Управление образованием

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Тема работы актуальна, т.к. управление системой образования в современной России находится сегодня в процессе модификации. Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). От правильно организованной системы образования в государстве зависит интеллектуальный и научный потенциал государства.
Объект исследования в курсовой работе – управление образованием в Российской Федерации.
Предмет исследования в курсовой работе – система органов управления образованием в РФ.
Цель курсовой работы – рассмотреть правовые основы регулирования управления образованием.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общие положения о системе управления образованием. 5
1.1. Получение образования – право каждого гражданина. 5
1.2. Органы управления образованием………………………………………… 8
1.3. Нормативные акты, регулирующие сферу управления образованием. 19
Глава 2. Государственный и государственно-общественный контроль образовательной и научной деятельности образовательных учреждений. …………………………………………………………………………………….24
2.1. Лицензирование образовательной деятельности. 24
2.2.Аттестация и аккредитация образовательных учреждений. 28
Заключение 36
Библиографический список 38

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 59.65 Кб (Скачать)

 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

 

«Пермский государственный  педагогический университет»

 

кафедра государственно-правовых дисциплин и

методики  преподавания права

 

Курсовая работа

Управление образованием

 

Работу выполнила:

студентка 913 группы

отделения педагогической

юриспруденции

Сединина Анна Витальевна

___________________

                   (подпись)     

 

«Допущена к защите»

Руководитель: _________________

                                    (подпись)

«____» ___________ 2012 г.

 

Дата защиты: «___» _______ 2012г.

Оценка:______________________

Руководитель: ________________

                                    (подпись)

??????????????????????????

 Довгяло Валерий Казимирович

 


 

 

 

Пермь 2012

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Общие положения  о системе управления образованием. 5

1.1. Получение образования – право каждого гражданина.  5

1.2. Органы управления образованием………………………………………… 8

1.3. Нормативные акты, регулирующие  сферу управления образованием. 19

Глава 2. Государственный  и государственно-общественный контроль образовательной и научной деятельности образовательных учреждений. …………………………………………………………………………………….24

2.1. Лицензирование образовательной  деятельности. 24

2.2.Аттестация и аккредитация образовательных учреждений. 28

Заключение 36

Библиографический список 38

Приложение 39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Тема работы актуальна, т.к. управление системой образования в современной России находится сегодня в процессе модификации. Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). От правильно организованной системы образования в государстве зависит интеллектуальный и научный потенциал государства.

Объект исследования в  курсовой работе – управление образованием в Российской Федерации.

Предмет исследования в  курсовой работе – система органов управления образованием в РФ.

Цель курсовой работы – рассмотреть правовые основы регулирования управления образованием.

Задачи для  рассмотрения следующие:

  1. Определить органы государственной власти, отвечающие за национальное образование;
  2. Выявить компетенции органов управления образованием различных уровней, пункты исключительной компетенции каждого из них на основе анализа соответствующих статей законодательства;

Теоретической основой  курсовой работы явились нормативно-правовые акты по теме исследования: Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 г.; ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 1996 г.;Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 г. N 174; Положение о государственной аккредитации высшего учебного заведения, утвержденное постановлением Правительства РФ от 2 декабря 1999 г. №1323 и др.

Структура моей курсовой работы состоит из: 1.введения (в нем отраженыактуальность темы исследования, степень изученности темы, цели и задачи исследования, объект и предмет исследования. 2. Из первой главы, которая состоит из трех параграфов. 3. Из второй главы, состоящей из двух параграфов 4. Из заключения, в котором поводятся итоги по проделанной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общие положения о системе  управления образованием

§1. Получение образования - право  каждого гражданина

Право на образование является одним  из основных и неотъемлемых конституционных  прав граждан Российской Федерации. Понятие об образовании у каждого  индивида глубоко личное, и порой  возникает множество разногласий  – то, что для одного является достаточным уровнем образованности, для другого – минимум, граничащий с безграмотностью.

Легальное определение образования  дается в ФЗ «Об образовании»1: Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного  образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Образование в Российской Федерации  осуществляется в соответствии с  законодательством Российской Федерации  и нормами международного права  и основывается на следующих принципах:

1) гуманистический характер образования,  приоритет общечеловеческих ценностей,  жизни и здоровья человека, свободного  развития личности. Воспитание гражданственности,  трудолюбия, уважения к правам  и свободам человека, любви к  окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного  и образовательного пространства. Защита и развитие системой  образования национальных культур,  региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования,  адаптивность системы образования  к уровням и особенностям развития  и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования  в государственных и муниципальных  образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный  характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Процесс получения образования, как  и любой другой, управляем. На самом  низком уровне (т.е. самом приближенном к процессу обучения) он управляется учителем. На уровне всегосударственном этот процесс находится под контролем национальных органов управления образованием.

Под управлением понимается целенаправленная деятельность субъектов управления различного уровня, обеспечивающая оптимальное  функционирование и развитие управляемой  системы, перевод ее на новый, качественно  более высокий уровень по фактическому достижению целей с помощью необходимых  оптимальных педагогических условий, способов, средств и воздействий.

В соответствии со ст.37 Закона «Об  образовании», в Российской Федерации  создаются и действуют следующие  государственные органы управления образованием:

- федеральные (центральные) государственные  органы управления образованием;

- федеральные ведомственные органы  управления образованием;

- государственные органы управления  образованием субъектов Российской  Федерации.

Постановление Правительства РФ "О  системе государственного управления образованием в Российской Федерации" устанавливает следующую иерархию в системе органов государственного управления:

- Министерство образования Российской Федерации;

- министерства образования республик в составе Российской Федерации;

- управления (главные управления, комитеты, департаменты) образования краев, областей и автономных образований;

- комитеты (департаменты) образования городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Органы управления образованием районов, городов, районов, округов (в городе) могут быть созданы по решению  органов местного самоуправления.

Все вышеназванные ступени органов  управления образованием реализуют  единое руководство системой государственных  учреждений дошкольного, школьного, профессионально-технического, среднего специального, педагогического  и внешкольного образования на федеральном, республиканском, региональном и территориальном  уровнях.

 

 

 

§2. Органы управления образованием

Управление – осознанное, систематическое, специально организованное воздействие  на общество (группу людей) по упорядочению и совершенствованию его социально-деятельной структуры в процессе выработки  и достижения цели2. В системе образования управление выполняет важные функции, включая разработку государственных образовательных стандартов, контроль за деятельностью образовательных учреждений по обеспечению качества образования и др.

Управление образованием представляет собой деятельность органов власти и негосударственных организаций, направленную на повышение эффективности  образования; процесс, регулирующий достижение целей образовательной политики, включающий анализ и оценку сложившейся  образовательной практики, постановку задач управления, планирование деятельности по реализации задач, организация согласованной  деятельности субъектов и контроль3.

Система государственного управления образованием в Российской Федерации  была сформирована в соответствии с  Постановлением Правительства РФ от 9 января 1992 г. Она двухуровневая: включает Министерство образования РФ и соответствующие органы субъектов РФ (министерства в республиках, управления и главные управления, комитеты, департаменты в краях, областях, автономных образованиях и городах Москве и Санкт-Петербурге). В муниципальных образованиях специальные органы управления образованием могут создаваться по решению органов местного самоуправления. Все названные органы управления образованием реализуют единое руководство системой государственных и муниципальных образовательных учреждений на федеральном, региональном территориальном уровнях. Некоторые образовательные учреждения находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти ( Министерства здравоохранения, Министерства внутренних дел и др.), которые осуществляют необходимые управленческие функции в отношении данных учреждений. Выделяют три группы органов управления образованием: федеральные; субъектов Федерации и муниципальные.

Объем полномочий каждой группе предоставлен в соответствии с Законом «Об  образовании». Ст. 28 Закона «Об образовании» относит к компетенции Российской Федерации в лице ее федеральных  органов государственной власти и органов управления образованием важные полномочия:

  1. Формирование и осуществление федеральной политики в области образования;
  2. Правовое регулирование отношений в области образования в пределах своей компетенции;
  3. Установление порядка создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений;
  4. Составление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;
  5. Разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях;
  6. Определение порядка лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений;
  7. Установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов и др.

В ведении субъектов Российской Федерации в области образования  находятся:

  1. Определение особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений;
  2. Формирование государственных органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов (по согласованию с федеральными органами управления образованием);
  3. Установление региональных (национально-региональных) компонентов государственных образовательных стандартов;
  4. Формирование бюджетов субъектов РФ в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования;
  5. Установление дополнительных требований к федеральным образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений и т.д4.

Полномочия органов местного самоуправления в области образования определены ст. 31 Закона «Об образовании». Органы местного самоуправления несут ответственность  за реализацию права граждан на получение  обязательного основного общего образования. В соответствии с Федеральным  законом от 28 августа 1995 г. «Об общих  принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения отнесены и, соответственно, входят в компетенцию муниципальных  органов организация, содержание и  развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и  профессионального образования. Они  обеспечивают ежегодную публикацию среднестатистических показателей  о соответствии федеральным и  местным требованиям условий  осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на соответствующих  территориях. К исключительной компетенции  органов местного самоуправления относятся  планирование, организация, регулирование  и контроль деятельности местных  органов управления образованием, муниципальных образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области  образования; формирование местных бюджетов в части расходов на образование; создание, реорганизации и ликвидации муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечение гражданам возможности выбора образовательного учреждения. Органы местного самоуправления, кроме того, ведут учет детей, подлежащих обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования. Местные органы управления образованием не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции государственных органов управления образованием.

Информация о работе Управление образованием