Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 17:09, курсовая работа
Тема работы актуальна, т.к. управление системой образования в современной России находится сегодня в процессе модификации. Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). От правильно организованной системы образования в государстве зависит интеллектуальный и научный потенциал государства.
Объект исследования в курсовой работе – управление образованием в Российской Федерации.
Предмет исследования в курсовой работе – система органов управления образованием в РФ.
Цель курсовой работы – рассмотреть правовые основы регулирования управления образованием.
Введение 3
Глава 1. Общие положения о системе управления образованием. 5
1.1. Получение образования – право каждого гражданина. 5
1.2. Органы управления образованием………………………………………… 8
1.3. Нормативные акты, регулирующие сферу управления образованием. 19
Глава 2. Государственный и государственно-общественный контроль образовательной и научной деятельности образовательных учреждений. …………………………………………………………………………………….24
2.1. Лицензирование образовательной деятельности. 24
2.2.Аттестация и аккредитация образовательных учреждений. 28
Заключение 36
Библиографический список 38
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Пермский государственный педагогический университет»
кафедра государственно-правовых дисциплин и
методики преподавания права
Курсовая работа
Управление образованием
Работу выполнила:
студентка 913 группы
отделения педагогической
юриспруденции
Сединина Анна Витальевна
___________________
(подпись)
«Допущена к защите» Руководитель: _________________ «____» ___________ 2012 г.
Дата защиты: «___» _______ 2012г. Оценка:______________________ Руководитель: ________________ |
?????????????????????????? Довгяло Валерий Казимирович
|
Пермь 2012
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Общие положения о системе управления образованием. 5
1.1. Получение образования – право каждого гражданина. 5
1.2. Органы управления образованием………………………………………… 8
1.3. Нормативные акты, регулирующие
сферу управления образованием.
Глава 2. Государственный
и государственно-общественный контроль
образовательной и научной
2.1. Лицензирование
2.2.Аттестация и аккредитация образовательных учреждений. 28
Заключение 36
Библиографический список 38
Приложение 39
Введение.
Тема работы актуальна, т.к. управление системой образования в современной России находится сегодня в процессе модификации. Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). От правильно организованной системы образования в государстве зависит интеллектуальный и научный потенциал государства.
Объект исследования в курсовой работе – управление образованием в Российской Федерации.
Предмет исследования в курсовой работе – система органов управления образованием в РФ.
Цель курсовой работы – рассмотреть правовые основы регулирования управления образованием.
Задачи для рассмотрения следующие:
Теоретической основой курсовой работы явились нормативно-правовые акты по теме исследования: Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 г.; ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 1996 г.;Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 г. N 174; Положение о государственной аккредитации высшего учебного заведения, утвержденное постановлением Правительства РФ от 2 декабря 1999 г. №1323 и др.
Структура моей курсовой работы состоит из: 1.введения (в нем отраженыактуальность темы исследования, степень изученности темы, цели и задачи исследования, объект и предмет исследования. 2. Из первой главы, которая состоит из трех параграфов. 3. Из второй главы, состоящей из двух параграфов 4. Из заключения, в котором поводятся итоги по проделанной работе.
Право на образование является одним
из основных и неотъемлемых конституционных
прав граждан Российской Федерации.
Понятие об образовании у каждого
индивида глубоко личное, и порой
возникает множество
Легальное определение образования дается в ФЗ «Об образовании»1: Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.
Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права и основывается на следующих принципах:
1) гуманистический характер
2) единство федерального
3) общедоступность образования,
адаптивность системы
4) светский характер образования
в государственных и
5) свобода и плюрализм в
6) демократический,
Процесс получения образования, как и любой другой, управляем. На самом низком уровне (т.е. самом приближенном к процессу обучения) он управляется учителем. На уровне всегосударственном этот процесс находится под контролем национальных органов управления образованием.
Под управлением понимается целенаправленная деятельность субъектов управления различного уровня, обеспечивающая оптимальное функционирование и развитие управляемой системы, перевод ее на новый, качественно более высокий уровень по фактическому достижению целей с помощью необходимых оптимальных педагогических условий, способов, средств и воздействий.
В соответствии со ст.37 Закона «Об
образовании», в Российской Федерации
создаются и действуют
- федеральные (центральные)
- федеральные ведомственные
- государственные органы
Постановление Правительства РФ "О системе государственного управления образованием в Российской Федерации" устанавливает следующую иерархию в системе органов государственного управления:
- Министерство образования Российской Федерации;
- министерства образования республик в составе Российской Федерации;
- управления (главные управления, комитеты, департаменты) образования краев, областей и автономных образований;
- комитеты (департаменты) образования городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Органы управления образованием районов, городов, районов, округов (в городе) могут быть созданы по решению органов местного самоуправления.
Все вышеназванные ступени органов управления образованием реализуют единое руководство системой государственных учреждений дошкольного, школьного, профессионально-технического, среднего специального, педагогического и внешкольного образования на федеральном, республиканском, региональном и территориальном уровнях.
§2. Органы управления образованием
Управление – осознанное, систематическое,
специально организованное воздействие
на общество (группу людей) по упорядочению
и совершенствованию его
Управление образованием представляет
собой деятельность органов власти
и негосударственных
Система государственного управления образованием в Российской Федерации была сформирована в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 9 января 1992 г. Она двухуровневая: включает Министерство образования РФ и соответствующие органы субъектов РФ (министерства в республиках, управления и главные управления, комитеты, департаменты в краях, областях, автономных образованиях и городах Москве и Санкт-Петербурге). В муниципальных образованиях специальные органы управления образованием могут создаваться по решению органов местного самоуправления. Все названные органы управления образованием реализуют единое руководство системой государственных и муниципальных образовательных учреждений на федеральном, региональном территориальном уровнях. Некоторые образовательные учреждения находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти ( Министерства здравоохранения, Министерства внутренних дел и др.), которые осуществляют необходимые управленческие функции в отношении данных учреждений. Выделяют три группы органов управления образованием: федеральные; субъектов Федерации и муниципальные.
Объем полномочий каждой группе предоставлен
в соответствии с Законом «Об
образовании». Ст. 28 Закона «Об образовании»
относит к компетенции
В ведении субъектов Российской
Федерации в области
Полномочия органов местного самоуправления
в области образования