Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:39, курсовая работа
Целью исследования является рассмотрение организационно-правовой системы органов управления, а также полномочий органов управления в сфере образования.
Задачей исследования являются:
Изучение организационно – правовой системы управления;
Изучение полномочий органов управления в сфере образования
Введение……………………………………………………………..…………. 4
Глава I. Организационно - правовая система управления………..….............6
Глава II. Органы управления в сфере образования ………………..………...9
2.1. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования………………………………………..……………………….........14
2.2. Полномочия РФ в области образования, переданные для
осуществления органами государственной власти субъектов РФ……..…....18
2.3. Полномочия органов государственной власти субъекта РФ в
сфере образования ………………………………………..………….................21
2.4. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных
районов и городских округов по решению вопросов местного
значения в сфере образования………………………..………………………...24
Заключение………………………..……………………………………........…25
Список источников и литературы………………………..…………..….….27
- Положение
о государственной
- Типовые
положения об учреждении
- Типовое
положение об образовательном
учреждении высшего
- Государственные
образовательные стандарты и
др.
Глава
2. Система органов государственного
управления образованием.
Управление
образованием осуществляют различные
государственные и
- между
федеральными органами
- между
федеральными органами
- между
органами законодательной и
Управление системой образования осуществляется на трех уровнях:
Первые два уровня являются уровнями государственного управления в сфере образования.
Федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере
Министерство образования и науки РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по науке и инновациям. ( Федеральное агентство по образованию - упразднено, на основании Указа Президента РФ от 04.03.2010г.).
Для понимания функций министерства уместны и принципиальны как минимум две оговорки. Во-первых, по смыслу упомянутого Положения различаются в качестве самостоятельных сфера Министерства и сферы указанных Федеральных служб. Однако их разделение является относительным в том смысле, что министерство координирует и контролирует деятельность этих органов. Во-вторых, в Положении акты, издаваемые в порядке нормативно-правового регулирования, подменены их тематикой. Например, актами признаются перечни профессий, перечни учебников, формы документов и т.п., которые актами же не устанавливаются. Очевидно, что на самом деле имеются в виду предметы ведения или, говоря проще, самостоятельное нормативно-правовое регулирование. Так, известно, что действует постановление Правительства РФ, определяющее виды нормативно правовых актов, которые могут принимать федеральные органы исполнительной власти; к ним не отнесены «документы», «перечни» и т.д.
Министерство принимает акты, относящиеся по своей тематике к нормативно-правовому регулированию направлений, условий и официального удостоверения результатов образовательной деятельности. Оно устанавливает порядок подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, включая профессиональное образование, подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих и специалистов в федеральных образовательных учреждениях; устанавливает перечень профессий (специальностей), по которым осуществляются профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях. Им утверждается федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при осуществлении образовательного процесса в образовательных учреждениях. На него возложено установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов, федеральных требований к содержанию образования, общеобразовательными и профессиональными образовательными программам, учебным планам. К его полномочиям относится утверждение форм документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, порядок их выдачи, включая подтверждение, признание и установление эквивалентности этих документов за рубежом. Ему поручено определение порядка всех категорий обучающихся, а также перевода обучающегося из одного учебного заведения в другое.10
В порядке нормативно-правового регулирования Министерство принимает положения по определенным вопросам, входящим в содержание его деятельности в сфере образования. К ним относятся положения: о создании филиалов федеральных государственных учреждений высшего и среднего профессионального образования; о порядке замещения должностей работников государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования; об итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений; о формах получения выпускниками образовательных учреждений золотой и серебряной медали.
К ведению Министерства отнесено регулирование порядка аттестации руководящих и педагогических работников государственных и муниципальных учреждений; формирования федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических кадров образовательных учреждений и работников органов управления образованием.
В соответствии с ФЗ «Об образовании» федеральные органы управления образованием вправе в пределах своей компетенции инспектировать на территории РФ любые образовательные учреждения и любой орган управление образованием в порядке надзора, а также могут предоставлять это право другим государственным органам управления образованием.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в частности, функции по контролю и надзору в сфере образования. Согласно Положению о ней, утвержденному Правительством РФ 17 июня 2004 года, данная Служба осуществляет контроль и надзор за исполнением законодательства РФ в области образования, молодежной политики; подготовки выпускников образовательных учреждений по завершению каждого уровня образования.11 Указанные функции реализуются ею также в процессе лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений и их филиалов. Служба уполномочена подтвердить, признавать и устанавливать эквивалентность документов об образовании, полученных за рубежом, и выдавать соответствующие документы.
Служба имеет право организовывать проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, пресекать нарушения законодательства РФ; применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в сфере образовательной деятельности.
Главный
вектор государственного контроля –
проверка качества образования. В масштабе
страны он возложен непосредственно
на федеральный орган
Уполномоченные
органы в случае выявленного несоответствия
реализуемых образовательных
Контроль
за соблюдением образовательным
учреждением предусмотренных
При выявлении нарушений условий и законодательства в области образования данный орган направляет в образовательное учреждение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения и устанавливает срок его устранения.
В
случае неисполнения предписания орган,
выдавший лицензию, вправе приостановить
действие лицензии полностью или
в части ведения
В случаях, предусмотренных законом, они могут приостановить действие выданного ими свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения либо лишить его государственной аккредитации полностью или по отдельным программам. К ним относятся: неисполнения предписания об устранении несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся соответствующему федеральному стандарту или федеральным государственным требованиям либо несоответствия реализуемых образовательных программ их уровню и направленности; неисполнения предписания об устранении нарушения образовательными учреждениями установленных показателей его деятельности, необходимых для определения его вида и категории; нарушение образовательными учреждениями законодательства РФ в области образования, повлекшего за собой неправомерную выдачу документов государственного образца о соответствующем образовании и (или) соответствующей квалификации либо иного нарушения прав и свобод обучающихся; аннулирование лицензии.
По согласованию с учредителями образовательное учреждение вправе подать заявление о повторной государственной аккредитации не ранее чем через год после отказа в государственной аккредитации, лишения его государственной аккредитации.
Основанием для рассмотрения уполномоченным органом вопроса о направлении в образовательное учреждение обязательного для исполнения предписания также могут быть в установленных случаях решения общего собрания родителей; обучающихся; органа государственной власти или органа местного самоуправления, на территориях которых находится данное образовательное учреждение, - в отношении образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы, или образовательного учреждения дополнительного образования детей; представления органа службы занятости населения – в отношении образовательного учреждения, реализующего профессиональные образовательные программы.
В каждом из субъектов РФ имеется орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере образования (министерство, департамент, главное управление и т.п.) в границах соответствующего региона.
В
муниципальных районах и
Отдельные
вопросы управления находятся в
компетенции и сфере
Как уже было указано, каждый из уровней обладает своими полномочиями в части управления системой образования.
Полномочия – это право на осуществление тех или иных действий или проведение той или иной образовательной политики, зафиксированное законодательство. Полномочиями могут быть делегированы, т.е. право на выполнение конкретных действий, проведение определенной образовательной политики может быть передано с одного уровня управления, обладающего этими полномочиями, на другой уровень управления, который пока такими полномочиями не обладает.13
При
этом важно понимать, что полномочия
– это еще и право
Обладание определенными полномочиями означает и то, что вышестоящий уровень управления не может определять порядок и правила реализации указанных полномочий, а только рекомендовать их выполнения тем или иным образом, если иное не определено действующим законодательством.
Учитывая
наличие большого числа дотационных
территорий, в России существует практика
дотирования вышестоящим уровнем управления
нижестоящего уровня управления в части
реализации последним имеющихся у него
полномочий по управлению системой образования.
К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся: