственной власти субъекта РФ в
сфере образования
………………………………………..………….........
2.4. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных
районов и городских округов по решению вопросов местного
значения в
сфере образования………………………..……
Заключение………………………..………………………
Список
источников и литературы………………………..…………..…
Введение.
В последнее время осуществляется реформа образовательной сферы. Цель реформирования состоит в том, чтобы надежно гарантировать конституционные права, свободы и интересы граждан в образовательной сфере, привести систему образования в соответствие с современными потребностями личности, общества и государства; создать предпосылки для ее дальнейшего развития, приумножения достижений и сохранения лучших традиций на основе сочетания государственной, общественной и частной инициативы, существенно улучшить подготовку представителей новых поколений к жизни и труду в демократическом гражданском обществе с рыночной экономикой.
Актуальность темы исследования. За последние годы произошли изменения в организации управления образованием. Приведены в соответствие с федеративным устройством России полномочия субъектов Федерации и органов местного самоуправления в образовательной сфере. Заложена правовая база академической самостоятельности учебных заведений. Преодолевается ведомственный подход к управлению образовательными учреждениями, важным шагом в этом направлении стало создание единого министерства. Идет становление взаимодействия государственных и общественных форм управления образованием, растущую роль играют учебно-методические объединения, ассоциации учебных заведений, региональные советы ректоров.
Основная цель дальнейшего реформирования управления образованием – создание эффективной системы управления образованием, обеспечивающей взаимодействие государства и общественности в интересах динамичного развития и высокого качества образования, его многообразия и ориентации на удовлетворение запросов личности и общества.
Исходя из этого, можно предположить, что наиболее важными задачами в управлении сферой образования являются:
- формирование
национальной образовательной
- правовое
регулирование деятельности
- прогнозирование рынка образовательных услуг и нормативно- правовое обеспечение его развития;
- разработка
и принятие государственных
- разработка
нормативов бюджетного
- координация деятельности органов управления образованием; взаимодействие с органами власти и управления субъектов РФ, муниципалитетов и других организаций;
- формирование
и обеспечение деятельности
Объектом исследования являются управление в сфере образования.
Предметом исследования в работе стали нормы законодательства, регламентирующие управление в сфере образования.
Целью исследования является рассмотрение организационно-правовой системы органов управления, а также полномочий органов управления в сфере образования.
Задачей исследования являются:
Методы исследования. Обоснование положений, выводов содержащихся в данной работе, осуществлено путем применения следующих методов: сравнительного, изучения нормативно-правовой базы, изучения публикаций и статей.
По
структуре работа состоит из введения,
двух глав объединяющих в себя четыре
параграфа, заключения и библиографического
списка.
Глава 1. Организационно-
правовая система управления.
Право на образование является конституционным. В соответствии с Конституцией РФ «Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях».1 Право на бесплатное образование может быть реализовано только на конкурсной основе.
Соответствующее образование
обеспечивается в государственных
и муниципальных
Фундаментальными основами государственной политики в области образования в РФ являются:
- Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной;
- образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права;
- государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых законодательно образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном законами Российской Федерации;
- общее образование является обязательным;
- гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом;
- граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.
Вопросы изучения государственных языков республик в составе Российской Федерации регулируются законодательством этих республик;
- государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
В
Российской Федерации устанавливаются
федеральные государственные
- проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области образования обеспечивает Правительство Российской Федерации;
- организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования;
- в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
1) гуманистический
характер образования,
2) единство
федерального культурного и
3) общедоступность
образования, адаптивность
4) светский
характер образования в
5) свобода и плюрализм в образовании;
6) демократический,
государственно-общественный
Важен и принцип непрерывного образования, преемственность различных его ступеней, возможность не только продолжения, но и смены типа образования. Особенно важна непрерывность подготовки инженеров, медиков, работников творческих профессий. Ни одно, даже самое блестящее базовое образование, через пять-семь лет не в состоянии будет обеспечить успех в профессиональной деятельности. Сегодня на 60% предприятий сотрудников доучивают или обучают заново.
Вместе с рыночной экономикой в стране получили развитие негосударственные образовательные учреждения, частные школы, гимназии, колледжи, лицеи, вузы.
Система
образования представляет собой
совокупность образовательных программ
и государственных
В Российской Федерации устанавливаются следующие образовательные уровни:
- основное общее образование;
- среднее (полное) общее образование;
- начальное профессиональное образование;
- среднее профессиональное образование;
- высшее
профессиональное образование –
- высшее профессиональное образование – подготовка специалиста или магистратура;
- послевузовское профессиональное образование.
Образовательная сфера регламентируется следующими правовыми актами:
- Закон РФ от 10.07.1992г. «Об образовании» в редакции ФЗ от 13.01.1996г.3;
- ФЗ от 10.04.2000г. «Об утверждении федеральной программы развития образования, от 22.08.1996г.4;
- ФЗ от 22.08.1996г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»5 и др.
Также в данной сфере действуют и подзаконные акты:
- Положение о Министерстве образования и науки РФ от 15.06.2004г.6;
- Положение
о лицензировании