Управление в сфере образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является рассмотрение организационно-правовой системы органов управления, а также полномочий органов управления в сфере образования.
Задачей исследования являются:
Изучение организационно – правовой системы управления;
Изучение полномочий органов управления в сфере образования

Содержание

Введение……………………………………………………………..…………. 4
Глава I. Организационно - правовая система управления………..….............6
Глава II. Органы управления в сфере образования ………………..………...9
2.1. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования………………………………………..……………………….........14
2.2. Полномочия РФ в области образования, переданные для
осуществления органами государственной власти субъектов РФ……..…....18
2.3. Полномочия органов государственной власти субъекта РФ в
сфере образования ………………………………………..………….................21
2.4. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных
районов и городских округов по решению вопросов местного
значения в сфере образования………………………..………………………...24
Заключение………………………..……………………………………........…25
Список источников и литературы………………………..…………..….….27

Работа содержит 1 файл

Курсовая по АП.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

- Положение  о государственной аккредитации  высшего учебного заведения от 02.12.1999г.8;

- Типовые  положения об учреждении начального  профессионального образования, об общеобразовательном учреждении, об образовательном учреждении среднее профессионального образования (среднем специальном учебном заведении);

- Типовое  положение об образовательном  учреждении высшего профессионального  образования ( высшем учебном заведении);

- Государственные  образовательные стандарты и  др. 

Глава 2. Система органов государственного управления образованием. 

      Управление  образованием осуществляют различные  государственные и муниципальные  органы. Разграничение компетенции в области образования определяется:

- между  федеральными органами законодательной  и исполнительной власти в  соответствии с Конституцией  РФ законом, регулирующим деятельность  Правительства РФ;

- между  федеральными органами исполнительной  власти – Правительством РФ;

- между  органами законодательной и исполнительной  власти субъектов РФ, а также  между их органами – законодательством  субъектов РФ.

      Управление  системой образования осуществляется на трех уровнях:

  • федеральном;
  • региональном;
  • муниципальном.

   Первые  два уровня являются уровнями государственного управления в сфере образования.

   Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере образования, научной, научно- технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также сфере  воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, является Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России), действующее на основании Положения о нем, утвержденного Правительством РФ от 15 мая 2010 года № 337.9

   Министерство  образования и науки РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении  Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору  в сфере образования и науки, Федерального агентства по науке и инновациям. ( Федеральное агентство по образованию -  упразднено, на основании Указа Президента РФ от 04.03.2010г.).

   Для понимания функций министерства уместны и принципиальны как  минимум две оговорки. Во-первых, по смыслу упомянутого Положения различаются в качестве самостоятельных сфера Министерства и сферы указанных Федеральных служб. Однако их разделение является относительным в том смысле, что министерство координирует и контролирует деятельность этих органов. Во-вторых, в Положении акты, издаваемые в порядке нормативно-правового регулирования, подменены их тематикой. Например, актами признаются перечни профессий, перечни учебников, формы документов и т.п., которые актами же не устанавливаются. Очевидно, что на самом деле имеются в виду предметы ведения или, говоря проще, самостоятельное нормативно-правовое регулирование. Так, известно, что действует постановление Правительства РФ, определяющее виды нормативно правовых актов, которые могут принимать федеральные органы исполнительной власти; к  ним не отнесены «документы», «перечни» и т.д.

   Министерство  принимает акты, относящиеся по своей  тематике к нормативно-правовому  регулированию направлений, условий  и официального удостоверения результатов  образовательной деятельности. Оно устанавливает порядок подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, включая профессиональное образование, подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих и специалистов в федеральных образовательных учреждениях; устанавливает перечень профессий (специальностей), по которым осуществляются профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях. Им утверждается федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при осуществлении образовательного процесса в образовательных учреждениях. На него возложено установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов, федеральных требований к содержанию образования, общеобразовательными и профессиональными образовательными программам, учебным планам. К его полномочиям относится утверждение форм документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, порядок их выдачи, включая подтверждение, признание и установление эквивалентности этих документов за рубежом. Ему поручено определение порядка всех категорий обучающихся, а также перевода обучающегося из одного учебного заведения в другое.10

         В порядке нормативно-правового  регулирования Министерство принимает  положения по определенным вопросам, входящим в содержание его деятельности в сфере образования. К ним относятся положения: о создании филиалов федеральных государственных учреждений высшего и среднего профессионального образования; о порядке замещения должностей работников государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования; об итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений; о формах получения выпускниками образовательных учреждений золотой и серебряной медали.

   К ведению Министерства отнесено регулирование порядка аттестации руководящих и педагогических работников государственных и муниципальных учреждений; формирования федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических кадров образовательных учреждений и работников органов управления образованием.

   В соответствии с ФЗ «Об образовании» федеральные органы управления образованием вправе в пределах своей компетенции  инспектировать на территории РФ любые  образовательные учреждения и любой  орган управление образованием в  порядке надзора, а также могут предоставлять это право другим государственным органам управления образованием. 

   Федеральная служба по надзору  в сфере образования  и науки (Рособрнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в частности, функции по контролю  и надзору в сфере образования. Согласно Положению о ней, утвержденному Правительством РФ 17 июня 2004 года, данная Служба осуществляет контроль и надзор за исполнением законодательства РФ в области образования, молодежной политики; подготовки выпускников образовательных учреждений по завершению каждого уровня образования.11 Указанные функции реализуются ею также в процессе лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений и их филиалов. Служба уполномочена подтвердить, признавать и устанавливать эквивалентность документов об образовании, полученных за рубежом, и выдавать соответствующие документы.

   Служба  имеет право организовывать проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, пресекать нарушения законодательства РФ; применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в сфере образовательной деятельности.

   Главный вектор государственного контроля –  проверка качества образования. В масштабе страны он возложен непосредственно  на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования (Федеральную службу по надзору в сфере образования), в субъектах РФ – на органы, осуществляющие управление в сфере образования. Данный контроль осуществляется: а) в форме государственной (итоговой) аттестации выпускников аккредитованных образовательных учреждений, б) в форме плановых и внеплановых проверок содержания и качества подготовки обучающихся, уровня и направленности образовательных программ, реализуемых в таких учреждениях.12 Плановая проверка может быть проведена не более одного раза в два года, внеплановая – на основании обращения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, граждан.

   Уполномоченные  органы в случае выявленного несоответствия реализуемых образовательных программ их уровню и направленности могут направить обязательные для исполнения предписания в образовательное учреждение и их учредителям об устранении такого несоответствия.

   Контроль  за соблюдением образовательным  учреждением предусмотренных лицензией  условий и надзор за исполнением законодательства РФ в области образования обеспечиваются органом исполнительной власти, выдавшим лицензию.

   При выявлении нарушений условий  и законодательства в области  образования данный орган направляет в образовательное учреждение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения и устанавливает срок его устранения.

   В случае неисполнения предписания орган, выдавший лицензию, вправе приостановить  действие лицензии полностью или  в части ведения образовательной деятельности по отдельным образовательным программам с указанием срока устранения выявленного нарушения. Если оно не будет устранено в этот срок, лицензия подлежит аннулированию по решению выдавшего ее органа, которое может быть оспорено в суде.

   В случаях, предусмотренных законом, они могут приостановить действие выданного ими свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения либо лишить его государственной аккредитации полностью или по отдельным программам. К ним относятся: неисполнения предписания об устранении несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся соответствующему федеральному стандарту или федеральным государственным требованиям либо несоответствия реализуемых образовательных программ их уровню и направленности; неисполнения предписания об устранении нарушения образовательными учреждениями установленных показателей его деятельности, необходимых для определения его вида и категории; нарушение образовательными учреждениями законодательства РФ в области образования, повлекшего за собой неправомерную выдачу документов государственного образца о соответствующем образовании и (или) соответствующей квалификации либо  иного нарушения прав и свобод обучающихся; аннулирование лицензии.

   По  согласованию с учредителями образовательное учреждение вправе подать заявление о повторной государственной аккредитации не ранее чем через год после отказа в государственной аккредитации, лишения его государственной аккредитации.

   Основанием  для рассмотрения уполномоченным органом  вопроса о направлении в образовательное учреждение обязательного для исполнения предписания также могут быть в установленных случаях решения общего собрания родителей; обучающихся; органа государственной власти или органа местного самоуправления, на территориях которых находится данное образовательное учреждение,  - в отношении образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы, или образовательного учреждения дополнительного образования детей; представления органа службы занятости населения – в отношении образовательного учреждения, реализующего профессиональные образовательные программы.

      В каждом из субъектов РФ имеется орган  исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере образования (министерство, департамент, главное  управление и т.п.) в границах соответствующего региона.

      В муниципальных районах и городских  округах управление в сфере образования  осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

      Отдельные вопросы управления находятся в  компетенции и сфере ответственности образовательного учреждения.

      Как уже было указано, каждый из уровней  обладает своими полномочиями в части  управления системой образования.

      Полномочия  – это право на осуществление  тех или иных действий или проведение той или иной образовательной политики, зафиксированное законодательство. Полномочиями могут быть делегированы, т.е. право на выполнение конкретных действий, проведение определенной образовательной политики может быть передано с одного уровня управления, обладающего этими полномочиями, на другой уровень управления, который пока такими полномочиями не обладает.13

      При этом важно понимать, что полномочия – это еще и право финансировать  те или иные действия, следовательно, при делегировании полномочий с  одного уровня управления на другой уровень управления первым второму передаются и финансовые ресурсы, необходимые и достаточные для исполнения вторым делегируемых ему полномочий.

      Обладание определенными полномочиями означает и то, что вышестоящий уровень  управления не может определять порядок и правила реализации указанных полномочий, а только рекомендовать их выполнения тем или иным образом, если иное не определено действующим законодательством.

      Учитывая  наличие большого числа дотационных  территорий, в России существует практика дотирования вышестоящим уровнем управления нижестоящего уровня управления в части реализации последним имеющихся у него полномочий по управлению системой образования.  
 

    1. Полномочия  федеральных органов  государственной  власти в сфере  образования.
 

      К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся:

  • разработка и реализация государственной политики в области образования;
  • принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области образования;
  • обеспечение государственных гарантий прав граждан в области образования;
  • разработка и реализация федеральных целевых и международных программ в области образования;
  • формирование федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования;
  • согласование назначений руководителей образовательных учреждений федерального подчинения, если иное не предусмотрено законом и типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов;
  • установление порядка создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных образовательных учреждений;
  • установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;
  • установление порядка участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования, в том числе в разработке федеральных государственных образовательных стандартов и разработке федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным образовательным программам, формировании перечней направлений подготовки (специальностей) профессионального образования, государственной аккредитации образовательных учреждений профессионального образования;
  • создание, реорганизация и ликвидация федеральных государственных образовательных учреждений;
  • разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях;
  • установление порядка лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций;
  • установление форм и порядка проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, в том числе порядка проведения единого государственного экзамена (включая порядок проверки экзаменационных работ и систему оценки результатов, порядок подачи и рассмотрения апелляций), порядка разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов, а также утверждение положения о системе общественного наблюдения при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования, в том числе установление порядка аккредитации общественных наблюдателей;
  • организация проведения единого государственного экзамена на территории Российской Федерации, в том числе разработка контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена и обеспечение ими государственных экзаменационных комиссий в субъектах Российской Федерации, организация и осуществление централизованной проверки экзаменационных работ участников единого государственного экзамена, организация формирования и ведения федеральной информационной системы;
  • установление порядка приема в образовательные учреждения (в том числе порядка проведения дополнительных вступительных испытаний при поступлении в образовательные учреждения среднего профессионального образования и образовательные учреждения высшего профессионального образования, предельного количества образовательных учреждений высшего профессионального образования, в которые поступающий для обучения по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста гражданин одновременно вправе подать заявления, и количества направлений подготовки (специальностей), по которым он вправе участвовать в конкурсе);
  • установление перечня олимпиад школьников и порядка их проведения;
  • установление перечня общеобразовательных предметов, по результатам освоения которых осуществляется прием в образовательные учреждения среднего профессионального образования и образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования (на базе среднего (полного) общего образования), программам бакалавриата и программам подготовки специалиста;
  • установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений;
  • установление норм труда и нормативов его оплаты в федеральных государственных образовательных учреждениях;
  • утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, установление федеральных государственных требований, установление порядка подтверждения документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, формирование и ведение федерального реестра таких документов и федеральной базы данных об апостилях, проставленных на таких документах, установление порядка признания и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании (в том числе порядка проведения экспертизы документов иностранных государств об образовании), установление форм свидетельств о признании и об установлении в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании, признание и установление эквивалентности документов иностранных государств об образовании;
  • установление: федеральных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности;- общих принципов финансового обеспечения образовательной деятельности;- образовательного ценза педагогических работников;- ставок заработной платы и должностных окладов работников федеральных государственных образовательных учреждений соответствующих профессионально-квалификационных групп;- социальной поддержки различным категориям обучающихся, воспитанников и педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений, а также видов и норм материального обеспечения указанных обучающихся, воспитанников и педагогических работников в соответствии с законодательством Российской Федерации;- порядка предоставления гражданам и погашения ими государственного образовательного кредита; - федеральных требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;

Информация о работе Управление в сфере образования