Управление образованием

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Тема работы актуальна, т.к. управление системой образования в современной России находится сегодня в процессе модификации. Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). От правильно организованной системы образования в государстве зависит интеллектуальный и научный потенциал государства.
Объект исследования в курсовой работе – управление образованием в Российской Федерации.
Предмет исследования в курсовой работе – система органов управления образованием в РФ.
Цель курсовой работы – рассмотреть правовые основы регулирования управления образованием.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общие положения о системе управления образованием. 5
1.1. Получение образования – право каждого гражданина. 5
1.2. Органы управления образованием………………………………………… 8
1.3. Нормативные акты, регулирующие сферу управления образованием. 19
Глава 2. Государственный и государственно-общественный контроль образовательной и научной деятельности образовательных учреждений. …………………………………………………………………………………….24
2.1. Лицензирование образовательной деятельности. 24
2.2.Аттестация и аккредитация образовательных учреждений. 28
Заключение 36
Библиографический список 38

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 59.65 Кб (Скачать)

Государственная аккредитация образовательного учреждения –это юридическое  признание его права и способности  осуществлять свою деятельность на уровне не ниже официально признанной нормы.

Свидетельство о государственной  аккредитации подтверждает:

  1. Государственный статус;

  1. Уровень реализуемых образовательных программ;

  1. Соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов;

  1. Право на выдачу документов государственного образца о соответствующем уровне образования.

Аккредитованные образовательные  учреждения могут пользоваться печатью  с изображением государственного герба  РФ. Для негосударственных общеобразовательных  учреждений последствием государственной  аккредитации является включение в  схему централизованного государственного или муниципального финансирования.

Государственная аккредитация проводится федеральными и иными  государственными органами управления образованием или по их доверенности иными органами (субъектов РФ) на основании заявления образовательного учреждения и заключения по его аттестации. Закон не предоставляет права  обжаловать в суд отказ в аккредитации. Однако, поскольку нет и запрета  повторного обращения за аккредитацией, образовательное учреждение может  повторно, но не ранее чем через 12 месяцев, обратиться с аналогичным  обращением.

Аккредитация и аттестация образовательных учреждений неразрывно связаны между собой. Аттестация всегда предшествует аккредитацию. Учреждение, обращаясь за аккредитацией, должно представить соответствующему государственному органу положительное заключение о  его аттестации. Порядок аттестации и аккредитации образовательных  учреждений устанавливается различными нормативными актами в зависимости  от типа учреждения и реализуемых  им образовательных программ. Но общая  схема и принципы осуществления  аттестации и аккредитации аналогичны.

Аттестация является основной формой государственно-общественного  контроля за качеством образования  в образовательных учреждениях. Главные принципы ее осуществления  – объективность, гласность, компетентность, соблюдение норм педагогической этики.

Она проводится с целью  установления соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников  образовательных учреждений требованиям  государственных образовательных  стандартов. Условием аттестации образовательного учреждения, выдающего документ об образовании, являются положительные  результаты итоговой аттестации не менее  чем половины его выпускников  в течении трех последовательных лет, предшествующих аттестации. По общему правилу аттестация проводится по заявлению  образовательного учреждения раз в 5 лет.

Для аттестации образовательного учреждения создается аттестационная комиссия. В ее состав включается представители  образовательных учреждений, научных  организаций, методических служб, профессиональных общественных организаций и объединений (кроме лиц, находящихся на оплачиваемой работе в аттестуемом учреждении).

Образовательное учреждение представляет необходимые документы:

  1. Заявление с приложением информационной карты (паспорта) образовательного учреждения;

  1. Копии устава образовательного учреждения и лицензии на образовательную деятельность;

  1. Учебный план;

  1. Гарантийное письмо об оплате затрат, связанных с проведением аттестации;

  1. Данные о результатах итоговых аттестаций выпускников в течение 3 последних лет.

Для того чтобы подготовиться  к процедуре внешней экспертизы, образовательное учреждение организует самообследование или самоаттестацию, в процесс которой проводится анализ всех необходимых данных, определяется соответствие условий и порядка организации образовательного процесса всем  предъявляемым требованиям.

В ходе аттестации образовательного учреждения комиссия должна установить исполнение учреждением требований государственных образовательных  стандартов при организации обучения по образовательным программам соответствующего уровня и направленности, а также  соответствие этим требованиям содержания, уровня и качества подготовки выпускников. Для этого осуществляется экспертиза учебных планов, образовательных  программ, анализируется расписание учебных занятий, изучаются классные журналы, результаты итоговых аттестаций и (или) выполнения специализированных тестовых заданий, контрольных и  других квалификационных работ, рекомендованных  к применению органами управления образованием.

По итогам работы аттестационная комиссия составляет заключение, которое  подписывают все члены и доводят  до сведения коллектива образовательного учреждения. Если учреждение реализует  образовательные программы разных уровней, в заключении должны содержаться  выводы о его аттестации по каждой образовательной программе.

На основании этого  заключения в двухнедельный срок соответствующий орган издает приказ о признании образовательного учреждения аттестованным или не аттестованным  по определенным образовательным программам. Повторная аттестация может проводиться  по требованию образовательного учреждения не ранее чем через 12 месяцев с  момента отказа в государственной аттестации. Отрицательное заключение аттестационной комиссии может быть обжаловано в судебном порядке только в части процедуры аттестации.

На каждое образовательное  учреждение формируется аттестационное дело, состоящее из документов, связанных  с проведением аттестации. Оно  хранится до следующего срока прохождения  аттестации.

Положительное заключение аттестационной комиссии является условием для получения образовательным  учреждением государственной аккредитации. Она может проводиться как  названными органами, так и ведомственными органами управления образованием.

Методика проведения аккредитации аналогична изложенной методике проведения аттестации.

Первый этап – подача образовательным учреждением заявления  о государственной аккредитации с необходимыми документами: копиями  заключения аттестационной комиссии, приказа о признании образовательного учреждения аттестованным, лицензии на право ведения образовательной  деятельности, а также сведений о  данном учреждении по установленной  форме.

Второй этап – создание аккредитационной комиссии или коллегии. В ее состав включаются представители  органов управления образованием субъекта РФ или муниципального образования, профессиональных общественных объединений, а при необходимости – представители  органа, проводившего аттестацию данного  образовательного учреждения. Комиссия устанавливает соответствие типа, вида и категории образовательного учреждения предъявляемым требованиям на основании  показателей:

  1. Уровня и направленности реализуемых образовательных программ;

  1. Структуры классов;

  1. Качества подготовки выпускников;

  1. Кадрового обеспечения, информационно-технического оснащения, медико-социальных условий пребывания обучающихся и т.д.

Основные показатели государственной  аккредитации и их критериальные значения определяются приказами Министерства образования для конкретных типов образовательных учреждений.

Третий этап – принятие решения о государственной аккредитации образовательного учреждения либо об отказе в таковой соответствующим  органом управления образованием на основании представления аккредитационной комиссии. Свидетельство о государственной  аккредитации или уведомление об отказе в ней с указанием его  причины выдается или высылается образовательному учреждению в двухнедельный  срок после принятия решения.

Законодательством установлено, что пересмотр государственного статуса образовательного учреждения и проведение повторной государственной  аккредитации возможны на следующих  основаниях:

  1. Заявление образовательного учреждения;

  1. Его отказ от прохождения или непрохождения аттестации в установленные сроки;

  1. Признание образовательного учреждения неаттестованным;

  1. Представление о несоответствии условий осуществления образовательного процесса предъявляемым к ним государственным и местным требованиям;

  1.   Вынесение общим собранием родителей (законных представителей) обучающихся решения о неудовлетворительном качестве образования;

  1. Официальное представление ведомственного или местного органа управления образованием либо государственной службы субъекта Федерации.

В случае реорганизации  образовательного учреждения, изменения  его организационно-правовой формы  или статуса, о чем учреждение обязано уведомить соответствующий  орган управления образованием, свидетельство  о его государственной аккредитации утрачивает силу.

Поскольку лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных  учреждений преследует практически  одинаковые цели и осуществляются в  рамках аналогичной процедуры, законодательство предусматривает возможность проведения комплексной оценки деятельности образовательных  учреждений. Комплексная оценка представляет собой процедуру повторного или  очередного лицензирования, аттестации и аккредитации. Она наиболее эффективна в организационном плане и  позволяет сократить экономические  издержки. Такая процедура проводится, начиная с 1 января 2000 г. в отношении  высших учебных заведений, с 1 сентября 2001 г. – в отношении находящихся  в ведении федеральных органов  исполнительной власти учреждений дополнительного  образования (повышения квалификации) специалистов, а с 1 января 2002 г. ею охвачены также учреждения среднего профессионального  образования, включая негосударственные.

Государственная аккредитация – это не только права образовательных  учреждений, но и их ответственность. Государственный контроль за качеством  образования в аккредитованных  образовательных учреждениях осуществляет государственная аттестационная служба, входящая в структуру Министерства образования. Она может направить  образовательному учреждению рекламацию на качество образования и (или) несоответствие образования требованиям государственного образовательного стандарта.

Основания для рассмотрения высшим органам аттестационной службы вопроса о направлении рекламации:

  1. Решение общего собрания родителей (законных представителей) обучающихся и официальное представление отделения аттестационной службы по месту его нахождения – применительно к учреждению, реализующему общеобразовательные программы;

  1. Решение общего собрания обучающихся и официальное представление государственной службы занятости населения – применительно к учреждению, которое реализует профессиональные образовательные программы.

Решение о направленности рекламации или об отклонении требований заявителей принимается высшей аттестационной службой и сообщается им в месячный срок. Отказ в удовлетворении требования заявителей может быть обжалован  в судебном порядке. Повторная в  течение двух лет рекламация автоматически  лишает образовательное учреждение государственной аккредитации. Возобновление  аккредитации осуществляется в указанном  порядке.

Информация о работе Управление образованием