Управление образованием

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Тема работы актуальна, т.к. управление системой образования в современной России находится сегодня в процессе модификации. Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). От правильно организованной системы образования в государстве зависит интеллектуальный и научный потенциал государства.
Объект исследования в курсовой работе – управление образованием в Российской Федерации.
Предмет исследования в курсовой работе – система органов управления образованием в РФ.
Цель курсовой работы – рассмотреть правовые основы регулирования управления образованием.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общие положения о системе управления образованием. 5
1.1. Получение образования – право каждого гражданина. 5
1.2. Органы управления образованием………………………………………… 8
1.3. Нормативные акты, регулирующие сферу управления образованием. 19
Глава 2. Государственный и государственно-общественный контроль образовательной и научной деятельности образовательных учреждений. …………………………………………………………………………………….24
2.1. Лицензирование образовательной деятельности. 24
2.2.Аттестация и аккредитация образовательных учреждений. 28
Заключение 36
Библиографический список 38

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 59.65 Кб (Скачать)

Субъекты Российской Федерации  в соответствии с их статусом и  компетенцией могут принимать в  области управления образованием законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам  в области образования.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации  в области образования не могут  ограничивать права физических и  юридических лиц по сравнению  с законодательством Российской Федерации в области образования.

Отношения по поводу урегулирования вопросов управления образованием наряду с законодательными актами могут  регулироваться нормативными указами  Президента Российской Федерации, которые  не должны противоречить вышеназванному Закону «Об образовании» и иным федеральным законам. Федеральное Правительство вправе принимать постановления, содержащие нормы, посвященные управлению образованием, но только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами либо указами Президента Российской Федерации.

Так, можно выделить следующие постановления Правительства:

- Постановление Правительства  РФ от 9 января 1992 г. N 21 «О системе  государственного управления образованием  в Российской Федерации»;

- Положение о лицензировании  образовательной деятельности, утвержденное  постановлением Правительства РФ  от 16 марта 2011 г. N 174;

- Положение о государственной  аккредитации высшего учебного  заведения, утвержденное постановлением  Правительства РФ от 2 декабря 1999 г. №1323;

Кроме того, постановлениями Правительства  РФ утверждены и следующие типовые  положения:

- Об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) от 14 февраля 2008 г. N 71;

- О межшкольном учебном комбинате от 30 декабря 1999 г. N 1437;

- Об общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой от 5 сентября 1998 г. N 1046;

- Об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи от 31 июля 1998 г. N 867;

- О кадетской школе (кадетской школе-интернате) от 15 февраля 2010 г. N 117;

- Об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении от 28 августа 1997 г. N 1117;

- О суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах от 30 апреля 2008 г. N 328;

- Об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 28 августа 1997 г. N 1117;

- Об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов от 26 июня 1995 г. N 610;

- Об общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летней подготовкой от 5 сентября 1998 г. N 1046;

- Об образовательном учреждении начального профессионального образования от 14 июля 2008 г. N 521;

- О специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением от 25 апреля 1995 г. N 420;

- Об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста от 19 сентября 1997 г. N 1204;

- Об образовательном учреждении  для детей дошкольного и младшего  школьного возраста  от 19 сентября 1997 г. N 1204;

- О дошкольном образовательном учреждении от 12 сентября 2008 г. N 666.

В комплекс нормативных актов об управлении образованием входят также многочисленные акты соответствующих министерств и ведомств. В отношении таких документов существует общее правило, выраженное в Постановлении Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997г №1009 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». Согласно этому акту нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальному опубликованию в "Российской газете". Официальное опубликование актов осуществляется не позднее десяти дней после их государственной регистрации. При этом акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий.

Основу ведомственных нормативных  документов составляют:

1) акты Минобразования РФ:

- Положение о порядке лицензирования  образовательных учреждений, утвержденное  приказом Минобразования РФ от 17 ноября 1994 г. №442;

- Положение о государственной  аккредитации образовательного  учреждения среднего профессионального  образования (среднего специального  учебного заведения), утвержденное  приказом Минобразования РФ от 2 июля 2001 г. №2574;

- Положение о порядке аттестации  и государственной аккредитации  образовательных учреждений, от 22 мая 1998 г. N 1327;

Глава 2. Государственный и государственно-общественный контроль образовательной и научной  деятельности образовательных учреждений

§1. Лицензирование образовательных учреждений

В соответствии с Федеральным законом  от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных  видов деятельности», к лицензируемым  относятся такие виды деятельности, осуществление которых может  повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и  регулирование которых не может  осуществляться иными методами, кроме  как лицензирование. Действие данного  закона не распространяется на образовательную  деятельность (ст. 1). Применению подлежат нормы Закона «Об образовании», которые  предусматривают необходимость  лицензирования образовательной деятельности, а также соответствующие подзаконные  акты.

Согласно ст. 33 Закона «Об образовании» право на ведение образовательной  деятельности и льготы, установленные  законодательством, возникают у  образовательного учреждения с момента  выдачи ему лицензии.

Положение о лицензировании образовательной  деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 г. N 174,предусматривает, что таковому подлежат все виды образовательной деятельности по различным образовательным программам (общего и профессионального образования), осуществляемые образовательными учреждениями, научными организациями и ведущими профессиональную подготовку образовательными подразделениями организаций. Лицензирование образовательной деятельностью осуществляют: Министерство образования РФ, государственные органы управления образованием субъектов РФ и органы местного самоуправления.

В положении названы все образовательные  учреждения, лицензирование которых  входит в компетенцию Министерства образования:

  1. Образовательные учреждения высшего профессионального образования;

  1. Военные образовательные учреждения;

  1. Находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти учреждения дополнительного профессионального образования, учреждения дополнительного образования для детей и специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением;

  1. Научные организации.

Государственные органы управления образованием субъектов РФ и органы местного самоуправления лицензируют деятельность учреждений, расположенных на территории того или  иного субъекта РФ или муниципального образования, за исключением тех, лицензирование которых отнесено к компетенции  Министерства образования.

Филиалы образовательных учреждений получают отдельную лицензию. Лицензирование образовательной деятельности учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений) осуществляется лицензирующими органами в зависимости от уровня реализуемых  образовательных программ.

В приложении к лицензии на осуществление  образовательной деятельности указываются:

  1. Перечень образовательных программ, направлений и специальностей подготовки;

  1. Их уровень и нормативные сроки освоения;

  1. Квалификация, которая будет присвоена выпускникам;

  1. Контрольные нормативы;

  1. Предельная численность обучающихся.

Помимо общеустановленных документов, обязательных при лицензировании любых  видов деятельности (справки о  постановке на учет в налоговом органе, копии устава и т.д.), образовательное  учреждение предъявляет лицензирующему органу:

  1. Перечень дисциплин, входящих в каждую заявленную образовательную программу, с указанием объемов аудиторной нагрузки студентов;

  1. Сведения о :

- обеспеченности учебной  литературой;

- материально-технической  базе;

- кадровом обеспечении;

- наличии у соискателя  лицензии зданий, сооружений для  осуществления деятельности и  их соответствии гигиеническим  требованиям и др.

Решение о выдаче лицензии принимается лицензирующим органом  на основании заключения экспертной комиссии, созданной этим органом. Членами  экспертной комиссии не могут быть лица, состоящие в трудовых или  гражданско-правовых отношениях с соискателем  лицензии, а также имеющие с  его руководителями или иными  работниками близкое родство  или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов)10.Экспертиза устанавливает соответствие условий осуществления образовательного процесса государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, укомплектованности кадров и т.д. федеральные лицензионные требования устанавливаются  Постановлением Правительства от 17 октября 2009 г. № 837 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности образовательных учреждений».

Срок рассмотрения заявления  о выдаче лицензии и создания экспертной комиссии не может превышать 20 дней, а экспертиза должна быть проведена  в течение 30 дней с момента создания экспертной комиссии. Общий срок лицензирования не может превышать 60 дней с момента  регистрации заявления. Лицензия выдается на срок, не превышающий 6 лет. По заявлению  соискателя она может быть выдана на меньший срок11.

Отрицательное заключение экспертизы служит основанием для отказа в выдаче лицензии. Оно может быть обжаловано учредителем в суде, как  и отказ в выдаче лицензии, в  установленном законом порядке.

При реорганизации, связанной  с изменением организационно-правовой формы образовательного учреждения, его статуса, а также при ликвидации учреждения лицензия теряет юридическую  силу и считается аннулированной. Если реорганизация не связана с  изменением организационно-правовой формы, как и в случае изменения наименования, места нахождения и при утрате лицензии, она может быть переоформлена  по заявлению образовательного учреждения. При этом экспертиза не проводится. Лицензирование деятельности по вновь  открываемым образовательным программам проводится независимо от наличия у  соискателя лицензии по другим образовательным  программам. Перечень новых образовательных  программ включается в приложение к  действующей лицензии.

Лицензирующие органы вправе контролировать деятельность учреждения, приостановить действие лицензии полностью  или в части при выявлении  нарушений, невыполнении лицензиатом  требований об их устранении. Лицензия может быть аннулирована судом по заявлению лицензирующего органа.

Не подлежат лицензированию:

а) образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией  и выдачей документов об образовании  и (или) квалификации;

б) образовательная деятельность по реализации программ профессиональной подготовки, осуществляемая по направлениям деятельности федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится  образовательное учреждение12.

§2. Аттестация и аккредитация образовательных учреждений.

Основными формами проверки и подтверждения качества образовательных  услуг, оказываемых образовательными учреждениями, являются государственные  аттестация и аккредитация этих учреждений.

Информация о работе Управление образованием