Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 17:09, курсовая работа
Описание работы
Тема работы актуальна, т.к. управление системой образования в современной России находится сегодня в процессе модификации. Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). От правильно организованной системы образования в государстве зависит интеллектуальный и научный потенциал государства. Объект исследования в курсовой работе – управление образованием в Российской Федерации. Предмет исследования в курсовой работе – система органов управления образованием в РФ. Цель курсовой работы – рассмотреть правовые основы регулирования управления образованием.
Содержание
Введение 3 Глава 1. Общие положения о системе управления образованием. 5 1.1. Получение образования – право каждого гражданина. 5 1.2. Органы управления образованием………………………………………… 8 1.3. Нормативные акты, регулирующие сферу управления образованием. 19 Глава 2. Государственный и государственно-общественный контроль образовательной и научной деятельности образовательных учреждений. …………………………………………………………………………………….24 2.1. Лицензирование образовательной деятельности. 24 2.2.Аттестация и аккредитация образовательных учреждений. 28 Заключение 36 Библиографический список 38
Государственная аккредитация
образовательного учреждения –это юридическое
признание его права и способности
осуществлять свою деятельность на уровне
не ниже официально признанной нормы.
Свидетельство о государственной
аккредитации подтверждает:
Государственный статус;
Уровень реализуемых образовательных программ;
Соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов;
Право на выдачу документов государственного образца о соответствующем уровне образования.
Аккредитованные образовательные
учреждения могут пользоваться печатью
с изображением государственного герба
РФ. Для негосударственных общеобразовательных
учреждений последствием государственной
аккредитации является включение в
схему централизованного государственного
или муниципального финансирования.
Государственная аккредитация
проводится федеральными и иными
государственными органами управления
образованием или по их доверенности
иными органами (субъектов РФ) на
основании заявления образовательного
учреждения и заключения по его аттестации.
Закон не предоставляет права
обжаловать в суд отказ в аккредитации.
Однако, поскольку нет и запрета
повторного обращения за аккредитацией,
образовательное учреждение может
повторно, но не ранее чем через 12
месяцев, обратиться с аналогичным
обращением.
Аккредитация и аттестация
образовательных учреждений неразрывно
связаны между собой. Аттестация
всегда предшествует аккредитацию. Учреждение,
обращаясь за аккредитацией, должно
представить соответствующему государственному
органу положительное заключение о
его аттестации. Порядок аттестации
и аккредитации образовательных
учреждений устанавливается различными
нормативными актами в зависимости
от типа учреждения и реализуемых
им образовательных программ. Но общая
схема и принципы осуществления
аттестации и аккредитации аналогичны.
Аттестация является основной
формой государственно-общественного
контроля за качеством образования
в образовательных учреждениях.
Главные принципы ее осуществления
– объективность, гласность, компетентность,
соблюдение норм педагогической этики.
Она проводится с целью
установления соответствия содержания,
уровня и качества подготовки выпускников
образовательных учреждений требованиям
государственных образовательных
стандартов. Условием аттестации образовательного
учреждения, выдающего документ об
образовании, являются положительные
результаты итоговой аттестации не менее
чем половины его выпускников
в течении трех последовательных
лет, предшествующих аттестации. По общему
правилу аттестация проводится по заявлению
образовательного учреждения раз в
5 лет.
Для аттестации образовательного
учреждения создается аттестационная
комиссия. В ее состав включается представители
образовательных учреждений, научных
организаций, методических служб, профессиональных
общественных организаций и объединений
(кроме лиц, находящихся на оплачиваемой
работе в аттестуемом учреждении).
Образовательное учреждение
представляет необходимые документы:
Заявление с приложением информационной карты (паспорта) образовательного учреждения;
Копии устава образовательного учреждения и лицензии на образовательную деятельность;
Учебный план;
Гарантийное письмо об оплате затрат, связанных с проведением аттестации;
Данные о результатах итоговых аттестаций выпускников в течение 3 последних лет.
Для того чтобы подготовиться
к процедуре внешней экспертизы,
образовательное учреждение организует
самообследование или самоаттестацию,
в процесс которой проводится анализ всех
необходимых данных, определяется соответствие
условий и порядка организации образовательного
процесса всем предъявляемым требованиям.
В ходе аттестации образовательного
учреждения комиссия должна установить
исполнение учреждением требований
государственных образовательных
стандартов при организации обучения
по образовательным программам соответствующего
уровня и направленности, а также
соответствие этим требованиям содержания,
уровня и качества подготовки выпускников.
Для этого осуществляется экспертиза
учебных планов, образовательных
программ, анализируется расписание
учебных занятий, изучаются классные
журналы, результаты итоговых аттестаций
и (или) выполнения специализированных
тестовых заданий, контрольных и
других квалификационных работ, рекомендованных
к применению органами управления образованием.
По итогам работы аттестационная
комиссия составляет заключение, которое
подписывают все члены и доводят
до сведения коллектива образовательного
учреждения. Если учреждение реализует
образовательные программы разных
уровней, в заключении должны содержаться
выводы о его аттестации по каждой
образовательной программе.
На основании этого
заключения в двухнедельный срок
соответствующий орган издает приказ
о признании образовательного учреждения
аттестованным или не аттестованным
по определенным образовательным программам.
Повторная аттестация может проводиться
по требованию образовательного учреждения
не ранее чем через 12 месяцев с
момента отказа в государственной аттестации.
Отрицательное заключение аттестационной
комиссии может быть обжаловано в судебном
порядке только в части процедуры аттестации.
На каждое образовательное
учреждение формируется аттестационное
дело, состоящее из документов, связанных
с проведением аттестации. Оно
хранится до следующего срока прохождения
аттестации.
Положительное заключение
аттестационной комиссии является условием
для получения образовательным
учреждением государственной аккредитации.
Она может проводиться как
названными органами, так и ведомственными
органами управления образованием.
Методика проведения аккредитации
аналогична изложенной методике проведения
аттестации.
Первый этап – подача
образовательным учреждением заявления
о государственной аккредитации
с необходимыми документами: копиями
заключения аттестационной комиссии,
приказа о признании образовательного
учреждения аттестованным, лицензии на
право ведения образовательной
деятельности, а также сведений о
данном учреждении по установленной
форме.
Второй этап – создание
аккредитационной комиссии или коллегии.
В ее состав включаются представители
органов управления образованием субъекта
РФ или муниципального образования,
профессиональных общественных объединений,
а при необходимости – представители
органа, проводившего аттестацию данного
образовательного учреждения. Комиссия
устанавливает соответствие типа, вида
и категории образовательного учреждения
предъявляемым требованиям на основании
показателей:
Уровня и направленности реализуемых образовательных программ;
Структуры классов;
Качества подготовки выпускников;
Кадрового обеспечения, информационно-технического оснащения, медико-социальных условий пребывания обучающихся и т.д.
Основные показатели государственной
аккредитации и их критериальные значения
определяются приказами Министерства
образования для конкретных типов образовательных
учреждений.
Третий этап – принятие
решения о государственной аккредитации
образовательного учреждения либо об
отказе в таковой соответствующим
органом управления образованием на
основании представления аккредитационной
комиссии. Свидетельство о государственной
аккредитации или уведомление об
отказе в ней с указанием его
причины выдается или высылается
образовательному учреждению в двухнедельный
срок после принятия решения.
Законодательством установлено,
что пересмотр государственного
статуса образовательного учреждения
и проведение повторной государственной
аккредитации возможны на следующих
основаниях:
Заявление образовательного учреждения;
Его отказ от прохождения или непрохождения аттестации в установленные сроки;
Признание образовательного учреждения неаттестованным;
Представление о несоответствии условий осуществления образовательного процесса предъявляемым к ним государственным и местным требованиям;
Вынесение общим собранием родителей (законных представителей) обучающихся решения о неудовлетворительном качестве образования;
Официальное представление ведомственного или местного органа управления образованием либо государственной службы субъекта Федерации.
В случае реорганизации
образовательного учреждения, изменения
его организационно-правовой формы
или статуса, о чем учреждение
обязано уведомить соответствующий
орган управления образованием, свидетельство
о его государственной аккредитации
утрачивает силу.
Поскольку лицензирование,
аттестация и аккредитация образовательных
учреждений преследует практически
одинаковые цели и осуществляются в
рамках аналогичной процедуры, законодательство
предусматривает возможность проведения
комплексной оценки деятельности образовательных
учреждений. Комплексная оценка представляет
собой процедуру повторного или
очередного лицензирования, аттестации
и аккредитации. Она наиболее эффективна
в организационном плане и
позволяет сократить экономические
издержки. Такая процедура проводится,
начиная с 1 января 2000 г. в отношении
высших учебных заведений, с 1 сентября
2001 г. – в отношении находящихся
в ведении федеральных органов
исполнительной власти учреждений дополнительного
образования (повышения квалификации)
специалистов, а с 1 января 2002 г. ею охвачены
также учреждения среднего профессионального
образования, включая негосударственные.
Государственная аккредитация
– это не только права образовательных
учреждений, но и их ответственность.
Государственный контроль за качеством
образования в аккредитованных
образовательных учреждениях осуществляет
государственная аттестационная служба,
входящая в структуру Министерства
образования. Она может направить
образовательному учреждению рекламацию
на качество образования и (или) несоответствие
образования требованиям государственного
образовательного стандарта.
Основания для рассмотрения
высшим органам аттестационной службы
вопроса о направлении рекламации:
Решение общего собрания родителей (законных представителей) обучающихся и официальное представление отделения аттестационной службы по месту его нахождения – применительно к учреждению, реализующему общеобразовательные программы;
Решение общего собрания обучающихся и официальное представление государственной службы занятости населения – применительно к учреждению, которое реализует профессиональные образовательные программы.
Решение о направленности
рекламации или об отклонении требований
заявителей принимается высшей аттестационной
службой и сообщается им в месячный
срок. Отказ в удовлетворении требования
заявителей может быть обжалован
в судебном порядке. Повторная в
течение двух лет рекламация автоматически
лишает образовательное учреждение
государственной аккредитации. Возобновление
аккредитации осуществляется в указанном
порядке.